Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство достижения личностных метапредметных результатов
учебно-методический материал по географии (9 класс)

Жуйкова Ольга Фёдоровна

В статье рассматривается сущность проектной деятельности в образовательном учреждении как одно из средств достижения личностных метапредметных результатов. Обозначены задачи обучения проектной деятельности детей. Представлены этапы проектной деятельности, их последовательность и миссия в этом процессе учителя и обучающихся. Ключевые слова: Метапредметные результаты, проектная деятельность, виды проектной деятельности, основные теоретические позиции проектной деятельности Автор повествует об организации и проведении экологического проекта «Путешествие по зеленой ветке».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство достижения личностных метапредметных результатов

Жуйкова Ольга Федоровна-учитель географии,

МБОУ СОШ №11 им.С.М. Жолоба. с.Супсех,  
РФ, Краснодарский край. МО город-курорт Анапа

e-mail:o.zuikowa1403@yandex.ru

Аннотация:

В статье рассматривается сущность проектной деятельности в образовательном учреждении как одно из средств достижения личностных метапредметных результатов. Обозначены задачи обучения проектной деятельности детей. Представлены этапы проектной деятельности, их последовательность и миссия в этом процессе учителя и обучающихся.

Ключевые слова: 

Метапредметные результаты, проектная деятельность, виды проектной деятельности, основные теоретические позиции проектной деятельности

Автор повествует об организации и проведении экологического проекта «Путешествие по зеленой ветке».

Research and project activities of students as a means of achieving personal metasubject results Olga Fyodorovna Zhuikova-geography teacher, MBOU Secondary School No. 11 named after S. M. Zholob. S. Supseh, Russian Federation, Krasnodar Territory. MO resort city Anapa e-mail:o.zuikowa1403@yandex.ru Abstract: The article considers the essence of project activity in an educational institution as one of the means of achieving personal meta-subject results. The tasks of teaching project activities to children are outlined. The stages of project activity, their sequence and mission in this process of the teacher and students are presented. Keywords: Metasubject results, project activity, types of project activity, main theoretical positions of project activity The author tells about the organization and implementation of the ecological project "Journey along the green branch".

Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка,

уверенно идущего по дороге жизни после того, как ее показали ему вы.

Конфуций

В современном мире, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Этот социальный запрос нашел отражение в Законе РФ «Об образовании», законодательно утвердившем цели образования как «ориентацию на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации». В настоящее время система образования в нашей стране направлена не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности. Поэтому школьное образование переходит к метапредметному образованию.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
4) готовность и способность к самостоятельной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Для достижения метапредметных результатов большое значение имеют межпредметные связи. География – уникальный предмет, который обеспечивает связь между биологией, математикой, физикой, химией, литературой, изобразительным искусством, историей и обществознанием. На уроках географии можно использовать задания, связанные с этими предметами достигать поставленных целей. В процессе изучения географии одновременно с географическими умениями формируются метапредметные умения, обеспечивающие метапредметные результаты обучения.

Использование литературных произведений позволяет сохранить единую образовательную среду для учащихся. Произведения Жюль Верна, А. Пушкина, Л. Толстого, М. Лермонтова, Л. Гумилева – кладезь ярких примеров для уроков географии, биологии, истории и обществознания. Географию как школьный предмет можно отнести как к общественным наукам, так и к естественным. С одной стороны, точная наука, в которой все подчиняется строгим законам, а каждое предположение проверяется на практике путем опыта и исследования. С другой стороны, география – предмет мечтателей и путешественников, позволяющий раздвинуть привычные рамки и границы и обладающий широчайшими воспитательными возможностями. Где как не на уроках географии можно применять технологию проектной деятельности.  В процессе работы над учебным проектом учащиеся учатся самостоятельно представлять имеющиеся у них знания и умения в новой ситуации, распознавать структуру объекта и его новые функции, самостоятельно комбинировать известные способы деятельности в новые, находить различные способы решения проблемы и альтернативные доказательства на основе известных способов деятельности

Метод проектов является наиболее распространенным и способствует более глубокому усвоению курса географии и практическому применению знаний. При этом учитель решает ряд задач: педагогических, практических и социальных. Применение проектной технологии имеет ряд преимуществ:

1. Способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, метод проектов заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

2. Актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.

3. Обучающиеся осваивают технологию проведения исследования, которая включает в себя следующие этапы:

  • выявление проблемы исследования;
  • постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;
  • формулировка гипотез исследования;
  • определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез, проверка гипотез;
  • сбор информации;
  • аналитическая работа;
  • корректировка поставленных задач и хода исследования;
  • дальнейший поиск информации;
  • анализ новых фактов;
  • обобщение — рассуждение — получение новых данных;
  • оформление результатов исследования;
  • обсуждение и транслирование полученных результатов.

4. Выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса. Кроме того работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды .Школьники чувствуют себя первооткрывателями, охотно работают на уроке и самостоятельно готовятся дома.

В процессе работы над учебным проектом учащиеся учатся самостоятельно представлять имеющиеся у них знания и умения в новой ситуации, распознавать структуру объекта и его новые функции, самостоятельно комбинировать известные способы деятельности в новые, находить различные способы решения проблемы и альтернативные доказательства на основе известных способов деятельности.
Ребята принимают участие и успешно выступают в школьных, улусных, региональных, республиканских и всероссийских конкурсах по географии, научных конференциях, готовят и защищают проекты. Мои ученики – участники и победители олимпиад, научных и творческих работ различного уровня. награждались грамотами и путёвками в «Арек», «Орлёнок» и «Смену» по результатам  участия в научно-практических конференциях.  С 2018 года в школе реализуется  творческий проект «Путешествие по зеленой ветке», где школьники научного общества «Эрудит» на практике реализуют исследовательские проекты для младших школьников. Создание условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся. Ученики вносят свой вклад в жизнь сообщества, собирая данные, заботясь об окружающей среде, выполняя общественные работы - в ходе этого они с новой точки зрения смотрят на события общественной жизни.

Результаты работы дают мне право заключить, что проектно-исследовательская деятельность — это замечательное дидактическое средство для обучения, средство достижения метапредметных результатов. Проектная деятельность способствует формированию учащегося нового типа, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

Список использованных источников:

Баринова И.И. Современный урок географии. Методические разработки уроков. – М., Дрофа ,2001.-128с.ISBN 5-7107-4950-8.

Громыко Н.В. Метапредметный подход как ядро российского образования [электронный ресурс]

Душина И.В., Таможня Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения  географии в школе. – М., 2018-321с. ISBN 978-5-534-08129-9.

Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с.  ISBN 5-09-001474-4.

Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении: науч.-метод. пособие. – М.: Изд-во «Эйдос»; издательстов Института образования человека, 2012. – 73 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся как средство достижения метапредметных результатов

Разработка программы развития современной языковой личности школьника (с учетом требований ФГОС) посредством применения проектно-исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности....

«Использование современных образовательных технологий для достижения личностных метапредметных результатов в нормативном диапазоне ФГОС»

Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования. Государственные образовательные стандарты практически по всем учебным предмет...

Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения физике

В данной презентации (с интерактивным слайдом №5) рассмотрена поэтапная работа над проектом с указанием формируемых УУД на каждом этапе при обучении физике., что приводит к пониманию проектной де...

Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения

В работе рассмотрены: -Характеристика метапредметных результатов обучения математике; -Роль проектов в формировании универсальных учебных действий; -Примеры работы над проектами, выполняемыми уче...

метапредметные погружения как средство достижения новых метапредметных результатов

"Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению" Я.А. Коменский О внеурочной деятельности, о новых стандартах много сказано, дано  разьяснения, од...

Проектная деятельность учащихся как средство достижения личностных метапредметных результатов

Проектная деятельность, автор повествует об организации и проведении экологического проекта «Путешествие по зеленой ветке». Рекреационная нагрузка на территорию. Степень уплотненности почв...

Методическая разработка "Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций".

Считаю целесообразным обращение учителей математики к научно-исследовательской и проектной деятельности. Она  способствует развитию математических способностей у учащихся, прививает интерес к пре...