Главные вкладки

    РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
    статья на тему

    Леонтьева Марина Сергеевна

    В этом плане исследовательская и проектная деятельность учащихся, является особенно актуальной, а главное результативной. Конечно, это не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих личностных качеств, приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sistema1.docx61.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

    Леонтьева Марина Сергеевна, учитель биологии

    ГБОУ ООШ с. Хорошенькое

    E-mail: leontievams@yandex.ru

    Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь,

    открыватель мира. Так пусть перед ним откроется

    чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках.

            В.А.Сухомлинский

    Современный мир предъявляет высокие требования к личности. Это должен быть конкурентоспособный человек, другими словами, личность с богатыми внутренними ресурсами.

    В последние годы в нашем мире очень актуальным становиться изучение явления одаренности. В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

    •  интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
    • креативности;
    • настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

    В настоящее время проблема развития одаренных и талантливых детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов. Создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей, в состав которого входят представители 23 государств. 55 стран объединены во Всемирный совет по одаренным и талантливым детям. Основные задачи Совета – изучение одаренных и талантливых детей и создание специальных программ по их развитию.

    Понятие одарённости признается всеми как наличие потенциально высоких способностей у человека. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучаемости. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но в  то, же время одаренные дети могут быстро утратить интерес к ежедневным занятиям. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

    Задача школы – поддержать ребенка и развить его способности.

    Академик А.Н. Колмогоров сказал: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

    В этом плане исследовательская и проектная деятельность учащихся, является особенно актуальной, а главное результативной. Конечно, это не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих личностных качеств, приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности.

    В своей педагогической и воспитательной деятельности  работу с одарёнными детьми строю на основе дифференцированного подхода, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми состоит как из урочной, так и внеурочной деятельности.

     Опыт работы в этом направлении помог создать оптимизационную модель урочной и внеурочной деятельности работы с одаренными детьми.

    Развития одаренных детей через исследовательскую и проектную деятельность  можно условно разделить на  три этапа.

    Первый этап - приобретение личного опыта (наблюдения различных состояний окружающей среды; наблюдения за представителями животного и растительного мира; эстетического наслаждения красотой природы; творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней).

    Второй этап: от простого наблюдения - к наблюдению - анализу (почему хорошо и почему плохо); анализ  своих действий, поступков с действиями других людей; собственные открытия; поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к объектам природы;  участие в созидательной деятельности взрослых.

    Основной формой организации является проект. Тематика может быть самой различной «Письмо другу», «Секрет моего друга», «Лес благодарит и сердится», «Радости и огорчения от встречи с другом». Экскурсии, проведение опытов, наблюдения в природе за растениями, наблюдения за птицами на кормушке, наблюдения за развитием комнатных растений, фенологические наблюдения «Юный научный деятель», сбор гербария.

           Проект ориентирует на решение актуальных повседневных экологических проблем.  У учащихся появляется возможность проявить инициативу, творчество и фантазию, сделать выбор. Практическая деятельность обеспечивает развитие у школьников личной ответственности, навыков работы в команде, выполнения разных ролей и обязанностей, умения действовать в интересах коллектива.

    На третьем этапе, личный опыт пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира;  воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

    На этом этапе основными методами и формами работы становятся – проект, конференция, акции, исследовательская деятельность (расчистка родника и его охрана, уборка мусора на территории школы и расположенной около школы детской площадке, посадка зеленых насаждений на территории школы, разбивка цветочных клумб школы, создание  зеленых уголков в классе, изготовление кормушек и скворечников). Актуальной формой работы являются экскурсии на предприятия района. С целью знакомства с условиями труда людей и влиянием предприятия на окружающую среду, а также с мерами по уменьшению отрицательных воздействий промышленных отходов.

    Главным здесь является, чтобы исследовательская деятельность не исчерпывалась наличием факта поисковой активности, а предполагала:

    - умение видеть проблемы;

    - умение выдвигать гипотезы;

    - умение наблюдать;

    - умение проводить эксперименты;

    - делать умозаключения;

    - структурировать материал;

    - готовить тексты собственных докладов;

    - объяснять, доказывать, защищать свои идеи. 

    Темы проектов, продолжительны по времени, требуют знаний из разных областей науки. Итогом выполнения работы становится защита на уроке, конференции. 

    В рамках этого направления рассматриваются различные экологические проблемы: загрязнение воздуха, загрязнение воды, загрязнение почвы, проблема утилизации бытового мусора, сокращение видового разнообразия птиц, проблемы видео экологии, проблемы состояния биоты, энергосбережения. Приложение[1] 1.

    Организация такой модели в рамках урочной и внеурочной работы позволяет обеспечить развитие у школьников критического системного мышления, формирование исследовательских навыков, умения ставить и решать проблемы, работать с информацией.

    Среди обучающихся всегда есть те, которые имеют особую склонность к

    исследовательской деятельности (ярко выраженную или скрытую). Главное, вовремя распознать эту склонность и помочь ребенку эффективно ее реализовать.

    В своей работе использую методы: создание проблемной ситуации; прогнозирования деятельности, эмоционально-личностного стимулирования.

    Пример прогнозирования деятельности: Холод полезен для долголетия. Чем ниже температура, тем медленнее идут все биологические процессы.  По утверждению некоторых исследователей, снижение температуры тела всего лишь на 2 градуса позволит жить до 200 лет,  а снижение на 4 градуса даст просто фантастический результат - 700 лет жизни! При этом работоспособность, ощущение и прочие радости останутся прежними. Что нужно сделать, чтобы понизить температуру тела, и таким образом увеличить продолжительность жизни человека?

    Пример создания проблемной ситуации: противоречивые факты – объясните результаты опыта. В 1630 году Ван-Гельмонт  посадил в горшок ветку ивы. Через 5 лет ива выросла и стала весить 65 кг, а вес почвы уменьшился на 50 граммов. За счет чего выросла ива?

    Анализ решения задач такого плана способствует осмыслению информации как личностно – значимой, способствует развитию умений по оценке деятельности человека по отношению к природе.

         Для выполнения исследовательских работ на уроке уже много лет использую инструктивную карту,  где представлена поэтапная деятельность не только педагога, но и учащегося. Приложение 2. 

    Инструктивная карта помогает при организации научно-исследовательской работы школьника, вызвав у него постоянный интерес к взятой теме.

    Успешная реализация возможностей экологического  образования учащихся может быть достигнута при осуществлении всех форм обучения: урочная и внеурочная работа; решение биологических задач с экологическим содержанием; исследовательская работа учащихся по разным предметам, включающая в себя элементы экологии. Эти формы работы активизируют познавательную деятельность учащихся, воспитывают бережное отношение к природе.

    Считаю, что предложенный педагогический опыт дает хороший импульс развитию природного дара моих подопечных. Подтверждением тому являются достижения обучающихся в учебной, творческой и научно-исследовательской деятельности и достижения моих выпускников на профессиональном олимпе.

    Список литературы

    1. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.

    2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций, М., 1960.

    3. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

    4. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. М., Вербум-М, 2001.

    5. Инновационное обучение: стратегия и практика // Материалы Первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования. Сочи, 3-10 октября 1993г. /под редакцией В. Я. Ляудис. М., 1994.

    6. Кашлева Н. В. Школьная проектная лаборатория. Волгоград: Учитель, 2009.

    7. Куракина Н. Л. Психологические аспекты проектной деятельности. Волгоград: Учитель, 2010.


    Приложение 1

    Исследование «Легкие нашего села»

    Методика проведения исследования

    Для оценки запыленности воздуха используются самые разные методы. Предлагаем один довольно простой, не требующий дополнительных материальных затрат, но в то же время достаточно эффективный – счетный метод определения количества твердых частиц в воздухе с помощью липких ловушек.

    Прежде всего, необходимо определить, в каких точках учета будет проводиться эксперимент. Эти точки обязательно должны отличаться друг от друга  (например, первая точка – у оживленной автомобильной трассы, вторая – у жилого дома, третья – вдали от автомобильных дорог).

    Твердые частицы хорошо улавливаются липкой поверхностью; а если она будет прозрачной, то при подсчете частиц можно использовать увеличительное стекло.

    Липкие ловушки представляют собой прямоугольники из плотной бумаги или картона размером 10 х 10 см, в центре которых – вырез (2 х 2 см) с прозрачной липкой лентой (в качестве липкой ленты можно использовать скотч).

    После изготовления ловушек следует прикрепить их в точках учета к деревьям, столбам или к любым другим объектам на одинаковой высоте (около 1,5 м) липкой стороной наружу. Остается надеяться, что в течение эксперимента (24 часа) не будет дождя, иначе придется все повторить.

    Через 24 часа нужно собрать все ловушки и с помощью увеличительного стекла подсчитать количество твердых частиц на каждой из них. Достоверными результаты считаются при условии повторения эксперимента не менее трех раз.

    Затем  необходимо определить количество твердых частиц на 1 см2  (Р, шт/см2) по формуле:

    Р = Р1 /S1, где Р1 – количество твердых частиц на образце,       S1 – площадь липкой поверхности.

    Кроме этого, можно сравнить полученные результаты и по другим параметрам (например, по размеру частиц).

    Остается проанализировать результаты, полученные во всех точках учета, и сделать окончательные выводы.

    Приложение 2

    Инструктивная карта

     «Органы пищеварения в ротовой полости» к уроку биологии в 8 классе.

    1. Выполните задание №1.

    Тест « Пищеварительная система». Слайд №1.

    1. Выполните задание №2.

    «Выберите».  Слайд №2

    1. Выполните задание №3.

    Работа  bio_2007_135_k.oms . Задание №1.

    1. Выполните задание №4.

    Программа биология. Работа № 1.1.. Задание № 9

    1. Работа bio_2007_133_i.oms , работа № 2,3,4,4.
    2. Выполните задание №5.

    Работа   bio_2007_133_k   задание  №3


    Приложение 3.

    Результативность работы учителя по развитию одаренных детей через исследовательскую и проектную деятельность.

    Год

    Название мероприятия с указанием статуса

    (международный, всероссийский, региональный, городской и пр.)

    Количество (фамилия, имя) обучающихся, принявших участие

    Результат

    участия

    (количество лауреатов, победителей и др.)

    2007-2008

    Окружной тур областной предметной олимпиады школьников по экологии

    Наушеев Назар

    Диплом

    II место

     Российский заочный конкурс «Познание и творчество»

    (второй тур)

    Старостин Александр

    Лауреат

     Российский заочный конкурс «Познание и творчество»

    (третий тур)

    Старостин Александр

    Лауреат

    Школьный тур предметной олимпиады школьников по биологии

    10

    Наушеев Назар (I место)

    Краснова Анна (II место)

    Дельнова Оксана (I место)

    2008-2009

    Всероссийский открытый заочный интеллектуально- творческий конкурс «Познание и творчество»

    Гулевский Николай

    Диплом

    II

    место

     Всероссийский открытый заочный интеллектуально- творческий конкурс «Познание и творчество»

    Старостин Александр

    Диплом

    III

    место

    Всероссийский открытый заочный интеллектуально- творческий конкурс «Познание и творчество»

    Старостин Александр

    Диплом

    III

    место

    Всероссийский открытый заочный интеллектуально- творческий конкурс «Познание и творчество»

    Иванов Антон

    Лауреат

    Областной конкурс «Зеленая планета -2010»

    (региональный этап Всероссийского детского экологического конкурса  «Зеленая планета -2010)

    Номинация «Конкурс исследовательских работ «Природа бесценный дар - один на всех»

    Паничкин Андрей

    Диплом

    I

    Место

    Областной конкурс «Зеленая планета -2010»

    (региональный этап Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета -2010)

    Номинация исследовательских работ «Природа бесценный дар- один на всех» и практических проектов «Эксперимент в космосе»

    Паничкин Андрей

    Министерство образования и науки Самарской области

    Диплом

    I

    Место

    Школьный тур предметной олимпиады школьников по биологии

    10

    Дельнова Оксана (I место)

    Понявина Таня (II место)

    Юричев Вадим (III место)

    2009-2010

    Всероссийский открытый заочный интеллектуально- творческий конкурс «Познание и творчество»

    Гулевский Николай

    Победитель

    Диплом

    I

    Место

    Всероссийский открытый заочный интеллектуально- творческий конкурс «Познание и творчество»

    Сыркина Екатерина

    Диплом

    II

    Место

     Всероссийский открытый заочный интеллектуально- творческий конкурс «Познание и творчество»

    Сыркин Иван

    Лауреат

    Всероссийский открытый заочный интеллектуально- творческий конкурс «Познание и творчество»

    Иванов Антон

    Лауреат

     Всероссийский открытый заочный интеллектуально- творческий конкурс «Познание и творчество»

    Смольникова Ольга

    Лауреат

    Окружная научно-практическая конференция учащихся

    Меркулов Сергей

    Диплом

    II

    Место

    Окружная научно-практическая конференция учащихся

    Паничкин Андрей

    Диплом

    I

    Место

    Окружной конкурс творческих работ «Наркотики – путь в никуда»

    Мергалиев Ерлан

    Лукманова Майра

    Агаева Марха

    Победитель

    Лауреат конкурса

    Лауреат конкурса

    II Всероссийский конкурс «Молодежные инициативы во благо социально- экономического развития Российской Федерации»

    Номинация «Экология»

    Паничкин Андрей

    Сертификат участника

    Школьный тур предметной олимпиады школьников по биологии

    10

    Меркулов Сергей  (I место)

    Лукманова Майра  (II место)

    Мергалиев Ерлан (III место)

    2010-2011

    Всероссийский открытый заочный интеллектуально- творческий конкурс «Познание и творчество»

    Старостин Александр

    Диплом

    II

    Место

    Окружной этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии

    Старостин Александр

    Грамота

    I

    Место

    Научно-практическая конференция

    Окружной этап

    Старостин Александр

    Диплом

    I

    Место

    Научно-практическая конференция

    Окружной этап

    Гулевский Николай

    Диплом

    I

    Место

    Школьный тур предметной олимпиады школьников по биологии

    10

    Лукманова Майра  (I место)

    Старостин Александр (I место)

    2011-2012

    Окружной этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии

    Гулевский Николай

    Грамота

    III

    Место

    Окружной этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии

    Перухин Алексей

    Грамота

    III

    Место

    Школьный тур предметной олимпиады школьников по биологии

    12

    Старостин Александр  (I место)

    Перухин Алексей  (I место)

    Гулевский Николай (II место)


    [1]  Приложение 1. Примеры экологических исследований.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    В методическом пособие рассматриваются формы и методы формирования исследовательских навыков обучающихся....

    Поддержка и развитие одаренных детей через организацию каникулярной профильной школы «Прорыв»

    Сегодня перед школой стоят новые задачи - не только дать ученику определённую сумму знаний, а затем оценить, насколько хорошо и умело он распоряжается этими знаниями, но и научить его самостоятельно б...

    РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    В данной работе представлен опыт работы по использованию технологий проектной деятельности на уроках английского языка в средней и старшей школе и развитие через них способностей учащихся...

    «Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся на уровне основного общего образования через исследовательскую и проектную деятельность»

    Приоритетным направлением, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, фо...

    Педагогический проект "Выявление и развитие одаренных детей, через вовлечение в изучение культурных традиций, ремесел родного края, используя проектную деятельность".

    В проекте дано описание применения проектной деятельности учащихся при изучении традиционных народных промыслов Тамбовского края, как одного из эффективных методов обучения и развития творческой и исс...

    Презентация "Формирование ключевых компетенций у учащихся через исследовательскую и проектную деятельность"

    Формирование ключевых компетенций у учащихся через исследовательскую и проектную работу является приоритетным направлением в профессиональной деятельности учителя.Успех ученика в исследовании или прое...