Главные вкладки

    Курсовая работа на курсах повышения квалификации по теме "Развитие научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном музее"
    методическая разработка по краеведению по теме

    Царева Майя Геннадьевна

    В работе рассматриваются формы и методы работы по развитию научно- исследовательских навыков учащихся средней школы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

            

    Введение.

    В настоящий период осуществляется переход к новым образовательных стандартам  , которые предполагают формирование в процессе обучения самостоятельной , успешной , критически мыслящей , адаптированной в социуме личности. В базовых положениях концепции фундаментального ядра общего образования в числе задач изучения истории содержится указание на необходимость развитие способностей учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы , события и явления в их динамике , взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов научной объективности и историзма .На мой взгляд , решить эту задачу невозможно  без развития научно- исследовательской деятельности школьников. Но в современных условиях в рамках учебной деятельности  осуществлять развитие исследовательских способностей учащихся довольно сложно . Причины следующие :

    - не хватает учебного времени  на прохождение программы при сокращении часов на преподавание истории и обществознания;

    -огромное количество противоречивой информации  в различных источниках;

    -недостаточный уровень овладения методиками научно- исследовательской работы у педагога ;

    -недостаточный уровень мотивации учащихся заниматься научно- исследовательской деятельность .
    Поэтому, я считаю , что нужно активнее использовать внеучебные формы деятельности.

    В своей работе в последние два года я сделала акцент на развитие исследовательских способностей учащихся при работе в школьном музее  в ходе научно- исследовательской деятельности .

    3 ноября 2011 года в МБОУ лицее «Технический» открылся музей «Парада 7 ноября 1941 г. в г. Куйбышеве» Открытие музея было приурочено к 70- летию военного парада, ставшего важнейшим политическим событием в СССР в 1941 г.  Я принимала активное участие в подготовке открытия музея и в декабре 2011 г. была назначена методистом. В ходе работы над музейной экспозицией, которую мы, вместе с музейным активом,  создавали с нуля я выявила для себя много нового в своей педагогической практике, в том числе и в направлении научно –исследовательской деятельности. В этой работе я хотела бы обобщить свой опыт работы в школьном музее, выявить направления, по которым можно  двигаться дальше .Это и есть основная цель моей работы.

    Основные задачи:

    - изучить имеющуюся литературу по  научно-исследовательской деятельности школьников;

    - определить направления  научно- исследовательской деятельности;

    - определить пути достижения предметных, личностных и метапредметных результатов во внеурочной деятельности.

    Ожидаемые результаты:

    - повышение интереса учащихся к предметам историко- обществоведческого цикла ;

    - повышение познавательной активности учащихся ,выработка системного мышления ,развитие коммуникативной культуры учащихся;

    -увеличение количества учащихся , принимающих участие в конференциях разного уровня ;

    - повышение качества научно- исследовательских работ учащихся.

                                                 Глава I.

            Научно- исследовательская работа музеев.

    В основе всей деятельности музеев находится научно- исследовательская работа , поскольку она охватывает весь спектр работ , от выработки научной концепции музея до его просветительской деятельности .Как отмечала Д. И. Тверская , « вне такой деятельности невозможно ни эффективное комплектование фондов , ни максимально продолжительное их хранение , ни создание полноценной экспозиции , ни проведение действительной научно- просветительской работы» (4).

    В ходе научно- исследовательской работы происходит включение музея в сферу  научной деятельности и науки в сферу музейной деятельности на основе накопления источников знания , их обработки  с целью расширения объема имеющихся фактов  , получения нового знания , обеспечения его функционирования и реализации в культурной и общественной сферах. Функции научных учреждений и музеев в научно- исследовательской сфере взаимосвязаны. Научные учреждения производят на основе изучения тех или иных проблем, с привлечением разнообразных, в том числе и хранящихся в музеях, источников ,глобальные обобщения и вводят в систему научных знаний , тогда как музеи заняты в основном сбором, хранением ,первичной научной обработкой источников, доведением до общества новейших научных данных . Связь музея и науки несомненна.

    В ходе научно- исследовательской работы музеев решаются следующие задачи:

    - музееведческие, направленные на изучение процессов, связанных с обработкой музейных предметов и деятельностью музея ;

    - источниковедческие, направленные на изучение музейных предметов как источников знания;

    - отраслевые, совпадающие с задачами профильных научно-исследовательских учреждений, в которых музейные источники являются одним из ряда подвергающихся обобщению источников знаний.

    Поэтому выделяются научные исследования в рамках профильных наук и музееведческие исследования, специфичные только для музея.

    Вклад музея в развитие профильных наук, прежде всего, в сохранении и использовании музейных предметов как научных источников. Источниковедческое изучение музейного собрания  позволяет атрибутировать и классифицировать , систематизировать и интерпретировать музейные предметы. Музейное источниковедение выявляет содержащуюся в музейном предмете смысловую информацию , его способность вызывать эмоции , привлекать внимание , способствовать полному отображению явления , коммуникативности . На этой основе музейный предмет используется в таких музейных публикациях как экспозиции и выставки. Использование музейных предметов как источников для профильных наук является скорее собирательско- хранительской , а затем уже научно- исследовательской функцией музея.

    Музейные предметы в коллекции должны быть тщательно изучены. Музейный предмет должен рассматриваться как объект научной  и исторической , художественной и эстетической , мемориальной и коммуникативной ценности. Процесс изучения музейных предметов проходит ряд этапов :

    - атрибуция, определение предмета в ряду аналогичных предметов, позволяющая выявить его характерные признаки ;

    - классификация и систематизация ряда музейных предметов для выявления их внутренних взаимосвязей , создание систематизированных собраний , более полно отражающих то или иное явление , чем отдельный предмет ;

    - интерпретация , целью которой является превращение музейного предмета в источник знаний , основу музейной коммуникации.

    Школьники, работающие в активе музея с удовольствием приобщаются к этой интереснейшей работе- изучению музейных предметов.

    Например одним из первых экспонатов музея была металлическая банка из под ветчины, американского производства , поставлявшуюся в СССР в годы Великой Отечественной войны по ленд-лизу.

    Дети с большим интересом рассматривали эту банку ,  переводили надписи с английского языка , задали вопросы на встрече с ветеранами , помнят ли они такой продукт и что еще поставлялось союзниками. Результатом стало написание одним из учеников работы  про поставки по ленд- лизу и их роли в ходе войны. Таким образом вещественный экспонат стал толчком для научного исследования.



    Или еще один пример. В музей был передан дарителем фотоаппарат довоенного производства ФЭД-1. Я показала этот фотоаппарат своим ученикам, дети проявили большой интерес , так как многие сейчас увлекаются фотографированием и делают это вполне профессионально .Я предложила детям поискать материал о фотографах периода Великой Отечественной войны . Результатом стала работа двух учениц 9 класса про фронтового фотографа Финикова Николая Федоровича , прошедшего с 21 армией всю войну .Нам удалось разыскать его сына Льва Николаевича Финикова и встретиться с ним .Уникальные снимки фотокорреспондента Финикова Н.Ф. мало кто видел в послевоенное время. Газеты и журналы , вырезки , рукописные заметки , пленки и фотографии до сих пор хранятся у его родных в шкафу и четырех старых чемоданах. По своей художественной выразительности и полноценности фото Финикова играли такую же роль в газете , что и текстовый материал. Он участвовал в оборонительных боях в Белоруссии , защищал Сталинград ,снимал на передовой однополчан – героев Курской дуги , освобождал Украину , Прибалтику , Венгрию ,Германию, Чехословакию .Особой ценностью для исследователя является то , что Фиников каждую фотографию подписывал ( что изображено, при каких обстоятельствах сделан снимок , кто изображен). Так что научно- исследовательская работа школьников только в самом начале. Пока они выступили с рефератом на лицейской конференции и заняли I место в секции история. Одним из направлений деятельности любого музея являются научные исследования .Школьные музеи не должны быть исключением. Такая деятельность позволяет решать многие задачи : воспитательные , учебные , образовательные. Научная работа учит школьников систематичности , воспитывает любознательность и интерес к истории , бережное отношение к свидетельствам прошлого и чувство патриотизма.
       

    Глава II.

    Основные аспекты научно-исследовательской     работы школьников. 

    Сегодня школьное краеведение рассматривается как комплексное средство обучения и воспитания .Краеведческие знания – в первую очередь исторические . С.О.Шмидт в одной из своих работ пишет : «Краеведение – это и школа понимания значения исторического опыта , и школа становления представлений о взаимосвязи в природе , и в тоже время – о взаимосвязи сфер знаний и наук . Поэтому особенно важно и полезно вовлечение в краеведение молодежи еще в школьные  годы – годы формирования общих понятий и зарождения интеллектуальных интересов и эмоциональных привязанностей»(6 )

    Задача детского краеведческого движения в первую очередь состоит в добывании новых и малоизвестных фактов из истории края , выявление новых источников , в оценке и новой интерпретации известных . Активные формы добывания знания : походы , экспедиции , путешествия , краеведческие наблюдения ,сбор предметов музейного значения – предполагают овладение различными приемами и навыками краеведческой и музейной деятельности , инициируют интерес и потребность в презентации этих памятников в форме устного сообщения на конференции , публикации в местной печати , создания выставки или обновления экспозиции музея.

     Использование краеведения в системе дополнительного образования предполагает его демократичность , а следовательно , неформальную заинтересованность учащихся в исследовательской деятельности .При этом ребенок выступает не как потребитель продукта музейной деятельности , а как активный его создатель.

    Какие же существуют принципы , необходимые для успешной научной работы. Подбор материала , методика его обработки , выбор темы должны соответствовать возрастным особенностям школьников. Музейные материалы позволяют проводить элементарную поисковую работу со школьниками младших и средних классов. В нашем музее они готовят рефераты о технике , которая принимала участие в параде , изготавливают макеты этой техники , исследуют по материалам домашних архивов и рассказам родственников жизненный путь своих предков . Таким образом , они  уже могут получать навыки описания , анализа источников , подведения результатов. Уровень исследовательской  работы старшеклассников должен быть на порядок выше.

    Выбор темы определяется многими аспектами : наличие материалов в фондах , общая тематика работы музея , интересы инициативной группы , программа массовых мероприятий , возраст и научные интересы ребенка , научная и общественная значимость темы.

    Одной из тем научной деятельности в нашем музее является изучение боевого и трудового пути наших земляков , в первую очередь участников парада 7 ноября 1941 г. в г. Куйбышеве.

    Активную помощь  нашей исследовательской деятельности оказывают и родители наших лицеистов. Например , участницу парада 1941г. Иванову Евгению Константиновну мы нашли благодаря ее родственнице , маме ученицы лицея Черкашиной Ксении .Мы побывали у Евгении Ивановны в гостях и записали ее рассказ , а также пригласили ее на открытие музея.

    Выяснили , что она ушла на фронт добровольцем , как и весь ее класс .В 1941 г. она закончила школу в с. Красный Яр. Несколько недель она училась на курсах связисток и в составе колонны связисток прошла по площади им. Куйбышева в 1941г. Оттуда , как и все бойцы она направилась на фронт.

    Другая неравнодушная к истории и созданию нашего музея мама – Попова Алла Константиновна организовала встречу учеников класса , в котором учится ее сын Даниил с участницей войны , участницей парада 1941 г. Анной Даниловной Александренко . С парада Анна Даниловна в составе роты связисток отправилась на фронт и воевала в составе 44 армии сначала на юге СССР в Крыму( Керченско – Феодосийская десантная операция), а затем после эвакуации из Крыма советских войск на Кавказе .А впоследствии участвовала в освобождении Белоруссии .За свой подвиг по спасению из окружения ( она смогла восстановить прерванную связь )  была в боевых условиях награжден орденом Красной Звезды.

    После таких встреч дети проникаются уважение к ветеранам и с энтузиазмом берутся за научные исследования. Попов Даниил тоже выступал на конференции в лицее с рефератом  «Время выбрало нас», о подвиге женщин , принимавших участие в войне.

    Воспоминания участников войны являются ценным историческим источником и после определенной проверки и обработки могут составить основу исследовательской работы.

    Главная цель научно-исследовательской работы школьников - поэтапное осуществление познавательного процесса путем непосредственного участия в нем ученика. Задачи НИР школьников сводятся к следующему :

    -развитие творческих способностей учащихся, образного мышления , памяти , логики , умения четко выражать свои мысли , устно или письменно;

    -развитие коммуникативных способностей учащихся;

    -развитие самостоятельности учащегося , в основе НИР заложен поиск знаний , осуществляемый непосредственно учащимся. В этом случае происходит развитие самостоятельности , необходимой для социальной адаптации ;

    -самореализация личности учащегося . НИР способствует накоплению опыта самореализации , в результате которой учащийся сможет более правильно и объективно выбрать свой жизненный путь и оценить свои способности.     Научной деятельностью способны заниматься не все. По данным социологических исследований только 16% населения по- настоящему способны заниматься научной работой .Поэтому важно определить талантливых учеников .Как определить уровень способностей учащихся к научной деятельности ?Для этого я применяю тест ( дан в приложении).

    Все этапы НИР должны осуществляться самостоятельно .Учитель в данном случае осуществляет контролирующую и консультирующую функции .Важным этапом в работе над исследовательской работой является выбор темы. Для того, что бы учащийся самостоятельно выбрал тему, я применяю ознакомление учащихся в ходе экскурсии  с историческим источником. Источник это основа НИР . Источник является основой научного гуманитарного знания .Любая научная деятельность невозможна без работы с источником. Вообще источник-продукт целенаправленной деятельности человека ,которая отражает объективную реальность прошлого времени .Источник – продукт сознания человека .В сознании человека отражается время , в котором он живет. Следовательно , через познание источника мы можем понять эпоху , в которую он создан .Возможности музеев  безграничны для организации подобной историко-познавательной деятельности школьников , так как в них сосредоточены исторические источники , необходимые для изучения и понимания прошлого.

    Существует несколько видов источников : письменный (исторический документ), визуальный (портреты , бытовые картины, карикатуры ,фотографии, реконструкции костюма и внешнего вида , и другого рода изображения), вещественные ( для образовательного процесса они доступны в виде музейных экспонатов).

    По многим из сформулированных тем возможно ( и даже необходимо ) привлекать дополнительные источники ( устные ,  визуальные ) из семейных архивов. Формирование комплекса источников по избранной теме выведет школьников на самостоятельный сбор информации : опрос родителей , бабушек , дедушек и иных членов семьи , одноклассников , друзей , учителей, т.е. на создание и привлечение устных источников.

    В ходе работы над исследовательским проектом возникает необходимость освоения приемов и методов работы с историческими источниками. Обращение к специальной литературе  ,консультациям учителя или специалиста позволят ребятам использовать эффективные приемы извлечения из источника явной и скрытой ( неочевидной ) информации , значимой в контексте задач исследовательского проекта.

    Для проверки результатов , полученных в ходе работы с историческими источниками . требуется обращение к научной литературе по данной проблематике- это позволит ученика сверить полученный образ прошлого с выводами других исследователей. Постепенно будут раскрываться все элементы проектной  ( исследовательской ) деятельности. Принципиально важно ,  что основу для познания прошлого составит не усвоение готовых исторических знаний , а самостоятельная учебно- исследовательская деятельность. Образовательная деятельность ученика обретает продуктивный и личностный характер именно тогда , когда созданию учеником своего «образовательного продукта» предшествует знакомство с общепризнанными достижениями в изучаемой области , а усвоение образовательного стандарта происходит на основе сопоставления с собственными знаниями .( )

    У А.Б.Соколова сфомулированы требования , необходимые для успешной работы с источником на уроке ( 3).Я полагаю, что их можно применять и в работе над исследованием.

    - ученик должен обладать определенной суммой знаний;

    - учащимся должна быть предоставлена возможность сопоставить источники, отражающие разные позиции, даже противоречащие друг- другу (требование мультипереспективности)

    - учащимся должны оценить достоверность источника ( его объективные и субъективные стороны;

    - документы ( источники) должны быть доступны для учеников ( предоставление источника ученику и его адаптация задача учителя .При выборе источника важно учитывать информационную доступность, полноту содержания , надежность и достоверность.                        

    Методика НИР школьника учит его работать с источником. После того как ученик сознает важность источника, он должен усвоить методику работы с источником. Единой методики не существует. Метод – это путь исследования. Путей к цели может быть большое количество. Учитель должен выбрать методику исследования источника в зависимости от способностей ученика и особенностей источника. Каждая отрасль гуманитарного знания (история, психология, филология и т.д.) имеет свой набор методик. Важно найти наиболее ясный, простой и интересный путь познания. Методология не должна быть абстрактной. Она имеет практические основы и состоит из нескольких этапов. Приведу несколько конкретных примеров.

    Тема исследования по истории – «История моей семьи».

    Источники:

    1. Личные семейные документы (паспорта, удостоверения, грамоты, письма, записки и проч.);

    2. Воспоминания очевидцев и потомков. Семейные предания и легенды.

    3. Фотографии, предметы быта.

    Методика НИР сводится к следующим этапам:

    1. Ученик ставит перед собой конкретную задачу: воссоздать историю своего рода по нисходящей схеме.

    2. Ученик анализирует источники по следующему плану:

    а. Сохранность (полная, неполная, степень испорченности и т.д.).

    б. Достоверность (проверяется соотношением фактов, свидетельством очевидцев,происхождением и т.д.).

    в. Инативность (ученик должен уметь извлекать максимально возможное ко-

    личество информации из любого источника).

    г. Выводы (определение наиболее ценных источников, классификация источников, их значение для работы).

    3. Осмысление полученной информации (ученик пишет работу, основанную на анализе источников, по четкому плану).

    Примерный план:

    Введение (о значении семьи в обществе, история России и история рода.)

    ГЛАВА. 1. ИСТОЧНИКИ РАБОТЫ (обзор источников, их анализ, проблема достоверности)

    ГЛАВА. 2. ИСТОРИЯ  МОЕЙ СЕМЬИ В XX веке (результаты осмысления анализа источников, изложение полученных результатов)

    ГЛАВА. 3. МОЯ СЕМЬЯ В ИСТОРИИ РОССИИ (как отразилась история России в судьбе семьи)

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ (основные выводы работы)

    При написании научно-исследовательской работы , описывающий какой- либо исторический процесс , можно использовать методы исторического , предложенные известным  самарским историком Г.В.Алексушиным (1).Он предлагает для полноценного анализа исторического процесса применять следующую схему :

    «1.Причины-самостоятельные исторические процессы ,спровоцировавшие изучаемый исторический процесс или обусловивший его необходимость ;

    2.Повод - побудительная причина , приводящая изучаемый процесс в движение;

    3.Периодизация;

    4.Итоги – реализация причин .Каждой причине должен соответствовать итог;

    5.Последствия –следующие исторические процессы , не являющиеся частями рассматриваемого явления , но вызванные итогами , становящимися причинами последствий».

    Порядок выполнения письменной научной работы.

    1.Оределение примерной темы и объема работы;

    2.Поиск и подбор источников и литературы по выбранной теме;

    3.Анализ подобранных источников и литературы ;

    4.Точная формулировка темы , основной цели и задач работы ;

    5.Составление плана работы ;

    6.Написание вводной части (введения);

    7.Написание основной части ;

    8.Проверка полноты изложения основных вопросов , создание выводов;

    9.Написание заключения ;

    10.Оформление списка источников и литературы ;

    11.Оформление работы в целом.

    При написании введения важна собственная позиция автора , что его мотивирует заняться научно- исследовательской работой по данной тематике. Также важно дать анализ предшествующего опыта исследования исходя из разных исторических условий. При анализе документа нужно выяснить - кто автор документа ( или кто еще мог участвовать в подготовке документа ) Например , когда мои ученики готовили материал к проекту «Свеча памяти» , проводившемуся по инициативе Губернской думы и посвященному 70- летию начала Великой Отечественной войны , мы проводили анализ исторического документа – выступления В.М.Молотова по радио 22 июня 1941 г. и выяснили , кто еще был задействован в составлении текста этого выступления. Необходимо выяснить , когда был создан документ и где .Какие факты приведены в документе .Каким образом этот документ расширяет представление о том или ином событии .Прежде чем дети учатся работать с историческими документами мы проводим пробный анализ документа по следующей схеме :

    1.Вид документа  ( «справка», «речь» и т.д.)

    2.Историческая обстановка  , при которой создавался документ.

    3. Адресаты  ( на кого документ ориентирован).

    4.Цели и задачи документа.

    5.Исторические факты , упоминаемые в документе.

    6.Важные понятия  .

    7.Затронутые проблемы.

    8.Основные выводы.

    Также можно дополнительно проанализировать систему ценностей автора документа  , стилистические особенности , уровень эмоциональности и репрезентативность ( возможность сравнения с другими документами ), историческое значение документа.

    Написание введения - самая сложная часть работы .Именно при ее написании учащиеся испытывают наибольшие затруднения .В введении должны быть отражены несколько стандартных частей :

    1. Актуальность темы работы  . Введение начинают с краткого объяснения автором причин выбора данной темы ( постановка вопроса , научно- теоретическое значение темы , ее место в историческом процессе , актуальность или современность );
    2. Библиографический ( по литературе ) и историографический ( по развитию исторических взглядов на исследуемую проблему с соблюдением хронологической и тематической последовательности анализируемых работ) обзор (анализ) .Формируются хронологические , тематические , проблемные группы изученных материалов .Анализируется степень и характер освещения проблемы в литературе. Должно быть показано и практическое значение источников и литературы для работы.
    3. Характеристика источников. Анализируются сами документы , а не те издания , в которых они помещены.( подробный план , как анализировать источник приведен в работе выше).
    4. Основная цель и задачи исследования  .Этому этапу работы необходимо уделить максимум внимания , так как именно эта часть наиболее слабое место в работах. Постановка целей и задач работы определит все дальнейшее ее содержание  , неправильно поставленные цели и задачи не смогут привести к правильно написанной работе ;
    5. Хронологические рамки исследования  ;
    6. Территориальные рамки исследования  ;
    7. Методы исследования ,применяемые автором ;
    8. Новизна содержания , подходов ;
    9. Научно- практическая направленность ( апробация ).

    Работа не приобретет завершенного вида , если ученик не имел возможности выступить с ней перед заинтересованной и компетентной аудиторией .Представить свой труд ученики могут на научно- практических конференциях различного уровня. Например на ежегодной научно-практической конференции , проводящейся в нашем лицее .Еще одна возможность это выступление на конференции «История моей семьи – страница в многовековой истории Отечества». Участие в Головкинских , Георгиевских, Кирилло-Мефодиевских и других чтениях тоже  возможность презентовать свою научно- исследовательскую работу. Участие в городской и областной научно- практических конференциях дает мощный стимул для развития ученика .

    Подготовка к публичному выступлению и само выступление на научной конференции – важный этап исследовательской деятельности. Особую роль следует отвести двум элементам . Первое : ученики , пишущие работу у одного руководителя , после написания текста исследовательской работы отдают его на прочтение другому учителю , который «свежим» взглядом может заметить недостатки , изъяны , неточности. Второе : перед самым выступлением на конференции обязательно проходят предварительные слушания докладов перед «домашней» аудиторией : руководителем ,консультантом , другими докладчиками .Причем после доклада идет его тщательный разбор всеми присутствующими. Таким образом корректируется время , которое занимает устное выступление, презентация , оттачивается интонация , дикция ,прорабатываются возможные вопросы , которые могут возникнуть у слушателей к докладчику.


                                  Заключение.

    В заключении хочется еще раз подчеркнуть , что работа с учащимися по развитию научно- исследовательской деятельности дает мощный толчок для решения задач школьного исторического образования. Использование музейных экспонатов в качестве источников проектной ( исследовательской ) деятельности обеспечивает достижение не только предметных результатов , но и ( говоря языком стандартов второго поколения ) личных и метапедметных , ибо дает ученику инструмент для познания мира. В процессе научно- исследовательской деятельности формируются важнейшие умения и навыки , формирующие и развивающие личность:

    1. Рефлексивные умения : осмыслить задачу , для решения которой недостаточно знаний .

    2. Поисковые (исследовательские ) умения : умение самостоятельно интегрировать идеи , то есть изобретать способ действия , привлекая знания из различных областей ;умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле ;умение выдвигать гипотезы , умение устанавливать причинно- следственные связи.

    3. Коммуникативные умения : умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог ,задавать вопросы ,умение вести дискуссию , отстаивать свою точку зрения, находить компромисс .Ученик приобретает навыки интервьюирования  , устного опроса.

    4. Презентационные умения и навыки : навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время выступления, артистические умения, умение использовать различные средства наглядности при выступлении и отвечать на незапланированные вопросы . Овладение разными умениями требует разного времени . Одни умения формируются в течении учебного года , а другие на протяжении ряда лет .Все те общеучебные умения и навыки . которые формируются в ходе научно- исследовательской работы помогут в дальнейшем ученику в выборе профессиональной деятельности.

    Не менее важным представляется формирование личностных качеств ребенка -исследователя , его мировоззрения , кругозора , культуры , его нравственной позиции .Дети ,  которые встречались с ветеранами , записывали их воспоминания ,анализировали исторические источники ( письма , документы , автобиографии) никогда не будут безразличны к ветеранам , отдавшим все для сохранения Родины , не проникнутся экстремистскими идеями и лживыми призывами. В августе 2012 г. ученики нашего лицея приняли участие в поисковой экспедиции по местам Сталинградской битвы. И на практике смогли увидеть , что такое война ( было перезахоронено 62 бойца , восьмерых  удалось опознать).Участие в таких экспедициях ставит перед нами новые задачи- это отработка историко - краеведческого поиска в полевых условиях , овладение навыками исследователя- практика. Предстоит еще освоить многое .Например, работу в архивах , с целью выяснения малоизученных страниц истории парада 7 ноября 1941 г. в Куйбышеве ,благо некоторые  материалы архивов сейчас доступны в электронном виде .Научно – исследовательская деятельность развивает не только ученика , но и педагога .Занимаясь методической деятельностью в нашем музее я открыла для себя много нового и интересного ,увидела  своих учеников совсем с другой стороны. И закончить хочется словами М.Барга :  «Человек – существо историческое , и это относится не только к его социальной природе , но и к его духовности , ибо лишь в ходе истории и посредством истории он познает окружающий мир и себя в нем».

    Список использованной литературы и источников:

    1.Алексушин Г.В.Изучение истории .Самара 2002., стр.25-26

    2.«Ребенок в музее : новые векторы детского музейного движения»Отв.ред.М.Ю.Юхневич.-М.:Академический проект; РИК, 2006, стр.40-43.

    3.Соколов А.Б. «Методология истории и практика школьного обучения» /Преподавание истории и обществознания в школе / 2008г.№5 ,стр.43-44.

    4.Тверская Д.И. Музей как научно- исследовательское учреждение.//Музейное дело.-М.,1992.с.71//

    5.Тельчаров А.Д.Основы музейного дела .М.:Омега- Л,2005 , стр.180

    6. his.1 september .ru/ 2004/22/4htm  Шмидт С.О.  «Краеведение- это всегда краелюбие»

    7.Window.edu.ru (единое окно доступа к информационным ресурсам)Ляпин Д.А. «Научно-исследовательская работа школьников : памятка учителю»

    .

                           Содержание:

    1.Введение                                                                              стр.1-2.

    2.Глава I.  «Научно-исследовательская работа музеев»   стр.3-6.

    3.Глава II. « Основные аспекты научно- исследовательской работы школьников»                                                                          стр.4-15.

    4.Заключение .                                                                        стр.16-18.

    5.Список использованной литературы                                 стр.19.

                   

                                       Приложения


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Итоговая курсовая работа на курсах повышения квалификации при АППО

    В данной работе даются различные упражнения для развития навыков аудирования у учащихся  в 9-х классах. Хорошая подборка текстов помогает при подготовке к ГИА....

    Зачетная работа по курсам повышения квалификации ИОЧ "Современный урок русского языка". "Специфика заданий при изучении темы "Словосочетание"

    Содержание работы:1. Пояснительная записка2. Введение. Русский язык - один из важнейших учебных предметов.3. Основные положения теории словосочетаний.4. Словосочетания - сквозная тема всей школьной пр...

    Итоговая работа по курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области «Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюзивного обучения детей с ОВЗ на современном этапе»

    Итоговая работапо курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области«Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюз...

    Справка № 1536 от 28.04.17г о курсах повышения квалификации «Управление образовательной организацией. Проектная деятельность в современных условиях школы-интерната»

    Данная справка подтверждает, что  я прошла дистанционное обучение по курсу «Управление образовательной организацией. Проектная деятельность в современных условиях школы-интерната» в о...