Главные вкладки

    Зачетная работа по курсам повышения квалификации ИОЧ "Современный урок русского языка". "Специфика заданий при изучении темы "Словосочетание"
    учебно-методический материал по русскому языку по теме

    Пивень Наталья Витальевна

    Содержание работы:

    1. Пояснительная записка

    2. Введение. Русский язык - один из важнейших учебных предметов.

    3. Основные положения теории словосочетаний.

    4. Словосочетания - сквозная тема всей школьной программы по русскому языку.

    5. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.

    6. Особенности используемых образовательных технологий при изучении темы "Словосочетания".

    7. Система упражнений при изучении темы "Словосочетания".

    8. Заключение.

    9. Приложение №1. Конспект урока.

    10 Приложение №2. Виды упражений по теме "Словосочетания"

    11. Библиография.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc193.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Самарской области

    Государственное автономное образовательное учреждение

    Самарский областной         институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

     СИПКРО

    Зачётная работа

    по курсам повышения квалификации ИОЧ

    вариативный блок «Современный урок русского языка»

    27.05.2013 – 31.05.2013

    Методическая разработка на тему:

    «Специфика заданий при изучении темы «Словосочетания».

           Выполнил:  

    учитель русского языка

           и литературы

           ГБОУ СОШ с.Русская

           Борковка

           Пивень Наталья

           Витальевна.

    Самара 2013

    Содержание

         1. Пояснительная записка.

    1. Введение.  Русский язык  - один из  важнейших учебных предметов.
    2. Основные положения теории словосочетаний.
    3. Словосочетание -  сквозная тема всей школьной программы по русскому языку.
    4. Психолого—педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.
    5. Обоснование используемых   образовательных технологий при изучении темы «Синтаксис. Словосочения».
    6. Система упражнений при изучении темы «Словосочетание».
    7. Заключение.
    8. Приложение №1. Конспект урока.
    9. Приложение № 2. Виды упражнений по теме «Словосочетания» 8 класс.
    10.  Библиография.

    Пояснительная записка.

       Изучение синтаксиса, как и любого другого раздела программы по русскому языку, может стать стимулом для формирования познавательного интереса у учеников. Но «полезность» и «нужность» изучения многих языковых фактов самому школьнику осознать непросто. Это задача учителя, и состоит она не только в том, чтобы наполнить урок прагматичным содержанием. Надо еще сказать, зачем изучается та или иная теория, для чего выполняются разнообразные упражнения, чем они полезны.

       По программе 8 класса на изучение словосочетаний отводится 2 часа. Поэтому особенно важно отобрать материал, выделив в нем главное, то, на что можно опираться в дальнейшем, особенно при изучении членов предложения. Этим главным является строение словосочетания (схемы), грамматическое значение и выделение словосочетаний в тексте.

          Словосочетание — это одна из единиц, из которых строится предложение. Но словосочетание само возникает как результат соединения двух или более слов. Словосочетание, таким образом, — это наименьший контекст, в котором проявляется лексическое значение слова и его лексико-грамматические свойства.

       Подбор синтаксических синонимов, конструирование их по семантической или структурной модели, замена одних синонимов другими с учетом речевой ситуации бывают важны для разных сторон речи в каждом конкретном случае: для формирования правильного синтаксического строя, его обогащения, коммуникативной целесообразности. Анализ функционирования синтаксических единиц в тексте с учетом типа речи полезен для совершенствования такого качества речи, как связность; тому же способствует корректировка текстов, где грамматически неточное употребление синтаксических единиц деформирует тип текста или лишает его конкретной ситуативной принадлежности. Письменное построение текстов с учетом речевой ситуации и функционально-смысловых ориентировок способствует совершенствованию всех сторон речи, в том числе орфографической и пунктуационной грамотности.

       Моя работа посвящена методической разработке темы «Словосочетание» русский язык 8 класс. (Преподавание ведется по программе  под ред. Ладыженской Т.А.,  Баранова М.Т.) Данная работа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную, исследовательскую деятельность.

       Приступая к методической разработке этих уроков, я проанализировала те трудности, с которыми сталкиваются  все учителя русского языка. Как показывает практика, если учащиеся 8 класса допускают ошибки в выделении словосочетаний из предложений, в нахождении и определении количества грамматических основ в предложении, то в 9 классе они не овладевают на должном уровне рядом пунктуационных умений, в частности навыком постановки знаков препинания в предложениях сложных конструкций. Учитывая это, я поставила во главу угла контроль за формированием следующих умений:

          В результате повторения словосочетаний и изучения их строения и грамматического значения учащиеся должны научиться делать синтаксический анализ словосочетаний. Анализ словосочетаний производится в следующем порядке: 1) определяем, сколько словосочетаний в данном предложении, выписываем их; 2) устанавливаем главное слово; 3) устанавливаем зависимое слово, задавая к нему вопрос от главного; 4) составляем схему; 5) определяем вид связи слов; 6) определяем грамматическое значение. Можно предложить ученику записать синонимичное словосочетание, если оно есть. Это важно для понимания смысловых связей внутри предложения и ставит перед учеником задачу — отличать словосочетания от других сочетаний словоформ (от грамматической основы, однородных членов, обособленных групп и др.). Особое внимание обращается на речевое развитие и лингвистическую подготовку учащихся.

       Главной целью моей методической разработки является раскрытие форм, средств, методов обучения, элементов современных педагогических технологий обучения применительно к теме «Синтаксис и пунктуация. Словосочетание».

    Задачи работы: 

    1. Изучить и систематизировать литературу по данной теме;
    2. Апробировать свои уроки на практике;
    3. Провести мониторинг учащихся 8 класса по теме «Словосочетание»; 
    4. описать виды деятельности педагога и учащихся;
    5. описать методику использования элементов современных педагогических технологий;
    6. осуществить связь теории с практикой на уроках русского языка;
    7. показать приемы использования информационных средств обучения.

       Таким образом, представленные тренировочные упражнения по теме «Словосочетание»,  создают условия для реализации деятельностного и социально-ориентированного подхода к изучению русского языка в школе.

    На сайте http://nsportal.ru опубликована разработка моего урока. Работа опубликована в открытом доступе для свободного ознакомления на веб-сайте. 

    Конспект  урока. Русский язык 8 класс "Словосочетания" http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/konspekt-uroka-russkiy-yazyk-8-klass-slovosochetaniya"> 

    Введение.

                                                       Совершенно очевидно, какую огромную

                                                        роль могут сыграть в развитии и укреплении

                                                        всех видов  умственной и речевой деятель-

                                                        ности  правильно поставленные знания по

                                                        языку.

                                                                 К.Б. Бахрин,  Е.С. Истрина.                  

       Учебный предмет в школе – это приспособленная к изучению та или иная научная дисциплина. Основу русского языка как школьного учебного предмета составляет наука о русском языке. Она многопрофильна: в неё входит современный русский язык, его история и диалектология, графика, орфография, синтаксис и пунктуация. В разные периоды развития отечественной школы состав учебного предмета «Русский язык» менялся в зависимости от общих её целей и специальных целей изучения русского  языка, от уровня развития науки о русском языке и наук психолого – педагогического цикла. Методика преподавания русского языка богата общими курсами, адресованными учителям. Имена Ф.И. Буслаева,
    А.В. Текучёва,Т.Г. Рамзаевой, Т.А. Ладыженской, В.В.Бабайцевой, М.М. Разумовской и многих других подтверждают это. Но время течёт, накапливается новое – в языкознании, в дидактике, в психологии, в организации образовательных систем, в требованиях социального развития общества.

            Русский язык относится к числу важнейших учебных предметов, от уровня его преподавания во многом зависят успехи учащихся по всем школьным дисциплинам. Его ведущая роль определяется социальными функциями русского языка - государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.      

       Родной язык – величайший учитель, который учил детей и тогда, когда не было ещё ни книг, ни школ. И эта его функция не утрачена и поныне. Через овладение языком формируется собственная языковая способность человека, происходит становление личности. Безграничное разнообразие синтаксических структур, окрашенных интонациями, позволяет передать тончайшие оттенки мысли. Постоянные занятия языком (и языками) обогащают интеллект. Это и выбор наиболее точных лексических средств, и быстрое, безошибочное построение больших и малых предложений, связывание их в ткани текста, соблюдение логических связей и обоснованности речи.

    Цели и задачи изучения русского языка в школе

       Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8  классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

       Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

       Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

       Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

    Основные положения теории словосочетаний.

       При работе над темой «Словосочетание» учителю необходимо учитывать некоторые основные положения теории словосочетаний.

        1. В учебнике для 8 класса в соответствии с теорией академиков А. А. Шахматова, В. В. Виноградова словосочетанием признается объединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи, например:  в школе,  мастером,  хорошо;

          Возможно иное понимание словосочетания как синтаксической единицы. Например, в учебном комплексе профессора В. В. Бабайцевой к словосочетаниям отнесены сочинительные ряды слов (день и ночь; умный, но резкий). 

       Однако принятое в нашем учебнике понимание словосочетаний позволяет подчеркнуть их номинативную функцию, выявить лексико-грамматические особенности сочетающихся слов и подготовить учащихся к изучению других единиц, например членов предложения.

        2. Словосочетание, как и слово, — единица номинативная, то есть называет предметы (новая , наша ), действия ( на заводе, хорошо), признаки ( талантами, очень ). В отличие от слова, словосочетание называет предметы, действия и признаки более конкретно.

       3. Словосочетание как синтаксическая единица обладает тремя необходимыми признаками:

          1) компоненты словосочетания — только самостоятельные части речи;

          2) один из компонентов зависит от другого;

          3) словосочетание имеет систему форм — парадигму, образованную формами главного слова. Потому в словосочетании выделяется его начальная форма, образованная начальной формой главного слова.

          Опираясь на третий признак, мы можем объяснить, почему сочетание подлежащего и сказуемого, то есть грамматическая основа предложения, не признается словосочетанием. Как известно, в сочетании подлежащего со сказуемым грамматически главным словом является подлежащее. Если перед нами словосочетание, то главное слово в нем может стоять в любой из своих форм, образуя парадигму словосочетания.

        4. Словосочетание как грамматическая единица имеет грамматическую форму и грамматическое значение. Грамматическая форма словосочетания — это его строение, схема.

    По морфологической принадлежности главного слова и по типу парадигмы словосочетания делятся на шесть типов: субстантивные, глагольные , адъективные, наречные, количественные, местоименные. В учебнике эти типы объединены в три: именные, глагольные и наречные.

       5. Части речи в составе словосочетания соединяются между собой посредством трех видов связи: согласования, управления и примыкания. Вид связи предопределен особенностями зависимого слова, его принадлежностью к определенной части речи.

        6. Грамматическое значение словосочетания — это отношения между его компонентами. Отношения опираются прежде всего на категориальные значения частей речи. В учебнике в словосочетаниях  отношения квалифицируются как определительные, при которых один предмет осознается как признак другого.

          Естественно, что при изучении грамматических значений словосочетания в 8 классе основной материал должен содержать морфологизованный способ выражения этих значений. Грамматическое значение словосочетания ученик устанавливает по вопросам.

          7. Словосочетания, как и слова, могут образовывать ряды синонимов и омонимов.

          Словосочетания синонимичны, если одно и то же грамматическое значение выражается различными грамматическими формами, например: ваза из фарфора — фарфоровая ваза;

       Синонимия словосочетаний помогает ученику правильно определить грамматическое значение словосочетания и разнообразит его речь.

                8. В учебнике среди словосочетаний выделяются неделимые словосочетания.  

       Делимым является словосочетание, в котором главным по смыслу является грамматически главное слово.  Каждый компонент такого словосочетания обладает своим значением, поэтому участвует в выражении грамматического значения словосочетания, а в составе предложения является отдельным его членом.

          Неделимым называется словосочетание, в котором главным по смыслу является грамматически зависимое слово. Например, в предложении Моим окном стал сад осенний... (Т. Кузовлева) три словосочетания: сад осенний, моим окном, окном стал. Последнее словосочетание — неделимое: 1) главным по смыслу выступает в нем грамматически зависимое слово окном; 2) грамматическое значение в словосочетании не устанавливается; 3) словосочетание в составе предложения является одним его членом — составным именным сказуемым.

          Умение вычленять неделимые словосочетания помогает ученику в дальнейшем определять члены предложения, выраженные такими словосочетаниями.

         Среди неделимых сочетаний можно выделить следующие группы.

    1. Фразеологические: а) тришкин кафтан, бабье лето, тертый калач; 
    2.  Сочетания синтаксически служебных слов с инфинитивом:  уехать. Эти сочетания изучаются в школе как способ выражения составного глагольного сказуемого.

          3) Количественно-именные словосочетания: Среди количественно-именных словосочетаний выделяются метафорические:  улыбок,  вкуса,  слез.

          4) Тавтологические сочетания:  крепким сном ( крепко; крепким сном в данном случае — неделимое словосочетание.

          5) Местоименные словосочетания. Местоимения в роли главного слова образуют неделимые словосочетания, грамматическое значение в них не устанавливается. Например, словосочетания:  с вами,  с сыном.

          6) Все составные наименования: Черное море, Дальний ВостокСеверная Корея, «Комсомольская правда», «Дом с мезонином».

    Подобные словосочетания устанавливаются опытным путем, при анализе предложения и словосочетания.

          9. По количеству компонентов словосочетания делятся на простые и сложные.

          Простым называется словосочетание из двух компонентов: золотая  у дома.

          Сложным называется словосочетание из трех и более компонентов, например:  у нашего дома,  (3 компонента); по-мальчишески звонко  нам что-то (5 компонентов).

    Словосочетание -  сквозная тема

    всей школьной программы по русскому языку.

       Словосочетание является сквозной темой всей школьной программы по русскому языку. Учащиеся практически знакомятся с ним уже в начальной школе при выделении пар слов.
            Но обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку в разделе «Синтаксис» предполагает только в 5-ом и 8-ом классах изучение словосочетания, то есть определение главного и зависимого слова в нём, типа связи: согласования, управления, примыкания; вида словосочетания по морфологическим свойствам главного слова      (глагольное, именное, наречное).
            Впервые понятие о словосочетании школьники получают в 5 классе. Но от пятиклассников требуется только определение главного и зависимого слов в словосочетании. А так как ни в 6-ом, ни в 7-ом классах программой не предусмотрено изучение синтаксиса, то к теме «Словосочетание» школьники вновь обращаются лишь в 8-ом классе! И лишь в 8 классе приобретают знания о видах словосочетаний и типах связи слов, что, на наш взгляд, тормозит овладение синтаксическими нормами и приводит к ошибкам в понимании смысла предложения и текста в целом. 
            Как без знания синтаксических норм, отражающих особенности построения словосочетания, избежать ошибок в построении конструкций с управлением, например, близких по значению слов:
    беспокоиться о сыне – тревожиться за сына, возмутиться его словам – обидеться на его слова; или однокоренных слов разных частей речи: удивляться его терпению – удивлён его терпением, рассердиться на глупую шутку – рассержен глупой шуткой, верить в победу – уверенность в победе. 
            Хотя уже в 5 классе от ученика требуется умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определён неверно; правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, выборы, чулок, мест и т.д.). 
            А в 7 классе при изучении темы «Предлоги» школьники должны уяснить, что эта служебная часть речи используется как средство синтаксического подчинения существительных и местоимений другим словам в предложении и словосочетании. И такие предлоги, как
    благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу употребляются только с дательным падежом, то есть определяют тип связи управления. Подобные примеры не единичны. 
                    Теперь о противоречиях. Словосочетание – синтаксическая единица русского языка, так или иначе противопоставленная предложению в функциональном и структурном отношении. Природа этой единицы сложная; сложным, противоречивым является и её лингвистическое осмысление. Есть два различных понимания словосочетания. 
            Для Фортунатова, Пешковского, Шапиро и др. –
    это любое грамматическое соединение полнозначных слов; это общее понятие охватывает и предложение или его предикативную основу – как «особое» словосочетание, и сочинительные словосочетания. 
            Но принципиально иное понимание словосочетания сформулировано В.В.Виноградовым –
    как номинативной единицы, целостной по смыслу. Ядром данной концепции является противопоставление предложения и словосочетания, т.е. словосочетание организуется только подчинительной связью. 
            Вузовская программа, в частности, всё многообразие смысловых отношений между соединяемыми словами обобщает в 4 типа: 

    1 тип. Объектные отношения. Устанавливаются между словом со значением действия или состояния и словом, обозначающим предмет, охваченный данным действием или состоянием: читать книгу, осуждать преступника, занятия спортом. 
    2 тип. Определительные отношения. Устанавливаются между словом со значением предмета и словом, называющим признак предмета: чистая скатерть, новый дом, тетрадь для заметок. 
    3 тип. Обстоятельственные отношения. Устанавливаются между словом, обозначающим действие, и словом, называющим разного рода обстоятельства протекания действия (время, место, причину, условие и т.п.): пришёл вовремя, уехал из города, не поехал из-за болезни.
    4 тип. Комплетивные отношения. Устанавливаются между словами, одно из которых с необходимостью требует по смыслу другого. Например, много людей = большое количество людей, начал работать = процесс работы в начальной стадии; слова много, начал требуют указания на предмет, действие.

            Названные четыре типа синтаксических отношений выражаются разными средствами подчинительной связи. 
            А теперь обратимся к школьным учебникам.
            Так, в учебниках русского языка для  под ред. Ладыженской, Баранова и под ред. Леканта, Разумовской даётся определение: Словосочетание – это те организованные подчинительной связью пары слов, которые распространяют предикативную основу предложения. 
            Обращается особое внимание на пары слов, не являющиеся словосочетаниями: 

    1) сочетание подлежащего и сказуемого, т.е. грамматическая основа: Деревья жалобно стонали; 
    2) сочетание знаменательного и служебного слов: Ямщик сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке. (А.Пушкин);
    3) однородные члены предложения: Бабушка говорила обстоятельно и долго.

            Но в учебнике Бабайцевой для 5 – 9 классов «Теория» мы читаем: «Словосочетание – это сочетание двух и более самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу, например, любить животных; быстро, но хорошо; дождь или снег. По характеру связи между словами словосочетания делятся на подчинительные и сочинительные.
            В предложении больше подчинительных словосочетаний, в которых одно слово является главным, а другое - зависимым. В предложении Осенний ветер срывает последние листья с берёз и осин существительные ветер и листья распространяются прилагательными, образуя словосочетания: осенний ветер, последние листья; глагол подчиняет себе существительные, образуя словосочетания: срывает листья, срывает с берёз и осин. Берёз и осин – сочинительное словосочетание». 

    Психолого—педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями

    Индивидуальные особенности 8 класса.

       Рабочая программа по русскому языку составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 8  класса. В классе обучается 24  человека. Из них по итогам 7 класса по русскому языку на «4» и «5» учится 10 человек, преподаю в данном классе 4 год.

    Можно сказать, что  у большинства учащихся имеют хорошие  знания о системе русского языка. У многих учащихся высокая мотивация к изучению данного предмета, они всегда выполняют домашнее задание (16 чел.). Повышенный интерес к изучению русского языка и достаточный объем знаний способствуют углубленному изучению материала. Зная индивидуальные различия и особенности воспитания отдельных учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению предмета, осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных заданиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности. Важной социальной потребностью данных учащихся является потребность в поисковой активности, в самоопределении. Основная задача учителя — предоставить учащимся информацию для размышления, которая будет иметь высокую степень проблемности, обеспечит свободный выбор и необходимость определения собственной точки зрения.

       Но в классе есть учащиеся, которые не проявляют интерес к предмету (2 чел). Эти ребята часто отвлекаются на уроке, занимаются посторонними делами, нарушают дисциплину, по разным причинам бывают не готовы к уроку, приходят без домашнего задания, поэтому с ними ведется индивидуальная работа.

       В классе есть дети, стремящиеся к знаниям, но в силу особенностей памяти и эмоционально-волевой сферы они учатся нестабильно (2 чел.). Также большой барьер в изучении русского языка существует у учащихся, для которых русский язык является неродным (2 чел.) Слабым ученикам оказывается индивидуальная помощь в учении, нужно развивать их память, сообразительность, познавательную активность, расширять словарный запас и т.д. Для этих учащихся необходимо применять дифференцированный подход с учетом их особенностей, поощрять их активность на уроке, вовлекать их в коллективную деятельность.

       Большое внимание необходимо уделять чувственно-эмоциональной сфере учащихся, особенно тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами (2 чел.).

        При изучении темы «Словосочетания» стараюсь учитывать особенности учащихся класса. 

    Обоснование используемых   образовательных технологий.

       На уроках русского языка в 8 классе при изучении темы «Словосочетания» используются различные методы, формы  и средства обучения. Объяснительно – иллюстративный и репродуктивный методы используются с целью осознанного восприятия, запоминания и воспроизведения учебного материала. Предпочтение отдается частично-поисковому и проблемному методам с целью применения знаний в новой учебной ситуации. Используется исследовательский метод с целью творческого применения знаний и умений в новой учебной ситуации.

    Повторение осуществляется двумя путями: 1) изучение нового опирается на пройденный материал, 2) задания включают материал разных разделов, изученных ранее.

    Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей: возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;выделение групп учащихся по знаниям, способностям.

    Информационные технологии. Компьютерные информационные технологии дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций,  раздаточного и справочного материала, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке).

    Технология уровневой дифференциации. Использование ее способствует формированию познавательной мотивации и познавательной самостоятельности, повышает результативность обучения школьников. При этом:

    обеспечивает каждому ученику базовый уровень подготовки;

    создает условие для проявления самостоятельности и инициативности, т.е. предоставляет ученику момент самостоятельного выбора заданий;

    создает условия для максимального достижения результата.

    При всем этом дает учителю возможность конструировать задания с опорой на индивидуальные возрастные, психологические возможности каждого ученика и его общий уровень подготовленности.

    Здоровьесберегающие технологии. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления и снятия у них мышечного статического напряжения провожу физкультминутки, гимнастику для глаз. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Проявление гуманного отношения к детям – оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимость к детским недостаткам, признание их права на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывает благоприятное воздействие на психику учащихся и способствует формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Освещение в классе, температура, свежесть воздуха, доброжелательная атмосфера урока оказывают положительное влияние на учащихся.

    Игровые технологии обучения.

    Дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

    Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.

    Система упражнений при изучении темы «Словосочетание».

       При изучении темы «Словосочетание » уделяется особое внимание к функциональному подходу в её рассмотрении. С этой целью включены упражнения и задания, объединённые одной идеей - показать, как функционирует словосочетание в речи, как проявляется свойство словосочетания называть более точно, образно, чем слово предмет, явления окружающего нас мира, как умелое и уместное использование словосочетаний делает текст более выразительным, позволяет устранять однообразное повторение одних и тех же слов, соблюдать стилистическое единство текста, уместность использования словосочетаний в разных стилях речи.

    1. А) Объяснительные упражнения направлены на формирование первичных аналитических навыков опознания и мотивированного выбора решения лингвистической задачи. Эти упражнения выполняются с непосредственной опорой на содержание теоретической части учебного пособия. Для учителя объяснительные упражнения служат материалом получения первичной обратной связи, информации о степени усвоения теории учащимися.

    Б) Комментированное письмо направлено на формирование правописных и аналитических навыков. Учащиеся самостоятельно решают лингвистические задачи, комментируя все ступени аналитической работы.

    В) Упражнения на конструирование и упражнения на развитие речи направлены на формирование умений узнать и решить поставленную правописную задачу, не только уметь дать полную характеристику языковой единицы, но и понимать особенности ее функционирования, уметь правильно, согласно законам языка, употреблять языковую единицу в речи.

    г) Синтаксические пунктуационные  пятиминутки, на проведение которых на уроке отводится не более 5-6 минут. Задания пятиминуток могут быть разнообразными: выделить словосочетания из предложений; составить словосочетания по схемам; найти грамматическую основу предложений; определить количество основ в предложении; придумать предложения по данным схемам; построить предложение, заменив его синонимической конструкцией и т.д. Учитывая возрастные особенности школьников,  используются для проведения пятиминуток в качестве дидактических материалов отрывки из знакомых учащимся художественных произведений, в том числе стихотворений. Это оживляет уроки, активизирует внимание учащихся, развивает их память. Звучание ритмической речи, поэтического слова повышает и общую языковую культуру школьников.

    2. Обобщающие упражнения требуют от школьников целого комплекса навыков и умений и систематизации имеющихся знаний. Задания «Учимся говорить на лингвистическую тему» предполагают рассказ по заданному плану о синтаксических единицах.

    3. Контрольные упражнения служат проверке знаний. Они включают в себя диктанты, контрольные задания, тесты. Одна из форм такой проверки - схематический диктант. Он не только помогает развитию способности учащихся к абстрактному мышлению, но и даёт учителю быструю информацию об умении школьников видеть структуру предложения, что способствует сознательному усвоению синтаксиса и пунктуации, помогает школьникам систематизировать и обобщать материал.

    Одной из форм итоговой проверки   по теме «Словосочетание»  может стать зачёт.

    Тест позволяет существенно увеличить объём проверяемого материала и получить более объективные данные о состоянии знаний, умений и навыков школьников.

    Сочетание указанных форм проверки с регулярной проверкой выполнения заданий к упражнениям учебника создаёт систему контроля, обеспечивающую ощутимые результаты в продвижении восьмиклассников в овладении умениями по синтаксису и пунктуации, даёт возможность, опираясь на эти результаты, более целенаправленно строить процесс обучения в дальнейшем.

    Изложенная выше система упражнений предполагает «пошаговый» характер формирования умений и навыков, обеспечивает глубокое овладение учебным материалом, нацеливает учащихся на планомерную самостоятельную работу.

     

    Заключение.

     Для основной школы 9 класс является «финальным», во время ГИА приходит пора «собирать камни». Учащиеся демонстрируют весь свой багаж  личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД. При этом одну из важнейших ниш в кладовой по русскому языку занимают наработки по теме «Синтаксис».

       Вряд ли найдётся русист, который не испытывает волнения, начиная «поднимать» со своими учениками столь грандиозную тему, как синтаксис. Эта тема предъявляет учителю особые требования. Если на орфографические правила в принципе можно натаскать, то с синтаксисом и пунктуацией такое   не пройдёт – необходимо понимание. Как помочь своим ученикам освоить и полюбить синтаксис, как не испугать их сложными понятиями, не оттолкнуть скучными классификациями?

       На мой взгляд, главная задача учителя – не допускать разрыва между теоретическими сведениями и живым чувством родного языка. Понимание синтаксической логики должно естественно вырастать из наблюдений за языком, из собственной языковой практики.

       Есть несколько очень эффективных приёмов, которые позволяют решить эту задачу:

    1. предусматривается использование оригинальных заданий и задач, введение в урок интересных сведений и отступлений — все это позволяет снять эмоциональное напряжение.
    2. Учащимся предлагаются упражнения по наблюдению над выразительными средствами языка («найдите именные словосочетания, в состав которых входят эпитеты»), задания, направленные на создание высказываний, содержащих данные средства выразительности (используйте эпитеты в описании изображённой на картине осени»).

       В последнее время много говорят и пишут  о модернизации российской  системы образования. Это многогранный и сложный процесс, результатив-   ность которого зависит от школьных программ, от качества УМК, от их реа-лизации в ходе обучения. Но самая главная роль в этой системе принадлежит учителю, его взаимодействию с учащимися, и этот процесс не может и не должен быть рутинным!

    Тема урока:              Связь слов в словосочетании.

    Тип урока:                Урок закрепления новых знаний.

    Цели урока:

    Образовательная:     познакомить с основными видами связи слов в словосо-

                                       четании; формирование умений  а) определять тип связи

                                       в словосочетаниях,б) преобразовывать словосочетания

                                       одного грамматического значения в синонимичные с

                                       другим видом связи, в) использовать в речи  

                                       словосочетания – стилистические синонимы.

    Развивающая:           развитие умения логически излагать свои мысли, исполь-

                                       зуя литературный язык; развитие умения слушания и

                                       распределения внимания во время слушания, развитие

                                       умения задавать уточняющие вопросы; развитие умения

                                       выделять главное, сравнивать, обобщать.  Воспитательная:      воспитание любви к русскому языку, формирование

                                       навыков контроля и самоконтроля.

    Оборудование:

                                       * карточки для взаимопроверки,

                                  * дифференцированные тесты,

                                  * компьютер, медиапроектор.

    Ход урока:

       I. Организационный момент.             1 минута.

         * Приветствие учащихся.

         * Проверка готовности учащихся к уроку.

         * Постановка цели урока. Слайд № 1.

       II. Лингвистическая разминка.           4 минуты.

           Осложненный словарный диктант.

           Ребята, придумайте и запишите словосочетания с данными словами,

    отметьте главное слово.

    В…теран, р…гулировать, ол…цетворять, лан…шафт, к…лорит, к…мпозиция, арх…тектура, зо…чество, орнам…нт, а(л, лл)егория.

    Ребята, проверьте правильность написания данных слов

       Слайд № 2.

       III. Проверка домашнего задания в виде самостоятельной работы по вариантам с последующей взаимопроверкой (материал распечатан).  5 минут.

    1 вариант.

    1) Выпишите из предложения 3 словосочетания. Укажите главное слово.

        Графически объясните постановку знаков препинания.

    Высоко надо мной, резко рассекая воздух крыльями, пролетел осторожный ворон.

    2) Являются ли словосочетаниями данные пары слов? Обоснуйте свое мнение.

        Стая расселась

        Вскормлена и воспитана

        Своими любуясь

    2 вариант.

    1) В каких словосочетаниях главное слово обозначено неверно?

             ×        ×                                     ×             ×

    По узкой тропинке, дойдя до полянки, кусты ивы, нарочно приготовленный,

            ×                         ×                              ×                              ×

    принести детям, стараясь подняться, быстро ползущий, в двух шагах.

    2) Спишите предложения, вставляя пропущенные окончания прилагательных

        и причастий.

    На вершине полог… холма, покрыт… только что зацветш… рожью, виднелась (не)больш… деревенька.

    Лист для взаимопроверки.  

    1 вариант.

    1) Высоко надо мной, / резко рассекая воздух крыльями,/ (деепричастный оборот, обстоятельство) пролетел осторожный ворон.

    (Например, осторожный ворон, рассекая воздух, рассекая резко)

    2) Не являются, т.к. подлежащее и сказуемое, однородные члены, нет грамматической связи.

     2 вариант.

    1. Неверные обозначения выделены красным цветом)

             ×        ×                                     ×             ×

    По узкой тропинке, дойдя до полянки, кусты ивы, нарочно приготовленный,

            ×                         ×                              ×                              ×

    принести детям, стараясь подняться, быстро ползущий, в двух шагах.

    2. На вершине пологого холма, покрытого только что зацветшей  рожью, виднелась небольшая деревенька.

    IV. Обобщение опорных знаний.        12 минут.

       1. Выборочный диктант.

       Выпишите только словосочетания (Запись на доске)

    Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес да поле, в течение часа, настольные часы,  засушливое лето, часы приема, часы остановились, от засухи и зноя, вследствие засухи, во время игры, играю на компьютере, виртуозно играю.

       Проверим записи.  Слайд № 3.

    Хвойный лес, настольные часы, засушливое лето;

    Часы приема,  играю на компьютере;

    Виртуозно играю.

    Ребята, объясните, почему не являются словосочетаниями остальные слова.

    (Возможные ответы: это существительные с предлогами, основа предложения, нет зависимости между словами, кроме сочинительной связи).

       2. Объяснение учителя с элементами беседы.

    Самостоятельные части речи соединяются в составе словосочетания с помощью трех видов связи: согласования, управления, примыкания. Вид связи определяется грамматическими свойствами зависимых слов.

    А) Если зависимое слово отвечает на вопросы какой? который? чей?. То этот вид связи – согласование. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. Слайд № 4

    - Какие части речи могут отвечать на эти вопросы? (Прилагательные, притяжательные местоимения, порядковые числительные, причастия).

    - Приведите примеры согласования.

    Б) Если в качестве зависимого слова выступает имя существительное или слова с признаками существительного, это управление. При управлении форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного слова. Слайд № 5.

    В) Если зависимое слово – наречие, деепричастие или начальная форма глагола – это примыкание. Зависимое слово примыкает к главному по смыслу. Слайд № 6.

       3. Работа с учебником. Страница 33.

    - С помощью чего осуществляется связь  между главным и зависимым словом в словосочетании при согласовании, управлении, примыкании?

    ( Возможные ответы: при согласовании – при помощи окончаний, при управлении – при помощи предлога и окончания, при примыкании – только по смыслу.)

       4. Физкультминутка.

    Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

    Руки согнули, кисти  встряхнули – ветер  сбивает росу.

    Вытянем руки, ими помашем – это к нам птицы летят.

    Руки поднимем, на носочки мы встанем - к солнцу потянется взгляд.

       V. Тренировочные упражнения.          14 минут.

    1. Работа с учебником. Упражнение 67 письменно, с комментированием по «цепочке».

    2.  Ребята, ряд слов с одинаковым лексическим значением, уместных в разных условиях общения – это стилистические синонимы.

    Слайд № 7.

    - В каких стилях речи используются данные стилистические синонимы?

    Приютить в доме, предоставить жилплощадь, дать пристанище, поселить у себя, дать кров, крыша над головой.

    (Ответы: 1, 2, 3, 5 – книжный стиль

                    4, 6 – разговорный стиль)

    3. Составьте словосочетания, правильно подбирая существительные и прилагательные (материал распечатан).

    Ближний, близкий (друг, деревня); дружный, дружественный, дружеский (помощь, государство, класс); завидный, завистливый (здоровье, сосед); враждебный, вражеский (разведчик, цель); искусный, искусственный (работа, алмаз, бриллиант); ледяной, льдистый, леденящий (взгляд, путь, горка).

    4.  Тест.

          Цель: проверка степени усвоения материала.

    1 вариант.

    1. Какие пары слов не являются словосочетаниями?

       А) медведь заревел

       Б) заревел неистово

       В) заревел и схватил

       Г) схватил за комбинезон

    2. Найдите словосочетание по его грамматическому признаку – «действие и его признак»

       А) спуститься с горы

       Б) бег трусцой

       В) легко преодолеть

       Г) ходить по лесу

    3. Дайте правильные ответы.

    Зависимые слова при связи «согласование» могут быть выражены

       А) наречиями

       Б) существительными

       В) прилагательными

       Г) деепричастиями

       Д) причастиями

       Е) порядковыми числительными.

    4. В каких словосочетаниях слова связаны управлением?

       А) развевающегося флага

       Б) ничем не интересоваться

       В) шел медленно

       Г) присутствовать на митинге.

    5. Найдите слово, в котором пишется одна буква Н.

       А) истин..ый

       Б) подлин..ый

       В) юн..ый

       Г) гуман..ый

    6. Найдите слово, в котором пишется буква О.

       А) иде..лист

       Б) тр..диция

       В) иде..логия

       Г) т..лантливый

       Д) трансп..рант.

    Ответы: 1 – А, В;   2 – В;   3 – В, Д, Е;   4 – Б, Г;   5 – В;   6 – В.  

    Вариант 2.

       1. Какие пары слов не являются словосочетаниями?

       А) появиться в отдалении,
      Б) внезапно остановиться,

       В) пошел и остановился,

       Г) мальчик пошел.

       2. Найдите словосочетание по его грамматическому признаку – «действие и его признак».

       А) чтение книги
      Б) плавание брассом

       В) читать вслух

       Г) идти к лесу.

       3. Зависимые слова при связи «управление» могут быть выражены

       А) глаголами

       Б) существительными

       В) деепричастиями

       Г) местоимениями, сходными по форме с существительными

       Д) наречиями.

       4. В каких словосочетаниях слова связаны примыканием?

       А) серый от пыли

       Б) очень грязный

       В) поворот налево

       Г) возвращаться из похода.

       5. Найдите слово, в котором пишется одна буква Н.

       А) предан..ость

       Б) багрян..ый

       В) истин..ый

       Г) отчаян..ый

       6. Найдите слово, в котором пишется буква И.

       А) об..лиск

       Б) ген..альный

       В) атт..стат

       Г) с..кретарь

       Д) д..путат.

    Ответы: 1 – В, Г;   2 – В;   3 – Б, Г;   4 – Б, В;   5 – Б;   6 – Б.

    Вариант 3.

    1. В каком словосочетании нарушена сочетаемость слов?

       А) проявить способности

       Б) молодая девушка

       В) главная роль.

    2. Составьте 4 словосочетания, используя в роли главного слова существительные: творение, творчество, вершина, богатство.

    3. Являются ли синтаксическими синонимами словосочетания:

       Плавательный бассейн – бассейн для плавания.

       Придумайте и запишите еще два подобных примера.

    4. Определите для каждого словосочетания главное слово и способ связи главного и зависимого слова.

       Совсем недалеко, гуляющий по улице, по-весеннему тепло, наедине с учителем, белеющим снегом, прощаясь с друзьями, сварить вкрутую, вплотную к деревне, неизвестный герой, усаживаясь удобно, сердившийся на всех, безразличен ко всему, по-детски наивно, не горевать от неудачи, разговаривать непринужденно, немигающий взгляд, неотправленные письма, недостает чуткости.

    Ответы:  1 – Б,   3 – да,  

                   4 – П, У, П, У, С, У, П, У, С, П, У, У, П, У, П, С, С, У.

    Варианты № 1, 2 проверяют консультанты из числа лучших учеников по контрольному листу учителя.

    Вариант № 3 проверяется к следующему уроку.

    VI. Сообщение домашнего задания.   1 минута.        Слайд 8.

        П. 11 «Синтаксические связи слов в словосочетаниях»,

        П.12  «Синтаксический разбор словосочетаний» самостоятельное чтение.

        Упражнение 71.

    VII. Подведение итогов урока, выставление оценок. 2 минуты.

          - Какие три способа связи слов в словосочетаниях есть в русского языка?

          - Какие из выполняемых на уроке заданий вызвали затруднения?

          - Оцените свои знания, дополнив мое предложение “Я усвоил эту тему…”

    VIII. Рефлексия.                          1 минута.

      Приложение. Виды упражнений по теме «Словосочетания»

     1. Представьте себе, что у вас потерялся котенок. Вам надо написать объявление, благодаря которому, возможно, вы найдете его. Какой из двух вариантов вы выберете?

    1-й вариант. Потерялся котенок. Просим вернуть по указанному адресу.
    2-й вариант. Сегодня в нашем дворе рано утром потерялся двухмесячный персидский котенок. Он прихрамывает на левую переднюю лапку. Очень просим вернуть по точно указанному нами ниже адресу.

    Какое объявление свидетельствует о недостаточной информативности речи? Какое – об избыточной? Составьте свой вариант объявления. Какое качество хорошей речи реализуется в умении пользоваться словосочетаниями?

     2. Проверьте, любые ли слова можно соединять друг с другом, чтобы получилось словосочетание? Установите причины лексической несочетаемости компонентов словосочетания.

    1. Ужасно красивая – очень красивая; произвели обыск – произвели ремонт; отъявленный хулиган – отъявленный товарищ; прорастить семена – прорастить ребенка; памятный подарок – памятный сувенир.
    2. Красивое лицо – лицо кавказской национальности; благодарю за внимание – благодарю за беспокойство; порода овец – порода цветов.
    3. Высокий и бледный юноша; молодой, но седой воин; пирамидальные и зеленые тополя; ждали очень и с нетерпением; мечтали и строили планы на будущее.

    3. Подберите к данным словам лексически совместимые компоненты и запишите подчинительные словосочетания со всеми видами связи.

    1. Пустырь – пустошь. 2. Экскурс – экскурсия. 3. Желанный – желательный. 4. Длинный – длительный. 5. Примитивный – превентивный.

    4. В одной из общедоступных городских газет было приведено следующее объявление:

    «Научная лаборатория занимается проведением исследований и практической апробацией методов нейтрализации негативных воздействий аномальных явлений на человека и зоны его обитания».

    После его публикации в редакцию стали звонить читатели и просить растолковать опубликованное.
    По каким причинам, на ваш взгляд, объявление было не понято многими читателями?
    «Переведите» текст объявления на «понятный» язык, избегая многократного использования подчинительных словосочетаний, где употребляется родительный падеж.

    5. Понаблюдайте над языковым материалом, опираясь на следующую информацию: лексическая несочетаемость компонентов подчинительных и сочинительных словосочетаний часто умышленно используется в художественной литературе как средство воздействия на читателя. Укажите, где лексическая несочетаемость является средством создания комического, а где – приемом психологической характеристики?

    1. Не спали только Маша, отопление и зима. (К.Паустовский) 2. В семье родилась тройня. Горе молодого счастливого отца не поддается описанию. (М.Зощенко) 3. «Я плавал, очень плавал», – произнес Врунгель.(В.Некрасов) 4. Он прекрасно делает из конины куриные котлеты. (Е.Шварц)

    Назовите известные вам художественные произведения упомянутых авторов.

    6. Проведите лингвистический эксперимент. Запишите предложения, вставляя пропущенные второстепенные члены на месте многоточий. Попробуйте угадать оригинальный авторский вариант с лексической несочетаемостью компонентов словосочетания.

    1. Маргарита шла по ... саду. 2. А его голубь ... облетает к_рнизы и б_лконы, ... кушает п_л_жен_ое зерно. 3. Зоя сидела одна на необитаемой скале, поросшей сосной и брусникой. Одна среди чужих, ... бодрых людей, среди их радостных криков за обедом, сваренным из горохового концентрата. 4. Днем он много думал и ... . 5. Я снова будто впервые увидел ее, удивительную, с громадными черными косами, с ... в глазах.
    Сравните ваш вариант с авторским.

    1. М.Булгаков: «...по простуженному сквозному саду...».
    2. 
    Т.Толстая: «...научно облетает, грамотно кушает...».
    3. 
    Т.Толстая: «...оскорбительно бодрых...».
    4. 
    А.Аверченко: «...и гремел посудой...».
    5. 
    К.Воробьев: «...со свадьбой в глазах...».

    Укажите, какие дополнительные детали художественного образа вырисовываются благодаря использованному автором приему?
    Какие черты хорошей речи проявляются в этом?

    7.Найдите стихотворение А.С.Пушкина «Осень», прочитайте 7,8 части. Подберите возможное музыкальное сопровождение, охарактеризуйте его с помощью словосочетаний. Какие словосочетания преобладают в стихотворении? Почему? Из стихотворения выписать словосочетания с согласованием, с управлением и примыканием. Сделайте разбор одного словосочетания.

    8. Составьте афишу – галерею картин известных художников (в названии картины должно быть словосочетание).


    9. Вам предложили описать улицу, на которой Вы живете. Выразите свое восхищение, расскажите историю ее возникновения, используйте словосочетания по способу подчинения: согласование, управление, примыкание.



            

    Библиография

    1. 1.Стандарты второго поколения. Примерная программа по русскому языку            (5-9 кл.). М.2011г.
    2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1978.
    3. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 1974.
    4. Капинос В.И. Культура речи // Методика развития речи на уроках русского языка (под ред. профессора Т.А. Ладыженской). М., 1991.

    1. Методика преподавания русского языка. М.Т.Баранов. М.1990г.
    2. Методика русского языка в средней школе. А.В.Текучёв. М.1980г.
    3. Прокопович Н.Н. Словосочетание в современном  руссом литературном   яз. -  М., 1966.
    4. 8. Современный русский язык / Под. ред.В.А. Белошапковой. М., 1981.
    5. Современный русский язык в трех частях / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов.  М, 1987.
    6.  Современный русский язык / Под ред. Н.М. Шанского. М., 1981.
    7.  Современный русский язык / Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А.К. Федоров. М., 1978.
    8.  Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. Ч.2. Синтаксис. М., 1979.
    9.  Сухотин В.П. Проблема словосочетания в совр. русс. яз. - в кн.: Вопросы синтаксиса современного русского языка. - М., 1950.
    10. Требования к современному уроку. М.М.Поташник.  Методическое пособие, М.: Центр педагогического образования, 2011.
    11. Фоменко Ю.В. Является ли словосочетание единицей языка // "Филологические науки", 1975, № 6.
    12.  Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М, 1980.

    1. Конспект  урока. Русский язык 8 класс "Словосочетания" http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/konspekt-uroka-russkiy-yazyk-8-klass-slovosochetaniya">


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Контрольная работа на курсах повышения квалификации.План-конспект урока: Природа и люди Древней Индии", в соответствии с ФГОС ООО

    План-конспект «Природа и люди Древней Индии», в соответствии с ФГОС ООО, приложениеТаблица 2 Перечень используемых на данном уроке ЭОР...

    Зачетная работа слушателя курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональной образовательной программе «Теория и методика преподавания иностранного языка в контексте реализации ФГОС ООО и СОО» (Срок обучения: 19.11.2018 – 04.12.2018)

    Условие профессиональной задачи. Перечень шагов-заданий, выполнение которых должно продемонстрировать эксперту процесс и результат решения задачи учителем. Фрагмент технологической карты урока....

    Итоговая работа по курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области «Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюзивного обучения детей с ОВЗ на современном этапе»

    Итоговая работапо курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области«Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюз...

    Зачетная работа на курсах повышения квалификации

    Зачетная работа на курсах повышения квалификации учителей математики по проблеме "Конструирование процесса обучения математике,ориентированного на ребенка в логике ФГОС".Технологимя разработ...