Роль информационных технологий в развитии научно-исследовательского потенциала обучающихся
статья по теме

Харченко Елена Владимировна

Значение информационных технологий для развития научно-исследовательского потенциала обучающихся рассмотрено на примере реализации конкретного проекта, выполненного учениками 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Демократизация и гуманизация системы образования в Российской Федерации позволили рассматривать дополнительное образование как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие. Дополнительное образование потенциально располагает богатыми социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные, зачастую уникальные познавательные интересы личности, поднять её на качественно новый уровень индивидуального развития, открыть массу возможностей для самореализации и самовоспитания.

Появление и широкое распространения технологий мультимедиа и Интернета позволяет использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства общения, воспитания, интеграции в мировое сообщество. Явно чувствуется и влияние ИТ на развитие личности, на профессиональное самоопределение и самостановление.

В процессе обучения с помощью ИТ ребенок учится работать с текстом, создавать графические объекты и базы данных, использовать электронные таблицы. Он узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяется его кругозор. При использовании ИТ на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы.

С развитием и внедрением информационных технологий напрямую связана и научно–исследовательская деятельность учащихся, через которую, при умелой ее организации, можно решать практически все задачи, поставленные перед современной школой. Первое знакомство с приемами творческой исследовательской работы, исследовательскими умениями и навыками происходит непосредственно на уроках МХК. Индивидуально выполняются небольшие творческие работы, исследования в области культуры и искусства. Традиционными формами исследовательских работ выступают туристические гиды, рекламные буклеты, презентации. Проектный характер ряда творческих исследований предполагает естественную связь с внеклассной работой.

Вторым этапом является выход в систему дополнительного образования – исследовательская деятельность учащихся в структуре школьного научного общества. Перед руководителем стоит непростая задача: мотивировать учащихся на выполнение исследований не только в области мировой художественной культуры, а выходить на интеграцию с предметами гуманитарного и художественно-эстетического цикла.

Гуманитарно–ориентированный интегрированный информационный проект “Загадки Древнего мира” осуществлялся параллельно в системе урочной и внеурочной деятельности. Его участниками были учащиеся 5-7 классов. Спецификой данного проекта явилось то, что исследовательская деятельность учащихся осуществлялась в рамках трёх предметов – МХК, изобразительное искусство, информатика. Полем исследований была Художественная культура Древнего мира и её влияние на современную культуру, в творческой части проекта нашли практическое воплощение особенности архитектурных форм, гончарного ремесла, развития моды в рамках периода.

Такая организация научно–исследовательской деятельности позволяет в равной степени использовать язык искусства в качестве инструмента познания и обеспечивает перенос приобретенных знаний, а также умений и навыков экспериментальной работы с одного поля деятельности на другой. Весь информационный поиск (работа со справочниками, медиаэнциклопедиями и материалами, научной и специальной литературой, сайтами Интернета) осуществлялся участниками проекта в системе дополнительного образования.

На уроках МХК отрабатывались общеучебные умения и навыки – умение выбрать нужную информацию, озаглавить будущий проект, сформулировать цели и задачи, составить план к имеющемуся материалу, написать краткие тезисы для создания презентации, публикации и буклета, публично защитить свою часть проекта. На уроках информатики дети осваивали технологии создания презентации, публикации и буклета.

Вся творческая часть проекта выполнялась только в системе дополнительного образования - на занятиях кружка «Юный искусствовед» проводились индивидуальные консультации, велась более тщательная работа над проектом, в работе кружка «Юный художник» ребята создавали макеты зданий, образцы гончарного искусства, модели одежды. В качестве конкретного результата проведенной творческой научно–исследовательской работы выступили материалы учащихся, оформленные в виде проекта исследовательского типа, состоящего из теоретической и экспериментальной (практической) части, который был представлен на школьной и городской научно–практической конференции. Из материалов, созданные в ходе реализации проекта была создана экспозиция в школьном музее, гидами, представляющими экспозицию, были участники проекта.

Таким образом, в ходе осуществления гуманитарно–ориентированного интегрированного информационного проекта “Загадки Древнего мира” решался комплекс задач: приобретение исследовательских умений и навыков и овладение приемами творческой исследовательской деятельности; развитие навыков планирования исследовательской деятельности и самоконтроля; развитие навыков самообразовательной деятельности, самостоятельной работы с различными источниками информации, в том числе навыков ориентации в информационном поле Интернет–пространства; овладение логикой научного познания; формирование ценностно–культурных ориентиров у учащихся через осознание диалога культур; развитие коммуникативных и оргдеятельностных навыков в процессе совместной проектно–исследовательской деятельности.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что будущее нашей страны во многом зависит от интеллектуального потенциала сегодняшних учеников. Дать обществу творческую личность, высокоразвитую интеллектуально, способную экологически грамотно распорядиться природными богатствами страны, умеющую во всех начинаниях учитывать прежде всего человеческий фактор, владеющую знанием внутренних закономерностей развития и взаимовлияния культур разных эпох и народов, культурную во всех значениях этого слова, “элиту”, – для этого призваны вводимые в школах программы работ с одаренными детьми, разрабатываемые индивидуальные траектории развития. Научно–исследовательская деятельность составляет часть этой работы. Мы убеждены, что привлечение учащихся к научной работе, исследованиям, осуществление индивидуального руководства их поиском является одним из эффективных путей гуманитарного развития творческой индивидуальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Что такое проектный метод и какие существуют классификации проектов....

Роль информационных технологий в процессе формирования надпредметных компетентностей обучающихся на уроке музыки

Детей в начальной школе учат читать, писать и считать. Безусловно, эти требования сохранятся, но для современного ребенка они недостаточны. В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне ...

Роль информационных технологий в развитии пространственного воображения учащихся на уроках геометрии

Известно, что невысокий уровень развития пространственно-схематического мышления обычно затрудняет изучение стереометрии, так как оно не формируется сразу; для его успешного развития обычно требуется ...

«Роль информационной среды в развитии познавательного интереса у обучающихся с ОВЗ»

Статья о роли информационной среды в развитии познавательного интереса у обучающихся с ОВЗ....

Использование новых информационно – коммуникативных технологий при создании научно-исследовательского проекта

В данной статье описано какие информационно-коммуникативные технологии я использую при подготовке научно - исследовательских проектов учащихся...