Формирование навыков научно–исследовательской работы у учащихся 8-9 классов по актуальным и значимым вопросам истории.
статья (10 класс)

Золотаренко Наталья Николаевна

Статья посвящена опыту работы педагога с обучающимися в направлении научно - иссследовательской деятельности.

Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в науке: пути развития», г. Чебоксары, Статьи: «Формы и методы взаимодействия классного руководителя и семьи», «Формирование навыков научно–исследовательской работы у обучающихся 8-9 классов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы24.99 КБ

Предварительный просмотр:

  Н. Н. Золотаренко, учитель истории и обществознания

  МБОУ «СОШ №25» г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский Автономный округ – Югра.

Формирование навыков научно–исследовательской работы у учащихся 8-9 классов  по актуальным и значимым вопросам истории.

                                                                  Обучая других,  обучаешься сам.

                                                                                             Я. А. Коменский

             

Образование в современном мире и в России как субъекте мирового сообщества не в полной мере отвечает потребностям и запросам человека и общества информационной эпохи. Негативные моменты во многом вызваны тем, что выпускник общеобразовательной школы, как правило, получает формальное академическое образование, целью которого всё ещё остаётся приобретение знаний без должного опыта их применения. А сам процесс приобретения знаний не сопровождается накоплением опыта, связанного с самостоятельным поиском и обработкой информации, с овладением методологией её критического анализа и представления [1,10].

Таким образом, можно утверждать, что знания устаревают раньше, чем ученик успевает овладеть ими. Тем более устаревают знания, которые не имеют прямого применения на практике, в деятельности человека.

Поэтому сегодня в информационно насыщенном мире становится всё более заметной тенденция к снижению роли «знаниевого» компонента в системе образования и к постепенному возрастанию в ней значимости общих учебных (методологических) умений: адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему, основную и дополнительную, явную скрытую информацию); различать в социальной и историко-культурной информации факты и мнения, соответствующим образом анализировать и представлять эти данные; критически оценивать информацию; интерпретировать результаты решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений; создавать разные информационные объекты, в том числе на основе использования информационно-компьютерных технологий; соотносить общие историко-культурные процессы и отдельные факты, выявлять в них существенные черты и группировать их по заданным признакам; выявлять общее и различное в сравниваемых объектах, объяснять причины различий; объяснять своё отношение к изучаемым объектам, самоопределяться в дискуссионных вопросах истории и современности, аргументировать свою точку зрения, проявляя уважение к иным взглядам и оценкам; использовать знания в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на принципах гуманизма, толерантности, диалога [2,4].

Именно эти общие  учебные (методологические) умения учащихся формируются в научно-исследовательской  деятельности.

Научно-исследовательская работа учащихся  направлена  на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, характерных для научных исследований: выявление и постановка проблемы исследования, формулирования гипотезы, планирование и разработка исследовательских действий. Сюда входит сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез, сопоставление (соотнесение) данных и умозаключений, их проверка, подготовка и написание (оформление) работы. Результатом является выступление с подготовленным сообщением, возможно переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, построение выводов, заключений.

Ученые считают, что развивая в себе творческую активность, стремясь к научно-исследовательской деятельности, получая положительные эмоции  от результатов своих поисков, учась преодолевать отрицательные эмоции, связанные с неудачными попытками решить стоящую проблему, молодые люди приобретают и наращивают свой ресурс для самоопределения [3,38].

Научно–исследовательская деятельность завоевывает все больше сторонников среди школьников и педагогов.

Главная задача научно – исследовательской деятельности в образовании развивать природную потребность ребенка в познании, совершенствовать его исследовательские способности. Научно-исследовательская деятельность  направлена на получение объективно нового знания.

Задача конкурсов научно–исследовательских работ: развитие познавательных потребностей и исследовательских способностей детей путем привлечения их к самостоятельной познавательной, исследовательской практике.

 Я, как научный руководитель учащихся  помогаю им определить и сформулировать тему, цель, задачи, гипотезу, проблемный вопрос, выстроить план исследований.

Но, главное таинство этого творчества – «зарождение самой идеи поиска», как выбрать тему исследования, ее не предлагать надо, подводить к ней. Главная задача учителя здесь, подвести исследователя к проблеме, которая была бы ему интересна, а выросшая из нее тема имела бы дидактическую ценность, научить мыслить творчески, возможно, что-то из происходящих в мире событий натолкнет потенциального исследователя на выбор темы своей работы.  Однозначно тема исследования должна быть актуальна для самого учащегося и для других людей, только тогда она будет полезна и интересна [4,85].

В моей практике представлены теоретические исследования учащихся, практически все они не отражают гендерные особенности их авторов. Так, например, в ходе школьных и городских конкурсов НОУ высокие оценки жюри получили работы мальчиков, изучавших историю войн («Георгиевская ленточка как символ Победы», «История Великой Отечественной войны в истории моего рода», «Служу Отечеству в истории моего рода).

Обучение мною школьников началам научного исследования включает поэтапное, в соответствии с возрастными особенностями, целенаправленное формирование: I. Мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация, определение и объяснение понятий: конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия); II. Умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации; III. Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи; IV. Специальных исследовательских умений и навыков. В данной последовательности они и представлены по ступеням обучения.

Немаловажное значение имеет формирование исследовательских умений и навыков: выбор актуальной темы, значимой и посильной для учащегося; выявление (видение проблемы); постановка (формирование) проблемы; прояснение неясных вопросов; формулирование гипотезы; планирование и разработка учебных действий; сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств); анализ и синтез собранных данных, сопоставление данных и умозаключений; подготовка и написание сообщений; выступление с подготовленным сообщением; переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы; проверка гипотез; построение обобщений; построение выводов.   

 Важно дать понять учащемуся, что реферат (краткое изложение в письменном виде содержания научных трудов по определенной теме) научно-исследовательской работой не является.

 К тому же по ходу работы  исследователь учится практически пользоваться следующими видами письменных работ: выпиской, планом, тезисом, конспектом, сочинением, докладом, рефератом, отзывом, рецензией, аннотацией, заметкой, записью под диктовку, объявлением, распиской, протоколом, заявлением, автобиографий. Писать сочинение (350–400 слов) разных видов, тексты докладов, рефератов, писать рецензии, аннотации к книгам, фильмам, теле- и радиопередачам, пользоваться выписками из книг, вести записи за докладчиком, учителем; лектором, пользоваться сокращенными видами записей (план, тезисы, конспект, график, таблица, диаграмма), редактировать свой и чужой текст.

Исследователь должен быть человеком с ясной, холодной головой, его главная задача - максимально объективно изучать действительность.

Главная задача учебно-исследовательской деятельности в образовании развивать природную потребность в познании, совершенствовать его исследовательские способности. Мною данная работа ведется в двух формах: исследовательские работы учащихся и исследовательские проекты.

Формируя  навыки  научно – исследовательской работы у учащихся 8-9 классов  по актуальным и значимым вопросам истории сам научный руководитель совершенствуется как исследователь.

Список литературы:

1.Как преподавать историю в современной школе: теория и методика. Курс лекций. // История.- 2006.-№20.-76с.

2. Как преподавать историю в современной школе: теория и методика. Курс лекций. // История.- 2006.-№21.-64с.

3.Логинова Н. Ф., Самсонова С. Х. Подготовка ученических проектов.// Справочник классного руководителя.-2010.-№3. 84с.

4.Савенков А.В. Как вывести школьника на позицию исследователя. //Директор школы.-2007. №7.-86с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критического мышления

Методика развивающего обучения приёмами критического мышления: теория и практика использования приёмов на уроках....

Формирование навыков научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения физики

Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией ...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л.: «Информатизация на уроках английского языка в формировании навыков научно-исследовательской проектной работы у студентов»

В статье рассматриваются причины информатизации на уроках английского языка, развитие проектной деятельности студентов в колледже. Раскрываются вопросы общеучебных умений и межпредметных связей.Описыв...

Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство достижения личностных метапредметных результатов

В статье рассматривается сущность проектной деятельности в образовательном учреждении как одно из средств достижения личностных метапредметных результатов. Обозначены задачи обучения проектной деятель...

Педагогический проект "Использование материалов научно-исследовательской деятельности педагога и учащихся на уроках истории и обществознание"

 Как сделать так, чтобы и в нашей стране талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и НОУ, его организация...

Методическая разработка "Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций".

Считаю целесообразным обращение учителей математики к научно-исследовательской и проектной деятельности. Она  способствует развитию математических способностей у учащихся, прививает интерес к пре...

Психолого-педагогические особенности формирования навыков научно-исследовательской деятельности обучающихся (научная статья)

Научная деятельность обучающихся является неотъемлемой частью их личностного и познавательного развития. В статье рассматриваются вопросы, связанные со структуризацией процесса научной деятельности и ...