Развитие научно-исследовательских навыков у школьников.
статья по русскому языку

Джазова Мадина Менглибиевна

В данной статье говорится о том, как надо совершенствовать работу по привлечению школьников в научную работу. Рассматриваются определённые этапы вовлечения школьников в эту работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Развитие научно-исследовательских навыков у школьников».

Подготовила:

 учитель русского языка и литературы

 Джазова М.М.

Санкт-Петербург

2021 г.

Актуальность исследования состоит в том, что в современных условиях развития общества всё большее внимание уделяется проблемам качественного образования. Вместе с тем возникает необходимость создания специальных педагогических условий для развития одаренных детей. Проблема сопровождения и развития одаренных детей и подростков во взаимодействии с образовательным учреждением становится одной из приоритетных направлений современной системы образования.

Цель – создание мотивирующей научно - творческой образовательной среды, как фактора развития обучающихся.

Задачи:

– разработать механизмы и технологии сотрудничества образовательных организаций «вуз-школа» в системе непрерывного образования;

– способствовать развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательной организации;

– стимулировать потребность педагогов в постоянном поиске эффективных технологий обучения и воспитания;

– приобщить обучающихся (на уровне знаний, умений, ценностных установок) к непрерывному общекультурному, научному и профессиональному совершенствованию;

– выработать потребность педагогов и обучающихся в постоянном самообразовании.

Современная жизнь требует активных, творческих, способных неординарно решать поставленные цели и задачи людей.  Поэтому в образовании широко обсуждается вопрос о повышении качества учебно-воспитательного процесса.

В решении этого вопроса особое место занимает учебная исследовательская деятельность. Важно, чтобы к этой работе дети были приучены ещё в начальной школе. Так как именно в начальной школе закладывается фундамент анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности.  А исследовательская работа – один из важных путей в решении этого вопроса. Исследовательская деятельность, ставящая учеников в роль «исследователя», занимает ведущее место в современной системе развивающего обучения.

Что же такое учебная исследовательская деятельность? Это специально организованная деятельность творческая и познавательная деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивированностью, сознательностью и результатом новых познавательных и исследовательских умений учащихся.

Для развития исследовательских умений у школьников выделяют следующие условия:

  1. Целенаправленность и систематичность, т.е. работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
  2. Мотивированность, т. е. школьники должны видеть смысл своей самостоятельной творческой деятельности для реализации своих талантов и возможностей.
  3. Учёт возрастных особенностей, т.е. исследование долно быть посильным, интересным, увлекательным и полезным. Все этапы исследовательской работы должны основываться на доступном для младшего школьника уровне.
  4. Психологический комфорт, т. е. каждый исследователь должен верить в себя, и не отчаиваться, если что-то не будет получаться.
  5. Личность учителя играет особую роль, учитель должен творчески относится к своей работе, стремится к новому, прогрессивному.
  6. Творческая среда, которая формируется в процессе работы над исследованием.

Исследовательская работа рассчитана на:

  • Возможность  использования результатов исследования в изучении любых тем предметов школьного курса,
  • Возможность развития интереса к тем или иным школьным дисциплинам и процессу познания окружающего мира,
  • Возможность применения тех или иных знаний и умений в реализации собственных замыслов.

Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов.

  • постановка проблемы (или выделение основополагающего вопроса),
  • изучение теории, связанной с выбранной проблемой, степени ее изученности;
  • выдвижение гипотезы исследования,
  • подбор методик и практическое овладение ими,
  • сбор собственного материала,
  • его анализ и обобщение,
  • собственные выводы,
  • представление (презентация) выполненного исследования в выбранной (требуемой, стандартной) форме

При организации учебной или исследовательской деятельности учитель должен уметь:

  1. Организовать работу (организовать рабочее место, планирование работы).
  2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, этапов исследования, поиск информации, методы решения вопроса).
  3. Умение работать с источниками информации (интернет,  научные статьи, энциклопедии, словари, учебники, журналы, телепередачи, кино).
  4. Умение представить результаты своей работы (грамотное выступление по теме исследования, оформление работы в электронном, печатном, рукописном и др. формате).

Учитель должен уделять большое внимание анализу информации, добытую в процессе работы – анализировать её, выделять главное и основное, логически выстроить его, уметь составлять таблицы, схемы, модели, аргументировано представлять результаты работы.

Исследовательская работа решает следующие задачи развивает умения, связанные с критическим осмыслением информации, с её оценкой.

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: работа по формированию исследовательских навыков может развить в ученике интерес к науке и быть началом в развитии способностей ученика.

Основной путь к формированию исследовательского интереса на уроках – это проблемный подход к обучению. Создание проблемных ситуаций стимулирует познавательную и поисковую деятельность. Результатом может быть самостоятельное  решение нестандартных задач, путём сравнительного и обобщающего анализа, к которым приходит ученик сам. При этом решение проблем собственными силами делает познавательный процесс увлекательным и значимым. Различные ситуации исследования формируют такие качества, как самостоятельность, системность, независимость суждений, критичность.

Второй путь развития познавательных навыков – это использование метода проектов. Этот метод  формирует навык выбора темы, определение её актуальности, новизны, планирования этапов деятельности, оформления работы в соответствии с требованиями. В процессе защиты проекта формируются и развиваются презентационные навыки, речь использование наглядных средств, владение аудиторией.

В начальной школе полезно вводить игровые моменты, заочные путешествия, сказочный или другой материал. Учитель должен направлять к правильному выбору через опрос:

  • Что тебе понравилось?
  • О чём хотелось узнать больше?
  • По каким предметам у тебя хорошие оценки?
  • Чем ты мог гордиться?

Развитие исследовательских умений и навыков школьников позволяет повысить интерес учащихся к обучению и получению новых знаний. Ощущение себя в роли исследователя позволяет повысить самооценку  учащихся, развивает творческие способности, понять взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и иное отношение к изучению того или другого предмета. При таком подходе ученики приобретают навыки решения проблем самостоятельно, способными воспринимать критику, учатся планировать, исследовать. При таком подходе исследовательская деятельность помогает школьникам приобретать качественное образование, по-настоящему полезное для учеников, приносящее интеллектуальное удовлетворение.

Список использованной литературы

        

  1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. — М., 2002.
  2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. — М.: Вербум-М, 2001.
  3. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей) - М.:2003. 96с.
  4. Вагина С.Г. Исследовательская деятельность учащихся на уроках гуманитарного цикла и его внеурочное время/ С.Г.Вагина, О.В.Гливинская, Я.в. Михайлюк//Исследовательская работа школьников. – 2016.-№1.,С.102-106
  5. Николаева Л.С. Методические рекомендации по педагогическому сопровождению проектно-исследовательской деятельности учащихся/ Л.С.Николаева // Исследовательская работа школьников. - 2017. №1., С.85-98
  6. multiurok.ruОбо мне…-shkoly-i-vuza.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Летний экологический лагерь как эффективный метод развития научно-исследовательского интереса у школьников"

опыт организации эколого-краеведческой исследовательской деятельности...

РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Что такое проектный метод и какие существуют классификации проектов....

Развитие научно-исследовательских навыков учащихся через написание рефератов.

Одна из наиболее распространённых форм обучения физике – написание рефератов учениками, чаще всего хорошо подготовленными. Подготовка и защита реферата предполагает длительную работу в течение учебног...

Развитие научно-исследовательских навыков учащихся через написание рефератов.

Одна из наиболее распространённых форм обучения физике – написание рефератов учениками, чаще всего хорошо подготовленными. Подготовка и защита реферата предполагает длительную работу в течение учебног...

Роль информационных технологий в развитии научно-исследовательского потенциала обучающихся

Значение информационных технологий для развития научно-исследовательского потенциала обучающихся рассмотрено на примере реализации конкретного проекта, выполненного учениками 5 класса....

Организация научно-исследовательской и краеведческой работы школьников

Данная работа является моим отчётом по теме самообразования....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...