Мы россияне.
методическая разработка (11 класс) на тему

Программа " Мы россияне" участвовала в республиканском конкурсе и получила диплом 2 степени

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vn_meropriyatie_my_rossiyane.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Внеклассное мероприятие

Тема:                      Мы россияне.        Я          Родина,  

                                                                               семья,

                                                                               язык.

 Слайд №1. Тема мероприятия.                                

    Учитель:

-Здравствуйте, ребята!

Музыкальным эпиграфом к нашему мероприятию будет песня. Выбрана она не случайно. В ней поется о людях России. А мы с вами уже несколько лет реализуем программу «Мы россияне».

Вы прослушайте и скажите, о чем эта песня и почему я выбрала ее в качестве эпиграфа.

Звучит песня «С любовью к России» в исполнении учащихся.

 Слайд № 2. Картины о России.

Ответы учащихся:

Эта песня о любви к России. А любим ее мы - россияне. Так звучит темы мероприятия

Учитель:

- Программа «Мы россияне» участвовала в республиканском конкурсе и получила диплом 2 степени. Ежегодно в рамках этой программы мы проводим исследования, «Форум талантов», вернисаж «Нам есть чем гордиться». А начать наше внеклассное мероприятие предлагаю с интересного упражнения. Называется оно «Салфетка». Что же таит в себе эта «салфетка»?

Упражнение салфетка.

На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните ее пополам любым способом, оторвите с любого края уголок. Сверните ее еще раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.

Вряд ли найдется пара салфеток, на которых повторяется рисунок.

Учитель:

- Как вы думаете, почему мы получили такой результат?

Ответы учащихся:

Каждый человек уникален. Он обладает только ему присущими качествами. Мы такие разные. Но, несмотря на это, многое нас объединяет.

Учитель:

- Как вы считаете, что может способствовать объединению людей?

Учащиеся:

Учеба в классном коллективе

Профессия

Семья

Событие

Учитель:

- Ребята, готовясь к сегодняшней встрече, мы с вами участвовали в анкетировании. Первый вопрос анкеты звучал так: «Напишите, какое событие особенно запомнилось вам. Вспомнить надо было события трех лет: 2007-го, 2008-го, 2009-го годов.

Предоставим слово комиссии, которая проанализировала анкетные данные.

Ученик:

Отвечая на первый вопрос анкеты, большинство из нас указали события, связанные с семьей: совместные поездки, переезд или покупка новой квартиры, свадьбы родственников, рождение братьев и сестер, племянников. Есть и грустные события. Это потеря домашнего любимца. Некоторым из нас запомнились личные победы в соревнованиях, конкурсах.

И только один человек вспомнил событие общественного характера – победу «Ак барса».

Учитель:

- Ребята, это говорит о том, что вы очень дорожите теми событиями, которые происходят в вашей семье.

Ученик:

Это подтверждается и  четвертым пунктом анкеты, когда на первое место большинство участников анкетирования ставят семью, здоровье, друзей.

Учитель:

- И не случайно один из проектов нашей общегимназической программы – «Семья» - одна из общечеловеческих ценностей.

А сейчас я предлагаю вам посмотреть несколько фрагментов из одной очень известной русской народной сказки.

Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос:

«Какое отношение имеет сказка к тому, о чем мы говорим?».

Фрагмент из сказки «Марья-искусница».

Учитель:

- Возвращаемся к вопросу: «Какое отношение имеет сказка к тому, о чем мы говорим?».

Ученик:

Нужна память, чтобы мы хранили события

Если память сотрется, не будет ни событий, ни близких людей, которых мы любим, которыми мы восхищаемся.

Мать, потерявшая память, не узнает своего сына

Память возвращается к матери, когда ее самому дорогому человеку – сыну грозит опасность.

Вернувшаяся память дает силу, способную уничтожить опасность.

Учитель:

- Ребята, а как вы считаете, что такое память?

Ответы учащихся:

Это жизнь, то без чего не может быть жизни

Учитель:

- Я уже сказала о том, что мы проводим исследования. Сегодня у нас презентация исследовательской работы по проблеме «Концепт слова «память».

Слово Миляуше.

Слушайте внимательно и подготовьте ответы на вопросы, записанные на листочках.

  1. Какова основная мысль данной работы? (Память)
  2. Оцените преподнесенные материалы. (Интересно)
  3. Какие уроки вы для себя извлекли? (Память важна)

Миляуша. Презентация. Концепт слова «память»

1. Цель: определить концепт слова «память»

2. Задачи:

1).Изучить лексическое значение слова «память»

2). Определить этимологию слова «память»

3). Рассмотреть использование слова «память» в культуре русского народа (пословицы, легенды, стихотворения, песни).

3. Гипотеза: слово «память» имеет большое значение для русской культуры, несет в себе в    основном значимые положительные ассоциации

  1. Лексическое значение слова память
  1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта.

      Например, эмоциональная память (память чувств), образная память (память образов)

  1. То же, что воспоминание о ком-нибудь, о чем-нибудь

Например, хранить память о событии, хранить память о героях войны, посвятить книгу памяти учителя.

  1. Этимология:

             Произошло от слов: мысль, суждение, мнение, мышление, разум

  1. Однокоренные слова:

Памятка, памятник, воспоминание, …

Важность памяти подтверждают литературные произведения. Не случайно много стихотворений, посвященных памяти, памятникам.

7.Память в стихотворениях:

А.С. Пушкин    «Памятник»

Г.Р. Державин   «Памятник»

Н. Гумилев «Память»…

8.     Память в пословицах:

«У кого память крепкая, для того разлуки нет»

«Доброму- добрая память»

«Худому делу – худая слава, доброму делу – добрая память»

Мы помним многих, кто сделал добрые дела:

 Кирилл и Мефодий – создатели кириллицы

        Иван Федоров  – первый русский книгопечатник и многие другие

Очень важно остаться в доброй памяти. К сожалению, в памяти может остаться и плохое.

С легендой о Герострате познакомит Валерия.

Валерия:

Некто Герострат желал быть значимым, мечтая о славе, которую никто не сможет забыть. Он сжег храм Артемиды в городе Эфесе – одно из 7 чудес света, святилище, которое было создано греками. Герострат достоин забвения, но история не дает нам запамятовать его деяние.

Выражение «геростратова слава» означает позорная слава.

  1. Память во фразеологизмах

Врезаться в память – хорошо запомниться

Свежо в памяти - еще хорошо помнится

Это на его памяти – о чем-нибудь отдаленном: он это помнит, был свидетелем происходящего.

Прийти на память – вспомниться

Короткая память у кого-нибудь (неодобр.) – быстро забывает, обычно о том, кто не хочет помнить, вспоминать что-нибудь.

По старой памяти (разг.) – в силу прежней дружбы, старого знакомства.

  1. Память в сказках:

«Марья-искуссница»

  1. Память в легендах:

Легенда о памяти в романе Чингиза Айтматова «И дольше века длится день»

С легендой познакомит Валерия.

Валерия:

Это легенда о памяти, о матери, тщетно пытающейся вернуть память своему сыну и гибнущей от его руки.

У кочевников жуань-жуанов был обычай – отнимать у пленника его «живую память». Пленным обривали головы, надевали кусок шкуры верблюда, бросали под палящее солнце без воды и пищи. От дикой боли, жажды и голода пленный терял память и превращался в раба, который повиновался хозяину. Их называли манкуртами. Манкурт не знал, кто он, откуда он родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери – не осознавал себя человеком. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. Для себя, кроме еды и обносков, чтобы не замерзнуть в степи, он ничего не требовал. Мать нашла своего сына, попыталась вернуть его домой, вызволив из рабства, из тьмы беспамятства. Ей это не удалось. Она гибнет от рук манкурта, не помнящего матери.

Мать превращается в белую птицу, которая летает над землей и кричит:«Помни, чей ты сын!»

  1. Память в песнях:

1)  «Березовый сок» Музыка В Баснера. Слова М Матусовского:

«…Заветную память храня обо всем,

Мы помним холмы и проселки родные…

  1. Песня из т/ф «Семнадцать мгновений весны. Музыка М. Таривердиева. Слова Р. Рождественского:

Где – далеко, очень далеко

Сейчас, как в детстве, тепло,

Хоть память укрыта

Такими большими снегами.

3). «Карелия». Музыка А.Колкера.

«В разных краях

Оставляем мы сердца частицу,

В памяти бережно, бережно, бережно встречи храня…»

4)Романс «Я встретил Вас…»

Слова А.С. Пушкина:

«Я вспомнил время, время золотое,

И сердцу стало так тепло.

… Тут не одно воспоминанье –

Тут жизнь заговорила вновь…»

5)Романс «Утро туманное» на стихи И.С. Тургенева:

«… Нехотя вспомнишь и время былое….

… Многое вспомнишь родное, далекое…»

6)   «Белый танец» Музыка Д. Тухманова

«… Может быть, этот вальс

Нам предстоит запомнить на век»

7)«За того парня». Музыка М. Фрадкина. Слова Р. Рождественского.

«… Что-то с памятью моей стало,

Все, что было не со мной, помню.»

8)«Мелодия». Музыка А. Пахмутовой. Слова Н. Добронравова:

«… Дни, что нами пройдены,

Помнят свет нежности твоей.»

Миляуша:

Презентацию мне хотелось бы завершить словами Николая Гумилева:

«Память, ты рукою великанши

Жизнь ведешь, как под уздцы коня…»

Учитель:

- Вы прослушали работу.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы, которые лежат перед вами:

  1. Какова основная мысль данной работы? (Память)
  2. Оцените преподнесенные материалы. (Интересно)
  3. Какие уроки вы для себя извлекли? (Память важна)

Учитель:

Девочки представили этап работы. Исследование продолжается. Надеемся видеть данную работу на защите.

Память важна. Мы должны помнить о главных событиях в стране, о людях, близких нам. Память это та ценность, которая способствует объединению людей. Память и любовь всегда рядом. Послушайте песню «Пока я помню, я живу…» , музыка Арно Бабаджаняна, слова Роберта Рождественского,  в исполнении Муслима Магамаева

Звучит песня музыка Арно Бабаджаняна, слова Роберта Рождественского,  в исполнении Муслима Магамаева

Слайд «Кто я?»

Учитель:

- Вернемся к анализу анкеты. Эта часть называлась «Погружение в мир своего я»

Слово аналитической комиссии.

Ученик:

Мы все отвечали на вопрос «Кто я?» «Какой я?». 50% участников ответили, что являются личностью, человеком, один написал, что является гражданином. Не забыли о таких качествах, как справедливый, честный, общительный. Но были и те, у кого строчки остались незаполненными.

Учитель:

- Давайте вспомним еще об одной ценности, способной объединять людей, милосердие.

Могли бы вы заполнить строку в анкете словом «милосердный»?

Что такое милосердие по-вашему? (забота, внимание…)

Как  вы считаете, милосердие – это слово активного современного словаря или устаревшее?

Ответы учащихся.

Сейчас все чаще заменяют это слово словами: забота, внимание, помощь

Учитель:

Над исследованием слова милосердие начала работать Маша. Слово тебе, Маша.

Маша. Презентация. «Концепт слова «милосердие».

1. Лексическое значение слова  милосердие

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия

Например,  проявить милосердие, взывать к чьему-нибудь милосердию

2. Однокоренные слова.

1) милосердный, милосердый – проявляющий, милосердие, вызванный милосердием.

Например, милосердный человек.

2) Милостивый (устар.) – проявляющий, выражающий милость

Например, милостивый взгляд

3) милостыня – то, что подается нищему, подаяние

Например, подать милостыню

4) Милость – доброе, человеколюбивое отношение

Например, оказать милость

3.Примеры милосердия

- Сестра милосердия – женщина, ухаживающая за больными, ранеными.

- Фонд «Анжелы Вавиловой»

Девочка Анжела Вавилова была больна лейкемией (заболевание крови). Многие казанцы оказывали помощь ей, но ее не удалось спасти. Отец девочки открыл фонд, который призван оказывать помощь детям, больным лейкемией.

- «Хрустальные сестры» живут в нашем городе. Так они называются из-за заболевания костей. Сегодня за ними некому ухаживать, они остались одни. Казанцы откликнулись и оказывают материальную помощь им. Хотя в жизни бывают случаи, когда люди из корыстных целей оформляют опекунство за больными, немощными людьми. Хотелось бы, чтобы такие решения человек принимал только из милосердия.

Учитель:

-Исследовательская работа Маши находится на начальном этапе, и она обязательно продолжит ее. Маша убедила нас в том, что милосердие не может устареть.

- Ребята, мы с вами говорили о памяти, милосердии.

А сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение татарского поэта Ильдара Юзеева «Чуток ли твой сон?»

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «К чему призывает поэт?»

Какие качества  необходимы человеку, по мнению автора?

Ответы учеников:

В данном стихотворении, как и в сказке «Марья-искуссница», мать очнулась от беспамятства, другая проснулась, потому что они ответственны за своих детей, должны заботиться о них.

В стихотворении автор призывает человека заботиться о земле, о Родине, о ее судьбе, как мать заботится о своем ребенке.

«Вручил всего себя он                     (шар земной-младенец)

Как матери, тебе,

Заботиться обязан

Ты о его судьбе.

… Чтоб не разбился насмерть

Ребенок – шар земной»

Учитель:

Итак, мы говорим о Родине, о памяти, о знании языка, о важности семьи и семейных отношений и погружались в мир своего я. Мир состоит из личностей. Если эти личности достойны, интересны, то они составляют портрет страны. И тогда каждый из вас сможет с гордостью сказать: «Я личность, человек, а все вместе мы россияне. И от нас зависит будущее России, именно мы несем ответственность за свою Родину.

Какой след мы оставим после себя?

Стихотворение Леонида Мартынова «След» прочитает Дима.

Алеша. «След».

А ты, входя в дома любые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи, какой ты след оставишь?

След, чтобы вытерли пакет

И посмотрели косо вслед,

Или незримый прочный след

В чужой душе на много лет…

Учитель:

- Этим вопросом мы завершаем сегодняшнюю встречу

А ты, какой ты след оставишь в чужой душе на много лет?

                     Мы россияне.        Я          Родина,  

                                                                     семья,

 Слайд №1.                                                 язык.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа деятельности Детского Общественного Объединения "Россияне" МОУ СОШ № 1 г.Называевска Омской области "Я - гражданин России"

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данная программа основана на коллективной творческой деятельности и направлена на развитие творческого потенциала подростков, построена на принципах разумности, разно...

Презентация ДОО "Россияне"

самопрезентация ДОО "Россияне"...

Визитка ДО "Россияне"

Визитная карточка детского объединения "Россияне" (выступление на слёте детских объединений)...

Программа и Устав ДО Россияне

Программа и Устав ДО Россияне (включая подпрограмму для начального звена "Росинки")...

Образовательная программа "Мы - россияне"

Образовательная программа расчитана на учащихся 1 -7-х классов. Подробный курс, практически применяемый, опробированный в нашей школе....

Мы - россияне и горды этим

Архив содержит разработку классного часа в виде круглого стола, викторину по теме: "Откуда пошла есть земля русская" - презентация и методическое обеспечение презентации. Может быть использована в ста...

Тест "Повседневный быт россиян в XVIII веке" 7 класс

Тест  к уроку истории "Повседневный быт россиянв XVIII веке" 7 класс...