Внеклассное мероприятие для 5 класса "Покормите птиц зимой!"
классный час (5 класс) на тему

Яковенко Валентина Алексеевна

Мероприятие состоит из 2-х частей: первая часть - это познавательная игра, а вторая практическая. Ребята рассказывают как правильно изготовить кормушку, подобрать корм для птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokormite_ptits_zimoy.docx77.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№14»

Предгорного муниципального района

Ставропольского края

Сценарий внеклассного мероприятия в 5-а классе

«Покормите птиц зимой»

Подготовила: учитель английского языка Яковенко Валентина Алексеевна

Дата проведения:______13.02.2018____________

посёлок Пятигорский

Покормите птиц зимой

Цели мероприятия:

  • расширить кругозор учащихся, обратить внимание на трудное существование птиц зимой;
  • прививать любовь к природе и воспитывать гуманность, рассказать о пользе птиц, об их охране;
  • провести социологический опрос все ли обучающиеся подкармливают птиц.

Задачи:

  • познакомить с многообразием и особенностями зимующих в наших краях птиц;
  • показать необходимость и способы оказания помощи птицам зимой.

Оборудование:

  • кормушки, изготовленные руками детей, корм;
  • компьютер, проектор, презентация, плакаты.

На доске эпиграф: Покормите птиц зимой

Ход мероприятия:

Учитель: В рамках акции «Покормите птиц зимой» мы проводим наше мероприятие.

Как хорошо в краю родном

Зимой, когда, как мех,

Леса, луга и все кругом

Покроет пышный снег.

                          Ф.Миронов.

Учитель:

- Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям теплые шубы. Стоят в одинаковых нарядах. В переменах, которые несет зима, есть свои прелести: чистейший пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей, какая-то особая легкость бодрящего воздуха и ко всему этому – великий покой, разлившийся в природе.

  Однако для животных и птиц наступила суровая пора.

- Сегодня мы собираемся поговорить о птицах. Но чтобы наша беседа прошла весело и занимательно, мы проведём наше мероприятие в виде игры. Для этого нам нужно разделиться на 2 команды, и поможет нам в этом наша волшебная ромашка, которая всегда нам в этом помогает. Сейчас каждый из вас возьмёт лепесток, на обратной стороне которого вы узнаете название вашей команды. Итак, формируем наши команды. ……….

- Мы рады приветствовать команду №1 «Воробей» и команду №2 «Дятел»

Но у каждой команды должен быть девиз. Сейчас вы получите конверт с отдельными словами. Ваша задача из этих слов составить свой девиз.  И на это вам 2 минуты. Пожалуйста, время пошло. …..

- Название есть, девиз имеется, на столе у вас бумага и цветные карандаши, ножницы. За 2 минуты придумайте и нарисуйте эмблему вашей команды.,,,,,,

Пока художники будут выполнять свою работу, мы проведём следующий конкурс.

-А следующий наш конкурс «Разминка»

Я по – очереди буду задавать вам вопросы, а вы на них отвечать. За каждый правильный ответ вы получите 1 очко.

1. В названии какой птицы сорок букв «А» (сорока)

2. Где гнездятся скворцы кроме скворечников? (дупла)

3. Как называется наука, изучающая птиц? (орнитология)

4. Как называется самец вороны? (ворона)

5. Какая птица в течение года свой цвет меняет? (белая куропатка)

6. Какая птица носит фамилию писателя? (гоголь)

7. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (стрижи)

8. Какова температура тела большинства птиц? (41 градус)

9. Какого цвета самый крупный дятел? (чёрный)

10. Какую птицу называют «пернатой кошкой»? (сова)

11. Птица, которая умеет по стволу дерева передвигаться как вверх, так и вниз? (поползень)

12. Самая большая птица в мире? (африканский страус)

13. Самая маленькая птичка Карелии? (королек)

14. У какой птицы самый длинный язык? (дятел)

15. Птенцы какой птицы шипят из гнезда, как змеи? (вертишейки)

16. У какой птицы 2 пальца на ногах? (африканский страус)

17. Какая птица не летит на юг, а идет? (коростель)

18. Птица, на которой можно ездить верхом (страус)

19. Почему весной скворцы, галки садятся на лошадей, коров, овец?
(Выщипывают шерсть из животных для подстилки гнезд)

20. Какая певчая птица может нырять на дно водоема и бегать по дну? (оляпка)

21. Какая птица поет только высоко в небе? (жаворонок)

22. Эта птица никогда не вьёт гнезда для своих птенцов.(кукушка)

Следующий конкурс №3 называется «Почтовый ящик»

У нас опять два конверта с письмами от наших пернатых. Каждая команда выбирает конверт, изучает его и называет нам о ком идёт речь.

Письмо №1.

Я красивая птица. У меня на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса - галстучек. Крылья и хвост серые, спина желто- синяя, а брюшко- жёлтое.

Летом я питаюсь насекомыми, а зимой подбираю любые зёрнышки. Название получила из- за синих перьев на теле.(Синица)

Письмо №2.

Я маленькая подвижная птичка, с округлой головой, короткой шеей, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый к концу заострённый. Спокойно переношу холод. Когда мне холодно, я прячу лапки в пушистое оперенье своего брюшка. Мы чистоплотные, постоянно прихорашиваемся, охотно купаемся в снегу. (Воробей)

Конкурс №4 называется «Птичьи разговоры»

Посмотрите на экран и приведите всё в порядок. На столах у вас табличка. Слева у нас название птиц, а справа звуки, которые они издают. Найдите соответствия.

Гуси

крякают

Соловьи

кричат

Журавли

      гогочут

Утки

      свистят

Вороны

      ухают

Ласточки

      воркуют

Голуби

      каркают

Синицы

      щебечут

Совы

      чирикают

Воробьи

       пищат

Гуси

гогочут

Соловьи

свистят

Журавли

кричат

Утки

крякают

Вороны

каркают

Ласточки

щебечут

Голуби

воркуют

Синицы

пищат

Совы

ухают

Воробьи

чирикают

        

Следующий конкурс №5 « Птичьи профессии»

Вы опять видите таблицу. Найдите соответствия профессий и птиц:

  • Птица-рыболов
  • соловей
  • Птица-плотник
  • ласточка
  • Лесная кошка
  • поползень
  • Птица-строитель
  • баклан
  • Птица-акробат
  • иволга
  • Пернатый солист
  • кукушка
  • Ночной хищник
  • дятел
  • Легкомысленная мамаша
  • сова

  • Птица-рыболов
  • баклан
  • Птица-плотник
  • дятел
  • Лесная кошка
  • иволга
  • Птица-строитель
  • ласточка
  • Птица-акробат
  • поползень
  • Пернатый солист
  • соловей
  • Ночной хищник
  • сова
  • Легкомысленная мамаша
  • кукушка

Следующий конкурс 6  «Семь птиц».

На экране и у вас на столах текст, в котором запрятались названия наших пернатых друзей. Я даю вам 2 минуты, за которые вы должны найти семь названий птиц и записать их на листочке. ……..

Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вышла, убрала в углу мусор. Оказалось, тут удобное место, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая высоко, лучше для мелких птичек, а над ней ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.

Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вышла, убрала в углу мусор. Оказалось, тут удобное место, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая высоко, лучше для мелких птичек, а над ней ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.

А теперь Конкурс  7 "Сложи пословицу" (пословицы разрезаны)

На экране вы видите пословицы, но они разделены на 2 части. Соедините эти части и прочитайте пословицы.

  • Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  • Как сорока хвостом, так болтун языком.
  • Осенью и у воробья пир.
  • И сова своих детей хвалит.
  • Птицы сильны крыльями, а люди - дружбой.
  • Всякая пташка хлопочет - своего гнезда хочет.
  • Птице даны крылья, а человеку - разум.

Конкурс 8 «Живые синонимы»
Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Я буду обращаться к каждой команде по – очереди.  Итак, продолжите.
Каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Могучий, как… (орёл).
2. Вольный, как… (птица).
3. Мудрый, как… (ворон).
4. Вороватый, как… (сорока).
5. Важный или спокойный, как… (гусь).
6. Важный или надутый, как… (индюк).
7. Верность… (лебединая).
8. Любовь и нежность… (голубиная).
9. Ярко, вызывающе одетый, как… (павлин).
10. Длинноногий, как… (журавль).
11. Большеглазый, как… (филин).
12. Желторотый, как… (птенец, цыплёнок).
13.Взгляд хищный, как у… (ястреба).
14. Взгляд зоркий, как у… (сокола).
15. Нос с горбинкой, или… (орлиный).
16. Нос приплюснутый, или… (утиный).
17. Шея красивая, или… (лебединая).
18. Выступать величаво, как «пава», или… (павлин).
19. Плыть (идти плавно)… (лебёдушкой).
20. Болтать или трещать, как… (сорока).
21. Щебетать, весело переговариваться, как… (воробей, птичка).
22. Ворковать, как… (голубь).
23. Накаркать (накликать беду), как… (ворона).
24. Долбить (говорить одно и то же), как… (дятел). 

Молодцы! А теперь конкурс 9 «Найди сходство»
Необходимо найти такую отличительную черту птицы, которая сближает ее с объектом, указанным в вопросе. 
Что общего между: 


1) Сорокой и ювелиром? (сорока так же любит блестящие вещи) 
2) Совой и человеком? (бинокулярное зрение) 
3) Колониальными птицами и колхозным рынком? (Многие колониальные птицы живут “птичьими базарами”. Колхозный рынок в простонародье также называется базаром). 
4) Ремезом и варежкой? (Гнездо ремеза похоже на варежку: оно плетется из ивового пуха и очень теплое). 
5) Иволгой и кошкой? (Крик иволги похож на крик кошки) 
6) Зимородком и мышью? (Оба живут в норах) 
7) Голубями и конфетами? (Птичье молоко) 
8) Глухарем и кукурузными палочками? (Зимние экскременты глухаря похожи по форме на кукурузные палочки).

Конкурс  10 «Заморочки из бочки» 
Каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Эту птицу знает каждый. На шесте ее дворец. Червяков птенцам таскает, суетясь с конца в конец (скворец)
2. Он в мундире ярком, шпоры для красы, днем – он забияка, поутру – часы (петух)
3. Все стучит, деревья долбит. Но их не калечит, а только лечит (дятел).
4. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая (сорока)
5. Красногрудый, чернокрылый любит зернышки клевать. С первым снегом на рябине он появится опять (снегирь)
6. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет крошки собирает (воробей)
7. Еще в низинах снег и лед, но небеса весенние, а он летает и поет блистая оперением (жаворонок)
8. Угадайте, что за птичка – темненькая невеличка? Беленькая с живота, хвост раздвинут в два хвоста (ласточка)
9. Щиплет, а не рак, шипит, а не гадюка (гусь)
10. Днем спит, а ночью летает, прохожих пугает (сова)
11. Без рук, без топоренка построена избенка? (гнездо)
12. Я весь день ловлю жуков, поедаю червяков, в край далекий не летаю, под карнизом обитаю (воробей)
13. В воде купался, а сух остался (гусь)
14. Он по-рабочему одет, удобно, просто, ловко. На нем малиновый берет и пестрая спецовка (дятел)
15. Летать летаю и птиц всех забиваю (орел)
16. В болоте плачет, а из болота не идет (кулик)
17. В синем небе голосок будто крохотный звонок (жаворонок)
18. На шесте – дворец, во дворце – певец (скворец)
19. Проживает в странах жарких, а не в жарких – в зоопарках. И спесив он, и хвастлив, потому что хвост красив. Им любуется он сам и показывает нам (павлин)
20. Может и свариться, может и разбиться, если хочешь, в птицу может превратиться (яйцо)
21. Не ворона, не лисица , как зовется эта птица? Примостилась на суку – раздалось в лесу «ку-ку» (кукушка)
22. Листья падают с осин, мчится в небе острый клин (журавли)
23. Что с земли легко поднимешь, а далеко не закинешь? (пух, перо.)
24.Упадет, разобьется – никакой кузнец не скует (яйцо)
25.Без рук, без топоренка построена избенка (гнездо)
26.Из живого – мертвый, из мертвого – живой (курица – яйцо – цыпленок)
27.В воде купался – сухим остался (гусь)
28.Пестрая крякуша ловит лягушек (утка)
29.Днем спит, ночью летает, прохожих пугает (сова)
30.У кого дитя еще не родилось, а уже отдано на воспитание? (у кукушки)
 27.В воде купался – сухим остался (гусь)
28.Пестрая крякуша ловит лягушек (утка)
29.Днем спит, ночью летает, прохожих пугает (сова)
30.У кого дитя еще не родилось, а уже отдано на воспитание? (у кукушки)

Конкурс 12  «Когда так говорят?»

  • Короче воробьиного носа. (Очень маленький)
  • Белая ворона. (Человек, который сильно отличается от других).
  • Курица лапой. (Неразборчиво, неряшливо)
  • Как с гуся вода. (Безразлично, всё нипочём).
  • Стреляный воробей (Опытный, бывалый человек)
  • Считать ворон (Лодырничать)
  • С гулькин нос (Небольшой по размерам, по величине, по количеству).
  • Ворона в павлиньих перьях (Человек, безуспешно старающийся казаться лучше, чем он есть).
  • Курам на смех (Очень смешно, нелепо).

Учитель: Первая часть нашего мероприятия закончилась и нам пора подвести итоги, кто же оказался победителем в нашем условном сражении. (Пока участники подсчитывают свои баллы, звучат голоса птиц)

Учитель: Переходим ко второй части нашего мероприятия.

 Что делать?

Да, зимой страшен не холод, а голод. Из 10 птичек выживает 2-3 всего. А чтобы этого не произошло, мы люди должны помогать им.  Как?

Ученик 1: Конечно же, развешивая кормушки и подкармливая птичек.

- Но что делать, если папа на работе, а кормушку хочется сделать прямо сейчас? Можно воспользоваться подручными средствами, т.е. взять пакеты из под молока, кефира, сока или взять пластиковые бутылки, ведёрки, коробки от конфет. Давайте посмотрим, а какие у нас получились кормушки, которые мы  сделали сами?

 ( Каждый ребёнок показывает свою кормушку и рассказывает, как он её сделал)

Учитель: мастер – класс по изготовлению кормушки

Учитель:

- Ребята, а вы знаете, как нужно правильно крепить кормушки?

Ученик 2:

  • Укрепляя не обламывать ветки, не повреждать стволы деревьев.
  • В кормушке не должно быть снега.
  • Не бросать возле кормушки пакеты, банки, в которых приносите корм.
  • Следить, чтобы корм в кормушке был постоянно.

Ученик 3:

 А я ещё знаю, что если вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зёрна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая должна  работать и весной, пока не появится первая зелень.

Учитель: Необходимо также знать, чем нужно кормить птиц.

- Чем кормятся птицы? Кто – нибудь знает?

Ученик 4:

Я прочитал, что кормить птиц можно только белым хлебом, а вот чёрный опасен. У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несолёное сало, сыр и мясо. Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки.

Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо- семечки подсолнуха. Умные птицы не глотают семечки целиком, а мастерски выклёвывают зёрнышко. 

- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.

- Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.

- Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.

- Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.

- Семена репейника – основной корм щеглов.

- Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все зерноядные птицы.

- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.

- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.

- Сыро (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.

- Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.

Учитель: Молодец! Ты очень подробно рассказала, чем нужно кормит птиц.

Сегодня мы поговорили о разных зимующих птицах. С наступлением холодов птицам трудно добывать себе корм, поэтому мы всегда должны помнить об этом.

Учитель: Ребята подготовили небольшие сообщения о зимующих птицах, послушайте их.

  • Снегирь - очень красивая птица. Она в ярко- красных нарядах. Снегири не суетятся и не торопятся.

Они ещё и галантны. Самцы, как бы не были голодны, всегда уступят лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака. Летают снегири легко и красиво. Они обычно держатся стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку.

  • Синица - это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса - галстучек. Крылья и хвост серые, спина желто- синяя, а брюшко- жёлтое.

Точно живые цветы, с весёлым писком и свистом пролетают синицы. Бойко перескакивают они с сучка на сучок. Летом они питаются насекомыми, а зимой подбирают любые зёрнышки. Название они получили из- за синих перьев на теле.

  • Воробей- это маленькая подвижная птичка, с округлой головой, короткой шеей, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый к концу заострённый. Спокойно переносит холод. Когда им холодно, они прячут лапки в пушистое оперенье своего брюшка. Они чистоплотные, постоянно охорашиваются охотно купаются в снегу. Знаете ли вы, что воробей назван так давным- давно за то, что стаи полевых воробьёв, могли опустошать огромные поля. Люди, разгоняя стаи этих маленьких птичек, кричали: "Вора бей".

Так и остались они воробьями, хотя давно уже ничего не опустошают.

  • Дятел - у этой птицы красивое пёстрое оперенье: верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Это одна из очень полезных птиц наших лесов. В отличие от других насекомоядных, он никогда не улетает на зиму, работая круглый год по уничтожению вредителей. Питается дятел летом древесными насекомыми, а зимой - семенами хвойных деревьев.

Ученик 5:

Покормите птиц зимой!
Путь со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Ученик 6: В рамках нашего проекта, мы провели социологический опрос «Всегда ли вы подкармливаете птиц зимой!»

81 % ответили «Да», 9% «Да, но не всегда», 10 % «Нет». Есть над чем подумать.

Учитель: Давайте не забывать о зимующих птицах и помогать им выживать в холодное время. Мы должны не только подкармливать птиц, но и позаботиться о птичьих домиках.

Ученик 7: Я хочу сказать, что зимняя подкормка птиц- довольно старая традиция. Первыми инициаторами её были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое- чем разжиться - различные отходы, либо то, что плохо лежит. Зимой даже типичные лесные птицы начинают тянуться к к человеческому жилищу. Голод- не тётка, и он заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности.

Подкармливая птиц, до весны их доживёт значительно больше.

Богаче будут их леса и парки. Кроме того, не стоит забывать об эстетической и моральной стороне. Какое удовольствие для любителя природы наблюдать за птицами возле кормушки.

Тем более, что зимой они лучше идут на контакт с человеком. Можно приучить даже брать пищу с рук. Помощь птица зимой помогает воспитывать у людей доброту, душевную щедрость.

Учитель: 

- Ребята, давайте возьмём кормушки и синичники, которые вы изготовили  и развесим их на деревьях, чтобы птицам не было голодно и холодно зимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие " Позаботимся о птицах"

Внеклассное мероприятие можно использовать на классных часах, в качестве экологического мероприятия....

Внеклассное мероприятие "Экологические группы птиц"

В презентации показаны основные экологические группы птиц по способу питания. Презентация может использоваться в урочной и внеурочной деятельности....

Внеклассное мероприятие, викторина День птиц

Очень интересная и занимательная викторина о братьях наших меньших о птицах. Интересные конкурсы и вопросы, а также мини проектная работа - сделай кормушку....

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню птиц "Птичий марафон"

Внеклассное мероприятие в виде игры "Птичий марафон" направлен на  расширение знаний учеников о птицах, их особенностях, поведении, многообразии. Целевая аудитория - учащиеся 7-х классов.Задачи:н...

" В мире птиц" ( внеклассное мероприятие, посвященное Дню птиц)

Сценарий познавательного урока-игры " В мире птиц" содержит много конкурсов, познавательного материала о птицах. Материал разбит на мини-уроки обобщенные единой темой " Птицы"...

Внеклассное мероприятие «В мире Птиц»

Внеклассное мероприятие «В мире Птиц» посвящено Международному Дню ПТИЦ.Цель: - содействие формированию у детей познавательного интереса, воспитанию бережного отношения к природе....