Статья "Работа с одаренными детьми через исследовательскую деятельность"
статья по истории

Гаврилова Екатерина Игоревна

статья "Работа с одаренными детьми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rabota_s_odarennymi_detmi_gavrilova.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Гаврилова Екатерина Игоревна, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Мыскаменская школа интернат», учитель истории и обществознания

Исследовательская деятельность как основа работы с одаренными детьми

Аннотация

Данная статья посвящена обобщению опыта работы с одаренными детьми с использованием исследовательской деятельности. Выявлены механизмы работы, особенности организации исследовательской деятельности, ее значимость и дальнейшие перспективы развития.

Ключевые слова: одаренные дети, исследовательская деятельность, НОУ «Поиск», научная работа, мотивация, алгоритм, краеведение, потенциал.

В каждой школе есть категория «одаренные дети». Очень часто возникают проблемы по организации работы с такими детьми. Какой метод работы выбрать, как выстроить эту работу, как сделать ее более эффективной. Одаренные дети обычно демонстрируют повышенные способности во всех областях знаний. Главная задача современного образования воспитать творческого, интеллектуального человека с высоким потенциалом. Основы для этого закладываются еще в школьном возрасте, а условия для этого создает школа-как главные социальный институт общества. Методов и приемов работы с одаренными детьми множество. Большую работу в данном направление преподаватели проводят в урочное время. Но наряду с этим, большие возможности для работы открывает внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность реализуется через множество направлений, одно из которых это исследовательская деятельность.  

На протяжении долгого времени в нашей школе ведется работа с одаренными детьми через исследовательскую деятельность.

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности [5, с.34].

Если проблемные, поисковые задачи у большинства школьников вызывают затруднения, то у одаренных детей растёт потребность в исследовательской деятельности.

Кроме того, ФГОС предусматривает обязательное вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность. На протяжении многих лет благодаря научному обществу учащихся «Поиск» в нашей школе созданы все условия реализации исследовательской деятельности среди школьников. Под моим руководством ежегодно школьники занимаются исследовательскими работами, принимают участие в районной научно-исследовательской конференции школьников.

Исследовательская деятельность позволяет не только углубить свои знания, но и научится применять их на практике, тем самым ликвидируя отрыв теоретического материала от практического его применения. Учащиеся выступаю в роли исследователя и «добытчика» знания, а не пассивного слушателя. Это не только позволяет развить пытливость ума, мотивировать школьника, но и   привить навыки самостоятельной работы, что также должно соответствовать ФГОС [2, с. 24-34].

Метод исследовательской деятельности отводит учителю роль организатора или тъютера. Творческий потенциал учащегося раскрывается именно при проведении самостоятельного исследования. Поэтому учитель лишь направляет учащегося. Все это создает предпосылки для развития научного образа мышления. Исследовательская деятельность не только способствует раскрытию потенциала ребенка, но и дает бесценный опыт публичных выступлений [6, с. 45].

Учащиеся в процессе работы над выбранной темой приобретают навыки научного исследования еще в школе. Они пробуют работать с разными видами литературы и источников, получают навыки анализа, развивают критическое мышление.

Любое исследование предполагает несколько этапов:

  1. Выявление актуальной проблемы
  2. Выбор темы исследования
  3. Определение цели и задач исследования
  4. Выдвижение гипотезы и составление плана исследования
  5. Проверка гипотезы
  6. Выводы и перспективы исследования по данной теме [4, c. 130-134]

При написании исследовательских работ с учащимися, учитель должен выработать некий механизм (алгоритм) работы, который поможет успешно подготовить полноценное исследование.

Для начала, тема должна увлекать ребенка, быть ему интересна.

Он должен видеть проблему, и способы ее решения, проблема должна быть понятной, узкой.

Исследователь (как и наставник), должен хорошо разбираться в материале, чувствовать себя «сильным» в этой области.

И надо не забывать о том, что тема должна быть актуальной, значимой для общества, страны или, например, посёлка в котором происходит исследование. И если учащийся найдет не стандартное решение проблемы, это сделает его исследование более привлекательным, добавит новизны. Организатор исследования (наставник) должен помнить о возрастных особенностях ребенка (не каждая тема соответствует возрасту исследователя).

И главное, исследователь еще на подготовительном этапе, должен понимать количество и качество материалов необходимых для исследования. Желание и возможности должны совпадать.

Самыми красочными и зрелищными остаются исследования в области естествознания. Возможность провести эксперимент или опыт всегда привлекало учащихся. Исследовательские работы гуманитарной направленности нацелены в основном на анализ источников и литературы. Здесь проведение эксперимента тоже возможно. Но надо заметить, что это будет скорее социальный эксперимент.  Предварительная работа над таким исследование требует очень тщательного и объемного анализа.

Темы для исследовательской деятельности обычно связаны с краеведением, т.е. то что близко исследователю, касается не посредственно родного края, села или города. Такие темы вызывают наибольший интерес. Однако, стоит заметить, что современные школьники все больше интересуются обществоведческими проблемами (проблема войны и мира, социальными проблемами, проблемами терроризма и т.п.). Очень часто увлеченность какой-нибудь узкой темой побуждает учащегося начать настоящее наукоемкое исследование [3, с. 130-134].

Итоги работы научного общества демонстрирует результативность участия школьников в районной научно-исследовательской конференции.

Таким образом, вовлечение одаренных детей в процесс исследовательской деятельности позволяет

  • Развить творческий потенциал школьников и направить результаты их деятельности на решение важных ученических задач.
  • Мотивировать учащихся заниматься научным творчеством.
  • Развивать возможности школьников, вовлекая школьников в всевозможные интеллектуальные конкурсы.

В перспективе планируется создать творческую группу учащихся, которая приняла бы на себя роль организаторов исследовательской деятельности среди одаренных детей младших школьников. Планируется вовлекать в исследовательскую деятельность школьников разного возраста, посредством элективных курсов, факультативных занятий.

Библиографический список

  1. Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности // VII юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2000. – С. 5.
  2. Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Журнал «Исследовательская работа школьников», №1, 2002. - С.24-34.
  3. Григорьян И.С. Исследовательская работа учащихся в лицее // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. –С. 14.
  4. Карпенко К.А., Королева Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности // Журнал «Исследовательская работа школьников». №1, 2002. -С.130-134.
  5. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. \\ Начальная школа. № 2.2007.- с.45.
  6. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М., 2001. – С.46-48.
  7. Фомина, Л. Ф. О некоторых тенденциях развития учебно- исследовательской деятельности школьников : [Электронный ресурс] / Л. Ф. Фомина. URL: http://researcher.ru/methodics/ development/a_x8h1t.html?xsl:print

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В методическом пособие рассматриваются формы и методы формирования исследовательских навыков обучающихся....

Развитие творческой одаренности через исследовательскую деятельность учащихся.

Данная статья содержит описание опыта работы автора как учителя биологии по решению проблемы развития детской одаренности через использование исследовательских технологий и кружковую работу, мат...

Работа с одаренными детьми через организацию научно-исследовательской деятельности школьников в г. Братске

Виды научно-исследовательской работы с учащимися, перспективы ее развития, формы представления, некоторые итоги работы....

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Развитие творческой одаренности учащихся через исследовательскую деятельность" (№ 9-10, 2015)

В статье рассматриваются вопросы развития творческой одаренности учащихся через исследовательскую деятельность. Авторы рассказывают об основной задаче педагогов школы научить школьников рационально ст...

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

В этом плане исследовательская и проектная деятельность учащихся, является особенно актуальной, а главное результативной. Конечно, это не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих ли...

Работа с одаренными детьми через метод проекта на уроках и внеурочной деятельности по музыке

Работа с одаренными детьми через метод проекта на уроках и внеурочной деятельности по музыке...

опыт работы по теме «Работа с одаренными детьми через развитие познавательных интересов к урокам русского языка и литературы»

Высокий познавательный интерес учащихся к изучению русского языка и литературы немыслим без организации внеурочной деятельности по предметам. В содержании образования произошел пере...