Вопросы формирования духовно-нравственных ценностей у детей
статья (7 класс)

Найдан Ай-кыс Александровна

Вопросы формирования духовно-нравственных ценностей у детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы формирования духовно-нравственных ценностей у детей

Найдан Ай-кыс Александровна, учитель «МБОУ «Маарская СОШ»

Аннотация: Работа посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания детей.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, подрастающее поколение.

«Стать человеком,

Жизнь посвятить добру,

Беречь красоту как основу жизни»

К.Д.Уткин

Духовно-нравственное воспитание детей во все времена была одной из основных задач государства, образования. Особенно актуальна она в настоящее время. Еще наши отцы, деды и прадеды решали задачу воспитания детей в духе патриотизма, гражданственности и любви к семье. Воспитать духовно-нравственную личность - это значит обрести опору в дальнейшем для будущей семьи, государства и общества.

Программа духовно-нравственного воспитания и всестороннего развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Что такое духовно-нравственные ценности? Духовно-нравственные ценности состоят из двух понятий: духовность и нравственность. В толковом словаре С.И.Ожегова дано следующее определение термину «духовность», духовность-это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. «Нравственность» - это внутренние, духовные качества, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. Какие нравственные качества будут преобладать у него, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых - как они его воспитают, какими жизненными ценностями обогатят.
Духовно-нравственные ценности - это, прежде всего, любовь к своим родным и близким, своей семье и друзьям, к своей Родине. Это ответственность за свои поступки. Это красота, милосердие, справедливость, уважение к старшим, жизненная мудрость, свобода и многое другое.
Процесс духовно-нравственного воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности подростка.

Духовно-нравственное воспитание закладывается в детстве и позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и правильные ориентиры.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. [2]

В.А. Сухомлинский не уставал подчеркивать, что воспитание подрастающего поколения – одна из важнейших задач общества. Изначально ценности начинают закладываться в семье. Сотрудничество педагога и родителей ребенка – необходимое условие нравственного воспитания. [1]

В формировании нравственных ценностей подростков играют средства массовой информации, такие как телевидение и интернет. А именно из фильмов, развлекательных программ, компьютерных игр, различных сообществ в социальных сетях подросток берет примеры того, как нужно жить и строить свои отношения с окружающими. И эти примеры часто имеют негативный характер.

Стремление к личному обогащению, потакание своим прихотям, хитрость и изворотливость становятся мерилом ценности человека и его успешности в жизни. Нередко и семья ребенка, как один из социальных институтов, ответственных за воспитание, не уделяет должного внимания нравственному и духовному воспитанию, что приводит к духовно-нравственной дезориентации. Воспитание всегда сложный большой труд, а духовно-нравственное воспитание один из самых сложных видов этого труда.[3]

Прежде чем воспитывать духовность в других, нужно задать себе вопрос, а имеете ли вы достаточный уровень знаний и пониманий духовности. Сможете ли вы достигнуть хороших результатов в этом деле? Значит, прежде чем воспитывать духовность в других, нужно воспитать себя, ведь мы «в ответе за тех, кого приручили».

Формирование духовно-нравственных качеств определяется, как развитие устойчивой системы ценностей, саморазвитие и самовоспитание личности: милосердие, сострадание, доброта, честность, отзывчивость, справедливость, искренность и порядочность, любовь к Родине, чуткость и толерантность, изучение исторического наследия прошлого, национальных традиций и обычаев. К.Д.Уткин писал «Культура, нравственность, духовность лежат вообще в основе всего».

Концепция нравственного императива К.Д.Уткина «Стать человеком» является базовой идеей понимания духовности, жизненной установкой. Один из нравственных императивов К.Д. Уткина говорит: «Киhилии киhи буол. Киhи киhитэ буол. Киhилээх киhи буол». «Будь порядочным человеком. Будь добрым человеком. Будь уважаемым человеком»

«Добро, как нравственная категория у всех народов было мерилом социальной ценности, духовной высоты человека. Оно выражало суть человека, его поведенческую сущность, роль во взаимоотношениях с людьми. Олицетворяло гармонию духа и тела, её проявление. У якутов оно исходило из глубин религиозных верований»[с.#1090;.4].

В своей книге К.Д.Уткин «Лики духовности», посвященной своей ученице К.Е.Гагариной пишет «Пусть восторжествует кодекс северной мудрости веков; стать Человеком - Жизнь посвятить Добру - беречь красоту как основу жизни».

Эти высказывания мудрого, талантливого во всех смыслах слова человека, я использовала для эпиграфа своей работы, так как такие человеческие ценности как добро, уважение, порядочность являются первостепенными в формировании нравственной культуры человека. Используя в воспитании детей историю из жизни выдающихся людей,прославившие свой край, мы воспитываем чувства патриотизма, почитания и уважения к старшим, любовь к Родине. Традиции и обычаи своего народа помогают формировать преемственность «прошлое-настоящее-будущее», привить подрастающему поколению духовно-культурное и историческое наследие родного края.

К.Д.Уткин писал, что «судьба культуры - судьба народа». Он считал, что мы должны сохранить и передавать подрастающему поколению наши обычаи и традиции, ведь без культурных традиций и обычаев, родного языка нет народа.

Чувство гордости за Родину начинается с любви к родителям, к своей семье, к своему дому, уважения к традициям предков, добра и милосердия, любви к месту, где родился – к своей малой родине. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, прошлому и настоящему.

Не менее важную роль играет труд в духовно-нравственном воспитании детей. На примерах людей, преданных своей работе и любимому делу, мы показываем детям, как благодаря самоотверженному труду человек достигает больших успехов в жизни.

Трудовое воспитание начинается в семье. Важно с малых лет прививать любовь к труду, воспитывая личным примером. Семья должна передать ребенку моральные нормы и образцы поведения.Ребенок впитывает стиль жизни родителей. Не менее важно в форме наказания не применять труд.

«Трудом и только через труд возрастёт личность человека»-вот нравственная мотивация созидательной деятельности педагогов -исследователя, ведущего организатора-общественника К.Е Гагариной. Так пишет о своей ученице Ксенофонт Уткин.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание прививается с детства. семья играет ключевую роль в духовно-нравственном воспитании. Ребенок наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию в школьном возрасте. И нам, педагогам, важно раскрыть богатый внутренний мир ребенка, и заложить необходимые основы нравственных отношений. Так как, развитие духовно-нравственных ценностей поможет ребенку стать успешным человеком и реализовать себя в жизни.

В своей работе по духовно-нравственному воспитанию детей использую следующие методы: анкетирование, изучение обычаев и традиций культуры народов, игры, классные часы, тренинги, совместное проведение праздников, экскурсии, посещение музеев. В 2023 г. я, со своим 6 классом, приняли участие во Всероссийском конкурсе-проекте «Книга города. Истоки», где команды из различных уголков нашей страны представляли свой родной край, свои обычаи и традиции, и заняли почетное второе место. В течение шести месяцев дети выполняли различные задания и проходили в следующий тур. Они научились работать в команде, трудиться во благо всей команды. Узнали обычаи и традиции других народов. Научились ценить и уважать свою культуру. Познакомились с детьми других регионов. Мы имели уникальную возможность посетить город-герой Волгоград. Экскурсии расширяют общий кругозор детей, воспитывают дух патриотизма. Посещая исторические достопримечательности культуры и истории мы воспитываем у детей уважение к памятникам, то есть к памяти, к нашим предкам.

Ежегодно провожу праздник дня дружбы народов, с целью воспитания толерантности и интернационализма, уважению друг друга и обычаям и традициям других народов, населяющих нашу Родину. Познакомила со своей культурой и обычаем празднования тувинского национального праздника «Шагаа». Тесная связь ведется также с родителями детей. Также в школе проводятся различные мероприятия, направленные на духовно-нравственное воспитание детей.

Литература:

1) Статья «Духовно-нравственное воспитание в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского»file:///C:/Users/A/

2) Статья «Концепция духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России»
(Авторы: Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А.)

3)Гуманная педагогика и нравственное воспитание человека

4) Сборник трудов. К.Д. Уткин, Якутск 2014г. (Том 4,стр.88.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Формирование духовно – нравственных ценностей через предмет Духовное краеведение Подмосковья"

Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций в подростковой среде. Проявление бездуховности, нравственного бескультурья заставляет сегодня многих задум...

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

«Формирование духовно-нравственных ценностей детей в системе ДОД»

В сфере дополнительного образования  детей духовно-нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений,  и здесь имеются более   широкие возможности приобщения детей...

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Воспитание - это «притяжение» ребёнка к Истине, Доброй Воле, Красоте Духа.  В коррекционной работе духовно-нравственное воспитание наряду с трудовым приобретает ведущую роль, так как позволя...

Формирование духовно-нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям

Выступление на районных педагогических чтениях "Современные ценности и традиции как основа духовно-нравственного воспитания детей и подростков"...

РМО Представление опыта работы по теме «формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста через использование технологии «Река времени»

Управление образования Тайшетского районаМКУ «Центр развития образования Тайшетского района»    РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕПЕДАГОГОВ ДОО...