Формирование метапредметных результатов через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся
методическая разработка

Аюшинова Надежда Александровна

Печатная публикация в издании Министерства образования и науки РБ, АОУ ДПО «БРИОП»   «Образование. Культура. Коммуникации», Улан-Удэ, 2014.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_metapredmetnyh_rezultatov.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование метапредметных результатов  через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся

     В настоящее время государству и обществу нужен  человек обучаемый, способный самостоятельно учиться и переучиваться в течение всей  жизни, а не человек обученный,  т.е. квалифицированный исполнитель как было раньше. Поэтому для школы актуальной является проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Именно поэтому в новом федеральном государственном стандарте определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты, которые требуют изменения содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.      

     Метапредметные учебные действия - это умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей  познавательной деятельностью (решение лингвистической или литературоведческой учебной задачи, запоминание фактического материала, планирование совместно с другими учениками творческого или исследовательского проекта).

     Метапредметные результаты деятельности – универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные, регулятивные. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться: эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

     Таким образом, метапредметные результаты -  способы действия, направленные на решение познавательной задачи, обретённые в результате воздействия внешней информации и преобразования своего личного опыта, использованные при организации собственной деятельности.

    В достижении метапредметных результатов большую роль играет внеурочная деятельность потому, что ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов, способностей. Здесь больше свободы в выборе темы работы, нет ограничений по времени его выполнения. На сегодняшний день формированию метапредметных результатов  во внеурочной деятельности способствуют:

  • подготовка и участие в НПК, предметных конкурсах, олимпиадах и т.д.
  • подготовка и участие в предметных неделях, КТД и т.д.
  • клубы, студии, секции, самостоятельная научно-исследовательская и проектная деятельность, общественно-полезная, социальная практика, и т.п.),

      Хочу остановиться на  организации научно-исследовательской деятельности учащихся. Ежегодно учащимся предлагаю несколько тем для научно-исследовательской работы. Темы подбираю такие, чтобы соответствовали возрасту учащихся, вызывали интерес: «Этикетные слова», «Это коварное ударение», «СМС как речевой жанр», «История моей семьи» и т.д.

      При выборе темы исследования  обычно придерживаюсь следующих правил:

  • тема исследования должна быть интересна школьнику не только сегодня, но и в ближайшем будущем: он должен видеть возможность реализации полученных в ходе исследований знаний;
  • должна предполагать решение какой-либо актуальной проблемы, иметь научное или практическое применение;
  • конкретной: должен быть строго определен аспект анализа, предмет исследования и материал. В противном случае проект может получиться  поверхностным.

При работе над проектом учителем составляется примерный план работы.

Этапы работы

Сроки

Выбор и формулирование темы.

Подбор литературы  (не менее 5 - 8 источников).

Отбор и систематизация материала, составление плана.

Определение актуальности и значимости работы.  Выделение объекта и предмета исследования. Постановка цели и формулирование задач. Формулирование гипотезы исследования.

Определение методов исследовательской деятельности (анализ литературы по данной теме, наблюдение, анкетирование  и т.д.).

Работа над проектом (консультации учителя-куратора): обработка, анализ и систематизация материалов по теме исследования.

Оформление результатов исследования. Подготовка работы, сдача на проверку.

Подготовка к защите работы.

Защита (выступление)

 Вся работа должна удовлетворять  критериям научно-исследовательской деятельности:

  • актуальность выбранного исследования;
  • качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы;
  • умение использовать известные факты и знания сверх школьной программы;
  • владение автором специальным и научным аппаратом;
  • сформулированность и аргументированность собственного мнения;
  • практическая и теоретическая значимость исследования;
  • четкость выводов, обобщающих исследование;
  • грамотность оформления работы: она должна быть чётко структурирована и соответствовать предъявляемым требованиям.

     В процессе выполнения научно-исследовательской деятельности реализуются следующие метапредметные УУД:

  • Регулятивные:  Целеполагание своей деятельности (что знаю и что еще не знаю), планирование   работы, прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, контроль в форме сличения результата с заданным эталоном, коррекция, оценка, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Способность к волевому усилию.
  • Познавательные:  формулирование цели, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, умение сознательно и произвольно  строить речевое высказывание в устной и письменной форме,  смысловое чтение, извлечение информации из прослушанных текстов разных жанров, свободная ориентация и восприятие текстов различных стилей, умение адекватно, подробно, сжато, выборочно  передавать содержание текста, соблюдая нормы построения текста).
  • Коммуникативные:  умение выражать себя, правильно выражать свои мысли в речи, если работает в группе – слушать, вступать в диалог и понимать других, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.

     Хотелось бы отметить, что степень активности учеников и учителя при работе над исследовательским проектом на разных этапах деятельности разная. Конечно, ученики должны работать самостоятельно. Однако роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах разработки проекта. Помощь учителя обязательна на первом этапе при формулировании и обосновании актуальности выбранной темы. На последнем этапе (формулирование выводов и оценка полученных результатов) роль учителя тоже велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением. В ходе выполнения проекта моя роль состоит в организации самостоятельной познавательной,  творческо-практической деятельности учащихся.  

      Результатом своей деятельности считаю:

  1. Повышение положительной мотивации учащихся в изучении русского языка и литературы, развитие языковой  компетенции.
  2. Развитие лингвистической компетенции учащихся через расширение и углубление знаний по отдельным лингвистическим проблемам.
  3. Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе решения конкретных коммуникативных задач: читать и находить нужную литературу, создавать и редактировать текст, публично выступать и общаться на лингвистические темы.
  4. Формирование универсальных исследовательских умений у школьников, самопознание и развитие личности.

     Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как формирование  УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения  нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется в процессе  научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время. Научно-исследовательская деятельность  способствует развитию интеллектуального, творческого, волевого потенциала школьника, обогащает личность, развивает способность к рефлексии, создает условия для формирования научного мировоззрения и исследовательских навыков.

                 

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.- М.: Просвещение,2011.
  2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя.- М.:Просвещение, 2010.
  3. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество.-М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация научно- исследовательской деятельности школьников как способ формирования ключевых компетенций

Данная статья описывает один из вариантов организации научно- исследовательской деятельности школьников через элективный курс....

Из опыта работы «Организация научно-исследовательской работы с учащимися МБОУ «СОШ № 21»

Обобщение опыта работы с учащимися по научно-исследовательскому направлению....

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе

Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках  работы школьного научного общества учащихся....

Презентация семинара по теме:"Организация научно- исследовательской деятельности, опытно- экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС"

Презентация для выступления на семинаре "Учителя года -2015 ". по теме:"Организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условия...

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ...

Организация научно-исследовательской работы с учащимися

Современная школа и образовательные учреждения в настойчивом стремлении качественного изменения содержания и развития ищут новые пути в работе с учеником. Одним из таких плодотворных путей в работе со...