Познавательная игра для обучающихся 5-7 классов "Умники и умницы"
презентация к уроку (5, 6, 7 класс) по теме

Иванцова Ольга Ивановна

Материал содержит разработку  познавательной игры для обучающихся 5-7 классов специальной (коррекционной) школы, а также подборку слайдов с заданиями к игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx621.24 КБ
Файл poz._igra.pptx2.5 МБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

Цель: Привитие интереса к изучению русского языка, мотивация познавательных возможностей обучающихся.

Задачи:

  1. Развивать познавательный интерес к русскому языку;
  2. Расширить кругозор учащихся;
  3. Воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе (команде).
  4. Способствовать сплочению коллектива, учить ребят работать в команде, неся ответственность перед всеми членами коллектива.

КОМАНДЫ:

«Знайки» 5 класс                                                      

1.Ушаков Андрей.                                                            

2.Коновалов Евгений.

3.Дружинин Андрей.

4.Попов Лев.

«Умники» 6 класс

1.Викторов Александр.

2.Середа Евгений.

3.Кузьмин Виктор.

4.Алейников Максим.

«Грамотеи» 7 класс

1.Киреева Диана.

2.Самохин Артем.

3.Павленко Данил.

4.Кучерова Татьяна.

ЭМБЛЕМЫ команд:

Ход игры:

Учитель:

-  Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня  мы проведем игру-соревнование  между знатоками русского языка  5, 6 и 7 классов  «Умники и умницы». Думаю, что каждый из нас будет рад погрузиться в удивительный  и богатый мир  нашего родного языка.

Сегодня  играют три команды: «Знайки» - 5 класс, «Умники» - 6 класс, «Грамотеи» -7 класс.

- Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наше соревнование поможет вам найти много таинственного и чудесного, что прячется за словом русский язык.

Сегодня  играют три команды: «Знайки» - 5 класс, «Умники» - 6 класс, «Грамотеи» -7 класс.

- Итак, в путь!

СЛАЙД №1

Конкурс 1. Разминка.  

- Я уверена, все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Сейчас, чтобы немного размяться,  настроить свои головы на более трудные задания, мы будем их вспоминать.

(Учитель зачитывает начало пословицы, а команды по очереди должны продолжить. За верный ответ –1 балл.)

  1. Что посеешь,…(то и пожнёшь).
  2. Без труда…(не вынешь рыбку из пруда).
  3. Кончил дело,…(гуляй смело).
  4. Волков бояться…(в лес не ходить).
  5. С кем поведёшься,…(от того и наберёшься).
  6. Как аукнется-…(так и откликнется).
  7. За двумя зайцами погонишься,…(ни одного не поймаешь).
  8. Любишь кататься- …(люби и саночки возить).
  9. Ученье –свет,…(а неученье-тьма).

Конкурс 2.

«Поэтическая страничка»

Какое время года описывает поэт в стихотворении (слайды 2,3,4,5)

Конкурс 3.   

«Аукцион орфограмм» (слайды 6, 7)

Конкурс 4.   

«Слова-змейки». 

- На доске слова: 1-ой команде  – СОМ , 2-ой- СОН, 3-ей - СОР

(Члены команд (один за другим) подходят к доске записывают каждый по слову (существительные единственного числа, именительного падежа), начинающемуся с последней буквы слов, написанного предыдущим учеником. Например: сом-мост…)

Через две  минуты подводится подсчёт слов. Каждое слово – 1 балл.

Конкурс 5.  

Игра "Доскажи словечко".         

Команды отвечают по очереди.

За каждый правильный ответ – 1 балл

1. Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал ... (конем).

2. Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно ... (карандаш).

3. Кругла, рассыпчата, бела,
На стол на наш с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь, правда, вкусная ... (картошка).

4. Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ... (капуста).

5. Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня? ... (коньки).

6. По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет.
А прохожие глядят во все глаза
- Очень длинная у девочки ... (коса).

7. В яме спит зимою длинной.
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется ... (медведь).

8. В зелёном  поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел
Кто же этот заяц? ... (мел).

9. В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? ... (мышка).

Каждая команда получает по 3 балла.  

Конкурс 6.  «Составлялки».  Вставьте букву, чтобы получилось новое слово.

(слайд №  8)

 Конкурс 7.  ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ.

 «Отгадай загадку».   Кто быстрее отгадает?

1.

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.                    (Алфавит)

2.

Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней
- Станешь вчетверо умней.                 (Книга)

3.

Я то в клетку, 
То в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать...
Что такое я?                                          (Тетрадь)

4.

Я фигурка небольшая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить что соберешься,
Без меня не обойдешься.                     (Вопросительный знак)

5.

Отгадай, что за вещица,
- Острый клювик, а не птица.
Этим клювиком она
Сеет - сеет семена
Не на поле, не на грядке
- На листах твоей тетрадки.                                 (Ручка.)

6.

Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья.                                          (Пятерка.)

Конкурс 8.  «Слова, слова, слова….»

(слайды 9,10)

Конкурс 9.  «Мы знаем пословицы».

(слайды 11,12)

 

Конкурс  10."Алфавит-аукцион"

 Задание предлагается каждому участнику команд, который должен в течение 5 секунд найти ответ, который начинается с указанной буквы.  

А -  экзотический фрукт?

Б – домашнее животное, из шерсти которого вяжут носки, шарфы?

В - дикое животное?

Г – имя девочки?

Д – имя мальчика?

Е –дерево из леса, которое приходит в каждый дом в декабре?

Ж - насекомое?

3 – переход для пешеходов?

И – острый предмет, которым мы шьем?

К –школьная принадлежность?

Л –огородное растение, овощ?

М –единица измерения времени?

Н - рыба?

О - огородное растение?

П - поэт?

Р - школьная принадлежность?

С - родственница?

Т - писатель?

У - профессия?

Ф - первый книгопечатник на Руси?

Х - артист?

Ц - строительный материал?

Ч - единица измерения времени?

Ш - учебное учреждение?

Щ - сказочная рыба-волшебница?

Э - его можно услышать в горах?

Ю - игрушка?

Я - фрукт?

 Конкурс  11. «Представляем, вспоминаем…»

(слайд 13)

Ведущий:

- Интересно ли прошла наша викторина?

- Чем она полезна?

- Что нового вы узнали?

Вот таким занимательным и интересным может быть наш русский язык.

Яркий, как радуга после весеннего дождя;  меткий, как стрелы; задушевный,  как песня над колыбелью ребёнка…

КОМАНДЫ:

«Знайки» 5 класс                                                      

1.Ушаков Андрей.

2.Коновалов Евгений.

3.Дружинин Андрей.

4.Попов Лев.

«Умники» 6 класс

1.Викторов Александр.

2.Середа Евгений.

3.Кузьмин Виктор.

4.Алейников Максим.

«Грамотеи» 7 класс

1.Киреева Диана.

2.Самохин Артем.

3.Павленко Данил.

4.Кучерова Татьяна.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Какое время года в стихотворении? Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный,- Пора, красавица, проснись… Вечор, ты помнишь, вьюга злилась; На мутном небе мгла носилась… (А.С.Пушкин)

Слайд 3

Река огласилась и смехом, и воем: Тут драка- не драка, игра – не игра… А солнце палит их полуденным зноем. Домой, ребятишки! Обедать пора. (Н.Некрасов)

Слайд 4

….первый гром Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом , Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит… (Ф.Тютчев)

Слайд 5

Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца… (А.Плещеев)

Слайд 7

Вставь пропущенные буквы. Воспоминания о зиме. Сосны в… рхушками Мерно к… чали , Лыжи скрипели, вороны кричали, Сани л… тели , Девчонки в… зжали , Клены да ели Навстречу б…жали. ( М.Вейцман )

Слайд 8

В каждом ряду зачеркни лишнее слово. Борьба, борец, бороться, воевать. Вражда, враг, противник, вражеский. Пятно, пять, пятнистый, пятнышко. Ветер, вихрь, безветренный. Учить, изучать, зубрить. Сосна, дерево, деревянный.

Слайд 11

Подбери существительные к разным темам: «ДАРЫ ЛЕСА» «В столярной мастерской» «Школьная клумба»

Слайд 13

Соедини в пары существительные, противоположные по значению. утро тьма плач день зима ночь вечер свет смех лето

Слайд 14

….русский язык, яркий, как радуга после весеннего дождя; меткий, как стрелы; задушевный, как песня над колыбелью ребёнка…