Программа внеурочной деятельности "Основы духовной нравственности народов России" 5 класс
рабочая программа (5 класс) по теме

Танска Надежда Владимировна

Программа внеурочной деятельности "Основы духовной нравственности народов России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rossiya_5_a.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА № 13

ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СОГЛАСОВАНА

методическим объединением

протокол от «   » _________ 2017 №

Руководитель МО _________

ПРИНЯТА

Решением педагогического Совета

ГБОУ школы № 13

Приморского района Санкт-Петербурга

протокол от 08.06.2017  года № 10

Председатель Совета ____А.Ю. Казакова

УТВЕРЖДЕНА

приказом от 08.06.2017 года № 141-д

И.о.директора_________А.Ю. Казакова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 в рамках внеурочной деятельности

«Моя Россия - моя культура»

 на 2017 - 2018  учебный год

(РП №                    )

Ступень образования  - основное общее

Направление внеурочной деятельности– духовно-нравственное

Форма обучения  -  очная

Класс/обучающийся: 5-а

Программа обучения: Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (в соответствии с ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ) (вариант 5.5.)

Учитель: Попова Надежда Владимировна

                                 

     

                                                                                           

Санкт-Петербург

                                                                    2017 год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с федеральными и региональными нормативными документами:

Законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании»;

  • Законом Санкт-Петербурга от 13.07.2015 №435-86 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Об образовании в Санкт-Петербурге»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее ФГОС основного общего образования);
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 14.03.2017 г. № 838-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017/2018 учебном году»;
  • Распоряжением Комитета по образованию от 20.03.2017 г. № 931-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2017/2018 учебный год»;
  • Инструктивно-методическим письмом Комитета по Образованию от 24.03.2017 №03-28-1493/17-0-0 «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2017/2018 учебный год»;
  • Инструктивно-методическим письмом Комитета по Образованию от 28.04.2017 №03-28-2317/17-0-0 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, на 2017/2018 учебный год»;
  • Письмом Комитета по Образованию от 10.06.2016 №03-20-2137/16-0-0 о направлении методических рекомендаций «Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий и внеурочной деятельности в образовательных учреждениях (классах), реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Письмом Комитета по образованию от 04.05.2016 № 03-20-1587/16-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, для использования в работе».
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Приказом от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;
  • Приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;
  • Приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами
    СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189);
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81 «О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»
  • Адаптированной основной общеобразовательной программой Образовательной организации, скорректированной на основе ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию от 8 апреля 2015 № 1/15, с изменениями ФГОС от 31.12.2015 №1576, №1577;

Рабочая программа разработана в соответствии с локальными актами Образовательного учреждения:

  • Учебным планом Образовательного учреждения на 2017-2018 учебный год, утвержденного приказом от 08.06.2017 №141-д;
  • Положением о рабочей программе, утвержденным приказом от 14.06.2016 №180-д;
  • Адаптированной основной общеобразовательной программой Образовательного учреждения на 2017-2018 учебный год.

   Планируемых результатов обучения по основной общеобразовательной программе основного общего образования для детей с  тяжелыми нарушениями речи.

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, содержание обучения (основные элементы содержания, требования к уровню подготовки обучающихся, тематическое распределение часов), описание минимальной материально-технической базы, список рекомендуемой учебно-методической литературы, поурочно-тематическое планирование с определением основных видов учебный действий обучающихся.

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Моя Россия- моя культура» в рамках программы  «Основы духовно-нравственной культуры народов России» составлена на основе примерной программы основного общего образования внеурочной деятельности под ред  Н. Ф Виноградовой, В.И Власенко, А.В Поляков, 2013 год

Особенности класса, в котором реализована данная программа (краткая характеристика класса):

Обучающиеся класса – дети в возрасте 12-13 лет с речевыми нарушениями.

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении,    принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. . Процесс обучения в рамках внеурочной деятельности 

носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

 Цель программы: воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного  гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации

Задачи программы:

  - развитие представлений школьников о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

  - формирование у  школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

– развитие диалога культур, воспитание толерантных чувств, уважительного

отношения к людям, исповедующим разные религии или не исповедующим никакой;

 – воспитание интереса к религиозной культуре, осознание места и роли

религий в развитии культуры общества и конкретного человека;

- воспитание способности к восприятию накопленной разными народами

духовно-нравственной культуры;

-  осознание того, что человеческое общество и

конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному;

- формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности

зародились, сохраняются и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, религиозные верования, а также в процессе общенациональных и межнациональных отношений;

-осознание того, что современная духовно-нравственная культура является

наследием деятельности многих поколений наших предков и имеет свои истоки в эпосе,  фольклоре, общенародных праздниках и религиозных обрядах;

.

Планируемые результаты изучения программы:

В результате освоения программы « Основы духовно-нравственной культуры народов России» формируются следующие умения и навыки, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Предметные результаты освоения программы:

- овладение целостными  представлениями  о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и  вероисповеданию;

-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в  духовное величие российской культуры внесли традиционные религии и культурные особенности  разных народов;

-  умение различать    народы,  описывать памятники  культуры и культурные традиции,  используя основные и дополнительные источники информации;

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о

российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России;

-  использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей

деятельности;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование

умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Метапредметные результаты освоения программы:

Регулятивные учебные умения:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные учебные умения:

- умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;

- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные учебные умения:

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- умение координировать свои усилия с усилиями других;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- оговариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные результаты:

- формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;

- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Формы организации деятельности обучающихся:

  • групповая, парная, индивидуальная деятельность;
  • проектная  деятельность.

Используемые образовательные технологии обучения:

Технология проблемного диалога;

Технология продуктивного чтения

Технология оценивания образовательных достижений;

Здоровьесберегающие технологии;

Игровые технологии;

Информационно-компьютерные технологии;

Технологии проектной деятельности;

Технологии дифференцированного и индивидуального подхода;

Технология обучения в сотрудничестве;

Технология развития критического мышления.

Формы контроля освоения программы в рамках внеурочной деятельности:

 сообщение, доклад, творческое задание, выступление, представление проекта.

 

Место программы в учебном плане

Программа рассчитана на 34 часа. Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует требованиям основной образовательной программы начального общего образования. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные для изучения федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Содержание программы

Реализация рабочей программы осуществляется в 5 классе.  Учебный материал

В ходе реализации программы изучается тематическими разделами. Изучение каждого

раздела осуществляется посредством применения  различных методик, обеспечивающих достижения требуемого результата, на изучение каждого раздела отводится определённое количество часов.

Наименование раздела

Количество часов на изучение раздела

Содержание по изучению раздела

1

Россия - наша Родина

 5 ч

Россия – наша Родина. Природные и географические особенности России. Форма правления. Органы власти. Форма территориального устройства. Административное деление РФ. Государственная символика  РФ.  Русский язык – государственный язык РФ. Москва – столица России.  РФ – многонациональное и многоконфессиональное государство. Крупные города.

Символы  России. Неофициальные символы России:  Красная Площадь, Кремль,  лапти,  самовар,  балалайка, береза, матрешка и другие.

Достопримечательности России. Московский Кремль. Красная Площадь. Храм Христа Спасителя.  Храм Василия Блаженного. Зимний дворец. Медный всадник. Вотчина Деда Мороза.  Мамаев курган. Родина-мать. Большой  и Малый театры и другие.

Семь чудес России. Озеро Байкал. Долина гейзеров. Столбы выветривания. Гора Эльбрус.  Мамаев курган и Родина – Мать. Собор Василия Блаженного. Дворцовый ансамбль в Петергофе.

Города воинской славы России. Москва. Орел. Сталинград. Санкт-Петербург. Белгород. Курск. Владикавказ. Малгобек. Великие Луки. Ржев. Ельня. Елец. Воронеж. Луга. Полярный. Ростов-на-Дону. Туапсе. Великие Луки. Великий Новгород. Дмитров. Вязьма. Кронштадт. Наро-Фоминск. Псков. Козельск. Архангельск. Волоколамск. Брянск. Нальчик. Выборг. Калач-на-Дону.  Владивосток. Тихвин. Тверь. Анапа. Колпино. Старый Оскол. Ковров. Ломоносов. Таганрог. Петропавловск-Камчатский. Малоярославец. Можайск. Хабаровск.

2

Россия  многонациональная держава.

12 ч

Россия – многонациональная держава. Народы, проживающие на территории РФ, их права. Особенности многонационального государства.  Особенности национальной политики РФ.

Как все начиналось. Древняя Русь.Восточно-славянские племена.  Их образ жизни, занятия. Формирование русской нации, ее отличительные особенности.

Как все начиналось. Народы Севера.  Народы, населяющие Север России. Их занятия, образ жизни, обычаи, нравы.

Путешествие в Карелию и республику Коми. Карелия: достопримечательности, культура, традиции. Республика Коми: достопримечательности, культура, традиции.

Как всё начиналось. Народы Поволжья и Приуралья. Народы, населяющие Поволжье и Приуралье. Их  занятия, образ жизни,  обычаи, нравы.

Путешествие в Татарию и Калмыкию.  Республика Татарстан: достопримечательности, культура, традиции. Республика Калмыкия: достопримечательности, культура, традиции.

Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа. Вхождение народов Северного Кавказа в состав России. Народы, населяющие Северный Кавказ. Их образ жизни, занятия, культура, нравы и обычаи.

Путешествие в Карачаево-Черкессию и Северную Осетию. Карачаево-Черкессия:  достопримечательности, культура, традиции. Северная Осетия: достопримечательности, культура, традиции.

Как всё начиналось. Народы Сибири и Дальнего Востока.Освоение и колонизация Сибири и Дальнего Востока. Народы, населяющие  Север, Сибирь и Дальний Восток. Их образ жизни, занятия, культура, нравы и обычаи.

Путешествие в  Бурятию и Якутию. Бурятия: достопримечательности, культура, традиции. Якутия: достопримечательности, культура, традиции.

Путешествие в Биробиджан. История евреев в России, их культура и традиции.

Величие многонациональной российской культуры. Диалог культур. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представители разных национальностей (К. Брюллов, И. Левитан, К. Станиславский, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Д. Лихачев и др.).  Многонациональная культура  укрепляла дружбу    и добрососедство народов. Уважительное отношение к представителям других  культур. Взаимодействие культур.  Взаимное обогащение культур.

3

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

9 ч

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Представления о добре и зле. Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие поступки.  Мораль. Нравственность.  «Золотое правило нравственности». Долг и совесть. Моральный долг. Чувство вины, чувство стыда. Честь и достоинство.    Справедливость и милосердие. Ценные качества человеческой души.Cмысл жизни.

Образцы нравственности в культуре Отечества. Герои русских былин. Князья – защитники Русской земли.  

Что значит «быть нравственным» в наше время? Образованность человека, его интересы,увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека.  Нравственные качества человека.

Воспитание толерантности. Уважительные  отношения с представителями других национальностей и  религий.

«Береги землю родимую, как мать любимую».Защита Родины.  Герои национального эпоса разных народов (Илья Муромец, Боотур, Урал-батыр и др.). Военная служба. Воинский долг.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.Представления о патриотизме в фольклоре разных народов.  Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.)

Жизнь ратными подвигами полна. Понятие «подвиг». Примеры  из истории Отечества.

Семья – хранитель духовных ценностей.Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов.

Бережное отношение к природе.Необходимость бережного отношения к природе. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России и Орловской области. Животные, птицы, растения, занесенные в Красную Книгу.

4

Труд, быт и творчество народов России

8 часов

В труде – красота человека. Люди труда. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).

Что нам стоит дом построить. Особенности строительства жилищ у разных народов. Зависимость внешнеговида и внутреннего убранства жилища от климатических и географических особенностей

жизни народа. Жилища народов Севера, центральной части и юга России.

Приглашаем к праздничному столу. Кухня народов России. Застольные традиции.

Заглянем в бабушкин сундук. Национальные костюмы народов России.

Народные промыслы. Хохломская роспись. Палехская миниатюра. Городецкая роспись. Гжель. Вологодское кружево. Коргопольская игрушка. Матрешка. Павлопосадские платки и другие.

Народное творчество: танцы, былины, стихи, песни. Фольклор народов России.

Защита проектов. Защита проектов учащимися.

Итоговое занятие. Подведение итогов.

Итого : 34 часа


Календарно-тематическое планирование


№  

Тема занятия

Виды деятельности  

Ожидаемый результат

Форма представления результата

План

факт

Россия - наша Родина- 5 часов

1

Россия - наша Родина

Работа с географической картой, работа с иллюстративным материалом, беседа, просмотр презентации

Предметные:

находить объекты в соответствии с

учебной задачей;

 умение    описывать памятники  культуры,  используя основные и дополнительные источники информации,

знать символы России: официальные и неофициальные, приводить примеры

Личностные:

воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

Метапредметные:

готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные  взгляды и оценки, вести конструктивный диалог, работать в коллективе;

Опрос

01.09

2

Символы России

Беседа, работа с иллюстративным материалом, просмотр презентации групповая мини-исследовательская работа  «Неофициальные символы России»

Презентация результатов исследования

08.09

3

Достопримечательности

России

Работа с географической картой, работа с иллюстративным материалом просмотр презентации, беседа

Опрос

15.09

4

Семь чудес России.

Игра,

беседа, работа с географической картой, толковым словарем, просмотр презентации

Задания :  «Шифровка», « У каждого чуда свое место», «Найди на карте», «Толковый словарь», «Пойми по описанию»

22.09

5

Города воинской славы России

Работа с географической картой, работа с иллюстративным материалом, просмотр презентации беседа

Опрос

29.09

Россия – многонациональная держава- 12 часов

6

Россия – многонациональная держава

Работа в парах, беседа, работа с географической картой, игра, анализ документа и текста гимна, просмотр презентации

Предметные:  знать понятие «многокофессиональное государство» и основные признаки государства и страны, показывать на карте некоторые субьекты  РФ

 умение различать    народы,  описывать памятники  культуры и культурные традиции,  используя основные и дополнительные

источники информации;

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о

российской многонациональной культуре,

 уметь объяснять значение понятия «многонациональная культура», «духовно-нравственная культура»;

расширить знания о известных деятелях науки и культуры.

Метапредметные:  способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;

- развивать речь, культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам;

Личностные:  формирование основ российской гражданской идентичности, понимания

особой роли многонациональной России в современном мире

воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям, бережное отношение к своей  родной культуре.

Заполнение таблицы на основе просмотренной презентации, игра «Верю - не верю»

06.10

7

Как все начиналось. Древняя Русь

Беседа, анализ документа, просмотр презентации

Опрос

13.10

8

Как всё начиналось. Народы Севера

Беседа, работа с иллюстративным материалом, просмотр презентации, работа с картой

Заполнение кроссворда

20.10

9

Путешествие в Карелию и Республику Коми

Беседа, работа с иллюстративным материалом, просмотр презентации, групповая работа, работа с картой.

Групповое задание: составить  план экскурсионного маршрута по Карелии или Коми

27.10

10

Как всё начиналось. Народы Поволжья и Приуралья

Просмотр презентации, работа с иллюстративным материалом, работа с картой.

Опрос

10.11

11

Путешествие в Татарию и Калмыкию

Просмотр презентации, работа с иллюстративным материалом, работа с картой.

Опрос

17.11

12

Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа

Сообщения детей, просмотр презентации, работа с иллюстративным материалом, работа с картой, обсуждение проблемных вопросов: «Как мы понимаем чеченскую поговорку «Гость в доме – три дня гость, а на четвертый – младший брат». «Как мы понимаем выражение «Лета (годы) ставятся у горцев в общежитии выше звания»?

Опрос

24.11

13

Путешествие в Карачаево-Черкессию и Северную Осетию

Просмотр презентации, работа с иллюстративным материалом, работа с картой, групповая работа, работа с текстом.

Работа в группе: «Составление экскурсионного маршрута: Карачаево-Черкессия и Северная Осетия »

01.12

14

Как всё начиналось. Народы Сибири и Дальнего Востока

Просмотр презентации, работа с иллюстративным материалом, работа с картой

Заполнение кроссворда

08.12

15

Путешествие в Бурятию и  Якутию

Просмотр презентации, работа с иллюстративным материалом, работа с картой, сообщения детей.

Игра «Верю- не верю»

15.12

16

Путешествие в Биробиджан

Просмотр презентации, работа с иллюстративным материалом, работа с картой, работа в парах: обсуждение вопроса: «Почему на гербе Еврейской автономной области изображен тигр?»,  описательный рассказ по картине «Два еврея»: особенности национального еврейского мужского костюма.

Опрос

22.12

17

Величие многонациональной российской культуры. Диалог культур

Беседа по иллюстративному материалу « Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?»

Просмотр и обсуждение видеофильма об Андрее Рублеве 

Опрос

12.01.2018

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества- 9ч

18

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

Работа в  группах, беседа, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации. 

Предметные :  овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества.

Уметь обьяснять  значение  понятия «многонациональная культура», «духовно-нравственная культура»

Расширить знания о известных деятелей науки и культуры

Приводить примеры беззаветного служения Родине-России

Различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от них

 Оценивать поступки реальных лиц, высказывания известных личностей.

- Оценивать поступки героев, их поведение с точки

зрения нравственных ценностей

Личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Метапредметные: развивать речь, культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам

 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Опрос

19.01

19

Образцы нравственности в культуре Отечества

Работа в парах: «Кто для тебя образец нравственности?» (карточки со словами), работа в группах (карточки с предложениями и словами), беседа

Опрос

26.01

20

Что значит «быть нравственным» в наше время?

Коллективная работа с текстом «Когда возникла мораль», после чего составляется  простой план текста и выполняется  задание: объясните, как вы понимаете выражение, что нравственность зародилась тогда, когда люди начали ограничивать себя и жертвовать собственными интересами ради других.

Работа в малых группах : заполнение таблицы,  инсценирование сценки: конфликтная ситуация из жизни сверстника

Дидактическая игра «По одному предложению». Учащиеся должны раскрыть содержание рассмотренных вопросов урока, отвечая одним предложением.

Учащиеся составляют словесный портрет нравственного человека, используя материал, рассмотренный на уроке.

02.02

21

Воспитание толерантности

Работа в группах, игра, беседа

Групповые карточки – задания

Индивидуальные тесты: «Насколько ты толерантен?»

09.02

22

«Береги землю родимую, как мать любимую»

Сравнение пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах, чтение текстов о героях лен области, беседа по прочитанному, просмотр презентации, работа с иллюстрациями: «Похожи ли эпические герои разных народов? Какие качества их обьединяют?»

Опрос

16.02

23

Любовь и уважение к Отечеству.

Беседа, прослушивание песни «С чего начинается Родина?» и обсуждение , работа с толковым словарем, загадки о Родине, работа в группах по заданиям

Опрос

23.02

24

Жизнь ратными подвигами полна

Беседа, работа с иллюстрацией: описание героя картины, словесный потрет Дмитрия Донского, групповая работа: чтение и оценка информации из текстов об участии народов России в Отечественной войне 1812 года, в Великой Отечественной войне 1941-45 гг

Сообщения учащихся

02.03

25

Семья – хранитель духовных ценностей

Беседа,  сообщения учащихся «Семейные праздники, просмотр презентации

Опрос

09.03

26

Бережное отношение к природе

Беседа, работа в группах: анализ информации представленной в текстах, просмотр и оценка видеофильма «Заповедники России», работа с иллюстративным материалом, работа в группах: обсуждение проблемных вопросов

Сообщения учащихся: «Актуальные экологические проблемы современности»

16.03

Труд, быт и творчество народов России- 8 ч 

27

В труде – красота человека. Люди труда

Работа с индивидуальными карточками: объясни значение пословицы (поговорки), работа в парах: чтение и работа с текстом татарской сказки «Звездочка Зухра», индивидуальное задание: чтение и анализ текста «Микула Селянинович», беседа,  анализ  и оценка ситуаций из жизни сверстников

Предметные:  

Анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, литературных и религиозных текстах;

Рассказывать на основе источников информации об обычаях и традициях народов России

Готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России

Характеризовать духовно-нравственные черты народов России основываясь на фольклоре

Сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и свое отношение к литературным героям, реальным событиям и людям.

Личностные:

Стремление учувствовать в коллективной работе

-  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Метапредметные:

- умение проводить поиск  информации в научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать  её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы

Опрос

23.03

28

Что нам стоит дом построить

Беседа, чтение и обсуждение текста «Что нам стоит дом построить…»,  работа с иллюстрациями, работа с картиной  И Левитана «Сакля в Алупке», беседа: «О чем может рассказать картина художника»

06.04

29

Приглашаем к праздничному столу

Беседа по тексту, обсуждение вопроса: « Каковы  традиции русской крестьянской кухни?», работа в парах: «перевод» на современный язык свадебного меню Алексея Михайловича, работа с иллюстрациями, просмотр презентации

Игра: «Вставь пропущенные слова»

13.04

30

Заглянем в бабушкин сундук

Просмотр презентации, работа с иллюстрациями, беседа

Сообщения учащихся

20.04

31

Народные промыслы

Просмотр презентации, работа с иллюстрациями, беседа

Сообщения учащихся

27.04

32

Народное творчество: танцы, былины, стихи, песни

Просмотр презентации, работа с иллюстрациями, блиц-турнир по сказкам, составление кластера «Свойства фольклора»

Заполнение таблицы на основе просмотренной презентации.

04.05

33

Защита проектов-презентаций

Просмотр презентаций учащихся по заранее данным темам, их анализ

Презентации проектов учащихся

11.05

34

Итоговое занятие

Работа в группах, игра, беседа, работа с иллюстрациями

Задания: «Найди лишнее», «Объясни термин», «Опиши иллюстрацию», «Закончи предложение» и д.р

18.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – гражданин » для учащихся 6-7 классов

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – гражданин » для учащихся 6-7 классов...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления для учащихся 5-6 классов

Программа внеурочной деятельности "Фольклорные посиделки" для учащихся 5-6 классов совмещает в себе изучение русского фольклора и декоративно-прикладного творчества....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Нравственные основы семейной жизни"

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Нравственные основы семейной жизни" для 10-11 классов. Срок реализации- 2 года. Программа рассчита на 2 часа в не...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Ключик" для 1 класса

Программа «Ключик» духовно-нравственного направления по изучению и сохранению традиций русского народного детского фольклора, для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Все начинается с детства» для обучающихся 0 - 2 классов с ТНМР (вариант II).

Цель программы: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развития и социализации каждого обучающегося, создание воспитывающей среды, обеспечива...