"Сценарий игры для школьников 5-8 классов "ИСТОРИЯ ОДЕЖДЫ ЧЕРЕЗ ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ"
методическая разработка (7 класс) по теме

Сценарий может быть использован на внеклассных мероприятиях и на уроках трудого обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_zanyatiya_istoriya_odezhdy.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фролова Ирина Владимировна,

педагог дополнительного образования,

ГБОУ «СОШ №89», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ В ФОРМЕ ИГРЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 5-8 КЛАССОВ

«ИСТОРИЯ ОДЕЖДЫ ЧЕРЕЗ ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ»

Цель игры –  создание условий для развития эстетического вкуса

Задачи:

Обучающие:

  • развитие умений применять полученные знания о свойствах ткани в различных жизненных ситуациях

Развивающие:

  • развитие умений анализировать, логически и ассоциативно мыслить, сравнивать
  • активизация познавательной деятельности воспитанников

Воспитательные:

  • развитие коммуникативных умений, толерантности, культуры общения

используемые образовательные технологии:

  • игровые технологии
  • технология развития креативного мышления
  • здоровьесберегающие технологии

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, презентации, костюмы, ткани, бижутерия, перья, парики, ножницы, булавки, нитки, конверты с заданием.

Сценарий занятия

Музыка. Звуки тамтамов.

 Уже на заре человечества был создан первый покров – одежда или  костюм– для защиты тела  от  холода  и  помощи  в  борьбе  за  выживание.

  Предшественниками одежды стали татуировка, окраска тела  и  нанесение  на него магических знаков, с помощью которых люди  пытались  предохранить  себя от злых духов, устрашить врагов и расположить к себе  друзей.  Большую  роль играли украшения, которые  вместе  с  татуировкой,  прической  или  головным убором нередко составляли весь костюм человека в древности. Давайте постараемся представить себя на месте первобытного человека. Используя натуральные красители - хну и древесный уголь, раскрасьте своего соплеменника.

Ребята раскрашивают друг друга красками и углем. Музыка. Звуки природы.

Объясните значение татуировок и магических знаков, которые вы использовали. Опишите свои ощущения от прикосновения к вашей коже кисточки с хной и  угля. Прислушайтесь к своему телу: где приятнее, чувствительнее касание: к лицу, на кисти руки, на запястье, на плече, на шее? Как вы думаете, почему? Какие цвета чаще всего использовались в окраске тела? Ответы ребят.

Какие украшения  подчеркнут вашу индивидуальность, своеобразие и уникальность личности? Надевая украшения, вы обнаруживаете в себе что-то яркое, неповторимое, меняете отношение к себе, становитесь более заметными, «видимыми» в окружающем мире! Что еще происходит, когда мы надеваем на себя украшения? Смена роли! Подберите себе украшения, соответствующие придуманной вами роли!

Участники выбирают украшения из перьев, разноцветные парики, кольца, браслеты, шейные повязки, клипсы, бусы, фенички и пр. Музыка. Звуки птиц.

Расскажи о своих тактильных ощущениях. Ответы участников: холодный металл, мягкие шелковистые перья, тяжелые браслеты, увесистые бусы; колко, остро, щекотно, неприятно, ярко, насыщенно, великолепно и пр.

Первые украшения человек находил для себя в окружающей природе. Древний человек надевал на себя шкуры животных и вешал на шею нанизанные на нитку бусы и камни. Всё, что попадалось под руку: кору, листья, солому, перья – человек превращал в одежду. Попробуйте создать из листьев папоротника и камыша, нанизывая листья на нитку, набедренную повязку.

Ребята, разделившись на команды, в течение 10 минут изготавливают себе костюм. Музыка. Звуки тамтама.

Как вы думаете, из какого материала первобытный человек мастерил себе теплую одежду? Я предлагаю вам из сундука выбрать материал.

Участники озвучивают свои версии, демонстрируя кусочки ткани, меха, кожи.

В древности одежду не сшивали, а набрасывали на тело, скрепляя узлом.  Выберите из сундука мех или кожаную ткань и попробуйте накинуть на себя.

 Напоминаю, принято различать два рода одежды: плечевую и поясную. Плечевая одежда крепится  на плечах и происходит, видимо, от первобытных плащей из звериных шкур. Поясная одежда берет свое начало от набедренной повязки. Выберите, какой фасон вам больше нравится, и начинайте творить!

Участники поглощены творчеством. Музыка. Звуки природы.

 Постарайтесь передать свои тактильные ощущения от прикосновения к материалу. Ответы ребят: теплый, мягкий, тяжелый, холодный, неприятный, шершавый, скользкий

Какой запах у материала, выбранного вами? Ребята высказывают свое мнение: запах старых вещей, нафталина, кожи...

Пожалуйста, встаньте перед зеркалом и перевоплотитесь на несколько секунд в человека, носившего такое одеяние.

Звучит музыка. Тамтамы. Участники двигаются, изображая первобытных людей.

Постепенно человек научился делать более мягкую и гибкую кожу. Около 40-50 тысяч лет назад  появились костяные иголки, и шкуры  кроили и сшивали. Нитками служили жилы животных и волокна растений. Одежда стала удобней, но по-прежнему оставалась очень грубой.

Как вы представляете себе первобытных людей, шьющих для себя примитивную одежду? Замрите в определенной позе и не двигайтесь! Давайте запечатлим момент создания первых "модных брендов".

Проходит фотосессия. Музыка. Пение птиц.

Для древнего человека одежда иногда имела магические свойства. Заворачиваясь в определённую шкуру, он, например, хотел отогнать злых духов.

Все участники становятся в круг. Исполняют, повторяя за ведущими, ритуальный танец первобытного человека. Звучат барабаны.

Скажите, что вы представляли во время исполнения танца? Какие чувства вы испытывали: страх, волнение, агрессию...? Ребята высказывают свое мнение.

Пожалуйста, снимите "наряды", аккуратно сложите их.

На экране - видео фрагменты о растениях и животных

Постепенно, с началом плетения, прядения и ткачества, шкуры сменились тканями. Для тканей использовали волокна растений и шерсть домашних животных.  Человек научился скручивать шерсть и животный волос в длинные нити. Египтяне ткали лёгкую материю изо льна и хлопка, которые росли в долине Нила. Шерсть пряли для изготовления хламид и туник.

Видео фрагмент "Египет"

Участники выбирают, рассматривают овечью шерсть, рассказывают о своих тактильных ощущениях. Высказывают мнения о свойствах шерсти.

С появлением ткани стали говорить о красоте одежды, ведь ткань  красили или, наоборот, отбеливали. Ткань могла быть очень толстой, грубой и очень тонкой, воздушной. Пожалуйста, выберите из сундука 4  лоскутка ткани, разных по толщине. Касаясь кончиками большого и указательного пальцев, оцените толщину и шероховатость материала.

Участники выполняют задание. Звучит музыка Египта.

 Какие ткани называют гладкими, шершавыми, жесткими, мягкими, толстыми, тонкими, грубыми, нежными? Ответы ребят. Какие лоскутки изготовлены из шерсти, шелка, хлопка и искусственных волокон? Рассуждения участников.

В более холодных климатических районах одежда закрывала всё тело человека и защищала от холода, поэтому была более узкой. Но вот люди научились делать ткани – это чуть ли самый важный момент в истории одежды. Большое значение стали придавать облику одежды, красоте её линий и оттенков, сочетаниям разных тканей. По тканям, их окраске, покрою одежды мы можем угадать черты времени, определить вкус тех, кто их создавал, образ жизни тех, кто их носил.

Видео фрагмент "Костюмы древних цивилизаций"

Какие блестящие тонкие ткани, как красивы краски одежд ассирийцев, египтян и вавилонян, которые жили более 3000 лет назад!

Видео фрагмент "Хитоны"

 В благородных линиях туник и хитонов воплотился вкус древних греков, стремление подчеркнуть красоту человеческого тела складками одежды. И римляне унаследовали от них простоту и удобство одежды, её естественное изящество. Однако на римских рабах и простолюдинах одежда была сделана из грубой коричневой или чёрной шерсти. В давние времена одежда служила не только защитой и украшением, но и подчёркивала неравенство людей.

Исполнение танца «Сиртаки»

Материалом для хитонов служила льняная ткань. Наиболее популярными цветами ткани стали: шафранный, мутно-красный, ярко-красный, черный, серый, пурпуровый, зеленый. Употреблялись  и пестрые ткани, украшенные орнаментными рисунками, цветочными сюжетами и изображениями животных. Пожалуйста, разделитесь на команды по 4 человека.  Выберите полотно ткани разных цветов. Мы научимся  драпировать ткань, создавая хитон. Мужской хитон делали из прямоугольного куска ткани, который складывали пополам по вертикали и скалывали на плечах пряжками.

Участники выполняют задание. Музыка Греции.

Выберите по своему вкусу металлическую пряжку для закрепления хитона на плече. Обратите внимание на свои тактильные ощущения и осязание.

Участники выполняют задание.

Кому нравятся прикосновения к металлу? Как считали мудрецы, такие люди склонны к справедливости, сдержанности, искренности, милосердию, вежливости. При ощупывании пряжки  мы получаем впечатление о том, что  имеем дело с чем-то холодным, гладким или чеканным, круглым, овальным или прямоугольным. Хитон всегда подпоясывался, как правило, с напуском. Его длина зависела от возраста и социального положения человека. Чаще всего он доходил до колен, но жрецы и должностные лица при исполнении обязанностей, а также трагические актёры во время представлений носили длинные хитоны.

Слайд с изображением актеров древнегреческого театра.

Воины, напротив, обычно укорачивали хитоны до самых бёдер. Во время работы надевали особый вид хитона — экзомис, представлявший собой кусок грубого полотна, пропущенный под правой рукой, скреплённый на левом плече и подпоясанный.

Слайд с изображением воина.

Предлагаю выбрать для себя желаемую длину хитона и объяснить, на чем основывается  выбор: мечтаю побывать в роли жреца, актера, воина.....Участники работают. Выступление ребят с комментариями. Музыка Греции.

Благодарим за интересные рассуждения. Сложите, пожалуйста, ткани на место.

Видео фрагмент "Восточный базар"

Богатеют города: с Востока привозят арабские ткани, драгоценные китайские шелка, но короли издают указы, где запрещают “простолюдинам, детям и жёнам их, носить платья из бархата и шелка, жемчуга и меха горностаев”.

Девушки выносят шелковые, бархатные ткани. Музыка Востока.

Разделитесь на команды по 5 человек. Попробуйте определить достоинства и недостатки шелковых тканей. Можно создать "купол", поднимая за 4 конца ткань. "Пролететь" птицей, используя ткань как крыло. Свернуть шелк и положить его в маленькую коробочку, замечая, что это - тончайший материал. Каждая команда выступает и  рассказывает о тактильных ощущениях, эмоциональном восприятии шелка.

Исполнение восточного танца с тканями.

    В разные эпохи одежда имела свою  форму,  свою  окраску  и  влияние  на формирование внешнего облика человека. Она указывала на его  национальную  и сословную принадлежность, имущественное положение и возраст. Каждый из вас перевоплощался сегодня ни единожды, попробовал себя в роли дизайнера, стилиста, фотомодели, актера, а главное – проявил творчество, фантазию, приоткрыл занавес истории создания одежды. Приглашаю всех участников на подиум.

На сцене - все участники в костюмах. Театральное шествие в костюмах. Музыка.

Список использованных источников:

  1. beautynet.ru/stylearticles/1199
  2. Email: info@acapod.ru 
  3.  http://www.acapod.ru
  4.  persev.ru/oshchushcheniya-takti...
  5. tkani4u.ru/category/naturalnye
  6. Всемирная история костюма, моды и стиля: И. В. Блохина — Москва, Харвест, 2007 г.
  7. Европейская мода. Три века: Александр Васильев — Санкт-Петербург, СЛОВО/SLOVO, 2010 г.
  8. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. От Древнего Египта до модерна: А. Ю. Андреева, Г. И. Богомолов — Москва, Паритет, 2008 г.
  9. История моды с XVIII по ХХ век. — Москва, Арт-Родник, Taschen, 2008 г.
  10. История моды, костюма и стиля: Светлана Попова — Москва, Астрель, АСТ, 2009 г.
  11. Мода XVIII-XX вв.: — Санкт-Петербург, АСТ, Астрель, 2008 г.
  12. Теория моды, № 17, 2010: — Москва, Новое литературное обозрение, 2010 г.
  13. Теория моды, №10, 2008-2009: — Санкт-Петербург, Новое литературное обозрение, 2008 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познаёт мир: зрение, сл...

Формирование взаимосвязи звука с тактильными ощущениями Методическая работа

Эта методическая работа опубликована, в первую очередь, в помощь начинающим преподавателям фортепиано....

Формирование тактильных ощущений у детей с ТМНР

Формирование тактильных ощущений у детей с ТМНР, опыт работы воспитателя и учителя...

Статья. Тактильные ощущения детей с овз при работе в комнатном цветоводстве.

Работа  с детьми. Тактильные ощущения при работе с комнатными растениями....

Игры и упражнения для развития тактильных ощущений.

Для развития тактильных ощущений, мелкой моторики, разминки пальчиков, кистей рук, восстановления кровообращения полезно полезно проводить специальные занятия с  использованием тактильных панелей...