Работа с одаренными детьми через организацию научно-исследовательской деятельности школьников в г. Братске
статья по теме

Яковлев Константин Александрович

Виды научно-исследовательской работы с учащимися, перспективы ее развития, формы представления, некоторые итоги работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В Г. БРАТСКЕ.

В силу практических соображений необходимо существование систем школьного обучения, которые предоставляют удовлетворительное образование для большинства детей. Однако всегда будут существовать дети с особыми потребностям, для которых должны быть приняты специальные меры. Среди них присутствуют и высокоодаренные дети.

Высокоодаренным детям должны быть предоставлены такие условия обучения, в которых они могли бы полностью реализовать свои возможности в соответствии со своими собственными интересами и интересами общества. Условия для одаренных детей должны быть созданы преимущественно в рамках обычной системы школьного обучения, начиная с дошкольного уровня. Гибкие программы, увеличения возможностей мобильности, дополнительный материал, вспомогательные аудиовизуальные и обучение, ориентированное на проекты, являются средствами и методами, способствующими развитию всех детей, как одаренных, так и нет: они позволяют распознавать специальные потребности ребенка как можно раньше (Из рекомендации 1248, относящейся к образованию одаренных детей. Принята Советом Европы 7 октября 1994 года.)

А поскольку все дети потенциально одаренные, возможность расширить спектр средств и методов выявления особых способностей мы видим в развитии научно-исследовательской деятельности учащихся. Суть этой деятельности заключается в написании, условно назовем, «научной» работы учащимися под руководством педагогов или других специалистов.Научная работа предполагает либо исследование с помощью новой методики известного объекта, либо применение апробированной методики к новому объекту.

Ктакого рода деятельности можно отнести написание реферата, научной статьи, аннотации, составление тезисов и т.п. Реализация программы осуществляется через сотрудничество школьников и профессорско-преподавательского состава, через организацию в учебных заведениях научно-исследовательской работы и научных обществ старшеклассников, а также через широкий диапазон мероприятий, проводимый в рамках программы "Шаг в будущее".

На этой основе в городе Братске в 1997 году преподавателями гимназии № 1, была разработана научно-социальная программа для молодежи и школьников "Интеллект и творчество".

Основными целями и задачами программы являются:

- пропаганда и внедрение методов активного творчества среди молодежи, и школьников как средства решения проблем реальной жизни, способствующих профессиональному самоопределению и росту интеллектуального потенциала;

- формирование единого молодежного городского сообщества, обеспечивающего условия для полноценной поисково-исследовательской и творческой деятельности, которая будет способствовать экономическому развитию, решению кадровых проблем города и повышению его престижа в области и стране;

 - раннее выявление склонностей и способностей к ведению научно-поисковой работы путем диагностики одаренности детей и подростков;

 - повышения мотивации обучения;

 - руководство становлением профессиональных интересов подростков;

 - согласно механизмам, выработанным совместно с высшими и средне специальными  учебными заведениями города, способствовать поступлению выпускников в ВУЗы;

привлечение к работе секций научных обществ учащихся, учителей, ученых,

специалистов научно-исследовательских  и культурно-просветительских учреждений;

выполнение заказов учреждений, предприятий, научных организаций.

Начиналась работа в этой программе с создания научного общества учащихся в гимназии №1, где были определены такие цели и задачи НГО (научное гимназическое общество):

  1. Ознакомить как можно большее количество старшеклассников с научным творчеством.
  2. Обучить учащихся сложному процессу создания научной работы (реферат, исследовательская работа).
  3. Помочь учащимся определиться с выбором вуза и последующей профессии.
  4. Помочь учащимся накопить необходимый багаж знаний для возможности поступления и последующего обучения в любом выбранном вузе.

Структура общества секционная. В секциях педагоги-энтузиасты ведут спецкурсы по различным направлениям, с обязательным выходом на результат – подготовка и выступление на конференции с научной работой: минимум – рефератом, максимум - исследованием. При достижении определенного опыта и хороших результатов в этом направлении, педагоги получают кроме морального и материальное вознаграждение из стимулирующей части.

Было выделены главные аспекты в работе с учащимися:

а) Собственное исследование ученика, его находки, выводы.

б)Оригинальность выбранной темы и оригинальность решения проблемы.

в)Оформление работы (компьютерная графика, репродукции, фото и т.д.).

г) Защита (умение подать работу, показать себя и свои знания в изучаемой области).

Методика проведения конференций позволяет учащимся продемонстрировать все свои достижения, приобрести новые знания, умения, посостязаться с «коллегами» по научному направлению, получить богатый опыт публичного выступления. Педагоги – научные руководители принимают участие в педагогическом симпозиуме, где обмениваются опытом с коллегами, общаются с экспертами - представителями высшей школы - специалистами-практиками. В рамках региональных конференций проходят предметные олимпиады, по результатам которых, с учетом защиты работы, победители зачисляются в вуз без экзаменов, либо на льготных условиях.

Являясь городским представительством программы «Шаг в будущее» гимназия №1 организует НИД своих учащихся и на определенном этапе учащихся школ города, а также педагогов по следующему плану:

  • Ежегодный семинар педагогов – руководителей научныхработ илиспецкурсов в гимназии №1.
  • Собственно написание работ и работа с авторами науровне НОУ.
  • Заочное рецензирование работ независимымиэкспертами школы.
  • Гимназическая конференция «В знании – сила!»»,победители, которой получают приглашение участвовать в городской конференции.
  • Заочное рецензирование работ независимыми экспертами городского экспертного совета.
  • Городская научно-практическая конференция «ЮныеИсследователи– будущее Братска!» городской программы «Интеллект и творчество» в рамках всероссийской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее», победители которой получают приглашение участвовать в региональной конференции.
  • Круглый стол для педагогов – руководителей научныхработ,экспертов.
  • Заочное рецензирование работ независимымиэкспертами регионального экспертного совета.
  • Региональная научно-практическая конференциямолодых исследователей Восточной Сибири "Шаг в будущее, Сибирь" в г. Усолье-Сибирское, победители которой получают приглашение участвовать во всероссийской конференции «Шаг в будущее» и зачисляются в вузы Иркутска и Ангарска, которые сотрудничают с программой.
  • Предметные олимпиады в рамках региональной конференции.
  • Педагогический симпозиум для педагогов –руководителей научных работ и экспертов.
  • Заочное рецензирование работ независимыми экспертами центрального экспертного совета
  • Всероссийская конференция «Шаг в будущее» в г.Москве,победители которой получают приглашение участвовать в международном форуме и зачисляются в вузы Москвы, сотрудничающие с программой. Также предметные олимпиады в рамках конференции и стендовые защиты.
  • Инженерно-технические выставки на региональном и российскому ровне.
  • Международный летний молодежный научно-исследовательский фестиваль «Байкал» в городе Слюдянка, работа которого временно приостановлена.

Очень важный аспект деятельности программ – это издательство: за это время изданы в городе 14 сборников тезисов работ, сборник тем, методический сборник, спецвыпуски школьной газеты «Надежда», в области по итогам региональных конференций и симпозиумов также выходят сборники материалов. Возможность опубликовать свои материалы в печати существенный стимул для начинающих исследователей.

Что же еще привлекает ребят к этой увлекательной, но непростой работе?

  • Новизна, интересный объект или явление, или  событие.
  • Интересный путь к решению или объяснению, новый подход, новый взгляд.
  • Желание глубже изучить ту или иную тему.
  • Раннее самоопределение.
  • Возможность работы со специалистами в разных областях знаний.
  • Возможность работы в лабораториях вузов, на предприятиях, в учреждениях.
  • Увеличение шансов для поступления в вуз на льготных условиях.
  • Интерес педагога.

Кроме городской программы и программы «Шаг в будущее» ребята, занимающиеся НИД, могут параллельно принять участие в разных программах, таких как «Юность. Наука. Культура.» (г. Обнинск), «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки» (г. Иркутск. ИГУ), «Первые шаги» (г. Москва) и многих других.

Немного статистики о развитии и достижениях НИР в нашем городе.

Начиная с 1997 года, братчане начали принимать участие в региональных конференциях «Шаг в будущее», регулярно привозя высокие награды этого регионального форума.

С 1998 года в городе состоялось 17 городских научно-практических конференций, 14 городских семинаров для руководителей НИРС в школах города.

Следует также сказать, что за время существования этой программы к научно-исследовательской деятельности в той или иной степени было привлечено в среднем около 120 учащихся в год, таким образом, в целом можно говорить о примерно 2000 старшеклассников. Причем, все они обязательно принимали участие, как минимум, во внутришкольной конференции, а лучшие представляли свои труды во всероссийских конференциях. Эта  работа не состоялась бы без самоотверженного и бескорыстного труда научных руководителей – по большей части учителей школ, а также работников ВУЗов и других учреждений и организаций, здесь тоже немалая цифра около 250 человек, причем, около 100 педагогов стабильно из года в год руководят работой учащихся. Наиболее активно работают в этом направлении учителя гимназии№1, лицея№1, лицея №2, ЭБЦ, ДДЮТ, БГПК №1,школ №3, №9, №12, №13, №14, №16, №24, №29, №30, №32, №35, №36. Всего за этот период приняли участие в мероприятиях этих программ учащиеся почти всех учебных заведений города. Эти работы с каждым годом становятся все разнообразнее, сложнее, актуальнее, несомненно, демонстрируя рост не только детей, но и в первую очередь самих педагогов. При завершении работ учащихся важную роль играют рецензенты – узкие специалисты, оценивающие исследования, дающие неоценимые рекомендации для совершенствования качества работы и глубины раскрытия темы. На протяжении этого периода у нас сложился довольно стабильный и высокопрофессиональный коллектив рецензентов, около 60 человек, в основном, преподаватели БрГУ, БГУЭП, ведущие педагоги гимназии и других школ, которые чаще всего бескорыстно выполняют этот непростой труд.

Неоценима и деятельность экспертов, в составе предметных жюри оценивающих публичную защиту юных исследователей непосредственно в ходе конференций. Каждый год к этой работе с большим интересом  подключаются около 50 человек, тоже в основном, преподаватели БрГУ, БГУЭП, БФИГУ, специалисты ДО, МАУ ЦРО, педагоги гимназии, лицеев и других учебных заведений. Ясно, что и здесь тоже сложился определенный коллектив людей, активно сотрудничающих с программой, вносящих в нее коррективы и предложения для улучшения и развития.

Еще один немаловажный аспект – это организация и проведение непосредственно конференции, при самом активном участии старшеклассников. Все вышесказанное, говорит о том, что наработан большой опыт в организации этой деятельности, проведении конференций любого уровня. Этот потенциал следует использовать более эффективно и вузам нашего города, только совместная работа вузов и школ может поднять это направление на качественно новый уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ...

Реализация интеллектуального потенциала поколений региона через организацию научно – исследовательской деятельности.

Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую...

Работа с одаренными детьми через метод проекта на уроках и внеурочной деятельности по музыке

Работа с одаренными детьми через метод проекта на уроках и внеурочной деятельности по музыке...

Формирование метапредметных результатов через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся

Печатная публикация в издании Министерства образования и науки РБ, АОУ ДПО «БРИОП»   «Образование. Культура. Коммуникации», Улан-Удэ, 2014....

опыт работы по теме «Работа с одаренными детьми через развитие познавательных интересов к урокам русского языка и литературы»

Высокий познавательный интерес учащихся к изучению русского языка и литературы немыслим без организации внеурочной деятельности по предметам. В содержании образования произошел пере...

опыт работы по теме «Работа с одаренными детьми через развитие познавательных интересов к урокам русского языка и литературы»

Высокий познавательный интерес учащихся к изучению русского языка и литературы немыслим без организации внеурочной деятельности по предметам. В содержании образования произошел пере...