Развитие научно-исследовательских навыков учащихся через написание рефератов.
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Попова Людмила Леонасовна

Одна из наиболее распространённых форм обучения физике – написание рефератов учениками, чаще всего хорошо подготовленными. Подготовка и защита реферата предполагает длительную работу в течение учебного года и, может быть, не одного. Содержание реферата может выходить за рамки программы школьного курса физики.

Но и при подготовке реферата по теме, входящей в базовый курс изучения физики, необходимо сориентировать учащегося на новые аспекты проблемы, на поиск дополнительной литературы, не изучаемой на уроках и углубляющей знания обучающегося, на самостоятельные ученические исследования по выбранной теме.

Написание реферата определяет совместную работу учителя и учащегося, так как учитель предлагает несколько тем на выбор, затем индивидуально консультирует, помогая подобрать литературу, ставит вопросы для рассмотрения и одновременно контролирует требования к написанию реферата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_nauchno_issledovatelskih_navykov.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие научно-исследовательских навыков учащихся через написание рефератов.

                                                                Автор: Попова Людмила Леонасовна,

                                                                              учитель физики МБОУ «СОШ №14»

 имени А.М. Мамонова, г. Старый Оскол.


Одна из наиболее распространённых форм обучения физике – написание рефератов учениками, чаще всего хорошо подготовленными. Подготовка и защита реферата предполагает длительную работу в течение учебного года и, может быть, не одного. Содержание реферата может выходить за рамки программы школьного курса физики.

Но и при подготовке реферата по теме, входящей в базовый курс изучения физики, необходимо сориентировать учащегося на новые аспекты проблемы, на поиск дополнительной литературы, не изучаемой на уроках и углубляющей знания обучающегося, на самостоятельные ученические исследования по выбранной теме.

Написание реферата определяет совместную работу учителя и учащегося, так как учитель предлагает несколько тем на выбор, затем индивидуально консультирует, помогая подобрать литературу, ставит вопросы для рассмотрения и одновременно контролирует требования к написанию реферата.

В ходе подготовки учащихся к написанию рефератов необходимо познакомить их с современными требованиями к написанию рефератов:

1. Выбор проблемы, наиболее интересной для ученика, в плане исследования через наблюдения, опыты, эксперименты или глубокого изучения теории по данному вопросу.

2. Планирование подготовки реферата и составление плана реферата:

а) поиск необходимой литературы, анализ её;

б) выдвижение и проверка гипотез, проектирование своей работы по анализу процессов опытов.

3. Классификация выписок, сделанных при чтении подобранной литературы и накопление предварительных выводов по теме.

4. Отборка собранного материала, соблюдение логичности, аргументации, доказательства проблемы; определение типа речи (рассуждение с элементами описания).

5. Самооценка чернового варианта работы.

6. Оценка работы руководителем.

7. Коррекция учащимся выполненной работы.

8. Оформление реферата в соответствии с современными требованиями.

Защита реферата чаще всего происходит на общешкольных научно-практических конференциях (НПК). Если реферат соответствует современным требованиям к изучению данной проблемы, содержит новизну и глубокое осмысление темы, имеет научный подход, его рекомендуют на НПК города. Отдельные рефераты послужили выпускникам, ставшим студентами вузов, материалом для курсовых работ.


Реферат «Общая теория поля»

Содержание

1. Вступление.

2. Теория гравитационного взаимодействия.

3. Вакуум с позиций теории поля.

4. Общая теория поля.

5. Мир и Вселенная в ОТП.

6. Теория происхождения и устройства

Метагалактики с позиций ОТП.


Литература

1. СОЖ за 1996 год № 4.

2. 
Хазен Л.М. «Поле, волны, частицы и их модели».

3. 
Подольный Р. «Нечто по имени ничто».

4. 
Ландау Л.Д., Лифшиц Е.М. «Теории поля».

5. 
Нарликар Дж. «Гравитация без формул».


Реферат «Влажность воздуха в жизни человека и других биологических особей»

«Первое начало и сущность всего – вода. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку, потому что тебя будут омывать всё новые и новые воды»

Фалес Милетский


Содержание:

1. Окружающая среда и наша жизнь.

2. Вода – основа жизни.

3. Вода в атмосфере.

4. Характеристики влажности воздуха.

5. Измерение влажности воздуха.

6. Адаптация человека.

7. Медицинские аспекты колебаний метеорологических условий.

8. Какую жару способны мы переносить?

9. Задачи.


Список литературы

1. 
Гавреленко Е.С. Гидрогеология техтоносферы. Киев, 1975 г.

2. 
Девис К., ДейДж. Вода – зеркало науки. Л., 1964 г.

3. 
Кульский Л.А. Серебряная вода. Киев, 1968 г.

4. 
Макаренко Ф.А. Вода под Землёй. В кн.: Круговорот воды. М., 1966 г.

5. 
Оринг Дж. Погода на планетах. Л., 1968 г.

6. 
Фрицман Э.Х. Природа волн. Л., 1935 г.

7. 
Фюрон Г. Проблема воды на земном шаре. Л., 1966 г.

8. 
Аппатьев А.М. Влагообороты в природе и их преобразование. Л., 1969 г.

9. 
Вайсберг Дж. Погода на Земле, 1980 г.


Реферат «Оптика и зрение»

Содержание:

1. Цветовое зрение:

а) фоторецепция;

б) физика зрения.

2. Устройство фоторецепторов:

а) три типа колбочек;

б) сетчатая мозаика;

в) строение сетчатки.

3. Параллельная обработка информации:

а) путь парво;

б) путь марго.

4. Пространственный антагонизм.

5. Спектральный антагонизм.

6. Особенность сигналов от колбочек:

а) дилемма-форма цвета;

б) возможность кодирования информации в сетчатке.

7. Анатомия взора

8. Современные методы лечения глаз.

9. Лазер. Лазерное лечение.


Список литературы:

1. 
Сойфер В.Н. «Соросовский образовательный журнал».

2. 
Лаговский И.К. «Наука и жизнь», 1981 г.

3. 
Урмахер Л.С., Айзенштамт Л.Н. «Оптические средства коррекции зрения».

4. 
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. «Физика-10».

5. 
Кабардин О.Ф. «Физика, справочные материалы».

6. 
Хендель А.С. «Основные законы физики».

7. 
Цезмер А.М. «Человек. Анатомия, физиология, гигиена».

8. 
Аспиз М.Е. «Энциклопедический словарь юного биолога».

9. 
Аспиз М.Е. «Энциклопедический словарь юного физика».

10. 
Воронин Л.Г. «Физиология высшей нервной деятельности и психология».

11. Клинический атлас патологии глазного дна.


Реферат «Оптические иллюзии»

Верьте только половине того, что видите.

Народная мудрость


Содержание:

1. Оптические иллюзии. Что это?

2. Естественные и искусственные иллюзии.

3. Цветовая иллюзия.

4. Всегда ли прозрачное прозрачно.

5. Иллюзия с «разрезанием».

6. Иллюзия «кафельной стенки».

7. Восприятие цветной картины от вращающегося чёрно-белого диска.


Литература

1. 
Перелмьан Я.И. Занимательная физика. Т. 1, 2. – М.: Наука 1986 г.

2. 
Вадимов А.А., Тривас М.А. От магов древности до иллюзионистов наших дней. – М.: Искусство, 1966 г.

3. 
Карташкин А. Праздник с чудесами. – М.: Просвещение, 1991 г.

4. 
Горбачёв Б.К. Техника комбинированных съёмок. – М.: Искусство, 1961 г.

5. 
Плужников Б.Ф. Занимательная фотография, 1967 г.

6. 
Луизов А.В. Цвет и свет. – Л.: Энергоатомиздат, 1989 г.

7. 
Уоккер Дж. Физический фейерверк. – М.: Мир, 1989 г.

8. 
Артамонов И.Д. Иллюзия зрения. – М.: Наука, 1969 г.

9. 
Юрк О.Д. Иллюстрация размеров источника света. Физика в школе, 1992 г. № 1, 2.


Реферат «Время и его измерения»

Содержание:

1. Борьба за точное время.

2. Первый хронометр Гаррисона.

3. Измерение местного времени.

4. Введение поясного времени – 1879 г.

5. Связь звёздного времени с географической долготой.

6. Истинное солнечное время.

7. Использование декретного и «летнего» времени в общественно-производственной жизни.

8. Современные конструкции часов и способы их хранения.

9. Атомные часы – эталон точного времени.

10. Деятельность службы времени.


Список литературы:

1. 
Гурштейн А.А. «Извечные тайны неба». Книга для учащихся – 2-е издание, перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1984 – 272 с.

2. 
Дагаев М.М., Демин В.Г. и др. Астрономия. Учебное пособие для студентов физ.-мат. Фак. Пед. Ин-тов. М.: Просвещение, 1993 – 384 с.

3. 
Зигель Ф.Ю. «Астрономия в её «развитии». Книга для учащихся 8–10 классов ср. школы. – М.: Просвещение, 1988 – 159 с.

4. 
Пинский А.А. «Углублённое изучение физики, учебник для 11 классов школ». М.: Просвещение, 1999 – 432 с.


Реферат на тему «Звук»

Содержание:

1. Звук, его характеристики, источники, условия возникновения и распространения, акустический резонанс.

2. Ультразвук, его особенности, применение в технике; ультразвук в природе.

3. Инфразвук, его источники и применение; инфразвук в природе.

4. Шумы.


Список литературы:

– Энциклопедия по физике: «Вещество и энергия»;

– Большая Советская энциклопедия, 10-й том;

– Справочные материалы по физике, О.Ф.Кабардин.



Реферат на тему: Атомная энергетика России. Темпы развития и проблемы существования.


Содержание

1. Историческая справка о развитии ядерной физики. Открытие радиоактивности.

2. Что представляет собой атомная электростанция.

3. Развитие ядерной энергетики.

4. Проблемы АЭС:

а) ужасные последствия аварий;

б) обширное и неэкономное использование полезных ископаемых;

в) короткая жизнь АЭС;

г) требования к размещению.

5. Атомные источники тепла:

а) атомная теплоэлектроцентраль (АЭС);

б) одноцелевой генератор.

6. Подъём в развитии ядерного и радиационного терроризма.


Литература

1. 
Мария Кюри (Е.Ф.Корша, В.В.Алтапова)

2. Физика в школе 2*87 (Журнал, стр. 7)

3. Чернобыль: события и уроки (Е.И.Игнатенко, С.Н.Троицкий, К.Возняк, А.П.Коваленко).

4. Журнал «Марафон 2002»: Ядерный и радиационный терроризм: между физикой, политикой и психологией.

5. Журнал «Открытие радиоактивности» (Лоуренс)


Реферат «Магниты»

Кого-то он обогатит, кого-то загонит в гроб. Что мы знаем об этом?


Содержание

1. Магнетизм.

2. Природа магнитов

3. Использование магнитов.

4. Задачи.

5. Опыты с магнитами.


Литература

1. БСЭ, второе издание, Москва, 1957 г.

2. 
Холодов Ю.А. «Человек в магнитной паутине». Изд. «Знание», Москва, 1972 г.

3. Материалы из Интернет-энциклопедии.

4. 
Путилов К.А. «Курс физики». Изд. «Физматгиз», Москва, 1964 г.

5. 
Лозовский В.Н. «Курс физики». Изд. «Лань», Саркт-Петербург, 2001 г.

6. 
Холидей Д. «Вопросы и задачи по физике». Изд. «Просвещение», Москва, 1969 г.

7. Газета «Первое сентября», приложение «Физика», № 13/03.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Что такое проектный метод и какие существуют классификации проектов....

Развитие научно-исследовательских навыков учащихся через написание рефератов.

Одна из наиболее распространённых форм обучения физике – написание рефератов учениками, чаще всего хорошо подготовленными. Подготовка и защита реферата предполагает длительную работу в течение учебног...

Развитие культуры речи учащихся через написание рефератов

Физика – очень интересная и увлекательная наука. Она открывает суть всего, что происходит вокруг нас, изучает закономерности процессов и явлений. Какое жизненное направление вы бы не выбрали, знания ф...

Творческая работа"Развитие общеучебных навыков учащихся через применение технологии проблемного обучения на уроке"

На развитие общеучебных навыков учащихся направлена технология проблемного обучения и воспитания. В её основе лежит развитие способностей видеть, формулировать проблемы, выбирать способы и средс...

Формирование навыков научно–исследовательской работы у учащихся 8-9 классов по актуальным и значимым вопросам истории.

Статья посвящена опыту работы педагога с обучающимися в направлении научно - иссследовательской деятельности.Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в наук...

Восстановление и развитие учебных навыков учащихся через применение наглядных пособий и перевода математических задач в практическую плоскость.

Методы позволяющие продуктивно решать одну из важнейших проблем преподавания математики в вечерних (сменных) школах и ликвидировать пробелы в знаниях учеников по различным разделам школ...

Развитие научно-исследовательских навыков у школьников.

В данной статье говорится о том, как надо совершенствовать работу по привлечению школьников в научную работу. Рассматриваются определённые этапы вовлечения школьников в эту работу....