Главные вкладки

    Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност
    рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

    Минаева Анна Владимировна

    Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельность – мощное средство формирования познавательной самостоятельности школьников на второй ступени обучения. Приобщение обучающихся к научным исследованиям становится особенно актуальным на среднем этапе школьного образования, когда у школьников начинает формироваться творческое мышление.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rab_programma_kruzhka_biolog_-_issledovatel.docx160.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    На современном этапе школьного образования отведена значительная роль проблеме исследовательской деятельности школьников. Эта деятельность приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, развивающего творческие способности ребёнка. К таким видам деятельности и относится исследования.

    Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельность – мощное средство формирования познавательной самостоятельности школьников на второй ступени обучения. Приобщение обучающихся к научным исследованиям становится особенно актуальным на среднем этапе школьного образования, когда у школьников начинает формироваться творческое мышление.

    Но для того, чтобы исследовательская деятельность была успешна и приносила свои плоды, нужно выдержать ряд требований, пройти все этапы выполнения исследовательской работы, а именно:

    1. Мотивация научно-исследовательской деятельности. Обязательно приобщение к исследовательской работе нужно начинать с формирования мотивации этой деятельности.
    2. Выбор направления исследования. Это очень сложный этап. Здесь нужно определиться с темой исследования. Идеально, чтобы первоначальная идея темы и инициатива по выполнению исследования исходила от школьника, а учитель же выполнял бы направляющую и корректирующую функции в этом вопросе.
    3. Постановка задачи.
    4. Фиксирование и предварительная обработка данных.
    5. Обсуждение результатов исследования.
    6. Оформление результатов работы.
    7. Представление исследовательской работы на конференции.

    Выполнение всех этапов исследовательской работы может обеспечить достижение высоких результатов.

    Актуальность программы в том, что во время работы в кружке дети углубляют свои знания о родном крае, осознают значение особо охраняемых территории Смоленской области. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Результаты исследования оформляются в виде исследовательских работ и презентации на компьютере в программах.
             
    Новизна. Современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. Данная программа по своей направленности является комплексной, то есть включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления работы детей в походных условиях, может корректироваться в процессе работы. Основной состав ребят – это обучающиеся 8 классов. По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение учебного года.

    Цель: познакомить учащихся с многообразием мира и явлений живой природы, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.

    Задачи программы:

    Образовательные

    • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
    • Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.
    • Знакомить с биологическими специальностями.

    Развивающие

    • Развитие навыков с микроскопом, биологическими объектами.
    • Развитие навыков общение и коммуникации.
    • Развитие творческих способностей ребенка.
    • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

    Воспитательные

    • Воспитывать интерес к миру живых существ.
    • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

    Условия реализации программы:

    • Количество детей - 15 человек
    • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 14-15 лет.
    • Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
    • Количество часов - 1 учебный час в неделю (всего34 часа)

    Формы организации деятельности учащихся на занятиях

    • Групповая
    • Индивидуальная

    Деятельность школьников при изучении курса «Биолог- исследователь» имеет отличительные особенности:

    • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
    • групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
    • работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
    • в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
    • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

    ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КРУЖКА

    В результате изучения курса «Биолог-исследователь» обучающиеся на ступени основного общего образования

    Ученик получит возможность:

    • расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
    • осознать своё место в мире;
    • познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
    • приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
    • научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
    • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
    • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
    • устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;
    • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
    • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни;

    Ученик  получит возможность для формирования УУД:

    • Личностных универсальных учебных действий:
    • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
    • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
    • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
    • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
    • Регулятивных универсальных учебных действий:
    • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
    • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
    • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
    • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
    • различать способ и результат действия.
    • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
    • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
    • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
    • Познавательных универсальных учебных действий:
    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
    • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
    • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
    • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
    • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
    • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
    • Коммуникативных универсальных учебных действий:
    • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
    • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
    • задавать вопросы;
    • использовать речь для регуляции своего действия;
    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

    Содержание курса

    1. Вводное занятие (1 час).
    2. Проектно - исследовательские работы в области биологии (15 часов).
    3. Формы и методы организации исследовательской деятельности (1 часа).
    4. Оформление исследовательских работ (13 часов)
    5. Подведение итогов работы кружка (1 час).
    6. Резервное время (3ч)

    Календарно –тематическое планирование (34 часа)

    уро

    ка

    Планируемая дата проведения

    Фактическая дата проведения

    Наименование раздела и тем

    Вводное занятие (1 час).

    1

    Биологическая лаборатория и правила работы в ней. Оборудование биологической лаборатории.

    Проектно - исследовательские работы в области биологии (15 часов).

    2

    Выращивание плесени и изучение условий ее существования

    3

    Выращивание плесени и изучение условий ее существования

    4

    Фитонциды и их влияние на рост и развитие плесени

    5

    Фитонциды и их влияние на рост и развитие плесени

    6

    Способы борьбы с плесенью

    7

    Способы борьбы с плесенью

    8

    Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов

    9

    Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов

    10

    «Посев» микроорганизмов

    11

    «Посев» микроорганизмов

    12

    Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет)

    13

    Эксперимент №1. Выявление действия фитонцидов комнатных растений  на простейших.

    14

    Исс    Эксперимент № 2.  «Взаимодействие простейших с соком исследуемых растений».

    15

    Эксперимент № 3   «Определение дистанционной фитонцидной активности».

    16

    Подведение итогов экспериментам.

    Формы и методы организации исследовательской деятельности (1 часа).

    17

    Источники получения информации. Особенности чтения научно-популярной и методической литературы

    Особенности и приемы конспектирования. Тезисы. Экскурсия в библиотеку

    Оформление исследовательских работ (13 часов)

    18

    Основы научного исследования

    19

    Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования

    20

    Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования

    21

    Выбор темы исследовательской работы.  Отбор и анализ методической и научно-популярной литературы по выбранной теме.

    22

    Выбор темы исследовательской работы.  Отбор и анализ методической и научно-популярной литературы по выбранной теме.

    23

    Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы.

    24

    Работа в программе Microsoft Office Word

    25

    Работа в программе Microsoft Office Word

    26

    Работа в программе Microsoft Office Word

    27

    Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д.

    28

    Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д.

    29

    Создание презентаций с помощью программы Microsoft Office Power Point

    30

    Работа с презентациями, созданными с помощью программы Microsoft Office Power Point

    Подведение итогов работы кружка (1 час + 3).

    31

    Выступление учеников на научно – практических конференциях.

    32-34

    Резервное время


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Научно-исследовательская работа по русскому языку "Некоторые вопросы экологии языка"

    Язык в опасности!      Так ли страшно состояние русского языка в современном мире? Задавшись этим вопросом, я решила рассмотреть, что же засоряет русский язык, и выделила дв...

    Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».

    В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...

    Научно-исследовательская деятельность как способ личностного роста детей и раскрытия их творческого потенциала. (Из опыта работы педагога- психолога МБОУ гимназии «Перспектива» Кривенковой Е.В.)

    Доклад посвящен актуальной на сегодняшний день проблеме развития научно- исследовательской деятельности детей как эффективного способа раскрытия личностного потенциала и  способствующего их дальн...

    Работа с одаренными детьми через организацию научно-исследовательской деятельности школьников в г. Братске

    Виды научно-исследовательской работы с учащимися, перспективы ее развития, формы представления, некоторые итоги работы....

    Научно- исследовательская работа на тему: Технология педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы как совместный процесс творчества учителя и ученика

    В научно-исследовательской работе представлена теория по теме «Технология педагогических мастерских», а также её практическое применение. Технология педагогических мастерских предполагает учёт индивид...

    Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

    Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...

    Научно-исследовательские работы школьников как способ реализации проектной деятельности

    В данной статье описываю  опыт организации (осуществления) научно-исследовательской работы школьников, учащихся средних и старших классов, который помогает оценить степень эффективности проектной...