Выступление на общешкольном родительском лектории
материал на тему

Вялых Элеонора Леонидовна

Данный материал поможет классным руководителям по теме "Роль семьи  и школы в формировании чувства взрослости и толерантности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_lektorii_2017-2018_uch_god.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи  и школы в формировании чувства взрослости и толерантности.

        

 

«Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья». Но как писал Макаренко “семьи бывают хорошие и семье бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитает, как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание”. Большую часть дня ребенок проводит в школе, поэтому воспитание должно опираться на педагогический треугольник обучающийся - преподаватель - семья.

         Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль в формировании их  взрослости и толерантности играет семья и школа, так как семья и школа — это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания.

Чувство взрослости – особая сторона самосознания. Оно проявляется в желании, чтобы и взрослые и сверстники относились к личному новообразованию подростка как к взрослому человеку, в стремлении к равноправию во взаимоотношениях с взрослыми и к самостоятельности (в желании оградить себя от вмешательства др.). Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться ребенок, какой характер приобретает его самостоятельность. Однако при этом возникает еще одна проблема - пределы этой самостоятельности. Очень часто право на самостоятельность подросток представляет себе как ничем не ограниченную свободу по принципу: «что хочу, то и делаю». Однако самостоятельность подростков не может быть абсолютной. Подростковый период - это переход к взрослости, но еще не взрослость. Поэтому нужно найти форму отношений, обеспечивающую такую степень самостоятельности, которая, с одной стороны, была бы обусловлена возможностями подростка, а с другой - допускала бы влияние взрослого.

Теоретически это положение вполне понятное, но практически его реализовать очень трудно. Среди всех возможных форм отношений подростка и взрослого самой близкой к идеальной является сотрудничество, которое позволяет взрослому поставить подростка в положение сначала необходимого помощника, затем, в силу его возможностей, -товарища, коллеги. 

Виды взрослости:

  1. Подражание внешним признакам взрослости – вредные привычки, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, приемы кокетства, способы отдыха, развлечения, ухаживания. Это самые опасные способы достижения взрослости, подражание стилю веселой, легкой жизни.
  2. Равнение подростков-мальчиков на качества настоящего мужчины. Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.д. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом.
  1. Социальная зрелость – возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в деятельности, где подросток становится помощником.
  1. Интеллектуальная взрослость – выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Значительный объем знаний у подростков – результат самостоятельной работы. Учение приобретает личный смысл и превращается в самообразование.

Чтобы нам с вами вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы преподаватели и родители действовали как союзники, делясь с детьми добротой, опытом и знаниями.

Взаимоотношения семьи и школы  важны не только в первые годы пребывания ученика в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь именно в школе у ученика появляется шанс для самовыражения.

У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.

Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга. Существует такое слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Толерантность – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться, принимать существование кого-то, считаться с мнением других, уметь договариваться.

Наукой убедительно доказано, что толерантными не рождаются, это качество воспитывается. Очевидно, то, каким станет человек, миновав детство зависит от его индивидуальных возможностей, задатков, семьи и того опыта, который ребенок получит в семье, от знаний и опыта, полученных в образовательных учреждениях, от его друзей и среды, т.е. в целом общества.

Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.

Отсюда – ряд правил воспитания:

1.Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

2.Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное

напряжение.

3.Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

4.Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно

В этом случае у ребёнка будут развиваться черты толерантной личности:

- терпение,

- умение владеть собой,

- доверие,

- чуткость,

- способность к сопереживанию,

- снисходительность,

- расположение к другим,

- чувство юмора,

- терпимость к различиям,

- доброжелательность,

- гуманизм,

- любознательность,

- умение слушать,

- несклонность осуждать других,

- альтруизм.

Толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Давайте запомним правила, которые необходимо выполнять и детям и родителям.

Чтобы не ссориться, нужно:

- Стараться понять друг друга в любой ситуации.

- Никогда не повышать голос друг на друга.

- Уметь дать совет, выслушать совет другого.

- Уметь поддержать в трудную минуту.

- Доверять друг другу.

- Уметь слышать и слушать.

Толерантность — это следование «золотому правилу»: относись к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Желая себе только хорошего, надо желать хорошего другим.

  • С раннего возраста ребенок должен понимать, что рядом с ним есть дети других национальностей, у которых необычные имена и которые разговаривают на другом языке.
  • Школьник должен знать, что люди живут в разных странах и говорят на разных языках. Важно объяснить ему, что не всем людям живется хорошо в своих странах, и они вынуждены покидать родину и менять место жительства. Необходимо учить ребенка быть открытым, уважать достоинства лиц другой национальности, уметь вести конструктивный диалог.
  • Воспитывайте в ребенке тактичное отношение к престарелым людям, к соседям, одноклассникам.
  • Учите уважать разные характеры, темпераменты, манеры поведения, школьные порядки. Не позволяйте детям обижать слабых.
  • Объясните ребенку, почему нельзя использовать в общении обидные клички (связанные с национальностью или физическим недостатком), искать «козла отпущения», решать проблемы с помощью кулаков.
  • Учите детей уважать религиозные взгляды других, взаимодействовать с людьми, имеющими разное мировоззрение, уважать чужие традиции и обычаи. Объясните детям то, что неуважение чужой культуры способствует разобщению и возникновению конфликтов между людьми.

Школа может помочь иногда при решении многих вопросов воспитания. Но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть.

Каким вырастет ребенок, во многом зависит от родителей, какое он занимает положение в семье.

Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети-свидетели. А может они учатся жить у жизни.

У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок. Школа - что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано. Реальные поступки - вот что формирует поведение ребенка, а не слова и нравоучения.

Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья.

         Свое выступление хочу закончить словами В. Г. Белинского: «Нет ничего бесполезнее и даже вреднее, как наставления, хотя бы и самые лучшие, если они не подкрепляются примерами, не оправдываются в глазах ученика всею совокупностью окружающей его действительности»

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: "О пользе чтения"

Вниманию родителей было представлены результаты анкетирования обучающихся, а также даны очень эффективные советы как приучить своего ребенка к чтению книг....

Выступление на общешкольном родительском собрании "Быть рядом с ребенком"

Каждый родитель хотел бы воспитатьсовего ребенка, чтобы он стал его счастьем и гордостью. Быть родителем нелегкий труд.Русская пословица говорит : "Не мы на детей походим, а они на нас"...

Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: Вред пива и пивной алкоголизм.

Цель данного выступления: Показать опасное влияние алкоголя на здоровье человека. Сформировать у родителей представление о вреде пивного алкоголизма. Показать отрицательное влияние алкоголя...

Выступление на общешкольном родительском собрании

Азбучные истины Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не пере...

Выступление на общешкольном родительском собрании

Выступление на общешкольном родительском собрании...

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме "Информация о детском телефоне доверия"

Разработка выступления на общешкольном родительском собрании уполномоченного по правам ребёнка по теме "Информация о детском телефоне доверия" включает в себя презентацию и сопроводительный текст к не...