Родительское собрание в рамках «Общешкольного родительского лектория» по теме: «Какие нравственные ценности нужны моему ребёнку»
методическая разработка по теме

Авдушева Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

ГБОУ АО «Вельская СКОШИ»

Родительское  собрание   в рамках «Общешкольного родительского лектория» по теме:

«Какие нравственные ценности нужны моему ребёнку»

Подготовила: Авдушева Светлана Владимировна,

 учитель истории и географии

2 ноября 2012 года

Цель:   ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества.

Форма: беседа с элементами деловой игры и ситуативного практикума.

Участники:  родители обучающихся, воспитатели, администрация.

Оборудование: горшок, вода горячая, соль, масло, игрушечная плита, платок; оборудование для мультимедиа, презентация (Приложение1), карточки, раздаточный материал(Приложение 2)

Предварительный этап: рассадка участников родительского собрания (в форме круглого стола).

Время проведения: 2 ноября 2012 г.

Ход собрания:

  1. Вступительное слово учителя.

Семья – это громкое слово!
Семья – это звонкое слово!
Семья – это слово важное,
Об этом вам скажет каждый.
Семья – это солнце светит,
Семья – это звезды на небе,
Семья – это всё любовь.
Любовь сыновей и отцов,
Любовь дочерей и мам.
Любовь свою дарим вам!...

А.В. Сидорова

- Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня в образовании снова большие перемены. Вся общественность обсуждает введение Федерального образовательного государственного стандарта. И если Вы знакомились с этим документом или слышали о нём в средствах массовой информации, то Вам известно, что на первое место сегодня  ставится духовно-нравственное воспитание, а также сохранение и укрепление здоровья ребёнка.                                      

Итак, тема собрания «Какие нравственные ценности нужны моему ребёнку?» 

Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои поступки.

Нравственные (моральные) ценности —

  1. Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость.
  2.  В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его.
  3. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.

-И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением.

- Что такое ценности? Давайте подберём синонимы, (драгоценности, сокровища).

-  А если эти сокровища зарыты, то это… (клад).

- Клад обычно хранится в неком сундучке или сосуде. У меня тоже есть такой сосуд, горшочек. Он пока пуст, а чтобы оттуда что-то взять, сначала его надо наполнить. И я предлагаю вам за разговором «заварить кашу», складывая туда не совсем обычные продукты, а  наиболее важные нравственные ценности.      

-  Вспомните тот момент, когда в вашем доме появился ребёнок. Какие эмоции вы испытывали?

-  Что природой уже заложено в нём?

- Итак, человек рождается уже с набором задатков: характером, темпераментом, наследственностью. Вода – дар, жизнь. Нальём в наш сосуд воду.

-  Ребёнок подрастает, развивается. В 3-4 года ему становится мало только мамы…

-  Как мы поступаем? Начинаем его развивать.

-  Зачем мы это делаем?

-  Нужно не только развивать его способности, но и умение общаться.  Необходим социум, в нашем случае огонь. Поставим горшок на огонь. 

- Но если огонь сильный, каша пригорит, слабый – крупа будет сырая. Актуально ли это для нашего ребёнка? Да.

- Если родители записывают ребёнка в несколько кружков, школ, секций, у него наблюдается апатия, отсутствие интереса, упадок сил. «Перегорел», - говорят. А если ребёнок развивается только дома в окружении родных, он испытывает трудности в общении со своими сверстниками. Выбрать нужную силу огня или нагрузку для Вашего ребёнку – забота  родителей.

- Нашему маленькому чуду исполнилось 7 лет. Он идёт в школу. Зачем? С какой целью? (Получать знания.) Знания получаем по крупицам.

- Знания – это крупа. Высыпаем в горшок с водой крупу.

- Сразу крупа разварится? Нет. И знания получишь не сразу. Надо время для усвоения этих знаний. Причём у каждого ребёнка свой индивидуальный темп развития, и не надо его всё время сравнивать с другими детьми – этот ребёнок только ваш…

-  А зависит вкус каши от качества самой крупы? Что вы, как родители, можете выбрать, чтобы ваш ребёнок получил качественное образование? (Школу, учителя, программу, дальнейшее профессиональное определение ребёнка…)

-  Что не положили в кашу? (Соль.) Соль – это ошибки, слёзы, неудачи, ссоры.

-  А надо давать ребёнку возможность ошибаться? Зачем? (Только через ошибки приобретается опыт.)

-  Каша почти готова, осталось добавить масло. Масло – любовь, уважение. Говорят, кашу маслом не испортишь, а любовью можно испортить? Да. Любовь может перерасти в гиперопеку. Чрезмерная любовь делает ребёнка ленивым эгоистом, поэтому и здесь важно не переборщить.

(Горшок с кашей накрываю платком)

- Для чего я так делаю? Чтобы сохранить тепло. Таким теплом для каждого из нас является материнская любовь. Недаром в минуты боли мы кричим: «Ой, мамочка!», призывая её на помощь. Любовь матери –  некий оберег, охраняющий нас всю жизнь.

- Все ли ценности мы сложили в этот горшочек? Конечно, нет. Я предлагаю сейчас каждому  представить себе своего ребёнка и выбрать из предложенных качеств те, которые наиболее подходят именно вашему чаду, а может Вы хотели бы  добавить необходимую ценность для вашего ребёнка.  (Из Прил.2)

Написать на «жемчужинах»

(Горшок передаётся по кругу, каждый участник высказывается, добавляя ценности)

- Нашим старшеклассникам был задан вопрос, я спросила их, какие нравственные ценности потребуются им в будущем, ребята ответили следующее:

Нравственные качества

Процент выбора

Доброта

45 %

Честность

40%

Терпение

25%

Отзывчивость

25%

Сочувствие

20%

Сострадание

15%

Никакие не нужны

5 %

        -Среди нравственных качеств, которые ребятам не нужны, были названы: наивность (25%), доверчивость, чуткость и даже честность (5 %).

        Вроде бы всё неплохо, но ведь 5% ребят не признают необходимость для будущей жизни наличие нравственных качеств.

Посмотрите на статистику:

1) На 1 000 браков – до 800 разводов в России

2) 14 тысяч мужчин убили женщин.

3) 200 матерей – убили своих детей.

4) около 4 млн. детей-сирот
2 млн. – заключенных.
3 млн. – наркоманов.

-Она заставляет нас задуматься о том, какой будет жизнь у наших детей. Кто же попадает в зону риска? Почему не у всех складывается жизнь?

Но каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок был успешным, порядочным. Сегодняшние дети – наше будущее, и от того какие мы сегодня приложим усилия для их воспитания будет зависеть наше «завтра».

-  Итак, кашу мы заварили вместе, а вот расхлёбывать будем каждый по отдельности. И нет универсального рецепта воспитания образцового человека.  Трудно объяснить, почему часто в одной семье два ребёнка при одном воспитании получаются разными.

-Семья  воспринимает  и  передаёт  своим  воспитанникам  культурные   и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно  человеческой  духовности;  а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины».

Следует отметить следующие методы и условия нравственного  воспитания ребёнка в семье:

1) Атмосфера  любви.  Лишённый  этого  чувства  человек  не  способен уважать своих близких,  сограждан,  Родину,  делать  людям  добро.

При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая  неразумная  материнская любовь  «забивая  ребёнка  хуже,  чем  розги»,   делает   человека безнравственным потребителем.

2) Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни.  Всякую  ложь,  всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и  быстротой;  и,  подметив,  впадает  в   смущение,   соблазн   и подозрительность. ...»

3) Разъяснение. Воздействие словом.

Слово должно применяться  именно  к  конкретному  человеку,  слово  должно  быть  содержательным,  иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы  слово  воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов.

4) Большой  ошибкой  в  семейном  воспитании  являются  упреки. 

Одни упрекают ребенка в том, что  он  уже  большой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и возраст, и физическую силу. Основное зло в том, что такие упрёки вызывают неверие в себя, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

5) Крайней мерой воздействия В. А.  Сухомлинский  считал  наказание.

Наказание имеет  воспитательную  силу  в  том  случае,  когда  оно убеждает, заставляет задуматься над  собственным  поведением,  над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять  достоинство человека, выражать неверие в него.

6) Порицание. Воспитательная  сила  порицания  зависит  от  моральных качеств,  тактичности  воспитателя.  Надо  суметь,  не   оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку  его действиям.  

7) Очень важным методом  в  воспитании  В.  А.  Сухомлинский  считает

запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении,  учит детей разумно относиться к  своим  желаниям.  «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка  вырастает  капризное  существо,  раб  прихотей  и   тиран ближних.  Воспитание  желаний  –  тончайшая    работа воспитателя,  мудрого и   решительного,   чуткого   и безжалостного». С детства надо  учить  человека управлять  своими желаниями, правильно относиться к понятиям  можно, надо,   нельзя.

8) Необходимо воспитывать  чувства.  Это  значит  и  словом  и  делом вызывать  переживания,  пробуждать  чувства,  умышленно   создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.

9) Регулярный труд  в  присутствии  ребёнка.  Постоянно  наблюдая  за работой взрослых, ребёнок начинает,  имитировать  это  в  игре,  а затем и сам включается в процесс труда как помощник,  и,  наконец, как самостоятельный исполнитель.

10) Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.

11) Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми.  

Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы  не послужить ему примером безнравственного поведения.

12) Родителям необходимо  обращать  внимание  на  целомудрие  семейных отношений.

-Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые воспитала семья. Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы ни старалась школа и педагоги – помочь такому ребёнку жить по законам добра очень трудно.

-Семья должна учить ребёнка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания.

Мы проходим в своей семье школу разных социальных ролей: от сына или дочери вырастаем до дедушки или бабушки, из воспитанников превращаемся в воспитателей. Воздействие в этом смысле родителей на детей – аксиома. Родители несут в свою семью мудрость общения, которая перешла к ним из глубин поколений, из их собственного детства. В своих действиях мы почти всегда воспроизводим педагогический опыт, который приобрели, невольно подражая своим отцам и матерям, своим бабушкам и дедушкам. Поэтому берегите свои семейные ценности, умножайте добрые традиции, берегите себя и детей…

   В заключение, я желаю Вам здоровья и успехов в воспитании наших детей.

Приложение 2

Благоразумие, доброжелательность, мужество,

 справедливость, вера  в Бога, честность,

верность, уважение к старшим, трудолюбие,

патриотизм, доброта, терпение, отзывчивость,

сочувствие, сострадание, доверчивость,

 чуткость, вежливость, ответственность,

независимость, общительность, тактичность,

талантливость, скромность, мудрость,

серьёзность, целеустремлённость.

Десять «нельзя», соблюдение которых являются делом настоящего человека.

  1. Нельзя бездельничать, когда все вокруг трудятся; позорно предаваться праздности, всевозможным увеселениям, когда – ты прекрасно знаешь об этом – старшие поколения заняты трудом и не могут позволить себе отдыха;
  2. Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми – это величайшее святотатство; о старости надо говорить только с уважением; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию, - патриотизм, истинная любовь к женщине и старость;
  3. Нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками; недостойно человеческой мудрости и рассудительности скоропалительно выражать сомнения в истинности того, что советуют старшие; если у тебя просятся на язык какие-то сомнения, придержи их, подумай, рассуди. А потом спроси у старшего еще раз – спроси так, чтобы не обидеть;
  4. Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи… у ровесника твоего есть, а о тебе родители не позаботились; от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего;
  5. Нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает сама себе, - лучший кусочек на столе, лучшую конфетку, лучшее платье.… Умей отказаться от подарка, если ты знаешь, что в вещи, которую тебе дарят, мать отказывает себе; мысль о праве на какую-то собственную исключительность – это яд; отравляющий твою душу; великое счастье – чувствовать нетерпимость к этому яду;
  6. Нельзя делать то, что осуждают старшие, - ни на глазах у них, ни где-то в стороне; каждый свой поступок рассматривай с точки зрения старших: что подумают они; особенно недопустима назойливость, стремление без надобности напоминать о себе, выставлять напоказ свои притязания; мать и отец никогда не забывают о тебе. Если ты не на глазах у них, они думают о тебе больше, чем тогда, когда ты рядом. Помни, что у матери и отца есть свой духовный мир, они иногда хотят остаться в них наедине с собой.
  7. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; в радостные дни праздника никогда не оставляй ее одну; ты сам – твое слово, твоя улыбка, твое общение, - бывает, единственная радость ее бытия; чем ближе закат человеческой жизни, тем острее переживает человек горечь своего одиночества; оставлять одиноким дедушку. Оставлять в одиночестве старика отца, даже если и ты уже станешь стариком, - бесчеловечно, дико. Помни, что в жизни человека наступает такой период, когда никакой другой радости, кроме радости человеческого общения, у него уже не может быть;
  8. Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших, особенно у старика дедушки; не простившись с ними, не дождавшись от них пожелания счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться;
  9. Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего; только дремучий нравственный невежда уподобляется скоту, утоляющему голод в одиночестве и опасающемуся, как бы его сородич, присутствующий при этом, не урвал куска себе; человеческая трапеза – это не утоление голода, не физиологический акт в цепочке обмена веществ. Люди придумали стол не только для того, чтобы ставить ноги под стол, а на стол облокачиваться; за столом происходит интереснейшее духовное общение людей; если ты сумел уговорить старика разделить с тобой трапезу, ты доставил ему большую радость;
  1. Нельзя сидеть, когда стоит взрослый, пожилой человек. Особенно женщина; нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь – пожелать доброго здоровья; в этих правилах этикета заключается глубокая внутренняя сущность – уважение человеческого богатства; не умея уважать его, ты уподобляешься шалопаю, плюющему в прекрасные волны моря; море огромно в своем величии и красоте, твои плевки его ни оскорбят, ни унизят, а, плюясь своими плевками, ты позоришь себя.

         Осуществление десяти нельзя требует большой заботы о гармонии всего воспитательного процесса.

Только не забывайте и о своей роли в формировании настоящего человека: путеводным огоньком может стать лишь тот, кто озаряет путь.

 Сухомлинский В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский лекторий на тему "Подростковый суицид"

Оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида.В  разработке  представлен материал о  проблемах суицида в подростковом возрасте...

Родительский лектории на тему "Режим дня и его влияние на здоровье ребёнка и качество его обучения "

Родительский лектории на тему "Режим дня и его влияние на здоровье ребёнка и качество его обучения "...

Презентация к родительскому собранию в 6 классе "Какие нравственные ценности нужны моему ребенку?"

Задачи собрания: 1. Обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты учащихся 6 класса.2. Формировать у родителей понимание необходимости воспитания нравственных качеств юного поколения,...

Родительское собрание на тему «Духовно – нравственные ценности наших детей».

Цель проведенного собрания: дать рекомендации родителям, как воспитать духовно – нравственные ценности у детей....

Родительский лекторий на тему: Рекомендации родителям по организации для своего ребёнка в семье.

Рекомендации родителям по организации для своего ребёнка в семье....

Родительское собрание по теме: «Какие нравственные ценности нужны моему ребёнку»

Цель:  ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества.Форма: беседа с элементами деловой игры и ситуативного ...

Выступление на общешкольном родительском лектории

Данный материал поможет классным руководителям по теме "Роль семьи  и школы в формировании чувства взрослости и толерантности"...