РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
методическая разработка по английскому языку по теме

Мишинская Ирина Александровна

Что такое проектный метод и какие существуют классификации проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

     Какие умения и качества необходимы ученику школы 21 века? В первую очередь – это способность ставить и решать проблемы, критическое мышление, умение применять новые идеи, способность продуктивно работать в коллективе и умение работать с информацией. Важно предоставить учащимся возможность мыслить и рассуждать над путями решения проблем, с тем, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в функции формирования и формулирования этих мыслей.  

     Проектный метод как нельзя более ясно сочетает в себе  все эти качества и умения, т.к. является комплексным обучающим методом, который дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения, планировании, организации и контроле своей деятельности и презентации.

     Что такое метод проектов? По некоторым определениям – это «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта».

     Существуют различные классификации проектов. По длительности проведения проекты могут быть краткосрочными (когда решается небольшая проблема или часть более крупной проблемы); средней продолжительности (рассчитанные на 1-2 месяца) и долгосрочные (рассчитанные на проведение в течение полугода или года).                                                

      Можно выделить несколько типов проектов в соответствии с преобладающим в проекте методом: 1. Проекты в рамках одного учебного предмета (наиболее сложные разделы или темы программы). 2. Проекты в рамках нескольких учебных предметов. 3. Исследовательские (имеют четкую структуру, цели, исследования, ожидаемые результаты). 4.Информационные (направленные на получение информации). 5. Игровые (участники проекта «играют роли» в соответствии с содержанием проекта). 6. Творческие (каждый участник выполняет свое задание, которое соответствует его интересам. У творческих проектов нет четкой структуры). 7.Практико-ориентированные проекты. Однако обычно приходится иметь дело со смешанными типами проектов.

     При работе над проектом необходимо также выделить его основные этапы:

I. Организационный этап.

   1).Формулировка темы и конечной цели проекта.

   2).Определение типа проекта.

   3).Определение форм работы (индивидуальная, парная, групповая).

   4).Выбор темы каждой группой.

   5).Обсуждение сроков подготовки и представления проекта, конечного  

        результата

   6).Разработка плана действий каждого участника.

   7).Обсуждение формы представления результатов.

II. Анализ собранного материала.

III. Организация выполнения учащимися самостоятельных исследований.

IV. Представление проекта.

V. Оценка результатов.

Нельзя забывать о том, что главное в проектной методике то, что именно ребенок выбирает тему, форму проекта и возможности его представления.

     В обучении английскому языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. В нашей школе обучение английскому языку ведется по учебникам УМК авторов М.З.Биболетовой, Н.Н.Трубаневой. В 6 классе нами делались проекты по темам “Living Together” и “Food”.         Учитель предложил подготовить проект “We Are Good Cooks” т.к. мы недавно закончили изучать тему “What Do British People Like to Eat?” (Мы закончили тему «Еда». Как бы вы хотели провести наш заключительный урок по этой теме? Что может стать конечной целью нашей работы? Какие интересные темы для нашего заключительного урока вы могли бы предложить? В каком виде это может быть осуществлено? Что вы сами можете для этого сделать?)

     Учитель предложил учащимся подготовить рецепты блюд для: а).пикника б).юбилея класса в).школьной столовой. Учащиеся выбрали блюда для пикника. Таким образом,  на организационном этапе была сформулирована тема проекта.

     Дальше необходимо было определить  вид проекта по продолжительности и по методу. Это должен быть творческий краткосрочный проект.

     После этого выбрали форму работы над проектом. Дети решили, что они будут работать в группах. Учитель попросил их объединиться  в группы по 3-4 человека. Получилось 4 группы по 3 человека, причем в 3 группах оказалось по одному слабому учащемуся.  

     Каждая группа выбрала,  кто будет готовить   салаты, вторые блюда, сладкие блюда, напитки, закуски.

     Далее последовало обсуждение сроков подготовки и представления проекта, конечного результата и количества рецептов от каждой группы. Каждая группа должна была  распределить блюда и напитки, придумать их названия. Решили, что на подготовку к проекту будет достаточно 1 недели, конечным результатом должна стать презентация блюда и рецепт его приготовления, а также «представление» блюда: название, почему оно подходит для пикника, насколько оно полезно и т.д.

     Следующий этап был этапом сбора информации. Удивительным оказалось то, что учащиеся не столько искали рецепты в Интернете, сколько спрашивали своих мам и бабушек о вкусных вещах, которые можно приготовить для пикника.

     На следующем этапе идет индивидуальная работа учителя с учениками. На каждом уроке в течение недели учитель проводил консультации с учащимися: говорил, на что нужно обратить внимание, корректировал лексические и грамматические ошибки,  советовал какие грамматические структуры можно использовать.

     В работе над проектом “We Are Good Cooks” дети осваивают и совершенствуют лексико-грамматический материал на базе учебника: biscuit, pepper, pie, pudding, salt, spoon, knife, roll, bun, mayonnaise, sausage, tablecloth, slice, filling, omelette etc. Кроме того, для описания рецепта необходимо использовать глаголы в повелительном наклонении. Учитель объясняет, как образуются и работают такие структуры. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждому конкретному проекту.

     На последних этапах работы учащиеся представляют проект в виде яркой и красочной презентации. Учитель оценивает их работу. 

     Выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса и мотивации к изучению данного предмета. Значительно активизируется  деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время. Даже слабые учащиеся проявляют интерес к языку во  время выполнения творческих заданий.        

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательский проект "Энциклопедия одного слова" (проектная деятельность учащихся 5 класса НОУ ОЛ "Довузовский комплекс ТвГУ")

Это совместный исследовательский проект учащихся 5-ых классов, занявший 3 место в 11 научно-практической конференции учащихся "Будущее - за нами!" В ходе работы пятиклассники проанализировали особенн...

Организация проектной деятельности учащихся ДПИ. Портфолио как средство оценки и профессионального развития педагога дополнительного образования

В последнее время в школьную практику дополнительного образования все активнее внедряется метод проектов как один из способов организации и развития учебно-познавательной деятельности учащихся, успешн...

Роль информационных технологий в развитии научно-исследовательского потенциала обучающихся

Значение информационных технологий для развития научно-исследовательского потенциала обучающихся рассмотрено на примере реализации конкретного проекта, выполненного учениками 5 класса....

Курсовая работа на курсах повышения квалификации по теме "Развитие научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном музее"

В работе рассматриваются формы и методы работы по развитию научно- исследовательских навыков учащихся средней школы....

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».

Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...

Обобщение опыта по теме "Организация проектной деятельности в условиях школьного НОУ как эффективное средство развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся".

Цель опыта: систематизировать учебно - методический материал для создания модели проектно - исследовательской деятельности с учащимися 8 - 11 классов в условиях школьного НОУ....

Организация проектной деятельности, как способ раскрытия творческого потенциала учащихся

Статья об организации проектной и  исследовательской деятельности в школе. Основные этапы развития данной технологии, особенности. Примеры межпредметной связи биологии и математики.Данная техноло...