Проектно-исследовательская деятельность школьников 7-9 кл. Элективный курс
элективный курс на тему

Ирина Алексеевна Чихачёва

Элективный курс предназначен для учащихся 7-9 классов общеобразовательных школ в качестве предпрофильной подготовки.  Предполагает такое развитие школьников, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektno-issledovatelskaya_deyatelnost_shkolnikov_7-9.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Проектно-исследовательская деятельность школьников»

(18 часов)

Автор И .А. Чихачёва

 

 

Пояснительная записка.

В настоящее время идеи гуманизации и демократизации педагогического процесса являются ведущими и определяют направления педагогического процесса. Каждый учащийся при получении среднего образования должен иметь возможность расширить свои знания и кругозор. Всё чаще на занятиях и во внеурочной деятельности отдаётся предпочтение исследовательской и проектной деятельности. Западающим звеном на данном этапе является умение учащихся привлекать возможности ИКТ. Данный курс является межпредметным и будет способствовать формированию коммуникативных навыков, развитию целостного представления об окружающем мире.

Элективный курс предназначен для учащихся 7-9 классов общеобразовательных школ в качестве предпрофильной подготовки.  Предполагает такое развитие школьников, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.

Освоение программы данного курса позволит учащимся вне зависимости от специализации приобрести умения проводить научный поиск, выработать навыки аналитической деятельности при работе с научной литературой, использовать возможности ИКТ в своей деятельности.  

Целью курса является:   

       создание условий для формирования и развития у обучающихся:

  • интереса к исследовательской деятельности
  • освоение учебно-исследовательской деятельности
  • управление собственной научной работой, анализ результатов своей деятельности
  • умения самостоятельно приобретать и применять знания, используя возможности ИКТ.

Задачи:

  • научить учащихся ориентироваться в мире информации работать с библиотечной картотекой, осуществлять поиск в Интернете
  • познакомить с современными методами научных исследований
  • выработать умение работать с литературой и планировать эксперимент
  • способность наблюдать, делать записи  (вести дневник эксперимента) и измерения
  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

  • роль эксперимента в познании
  • правила пользования измерительными приборами
  • основные законы и явления природы
  • структура картотеки
  • работа в Интернете

Курс рассчитан на 18 часов и реализуется в первом полугодии.

Данный курс обеспечен наличием в фонде библиотеки специальной литературой; дополнительной литературой в виде распечаток отдельных тем из методического пособия (О.С.Аранская, И.В.Бурая «Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии» М. «Вентана-Граф» 2005) имеющего гриф «Допущено Министерством образования и науки  Российской Федерации»; исследовательскими работами участвовавшими в городской НПК и выставляющимися на краевой заочный тур, презентациями исследовательских работ; необходимым физическим и химическим оборудованием; компьютерным классом с выходом в Интернет.

Применяемые формы работы:

  • лекции
  • практикумы
  • самостоятельная работа научной литературой
  • экскурсии семинары

В работе с данным содержанием возможны следующие виды деятельности:

  • выполнение лабораторных работ
  • написание рефератов
  • работа со справочной литературой, энциклопедиями
  • самостоятельные исследования
  • написание рецензии
  • составление картотеки
  • работа в Интернете
  • работа над проектами

Учащиеся могут выполнить любые три вида работ, названных выше (кроме лабораторных работ, которые являются обязательными). При этом самостоятельно выбирают:

  • тему исследования
  • тему проекта
  • литературу, с помощью которой они будут готовить собственные работы.

Критерии успешности.

Ученик получает зачёт (оценка не ниже «4») при условии:

• выполнения не менее трех обязательных работ, предоставленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению;

• дополнительные баллы выставляются за любые из названных ниже дополнительных условий:

• инициативно качественно выполненное задание помимо обязательных;

• инициативную публичную презентацию своей работы (проекта) в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикации и т. д.).

Динамика интереса к курсу фиксируется:

• анкетированием на первом и последнем занятии;

• собеседованием в процессе работы;

• промежуточный контроль в форме выставки буклетов и защиты презентаций.

Завершается изучение курса проведением защиты проектов, отчётами по выбранным видам деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Тема

Всего часов

В том числе

№ п/п

лекций

экскурсий

практич. части

семинары

наров

Место проведения

Форма

контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Введение.

1

1.1

Исследование. Структура учебно-исследовательской работы.

1

аудитория

2

Работа с источниками информации

5

2.1

Как найти или заказать нужную книгу? Знакомство с картотекой городской библиотеки.

1

Городская библиотека

Собеседования по результатам выполнения лабораторных работ. Выставка картотек.

2.2

Составление картотеки кабинета (физики, химии и т.д.)

1

Спец. кабинеты

2.3

Составление картотеки для источников информации собранных по теме исследования

1

аудитория

2.4

Интернет. Знакомый незнакомец. Вводное занятие

0,3

0,7

Каб. информатики

2.5

Поиск в Интернете материала по теме исследования.

1

Каб. информатики

3

Работа над исследовательским проектом

9

3.1

Проект

0,5

0,5

Столовая, актовый зал, кабинет черчения, рекреации 1-го и 3-его этажей

3.2

Составление проекта для своего исследования

1

аудитория

Представление результатов работ в компьютерных программах

3.3

Компьютерная программа: Microsoft Office Pablisher

0,3

0,7

Каб. информатики

3.4

Составление буклета по материалам исследования в программе Microsoft Office Pablisher

1

Каб. информатики

3.5

Компьютерная программа: Microsoft Office PowerPoint

0,3

0,7

Каб. информатики

3.6

Создание презентации в программе Microsoft Office PowerPoint

1

Каб. информатики

3.7

Промежуточный контроль.

1

Выставка буклетов и защиты презентаций

3.8

Компьютерные программы: Microsoft Office Word; Microsoft Office Excel

1

Выставка исследовательских дневников

3.9

Дневник исследования. Заполнение дневника в одной из программ Microsoft Office Word; Microsoft Office Excel

1

4

Выход на защиту

3

4.1

Оформление работы.

1

Защита проектов

4.2

Защита проектов

2

ИТОГО

18

Литература для учителя:

  1. И.В.Плющ «Методические указания: нормы и результаты научно-познавательной деятельности» Красноярск 2005
  2. А.М. Аронов, К.А.Баженова «Очерки об исследовательской деятельности»Красноярск 2006
  3. М.А.Шаталов, Н.Е.Кузнецова «Решение интегративных учебных проблем» Вентана-Граф 2006
  4. Н.В.Ширшина «Проектная деятельность учащихся» Волгоград 2007
  5. О.С.Аранская, И.В.Бурая «Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии» М. «Вентана-Граф» 2005
  6. Серия «В помощь преподавателю» по разным школьным дисциплинам Волгоград 2007
  7. УМК ШНОУ №4

Литература для учащихся:

  1. Распечатки из О.С.Аранская, И.В.Бурая «Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии» М. «Вентана-Граф» 2005
  2. Энциклопедия для детей М.: Аванта, 2003-2004, по разным школьным дисциплинам
  3. Учебник информатики
  4. Методички по работе в компьютерных программах: Microsoft Office Pablisher; Microsoft Office PowerPoint;  Microsoft Office Word; Microsoft Office Excel.
  5. Глен Веччионе «100 самых интересных самостоятельных научных проектов»
  6. УМК ШНОУ №4