Использование ИКТ технологий для достижения метапредметных результатов в свете требований ФГОС ООО
статья по теме

В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование и развитие ИКТ-компетентности учащихся на уровне основного общего образования

В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Отличительной чертой разрабатываемых сегодня образовательных стандартов является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от «знаю и умею» — к «знаю, умею и умею применять на практике».

Именно такие умения, как способность применять полученные знания на практике, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, брать на себя ответственность при решении возникающих проблем — составляют основу понятия «компетентность».

ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков.

Под «уверенным владением» следует, прежде всего, понимать умение применять навыки ИКТ-грамотности в решении разного рода практических информационных задач. С решением информационных задач мы сталкиваемся в жизни на каждом шагу: когда делаем покупки, бронируем гостиницы, выбираем лекарства, пишем статью и т.д., и т.п. В процессе решения задачи каждый из нас проходит определённые этапы работы с информацией.

Этапы работы с информацией:

  • определение информации — способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
  • доступ к информации — умение собирать и/или извлекать информацию;
  • управление информацией — умение применять существующую схему организации или классификации;
  • интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;
  • оценивание информации – умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;
  • создание информации – умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;
  • сообщение информации — способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.

Соответственно можно сказать что ИКТ-компетентность – это умение использовать средства ИКТ на каждом этапе обработки информации. Но для начала естественно надо сформировать у учащихся умения работать с аппаратными и программными средствами ИКТ.

Начальные технические умения формируются в начальной школе. В частности, именно там учащиеся получают общие представления об устройстве и принципах работы средств ИКТ, технике безопасности, эргономике. В дальнейшем эти знания постоянно углубляются и систематизируются как на уроках информатики и ИКТ, так и на других предметах. Эти знания и умения и позволяют учащимся активно использовать средства ИКТ для следующего этапа развития ИКТ-компетентности – обработки информации. Общий принцип формирования ИКТ-компетентности состоит в том, что конкретные технологические умения и навыки и универсальные учебные действия формируются в ходе их применения, осмысленного с точки зрения учебных задач, стоящих перед учащимся в различных предметах.

В настоящее время существует большое количество ИКТ позволяющих развивать ИКТ-компетентности учащихся. Это и начавшие в последнее время широко использоваться учителями в урочной и внеурочной деятельности сервисы google, блоги и т.д. Однако и классическое создание учащимися рефератов или презентаций к уроку или в рамках внеурочной деятельности позволяют формировать  у учащихся все основные ИКТ-компетентности. При этом, по сути, неважно по какому предмету будет данный реферат, так как в любом случае при его создании будут развиваться основные ИКТ-компетентности учащегося.

ИКТ-компетентности

Развиваемые навыки

Действия учащихся

Определение

  • Умение точно интерпретировать вопрос.
  • Умение детализировать вопрос.
  • Идентификация терминов, понятий.

Интерпретируют и детализируют задание учителя.

Доступ (поиск)

  • Выбор терминов поиска с учетом уровня детализации.
  • Соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки).
  • Формирование стратегии поиска
  • Качество синтаксиса.

Используя программу поиска, находят сайты со статьями по заданной тематике.

Управление

  • Создание схемы классификации для структурирования информации

Оценивают сайты и выделяют те, из которых можно получить необходимую информацию.

Интеграция

  • Умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников.
  • Умение исключать несоответствующую и несущественную информации.
  • Умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию.

В отобранных статьях находят необходимую информацию.

Оценка

  • Выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью.
  • Выбор информационных ресурсов согласно выработанным или указанным критериям.
  • Умение остановить поиск.

Сравнивают информацию из разных статей, выделяют разные аспекты данной темы.

Создание

  • Умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой
  • Умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы
  • Умение обосновать свои выводы
  • Умение сбалансировано осветить вопрос при наличии противоречивой информации
  • Структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов

Создают текстовый документ или презентацию.

Сообщение

(передача)

  • Умение адаптировать информацию для конкретной аудитории.
  • Умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав).
  • Обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации.

Представляют/защищают свой реферата.

Таким образом, формирование ИКТ-компетентности обучающихся должно происходить в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана. Вынесение формирования ИКТ-компетентности в программу формирования УУД позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает с учетом специфики каждого учебного предмета избежать дублирования при освоении разных умений.

При этом формирование у школьников ИКТ-компетентности требует от учителей использования специальных методов и приемов:

  • в первую очередь учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности (помнить о ней всегда);
  • потребуется изменение дидактических целей типовых заданий (целей будет как минимум две: изучение конкретного учебного материала и формирование ИКТ-компетентности);
  • формированию ИКТ-компетентности помогает использование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.).

На сегодняшний момент для каждого учителя важно понять, что входит в ИКТ–компетентность, проанализировать, какие учебные задачи можно модифицировать так, чтобы косвенно они работали на выработку навыков, составляющих ИКТ–компетентность.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.Просвещение, 2011.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.Просвещение, 2011.
  3. Агапова Н. В. - Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК Велби, 2005 – 247 с.
  4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М: Омега - Л, 2004. - 215 с
  5. WEB сервисы для образования https://sites.google.com/site/badanovweb2/home


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ДОСТИЖЕНИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Мастер-класс ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ДОСТИЖЕНИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИДля решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные...

Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

Создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», научить быть готовым к усло...

Доклад на тему: "Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС ООО. Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО" педсовет № 2 2015 г.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять ...

Виртуальная экскурсия как средство достижения метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС ООО

Актуальность этой работы состоит в том, что решаются проблемы достижения метапредметных результатов обучения через создание грамотно составленной и оформленной ВЭ....

Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС на уроках химии

Сегодня школа должна быть ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы...

Пути достижения метапредметных результатов обучающихся при реализации ФГОС НОО и ООО

Пути достижения метапредметных результатов обучающихся при реализации ФГОС НОО и ООО...

Практика использования проектной деятельности для достижения метапредметных результатов

В статье представлен опыт использования проектной деятельности для достижения метапредметных результатов...