Главные вкладки

    Научно-исследовательские работы школьников как способ реализации проектной деятельности
    статья (5, 6, 7, 8, 9, 11 класс) на тему

    Раднаева Светлана Бадмаевна

    В данной статье описываю  опыт организации (осуществления) научно-исследовательской работы школьников, учащихся средних и старших классов, который помогает оценить степень эффективности проектной деятельности исследовательского типа, увидеть ее специфику.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nauchno-issl_raboty_shkolnikov.docx24.48 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                               Раднаева Светлана Бадмаевна

    Научно-исследовательские работы школьников как способ реализации проектной деятельности

            В последние годы слово «проект» прочно вошло в лексикон учителей-практиков. Употребляют его, как правило, в контексте разговора об использовании новых педагогических технологий. На деле же, если смотреть в глубь проблемы, принимая во внимание теорию вопроса и практику работы многих учителей, метод проектов и проектная деятельность лишь актуализировались в новых социокультурных условиях России, что еще раз доказывает их некую «универсальность» и наличие в них большого педагогического потенциала.

            Во многих научно-методических публикациях, в том числе и современных, раскрываются сущность и основные характеристики проектной деятельности, даются ее различные классификации, в том числе и по доминирующему способу деятельности учащихся (исследовательские, творческие, приключенческие, информационные, практико-ориентированные проекты), определены некоторые особенности проектной деятельности на историческом материале. Посмотрим через призму данного подхода на имеющийся в нашем Баргузинском районе в МБОУ «Хилганайская средняя общеобразовательная школа» опыт организации (осуществления) научно-исследовательской работы школьников, учащихся средних и старших классов – это поможет оценить степень эффективности проектной деятельности исследовательского типа, увидеть ее специфику.

            В данном случае мы будем вести речь о проектах-исследованиях, выполняемых в течение года одним из учащихся по выбранной тематике.

            Формой презентации результатов исследовательской деятельности школьников стали научно-практические, краеведческие конференции.

            Интерес к данному виду проектной деятельности поддерживается также путем проведения внутришкольных чтений (конференций).        

    Для оценивания результативности исследовательских проектов методическими объединениями учителей были разработаны критерии. В число критериев вошли: степень новизны проблемы, осмысленность постановки цели и задач исследования, характер источниковой базы и глубина работы с источниками, свободное владение информацией, способность заинтересовать проблемой аудиторию и другие. Данные показатели позволяли увидеть, какие знания приобретены школьником в ходе работы над проектом, выявить степень освоения предметных умений и умений проектной (в данном случае исследовательской) деятельности, оценить приобретенные навыки создания «продукта» проекта и проведения его презентации.

            Получение призового места на конференции является одним из показателей эффективности педагогического творчества.

                Автор данной публикации в течение ряда лет была непосредственной участницей этого вида деятельности: руководителем научных исследований школьников, членом жюри школьных и районных конференций.

              За последние годы тематика научных исследований школьников, подготовленных под моим руководством, была достаточно разнообразной:

    • «Математическая культура бурят», Раднаев Игорь.
    • «Двоичная система счисления», Будаева Алена.
    • «Решение линейных уравнений с параметрами», Нимаев Аркадий
    • «Воин, учитель и труженик», автор Гармаева Санжи.
    •  «По следам фронтового письма», автор Гармаева Санжи.
    • «Использование двоичной системы счисления при составлении генеалогического дерева», авторы Мужанова Елизавета и Тыхеева Снежана.
    • «Числа правят миром», автор Бадмаев Эрдыни.
    • «От колхозного бухгалтера до доктора психологических наук», автор Тыхеева Наташа.
    • «Уголковый отражатель», автор Тыхеева Снежана.
    • «История переселения моей семьи в Баргузин», автор Мифтахова Олеся.

    Все работы получили высокие оценки жюри, а некоторые авторы научно-исследовательских работ стали победителями и призерами научно-практических конференций различного уровня.

          Третий год мои ребята, молодые исследователи, принимают участие в районном конкурсе научно-исследовательских работ «Баргузинский район: от исследования к тексту», проводимого Депутатом Народного Хурала Республики Бурятия Базаровым Б.В.   Грамотами за «Лучшую научно-исследовательскую работу» и денежными призами награждены Гармаева Санжи (2015 г.), Тыхеева Наташа (2016 г.), Мифтахова Олеся (2017 г.)

            В 2015 году Гармаева Санжи заняла 2 место на районном  и 3 место (Диплом III степени) на республиканском этапах научно-практической конференции «Шаг в будущее», 1 место в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа» регионального проекта «Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии: Мой район в годы Великой Отечественной войны», посвященного 70-летию Великой Победы. Гармаева Санжи имеет сертификат участника заочного этапа X Открытой Международной научно-исследовательской конференции молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия». Тема ее научно-исследовательской работы «По следам фронтового письма».

           Юные исследователи-математики ежегодно принимают участие в научно-практической конференции «Первые шаги в науку» среди 5-8 классов. В 2017 году Тыхеева Снежана заняла 3 место, тема ее работы «Уголковый отражатель».

           В 2017-2018 году Мифтахова Олеся заняла 2 место на Республиканской историко-краеведческой конференции учащихся, посвященной памяти Малхановой И.Н, учителя истории и обществознания МАОУ Иволгинская СОШ, 1 место в районной научно-практической конференции «Шаг в будущее» и рекомендована на участие в республиканском этапе. Также она приняла участие в VIII Региональном туре XXV Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им.В.И.Вернадского в г.Улан-Удэ.

         Организационные особенности проектной деятельности исследовательского типа связаны в первую очередь с осознанием ее участниками значимости каждого этапа: выбора темы работы, подбора источников информации, в том числе первоисточников, выбора методов работы с источниками, написание самой исследовательской работы, ее оформления и презентации. Автор должен ясно представлять структуру будущего проекта: введение, основная часть (она может быть разделена на главы, разделы) и заключение. В вводной части кратко объясняется замысел работы: почему эта тема кажется автору важной и интересной;  имеется ли по ней исследовательская литература и каковы ее особенности; какие задачи ставит перед собой автор (на какие вопросы он хочет найти ответ), какими источниками  он пользовался, и почему именно ими, какие подходы и методы применил для поиска ответа на поставленные вопросы. В основной части описывается «ход» мысли автора, представляются, теоретически осмысливаются и объясняются выявленные исторические факты. В заключении формулируются ответы на поставленные  в введении вопросы, подводятся обобщенные итоги исследования. Желательно выделение здесь так же вопросов, нуждающихся в дальнейшем изучении.

               Наиболее удачными с точки зрения осознанности всех  этапов исследовательской деятельности, по моему мнению, являются историко-краеведческие проекты, выполненные на материалах региональной или локальной истории. По содержанию их можно сгруппировать следующим образом:

    • проекты-реконструкции, характеризующие историю конкретного локального объекта  района
    • проекты-реконструкции, выполненные на материале истории конкретной семьи, рода;
    • проекты, рассматривающие преломление общероссийских процессов в истории одного или нескольких объектов: селений, района, промышленных предприятий (коллективизация в селе, история образования и деятельность предприятий);
    • проекты, реконструирующие  политическую или творческую биографию личности того или иного земляка.

            Формирование источниковой базы исследования – наиболее сложная и важная составляющая исследовательского проекта. При написании работ могут использоваться источники различного типа: архитектурная и поселенческая (градостроительная) среда, периодическая печать, воспоминания, делопроизводственные материалы, в том числе хранящиеся в архивах, этнографические, историко-бытовые коллекции предметов и фотографий, собранные в районном и школьных музеях, материалы личных наблюдений. В исследованиях последних двух - трех лет  произошли явные качественные изменения – опора на исторический источник стала нормой для ученических проектов. При написании работ стали использоваться не только традиционные источники различного типа, большую значимость авторы  и координаторы проектов начали придавать материалам  устной истории: мифам и семейным легендам, фольклору, рассказам и мнениям. Часто источниковая база создавалась автором за счет опроса респондентов по составленным им самим анкетам, что позволяло выяснить «образ» того или иного исторического объекта в сознании современников, гостей  района и т.д., отношение к тому или иному историческому процессу или явлению, либо реконструировать творческий портрет личности

            Призеры конференций демонстрируют весь комплекс умений, необходимых для проектной деятельности исследовательского типа. Подобный вид деятельности школьников «активизирует их общение во внешнем социуме».

            К положительным результатам можно также отнести возросшую мотивацию школьников и учителей к исследовательской деятельности.        Число школьников, участников научно-практических  конференций различного уровня, год от года постепенно возрастает.        Оформляются результаты исследований чаще всего в письменной форме, иногда – в электронном (компьютерном) виде, а некоторые работы представляются не в форме устных докладов, а в виде стендовых сообщений.

               Наблюдения за судьбами участников и победителей убеждают, что они достаточно легко адаптируются к условиям обучения в вузах и ссузах, продолжают заниматься научными исследованиями (не обязательно по прежнему профилю), учатся хорошо по всем предметам (Раднаев Игорь, Нимаев Аркадий, Будаева Алена, Гармаева Санжи, Бадмаев Эрдыни, Мужанова Елизавета, Тыхеева Снежана, Тыхеева Наташа, Мифтахова Олеся)

             Таким образом, проанализированный практический опыт организации проектной деятельности исследовательского типа позволяет утверждать, что специфика этой деятельности заключается в ее большом педагогическом потенциале и, соответственно, в высокой степени эффективности.

            Педагогический потенциал исследовательской проектной деятельности обусловлен, на мой взгляд, следующими факторами:

    • высокой степенью мотивации учащихся к самостоятельному получению результата;
    • личной значимостью результата, обусловленной как интересом к самой теме, так и осознанием ее «научной новизны», ощущением собственной успешности, получением положительных эмоций при работе над темой;
    • возможностью сверять результаты своей работы и собственные успехи с работой «коллег», что усиливает механизмы самообразования и самовоспитания.

            Результативность исследовательских проектов заключается в том, что деятельность такого рода обеспечивает ее участникам:

    • формирование устойчивого интереса к самостоятельной творческой (исследовательской) деятельности, а зачастую и исследовательского типа мышления;
    • сформированность большинства общеучебных информационных умений;
    • освоение ряда специальных умений работы с исторической информацией (анализ и сопоставление различных точек зрения историков, выявление оснований для исторических «разночтений» и др.) и историческими источниками различного типа;
    • более осознанный подход к выбору профессии и мировоззренческих ценностей, жизненных установок.

    Список литературы:

    1. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: Сентябрь, 1998.
    2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. М.: Вентана-Граф, 2002.
    3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2002.
    4. Хлытина О.М., Бехтенова Е.Ф. Проектная деятельность школьников на уроках истории: теоретические основы // Философия образования. 2005. № 1.
    5. Человек в истории: Россия – ХХ век: Сборник работ победителей всероссийского конкурса. М.: Об-во «Мемориал», 2003-2004.
    6. Всероссийский Конкурс  юношеских исследовательских работ  им. В.И. Вернадского: Сборник исследовательских работ участников конкурса, Москва, 2017 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Летний экологический лагерь как эффективный метод развития научно-исследовательского интереса у школьников"

    опыт организации эколого-краеведческой исследовательской деятельности...

    Реализация проектной деятельности учащихся в рамках внеклассной работы по физике

    В статье приведены примеры использования исследовательской деятельности учащихся по физике в рамках внеурочной  деятельности...

    Педагогический проект по теме: «Реализация проектной деятельности по географии через внеурочную деятельность».

          Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит разв...

    Формирование научно-исследовательских умений у обучающихся через урочную и внеурочную деятельность

    Доклад в рамках работы окружного семинара руководящих и педагогических работников «Модернизация системы образования города  Нефтеюганска в условиях реализации Стратегии социально – экономического...

    Способы представления проектной деятельности

    Материалы данной презентации, надеюсь, помогут всем, кто работает или только начинает работать по применению проектной технологии при организации обучения....

    Из опыта работы по организации проектной деятельность учащихся: " Компетентностный подход в реализации проектной деятельности детско-взрослых экологических сообществ"

      Метод проектов – это система учебно – познавательных приемов, позволяющих  решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся  и об...

    Сообщение из опыта работы: Взаимодействие с педагогами по реализации проектной деятельности на музыкальных занятиях.

    Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение к музыкальн...