Главные вкладки

    Элективный курс на тему:
    Проектно-исследовательская деятельность школьников 7-9 кл. Элективный курс

    Ирина Алексеевна Чихачёва

    Элективный курс предназначен для учащихся 7-9 классов общеобразовательных школ в качестве предпрофильной подготовки.  Предполагает такое развитие школьников, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proektno-issledovatelskaya_deyatelnost_shkolnikov_7-9.doc89 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Проектно-исследовательская деятельность школьников»

    (18 часов)

    Автор И .А. Чихачёва

     

     

    Пояснительная записка.

    В настоящее время идеи гуманизации и демократизации педагогического процесса являются ведущими и определяют направления педагогического процесса. Каждый учащийся при получении среднего образования должен иметь возможность расширить свои знания и кругозор. Всё чаще на занятиях и во внеурочной деятельности отдаётся предпочтение исследовательской и проектной деятельности. Западающим звеном на данном этапе является умение учащихся привлекать возможности ИКТ. Данный курс является межпредметным и будет способствовать формированию коммуникативных навыков, развитию целостного представления об окружающем мире.

    Элективный курс предназначен для учащихся 7-9 классов общеобразовательных школ в качестве предпрофильной подготовки.  Предполагает такое развитие школьников, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.

    Освоение программы данного курса позволит учащимся вне зависимости от специализации приобрести умения проводить научный поиск, выработать навыки аналитической деятельности при работе с научной литературой, использовать возможности ИКТ в своей деятельности.  

    Целью курса является:   

           создание условий для формирования и развития у обучающихся:

    • интереса к исследовательской деятельности
    • освоение учебно-исследовательской деятельности
    • управление собственной научной работой, анализ результатов своей деятельности
    • умения самостоятельно приобретать и применять знания, используя возможности ИКТ.

    Задачи:

    • научить учащихся ориентироваться в мире информации работать с библиотечной картотекой, осуществлять поиск в Интернете
    • познакомить с современными методами научных исследований
    • выработать умение работать с литературой и планировать эксперимент
    • способность наблюдать, делать записи  (вести дневник эксперимента) и измерения
    • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы

    Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

    • роль эксперимента в познании
    • правила пользования измерительными приборами
    • основные законы и явления природы
    • структура картотеки
    • работа в Интернете

    Курс рассчитан на 18 часов и реализуется в первом полугодии.

    Данный курс обеспечен наличием в фонде библиотеки специальной литературой; дополнительной литературой в виде распечаток отдельных тем из методического пособия (О.С.Аранская, И.В.Бурая «Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии» М. «Вентана-Граф» 2005) имеющего гриф «Допущено Министерством образования и науки  Российской Федерации»; исследовательскими работами участвовавшими в городской НПК и выставляющимися на краевой заочный тур, презентациями исследовательских работ; необходимым физическим и химическим оборудованием; компьютерным классом с выходом в Интернет.

    Применяемые формы работы:

    • лекции
    • практикумы
    • самостоятельная работа научной литературой
    • экскурсии семинары

    В работе с данным содержанием возможны следующие виды деятельности:

    • выполнение лабораторных работ
    • написание рефератов
    • работа со справочной литературой, энциклопедиями
    • самостоятельные исследования
    • написание рецензии
    • составление картотеки
    • работа в Интернете
    • работа над проектами

    Учащиеся могут выполнить любые три вида работ, названных выше (кроме лабораторных работ, которые являются обязательными). При этом самостоятельно выбирают:

    • тему исследования
    • тему проекта
    • литературу, с помощью которой они будут готовить собственные работы.

    Критерии успешности.

    Ученик получает зачёт (оценка не ниже «4») при условии:

    • выполнения не менее трех обязательных работ, предоставленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению;

    • дополнительные баллы выставляются за любые из названных ниже дополнительных условий:

    • инициативно качественно выполненное задание помимо обязательных;

    • инициативную публичную презентацию своей работы (проекта) в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикации и т. д.).

    Динамика интереса к курсу фиксируется:

    • анкетированием на первом и последнем занятии;

    • собеседованием в процессе работы;

    • промежуточный контроль в форме выставки буклетов и защиты презентаций.

    Завершается изучение курса проведением защиты проектов, отчётами по выбранным видам деятельности.

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    №п/п

    Тема

    Всего часов

    В том числе

    № п/п

    лекций

    экскурсий

    практич. части

    семинары

    наров

    Место проведения

    Форма

    контроля

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    1

    Введение.

    1

    1.1

    Исследование. Структура учебно-исследовательской работы.

    1

    аудитория

    2

    Работа с источниками информации

    5

    2.1

    Как найти или заказать нужную книгу? Знакомство с картотекой городской библиотеки.

    1

    Городская библиотека

    Собеседования по результатам выполнения лабораторных работ. Выставка картотек.

    2.2

    Составление картотеки кабинета (физики, химии и т.д.)

    1

    Спец. кабинеты

    2.3

    Составление картотеки для источников информации собранных по теме исследования

    1

    аудитория

    2.4

    Интернет. Знакомый незнакомец. Вводное занятие

    0,3

    0,7

    Каб. информатики

    2.5

    Поиск в Интернете материала по теме исследования.

    1

    Каб. информатики

    3

    Работа над исследовательским проектом

    9

    3.1

    Проект

    0,5

    0,5

    Столовая, актовый зал, кабинет черчения, рекреации 1-го и 3-его этажей

    3.2

    Составление проекта для своего исследования

    1

    аудитория

    Представление результатов работ в компьютерных программах

    3.3

    Компьютерная программа: Microsoft Office Pablisher

    0,3

    0,7

    Каб. информатики

    3.4

    Составление буклета по материалам исследования в программе Microsoft Office Pablisher

    1

    Каб. информатики

    3.5

    Компьютерная программа: Microsoft Office PowerPoint

    0,3

    0,7

    Каб. информатики

    3.6

    Создание презентации в программе Microsoft Office PowerPoint

    1

    Каб. информатики

    3.7

    Промежуточный контроль.

    1

    Выставка буклетов и защиты презентаций

    3.8

    Компьютерные программы: Microsoft Office Word; Microsoft Office Excel

    1

    Выставка исследовательских дневников

    3.9

    Дневник исследования. Заполнение дневника в одной из программ Microsoft Office Word; Microsoft Office Excel

    1

    4

    Выход на защиту

    3

    4.1

    Оформление работы.

    1

    Защита проектов

    4.2

    Защита проектов

    2

    ИТОГО

    18

    Литература для учителя:

    1. И.В.Плющ «Методические указания: нормы и результаты научно-познавательной деятельности» Красноярск 2005
    2. А.М. Аронов, К.А.Баженова «Очерки об исследовательской деятельности»Красноярск 2006
    3. М.А.Шаталов, Н.Е.Кузнецова «Решение интегративных учебных проблем» Вентана-Граф 2006
    4. Н.В.Ширшина «Проектная деятельность учащихся» Волгоград 2007
    5. О.С.Аранская, И.В.Бурая «Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии» М. «Вентана-Граф» 2005
    6. Серия «В помощь преподавателю» по разным школьным дисциплинам Волгоград 2007
    7. УМК ШНОУ №4

    Литература для учащихся:

    1. Распечатки из О.С.Аранская, И.В.Бурая «Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии» М. «Вентана-Граф» 2005
    2. Энциклопедия для детей М.: Аванта, 2003-2004, по разным школьным дисциплинам
    3. Учебник информатики
    4. Методички по работе в компьютерных программах: Microsoft Office Pablisher; Microsoft Office PowerPoint;  Microsoft Office Word; Microsoft Office Excel.
    5. Глен Веччионе «100 самых интересных самостоятельных научных проектов»
    6. УМК ШНОУ №4


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    УМК "Школьникам о правах ребенка";элективный курс; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – обществознание; раздел право; 17 часов

    курс знакомит учащихся с их правами, с возможностью отстаивания этих прав на разных уровнях, а также содержит информацию о том, где они могут получить поддержку в случае нарушения их прав. в его ...

    УМК "Школьникам о правах ребенка";элективный курс; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – обществознание; раздел право; 17 часов

    курс знакомит учащихся с их правами, с возможностью отстаивания этих прав на разных уровнях, а также содержит информацию о том, где они могут получить поддержку в случае нарушения их прав. в его ...

    УМК "Школьникам о правах ребенка";элективный курс; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – обществознание; раздел право;

    курс прелагается для преподавания в основной школе.он содержит пояснительную записку, программу курса, технологическую карту, методические рекомендации учителю, глоссарий, хрестоматию, рабочую тетрадь...

    УМК "Школьникам о правах ребенка";элективный курс; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – обществознание; раздел право;

    элективный курс для 8-9 классов; содержит Программу курса, методические рекомендации учителю, Рабочую тетрадь для учащихся, глоссарий, хрестоматийный материал....

    Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15

    в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...

    Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию

    В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех    значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...

    Программа курса внеурочной деятельности для 7-9 классов «Магия математики»

    Программа курса внеурочной деятельности для 7-9 классов «Магия математики». Новизной данной программы является то, что она базируется на системно-деятельностном подходе, который создаёт основу дл...