Главные вкладки

    «Использование современных образовательных технологий для достижения личностных метапредметных результатов в нормативном диапазоне ФГОС»
    статья по информатике и икт на тему

    Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования. Государственные образовательные стандарты практически по всем учебным предметам предполагают овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях. Организовать такую деятельность, проконтролировать и оценить её результаты можно только с помощью адекватных образовательных технологий, которыми должен владеть современный учитель.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ispolzovanie_sovremennykh_obrazovatelnykh_tekhnologiy_.docx22.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    31.03.2014г.                                                                                        Давлетова Р.Р., учитель физики и информатики

    МБОУ «СОШ им.А.Джанибекова

    с.Растопуловка»

    Выступление на РМО  по теме

    «Использование современных образовательных технологий 
    для достижения личностных метапредметных результатов в нормативном диапазоне   ФГОС»

                    Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования. Государственные образовательные стандарты практически по всем учебным предметам предполагают овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях. Организовать такую деятельность, проконтролировать и оценить её результаты можно только с помощью адекватных образовательных технологий, которыми должен владеть современный учитель.

    Технологии

    • -развивающее обучение;
    • -проблемное обучение;
    • -разноуровневое обучение;
    • -коллективная система обучения (КСО);
    • -технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ);
    • -исследовательские методы обучения;
    • -проектные методы обучения;
    • -технология « дебаты»;
    • -технологию модульного и блочно- модульного обучения;
    • -лекционно – семинарско - зачетная система обучения;
    • -технология развития «критического мышления»;
    • -технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
    • -обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа);
    • -информационно – коммуникационные технологии;
    • -здоровьесберегающие технологии;
    • - систему инновационной оценки « портфолио»;
    • - технологию дистанционного обучения
    • технология мастерских
    • групповое обучение

    Большое  распространение получили следующие образовательные технологии:

    • технологию проблемного (эвристического) обучения; 
    • технологии уровневой дифференциации;
    • коммуникативные технологии
    • игровые технологии
    • исследовательские технологии

       (метод проектов, эксперимент, моделирование)

           В концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Следует приоритет отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным технологиям (не отрицая использования и других).

    Исследование и проект?

        Довольно часто учителя задают вопрос «Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?». Это достаточно серьезный вопрос.

        Главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:

    цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,

    а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

          Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

          Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

         В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.

    Основными этапами проектной деятельности являются:

    • Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
    • Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
    • Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений;
    • Подготовка и защита презентации;
    • Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

    Этапы научного исследования:

    • Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
    • Постановка цели и конкретных задач исследования.
    • Определение объекта и предмета исследования.
    • Выбор метода (методики) проведения исследования.
    • Описание процесса исследования.
    • Обсуждение результатов исследования.
    • Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

         В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество. Таким образом, направленное воздействие на самостоятельное, активное приобретение школьниками знаний средствами проектной деятельности предмета информатики формирует познавательные универсальные учебные действия, а значит и умение учиться.

    ФГОС каждой ступени образования представляет собой совокупность  требований:

    • к структуре основной образовательной программы;
    • к условиям реализации основной образовательной программы;
    • к результатам освоения основной образовательной программы.

           Системообразующей составляющей стандартов стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные  цели образования. Новые стандарты ориентируются не только на предметные, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные образовательные результаты. Остановимся подробнее на образовательных результатах, т.е. целях обучения информатике, которые формулирует государство в ФГОС.

    Основное образование

    Метапредметные цели: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

    Среднее (полное) образование

    Метапредметные цели: готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

    Литература

     1. Примерные программы по учебным дисциплинам. Информатика, 7-9 классы. [http://standart.edu.ru]

    2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования. [http://standart.edu.ru

    3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования. [http://standart.edu.ru]

    4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. [http://standart.edu.ru]


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Новые требования к образовательным результатам. Достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов."

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образованияч представыляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начально...

    Использование ИКТ технологий для достижения метапредметных результатов в свете требований ФГОС ООО

    В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы до...

    Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования

    Использование современных образовательных технологийпри формировании новых образовательных  результатов в условиях реализации ФГОС общего образования...

    "Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования".

    . В результате изучения теоретического материала и практического опыта педагогов считаю, что в своей практике могу использовать технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Данная ...