Научно-исследовательский проект "Энциклопедия одного слова" (проектная деятельность учащихся 5 класса НОУ ОЛ "Довузовский комплекс ТвГУ")
занимательные факты по русскому языку (5 класс) на тему

Ирина Викторовна Володина

Это совместный исследовательский проект учащихся 5-ых классов, занявший 3 место в 11 научно-практической конференции учащихся "Будущее - за нами!"

В ходе работы пятиклассники проанализировали особенности функционирования в речи 17 лексем русского языка, подготовив собственные выводы. На конференции мы представили лишь одно слово, выбранное общим голосованием. Прзентация к тезисам готовилась в большей степени мною, так как ребята пока не владеют этим навыком в полном объеме.

Работа проводилась в несколько этапов, все они указаны в презентации и тезисах. Для меня новым стала идея использования презентации в качестве иллюстраии проделанной работы. Мы поместили на слайды материал справочных пособий, а вот выводы, которые нами сделаны в ходе изучения той или иной составляющей слова, были зачитаны, что позволило максимално вовлечь аудиторию в работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eNCIKLOPEDIYa_tezisy.doc42.5 КБ
Office presentation icon Enciklopediya_slova1.ppt2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Добрый день! Сегодня учащиеся пятых классов представляют свой совместный проект «Энциклопедия одного слова».

Актуальность работы. Мы редко задумываемся над тем, что СЛОВО появляется в языке не просто так - оно заключает в себе определенное видение человеком мира. В понимании, например, Осипа Мандельштама «любое слово является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны, а не устремляется в одну официальную точку», «слова, как тяжелые гири верны». А по ощущению Николая  Заболоцкого, «под поверхностью каждого слова шевелится бездонная мгла».

Такой скорлупой оказывается звуковая оболочка слова, которая, фиксируясь языковым сознанием, «может до известной степени, как лава, затвердевать и сковывать собою смысл», который все же «под ее поверхностью клокочет и сохраняет свой пламень» (Г.Г.Шпет).

Мы решили рассмотреть этот шевелящийся пучок смыслов, чтобы  научиться видеть и чувствовать слово, пользоваться языком не бездумно, ведь, по словам Л.Н. Толстого, «слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

Цель работы: составить энциклопедию одного слова, то есть собрать как можно больше материала о жизни слова в языке: значениях и функционировании.

Нами были поставлены следующие задачи:

  1. Познакомиться с различными типами словарей и их структурой.
  2. Определить параметры работы со словом, найти в словарях информацию о нем.
  3. Составить комплексное представление слова.

Поскольку каждый ученик 5 классов работал с одним словом из тематической группы, которую мы сами же и выбрали, то необходимо было прийти к единой структуре работы. Для этого мы определились с этапами работы: выбор тематической группы и слова из нее, знакомство с разными типами словарей, составление перечня словарей для работы со своим словом, исследование жизни слова в литературе и искусстве, оформление результатов индивидуальной деятельности, подведение общих итогов, формулирование вывода.

Уже на этапе знакомства со словарями нас ждало удивление: их оказалось великое множество: кроме известных нам толкового, орфографического, мы узнали о существовании словарей синонимов, антонимов, орфоэпических, лингвистических терминов, устаревших слов, эпитетов, цитат и многих других.

Среди них оказались и совсем экзотические словари: словарь сокращений, обратный словарь (там слова расположены по алфавиту, начиная с последней буквы в слове), словарь словесного ударения, словарь уникальных морфем русского языка, экспрессивный словарь диалектной личности, словарь современного детского языка, словарь перифраз, русских созвучий, фразеологических синонимов, устойчивых сравнений, словарь языка автора (Пушкина, например), толковый словарь названий женщин!  Экзотические они не только по названию – еще и потому, что их сложно посмотреть: многих нет в библиотеке и интернете.

Когда мы поработали со словарями, то поняли, что для каждого слова придется составлять свой набор словарей-источников (например, для слова подснежник пришлось искать экономический и жаргонный словарь). И все же примерный план нашей работы выглядел так, только отступлений у каждого получилось много.

Показать все работы сегодня мы не сможем из-за ограничений по времени, но все же представление о ней постараемся дать на примере слова  ДОЖДЬ (работал с ним Алеев Эльдар).

Толкование слова. Из толкования слова, данного Далем и Ожеговым, мы узнали, что слово дождь обладает, кроме прямого,  переносным значением и именно в этом значении его используют чаще.

Этимология слова. Слово «дождь» – типичное для славянских языков. Поскольку оно образовано на основе индоевропейского слова со значением «распыляться в воздухе», слова с той же основой имеются в языках других родственных славянской групп. Например, норвежском, шведском.

Словообразование. На основе работы со словообразовательным словарем делаем вывод, что слово не обладает большим количеством родственников, возможно, потому, что называет конкретное атмосферное явление.

Эпитеты. Если учесть, что в жизни русичей, издревле занимающихся земледелием, дождь играет одну из важных ролей, то нас не удивило, что эпитетов для его описания множество, причем большинство – с положительной окраской.

Синонимы и антонимы. Если при подборе синонима к слову дождь затруднений не возникает обычно, то антонимы к нему мы найти не надеялись. К нашему удивлению, он есть: вёдро – на данный момент известен в основном в сельской местности.

Фразеология. Все  указанные фразеологизмы к слову дождь связаны с понятием обилия, богатства. Наверное, это опять не случайно, так как с обильными осадками (но не чрезмерными) всегда связывался хороший урожай, а значит – богатство.

Пословицы и поговорки, как и ожидалось, тоже присутствуют в изобилии. Здесь мы представляем лишь часть их.

Рифмы. Как это ни странно, но подобрать рифмы к слову дождь оказалось очень сложно. Если не использовать глагольную рифму, то набор слов будет совсем скудный. Даже в мультфильме «Рифма к слову дождь» подобрать созвучие оказалось сложнее, чем друга приобрести.

Мифология. Из мифологического словаря мы узнали, что основным мифом славянской мифологии является миф о поединке бога грозы Перуна с его демоническим противником Велесом, обитающим на земле и имеющим змеевидную природу. Победа Перуна знаменуется дождем, обеспечивающим плодородие земли. Дождь —объект почитания и магического воздействия. Удивило, что власть над дождем приписывают покойникам, в частности – утопленникам.

Фольклор. Поскольку дождь всегда почитается среди народов, живущих земледелием, то в фольклоре большое количество песен, закличек, обрядов, связанных с дождем. Особо любим жанр загадки. Эту же традицию перенимает литература: и в поэтических, и в прозаических текстах  слово с успехом функционирует и по сей день.

Приметы. Их также множество, ведь дождь – явление, за которым наблюдать может каждый. А из большого количества наблюдений рано или поздно возникает примета. (остановить слайды)

Искусство. В процессе иллюстрации слайдов вы могли наблюдать большое количество художественных работ разного рода (живопись, рисунок, графика, фотография, компьютерный дизайн…). Существуют музыкальные произведения с таким названием. Как мы установили, есть даже канал «Дождь ТВ». И понятие, и само явление востребованы в искусстве, если нужно выразить грусть, задумчивость, одиночество…

Таким образом, мы можем сделать вывод, что слово дождь всегда входило в активный запас лексики русского языка, до сих пор само явление привлекает к себе внимание, поэтому интересно и слово, которое все чаще приобретает переносное значение. Думаю, полезно хотя бы иногда погрузиться в историю слова, проследить его жизнь.

Результаты нашей работы со словом:

  1. Узнали о различных типах словарей, познакомились со структурой словарных статей.
  2. Составили энциклопедии 17 слов из раздела Весна и Культура.
  3. Познакомились с историей слов, поняв, что они всегда будут востребованы, потому что в языке появились не случайно.
  4. Поняли, что создать такую энциклопедию полностью невозможно, так как слово, его смыслы можно разбирать с различных точек зрения.

Если вновь вспомнить слова Заболоцкого: «Под поверхностью каждого слова шевелится бездонная мгла», то  продолжить его мысль сейчас можно словами Анны Ахматовой: 

А бездна та манит и тянет,

И ввек не доищешься дна,

И ввек говорить не устанет

Пустая ее тишина.

Наш язык - это язык слов. С помощью слова человеческое мышление связывается с действительностью, так как именно слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нём.

Нет такого явления, которое нельзя было бы обозначить словом или сочетанием слов. Роман Будагов в книге «Человек и его язык » говорит: « Выражают мысли и чувства с помощью слов, прислушиваются к словам окружающих людей, усваивают новые или незнакомые слова, изучают слова других языков, вспоминают забытые слова родного языка».

И каким бы древним ни было слово, оно способно и согреть, и позабавить, и научить… Не стоит только применять его как оружие…

Закончить презентацию своей работы нам хочется стихотворением Солоухина:

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.

Спасибо вам за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация творческой деятельности учащихся классов VIII вида на занятиях по трудовому обучению

Для повышения эффективности занятий по трудовому обучению, наряду с основной педагогической деятельностью по проведению уроков необходима организация дополнительного образования в виде факультативов, ...

Концертная деятельность учащихся класса фортепиано

Данная статья является отражением наблюдений, сделанных педагогом дополнительного образования Смельско Л.Р. в течение её тридцатилетней работы в должности преподавателя фортепиано....

Принципы внеклассной деятельности учащихся класса

Принципы внеклассной деятельности учащихся класса...

Научно-исследовательская работа История одной реликвии. «Простая рубаха с непростой отметиной»

Данная работа посвящена исследованию жизни и деятельности нижегородского купца Башкирова Матвея Емельяновича. Исследование актуально в наше время, поскольку в нем говорится о вечных, непреходящих духо...

Научно-исследовательская работа, презентация "Создание и принципы деятельности ООН"

Реализация технологии исследовательской деятельности...

Научно-исследовательская работа "Влияние типа темперамента на успеваемость учащихся"

В работе исследовано влияние типа темперамента на успеваемость учащихся...

Доклад на МО по теме"Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроках математики"

Для эффективной организации работы учащихся на уроке математики можно выделить типологические группы , после чего на их основе  скомплектовать звенья....


 

Комментарии

Маврина Наталья Александровна

Мне очень понравилась данная работа, огромный труд для пятиклассников, зато как интересно, наверное, было все искать. Молодцы.
Ирина Викторовна Володина

Спасибо, Наталья Александровна! Работать нам всем очень понравилось, ребята теперь не боятся страшных слов "научно-исследовательская работа" и спрашивают, когда будем еще готовить общий проект.
Наумова Татьяна Рудольфовна

Ирина Викторовна. Вы, конечно, уже увидели, что и мы с ребятами занимаемся такой работой. Работа действительно очень интересная, поэтому мы продолжили её и в 6 классе. Нынче мы уже попробовали сделать презентации по своим исследованиям. А Ваши детки - умницы. Они рассматривают слово намного глубже.
Ирина Викторовна Володина

Спасибо, Татьяна Рудольфовна, за добрые слова! Сейчас посмотрела Ваши работы - мне понравилось очень. К слову сказать, работа у нас с Вами проводилась в одном ключе. Мне показалось интересным, что слова у Ваших учеников различной тематики, попробую в новом году предложить детям выбрать слова самостоятельно (в этот раз я давала слова сама, ориентируясь на интерес класса).

Работа не только интересная, но и содержательная! Спасибо Вам,Ирина Викторовна!