Родительское собрание на тему «Духовно – нравственные ценности наших детей».
материал (9 класс) на тему

Цель проведенного собрания: дать рекомендации родителям, как воспитать духовно – нравственные ценности у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_dlya_roditeley.docx30.63 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему «Духовно – нравственные ценности наших детей».  

Дата проведения: 4 сентября 2015 г.

Аудитория: родители учащихся 9-в класса МКОУ СОШ №1.

Цель: дать рекомендации родителям, как воспитать духовно – нравственные ценности у детей.

Вопросы, рассматриваемые на собрании:

  1. Лекция для родителей о воспитании у детей духовности и нравственности.
  2. Ознакомить родителей обучающихся с положениями МКОУ СОШ №1.
  3. Отчет родительского комитета о работе в прошедшем учебном году, выборы нового родительского комитета.
  4. Разное.

Ход собрания:

  1. Классный руководитель Беляева Л. Н. выступила перед родителями с лекцией о духовно – нравственных ценностях детей.

Понятие нравственного воспитания очень содержательно. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. В настоящее время молодое поколение воспитывается в основном  реалиями сегодняшнего дня. Какими будут наши дети в завтрашней жизни, зависит от того, научим ли мы их бережно относиться к семье как самой большой ценности для человека.

Формирование семейных ценностей очень важный и сложноорганизованный процесс, требующий больших затрат со стороны всех членов семьи в течение длительного времени. Каждая семья уникальна и неповторима, но  существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопониманиевнимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных традиций.

В современном обществе проблемы семьи всем очевидны. Они перестали быть внутрисемейными и приобрели характер социально-психологического, экономического, демографического, педагогического и правового бедствия в масштабах государства. Пьянство, наркомания, агрессивность и жестокость все более вторгаются в пространство семьи, разлагают семейную жизнь изнутри, поражая общество социальными недугами.

Следует отметить, что среди благополучных семей имеют место семьи из «группы риска», малообеспеченные, многодетные, неполные, злоупотребляющие алкоголь, опекаемые, состоящие на профилактическом учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

Инструментальной основой решения этих важных проблем является комплекс социально-демографических технологий, направленных на укрепление института семьи, повышение рождаемости и обеспечение демографической безопасности страны. Базовой основой этой стратегии является формирование у детей и молодежи семейных духовно-нравственных ценностей.

Человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам не создавал – в семье своих отца и матери. Родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, родственники становятся теми людьми, которые закладывают основы общения, прививают первые трудовые навыки, сопровождают человека в жизни долгое время, определяют особенности мировосприятия. Естественной школой творческого самопожертвования, умения относиться к ближним с почтением и пониманием, поддерживать духовно-нравственную, отечественную традицию может стать семья. Дома человеку впервые открывается, что такое любовь, нежность и забота о близких. Здесь он узнает цену доброте и бескорыстию. Здесь учится любить и сопереживать.

Семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня, это творчество, труд. Дети получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, учатся делать людям приятное, радостное, доброе. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, любовь, помощь и забота. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. Большая роль отводится семье в трудовом воспитании. Дети учатся обслуживать себя, выполнять посильные трудовые обязанности в помощь родителям. Наличие у детей такого важного качества личности, как трудолюбие, есть хороший показатель их нравственного воспитания. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать.

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо… Список поистине неисчерпаем. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием. Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства. Русский писатель и просветитель Николай Николаевич Новиков в 1783 г. в трактате «О воспитании и наставлении детей» писал: «Воспитывай детей твоих счастливыми людьми и полезными гражданами… Вторая главная часть воспитания, имеющая предметом образование сердца и называется учёными нравственным воспитанием.

В современном обществе понятие «духовно-нравственное воспитание» не имеет однозначного толкования, прежде всего, вследствие разных подходов к определению духовности. Общим в многочисленных определениях духовности является разграничение материальных и нематериальных потребностей, устремлений человека. Поэтому духовность рассматривается как совокупность двух потребностей человека: идеальной (познание смысла жизни) и социальной (служение людям). С этих позиций духовность можно представить как фактор самостроительства личности, способности человека сознательно управлять собой и своим поведением, осмысленно регулировать свою деятельность.

Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо само ее развитие. Передаваясь из поколения в поколение, традиции помогают сохранять и воспроизводить ценности, проверенные и утвержденные в культурно-историческом процессе общественных отношений. Традиции непосредственно связаны с духовно-нравственным воспитанием, регулируют и стабилизируют отношения между членами семьи, подготавливают ребенка к жизни в обществе.

Семья – это целостная структура, в которой каждый ее член связан невидимыми эмоциональными и традиционными узами друг с другом. Эти связи помогают ребенку осознать свою принадлежность к роду. Семья является богатейшей хранительницей исторического опыта человечества. Каждая семья имеет свою историю, к которой вольно или невольно приобщает ребенка. Через призму истории родных людей, предков в сознание ребенка входят первые исторические представления о войне и мире, особенностях труда, быта, культуры разных поколений.

Семья обладает потенциалом нравственно-духовного воспитания детей. Но практика воспитания, тревожные статистические данные о росте числа детей, бродяжничающих, скитающихся по вокзалам, подвалам, избитых и изувеченных собственными родителями, коротающих свой век в учреждениях для сирот, говорят об обратном.

Духовно-нравственное воспитание ребенка испокон веков строилось на основе семейных ценностей. Причем первоосновой считалось единство таких ценностей, как супружество, родительство и родство. В этом триединстве, как писал историк, философ B.C. Соловьев, коренится «нравственное начало народа»: преемственность поколений в воспитательной деятельности, почитание старших, особое внимание к малым, воздание чести дому, труду, приобщение детей к истории семьи и семейным традициям, помогающим подрастающему поколению осознать свою роль наследников отечественных ценностей.

Современные глобальные социально-экономические преобразования, обновление общественных отношений неизбежно повлекли за собой изменение нравственных ориентиров, ценностей, всех форм общественного сознания. Поэтому наши современники, особенно молодежь, считают традиционный идеал семьи анахронизмом. При этом упускают из своего внимания те нравственные ключевые принципы семейного взаимодействия, на которых он основывался: любовь, соучастие, верность, взаимопомощь, преданность, почитание родителей, предков. В результате, общественное мнение стало терпимо относиться к распаду традиционного набора семейных ролевых позиций – супружества, родительства, родства, оправдывает и одобряет супружество без детей, родство без наличия братьев и сестер и родительство вне брака, воспитание детей без участия старших родственников и т.д. А это привело к утратам в области духовно-нравственного воспитания детей. Негативно влияет на качество духовно-нравственного воспитания в семье перестановка акцентов в целях воспитания, признание в обществе принципа первичности интересов индивида по отношению к государству, обществу порождает в семейном воспитании ориентации на индивидуализм, примат личных интересов. В результате возникает угроза утраты понимания интересов общества, государства, гражданских обязанностей. Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья - ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети.… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Основные пути и условия формирования нравственности ребёнка в семье

Опираясь на труды педагогов В.А. Сухомлинского, С.И. Варюхиной, М. Климовой-Фюгнеровой и других исследователей, выделим следующие методы и условия формирования нравственных потребностей (нравственного воспитания ребёнка в семье).

Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей. Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции». При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.

Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или, чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности…».

В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Воспитатель должен своевременно перейти от конкретных фактов, событий, явлений к раскрытию обобщенных истин, принципов поведения. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия.

Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать.

Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.

Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.

В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.

И содержание, и тон, и место, и время разговора - всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. В том и заключается мастерство воспитателя (родителя), чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний, побуждая к активной деятельности. «Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке», - писал В.А. Сухомлинский.

Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В.А. Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха. В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

Крайней мерой воздействия В.А. Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка,  вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний - тончайшая филигранная работа «садовода» - воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Таким образом, потворство родителей действует очень вредно. «… Искусство повеления и запрета … даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда».

Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.

Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями.

Регулярный труд в присутствии ребёнка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.

Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми. Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл - значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.

Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений и в связи этим:

а) остерегаться слишком чувственной «обезьяньей» любви к ребёнку, которого они то и дело волнуют всевозможными неумеренными физическими ласками;

б) контролировать проявление взаимной любви в присутствии детей. «Супружеское ложе родителей должно быть прикрыто для детей целомудренной тайной, хранимой естественно и неподчеркнуто», - писал И.А. Ильин.

Духовно – нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье.

 – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются в семье.

Воспитать развитые духовно-нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

Во-первых, родители должны осознавать важность духовно-нравственного воспитания детей в семье.

Во-вторых, родители должны развивать сами в себе нравственные потребности.

В-третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

В-четвёртых, они должны осознавать важность этой задачи для самих себя, а также чётко представлять себе, как и какими методами формировать в детях нравственные качества.

Семья - это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего - Родины».

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Цель и мотив воспитания ребёнка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Нравственность ребёнка - это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Родителям, нужно понимать, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.

  1. Беляева Л. Н.

Уважаемые родители! Начался новый учебный год. Хочу познакомить вас с требованиями, которые должны выполнять наши дети. Прежде всего – это школьная форма одежды, которая обязательна для всех.

Занятия в школе начинаются в 8-00 ч. утра, дети должны быть в классе за 5 минут до начала урока. В нашей школе организовано горячее питание, стоимость – 50 рублей в день. Желающие могут записаться у классного руководителя. У ребенка должен быть дневник, в который он будет записывать домашнее задание.

  1. В состав родительского комитета были предложены кандидатуры Мальцевой И. М., Египко В. И., Свинаренко Е. С. Данные кандидатуры были одобрены, за них проголосовали все присутствующие.
  2. После прослушивания информации родителями было принято решение следить за выполнением детьми Устава школы, постараться создать в семьях благоприятную атмосферу, способствующую духовному развитию детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ.

Проблема духовного и нравственного становления личности. Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять той современной среде, кот...

Презентация к уроку литературы на тему "Духовно-нравственные ценности в рассказе В. М. Шукшина "Чудик"

Презентация к уроку литературы на тему "Духовно-нравственные ценности в рассказе В. М. Шукшина "Чудик"...

Родительское собрание на тему духовно-нравственного воспитания детей с нарушениями интеллекта

В данной статье рассматривается роль семьи и школы в нравственном  воспитании умственно отсталых обучающихся 5 класса...

Открытый урок - круглый стол по теме "Духовно-нравственные ценности молодежи". 2013-2014 учебный год.

Цель: духовно - нравственное развитие учащихся посредством изучения иностранного языка.Задачи:Совершенствование навыков:устной речи (монологической, диалогической и полилогической);лексико-грамматичес...

Родительское собрание по теме: «Какие нравственные ценности нужны моему ребёнку»

Цель:  ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества.Форма: беседа с элементами деловой игры и ситуативного ...

РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ПРОЕКТЕ «ГТО-НИКА»

В статье раскрыта тема с постановкой целей и задач, реальными способа-ми и методами их решения. Рассмотрены ценностные аспекты физической культуры и спор-та для детей и молодёжи. Сделаны конкретные и ...