Внеурочное занятие "Семь чудес России"
план-конспект занятия (5 класс) по теме

Танска Надежда Владимировна

Тема: «Семь чудес России» в рамках   программы

внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursy_2.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

по курсу «Культурные практики во внеурочной деятельности»

Тема: «Семь чудес России» в рамках   программы

внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

   

                                                                                               Выполнила:

                                                               Учитель истории ГБОУ школы №13             Приморского района Санкт-Петербурга

Попова Надежда Владимировна

Санкт-Петербург

2016

  1. Раздел I. Актуальность

          ГБОУ школа № 13 является коррекционной, организующей свою деятельность по общеобразовательной программе,  адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа «Основы духовно-нравственной культуры России» создана для детей 5-6 класса, имеющими задержку психического развития. В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении,    принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.  Процесс обучения в рамках внеурочной деятельности 

носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Цель программы: воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного  гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации

Задачи программы:

  - развитие представлений школьников о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

  - формирование у  школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

– развитие диалога культур, воспитание толерантных чувств, уважительного

отношения к людям, исповедующим разные религии или не исповедующим никакой;

 – воспитание интереса к религиозной культуре, осознание места и роли

религий в развитии культуры общества и конкретного человека;

- воспитание способности к восприятию накопленной разными народами

духовно-нравственной культуры;

-  осознание того, что человеческое общество и

конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному;

- формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности

зародились, сохраняются и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, религиозные верования, а также в процессе общенациональных и межнациональных отношений;

-осознание того, что современная духовно-нравственная культура является

наследием деятельности многих поколений наших предков и имеет свои истоки в эпосе,  фольклоре, общенародных праздниках и религиозных обрядах;

  Роль и место культурных практики в программе внеурочной деятельности:

 основной культурной практикой  в программе является  образовательное путешествие и медиапрактика. Медиапрактика заключается в том, что в течении курса дети выбирают одну из предложенных тем учителем и самостоятельно создают по ней  мультимедийную презентацию, которую защищают в конце учебного года.

  1. Раздел II. Разработка культурных практик

             Внеурочное занятие по теме:   "Семь чудес России"

Идеей данного занятия  является ознакомление учащихся с многообразием прекрасных природных и архитектурных  памятников России. В ходе ознакомления группа детей выбирает понравившийся им объект, что является началом реализации их  исследовательской деятельности. В течении года дети будут изучать выбранную тему, подбирать необходимый материал и презентовать ее на одном из занятий. В процессе подготовки дети также  должны подготовить экскурсионный  маршрут  по области, краю  или республике где находится выбранное «чудо России».  Каждая группа учащихся вырезает (рисует)  область России, над которой  она работает, потом на данную область наклеивают фотографии культурных объектов, присущих этой области и входящих в экскурсионный маршрут.  

Главная  цель этого проекта:  показать многообразие  культурных памятников России, воспитать патриотические чувства к Родине.

 

Задачи:

   1.  Познакомить учащихся  с семью чудесами России;  сформировать интерес  к данной теме

   2.  Развивать  познавательную  активность; готовность к исследовательской работе.

   3.   Воспитывать патриотические чувства к своей Родине; чувство товарищества и взаимопомощи.            

Учебный материал:   физическая и  административная  карта  России;  ключ  шифрограммы;   таблица  «У каждого  чуда своё место»; карточки  с описанием  чудес России; толковый словарь,   энциклопедия, географический справочник.

Ход  занятия.

  1. Организационный момент.

 Учитель: Сегодня на нашем занятии я хотела бы поговорить с вами о чудесах. С чем ассоциируется у вас это слово? О каких чудесах мы с вами уже говорили? Сколько чудес на свете?  Где и кто впервые описал семь чудес света?  Назовите их.

 Дети:  Семь чудес света описал в своей книге «История» древнегреческий учёный Геродот: пирамиду Хеопса (Египет, 3 век до нашей эры); висячие сады Семирамиды (Вавилон, 4 век до нашей эры); статую Зевса в Олимпии (Греция, 4 век до нашей эры); храм Артемиды в Эфесе (Греция, 4 век до нашей эры); Галикарнасский мавзолей  (Кария, 4век до нашей эры);  маяк на острове Фарос (Александрия, Египет, 3 век до нашей эры);  колосс Родосский (остров Родос, 3 век до нашей эры).

Учитель: Верно. А как вы думаете, появились ли с тех времён новые чудеса?  (Ответы детей)

Время и история не стоят на месте.  Природа и люди создали новые уникальные памятники - новые чудеса. Летом 2007 года в Европе были подведены итоги конкурса «Семь новых чудес света».  К великому сожалению, среди победителей не было ни одной достопримечательности из России, хотя в нашей стране немало мест, которые можно было бы с гордостью показать всему миру. Именно поэтому газета «Известия», телеканал «Россия» и радиостанция «Маяк» решили провести свой конкурс   - «Семь чудес России»

       Целью данного конкурса   стала задача возрождения чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечения внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины. Каждая республика, каждая область, каждый субъект Федерации выдвигал на конкурс свои «чудеса».

         Из-за большого количества достопримечательностей конкурс проходил в три тура. На первом туре ( с октября 2007 года по февраль 2008 года) было отобрано 49 «чудес» от 7 федеральных округов России. На втором туре ( с февраля по май 2008 года ) – только 14 «чудес». В июне 2008 года подводились итоги.  Выборы семи чудес России проходили через  СМС и интернет – голосование. В них приняли участие  около 26 миллионов человек. 12 июня, в День России, на Красной площади в Москве были объявлены победители конкурса. Ими стали…

А впрочем, это  вы сегодня и должны узнать…

  2. Практическая часть.

   « Шифровка».

Учитель: С помощью ключа расшифруйте названия семи чудес России.

 На доске.  

 

 1)      16, 9, 6, 18, 16                 2, 1, 11, 12, 1, 13             (Озеро Байкал).

2)      4, 16, 18, 1             31, 13, 30, 2, 18, 21,19     (Гора Эльбрус).

3)       17, 6, 20, 6, 18, 4,16, 22             (Петергоф.)

4)       5, 16,13, 10, 15, 1       4, 6, 11, 9, 6, 18, 16, 3    (Долина гейзеров.)

5)      19, 20, 16, 13, 2, 29        3, 29, 3, 6, 20, 18, 10, 3, 1, 15, 10, 33.                                                                                                                                                  (Столбы выветривания.)

6)      23, 18, 1, 14       3, 1, 19, 10, 13, 10, 33     2, 13, 1, 8, 6, 15, 15, 16, 4, 16                                                                (Храм Василия Блаженного)

7)       14, 1, 14, 1, 6, 3      12, 21, 18, 4, 1, 15       10    18, 16, 5, 10, 15,1       14, 1, 20, 30                           (Мамаев курган и Родина – мать.)

Учитель: Кто – то чуть быстрее, кто – то чуть медленнее, но вы справились с этим непростым заданием и абсолютно правильно назвали победителей.

 Ими стали:    *

    озеро Байкал

    гора Эльбрус

    Петергоф

    Долина гейзеров

    столбы выветривания

    храм Василия Блаженного

    Мамаев курган  и  Родина- мать        

     О некоторых из них мы уже говорили на уроках и внеклассных мероприятиях. Возможно, кто – то был на экскурсиях в этих местах, кто – то читал о них в книгах или смотрел фильмы. Все эти знания вам сейчас понадобятся при выполнении задания.

  «У каждого чуда своё место».    

Учитель: Как я уже говорила, каждое чудо России выдвигалось на конкурс каким – то субъектом РФ:  областью, республикой, краем или автономным округом. Основываясь на своих знаниях, а возможно, и на догадках, вам сейчас предстоит соединить стрелками чудо России с его местонахождением.

Гора Эльбрус           *               * Волгоград

Долина гейзеров    *              * Иркутская область, Бурятия

Мамаев курган       *               * Кабардино-Балкария,  

 И Родина - мать     *               Карачаево - Черкессия.

Озеро Байкал          *              *  Камчатка      

Петергоф                  *               * Коми

столбы выветривания *        * Москва

храм Василия Блаженного *     * Санкт – Петербург

 

  Учитель:  Итак, проверим правильность ваших ответов:

*гора Эльбрус   (Кабардино-Балкария, Карачаево- Черкессия);

*Долина гейзеров    (Камчатка);

* Мамаев курган и Родина – мать    (Волгоград);

*озеро Байкал                      ( Иркутская область );

*Петергоф                        (Санкт – Петербург);

*столбы выветривания                       (Коми);

*храм Василия Блаженного              (Москва).  

Учитель:  Молодцы!    Пусть вы и допустили некоторые ошибки, но потрудились на славу. А теперь само собой напрашивается и новое задание.

   « Найти на карте».

Учитель: На физической карте  РФ найдите местонахождение  этих чудес. Если будут затруднения, вы можете использовать также   административную карту  России.  Затем желающие покажут их на большой карте на доске.

Дети работают с картой.  (На парте и  затем на доске).                                                                      

 Учитель: Задание выполнено! Чтобы двигаться дальше, нам необходимо дать объяснения некоторым понятиям.  

     «Толковый словарь».

Учитель: Самостоятельно с помощью толкового словаря, географического справочника или энциклопедии объясните, что обозначают слова     долина,    озеро,    гейзер,    курган,    гора, памятник,   храм.

 (Чтобы работа шла быстрее, дети могут разделиться на группы.)

Долина - удлинённая впадина вдоль речного русла или среди гор.

Озеро - замкнутый в берегах большой естественный пресный или солёный водоём.

Гейзер - источник, время от времени выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара высотой от 20 м и более.

Курган - древний могильный холм, а также вообще небольшая возвышенность.

Гора - значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью.

Памятник - скульптура или архитектурное сооружение в память  кого- либо или чего- либо. Кроме того, выделяют памятники природы  - природные объекты, охраняемые государством.

Храм - здание для богослужения, церковь.  

Учитель: Умницы! Быстро и точно справились с заданием. Вижу, что вы имеете навыки работы со справочной литературой, и чувство товарищества и взаимопомощи.

- А теперь само интересное, на мой взгляд, задание.

    «Отгадай по описанию».

Учитель:  На этих карточках даны описания семи чудес России. Внимательно выслушайте их до конца и определите, о каком чуде ведётся рассказ:

1.  Это чудо России до революции служило императорской резиденцией. В 1918 году было превращено в музей. В настоящее время это дворцово – парковый ансамбль с красивейшими фонтанами на южном берегу Финского залива в 29 км  от города Санкт – Петербурга.  (Петергоф).

2.  Это самый глубоководный пресноводный колодец на планете Земля. Коренные жители считают его священным, и многие относятся к нему не как к объекту природы, а как к живому, разумному и мудрому существу. С ним связано много легенд и поверий. Возраст этого уникального чуда чистой воды – несколько миллионов лет. (Озеро Байкал.)

3.  Это широко известный памятник русской архитектуры. Он был построен в 16 веке по приказу  Ивана Грозного  в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Его настоящее название – Собор Покрова на Рву. Расположено это чудо России в столице нашей Родины -городе Москве на Красной площади.  (Храм Василия Блаженного.)

4. Народы, живущие за сотни  км от этого чуда России, очарованы его красотой, мощью и величием. Возможно, именно поэтому они дали ему столь разнообразные названия на своих языках:  Ялбуз  ( переводится с грузинского как «Грива снега»),  Джин- падишах (в переводе с тюркского  «Царь горных духов»),  Эгиз Тау  (« близнецы»). Всё это сказано о двухвершинном конусе потухшего вулкана, являющегося высочайшей вершиной России и Европы. (Гора Эльбрус.)

5.  Это чудо России расположено в центре города , когда – то именовавшегося Сталинградом. Его высота 102 м. Это наивысшая точка, с которой город виден как на ладони. Чтобы достичь его вершины, нужно пройти 200 гранитных ступеней. В центре холма -скульптура – многометровая фигура женщины, стремительно шагнувшей вперёд с поднятым мечом, призывая к борьбе.  ( Мамаев курган и Родина – мать.)

 6.  Это уникальный геологический памятник, который находится довольно далеко от обитаемых мест – на горе Мань – пупу – нёр. Часто это чудо России называют «мансийскими  болванами». Всего «болванов» семь. Их высота от 30 до 42 м. Они имеют причудливые очертания, напоминающие то фигуру огромного человека, то голову лошади или барана. С ними связаны многочисленные легенды. (Столбы выветривания.)

7.  За тридевять земель, за высокими горами, у океана – моря  синего расположилось это чудо России. Оно является частью Кроноцкого государственного биоферного заповедника, весьма  популярного среди туристов. Это сказочный мир, где большое количество грязевых котлов, в которых струится кипяток, клубится пар, стоит непрерывный грохот, шум, фырканье. (Долина гейзеров.)

Учитель:  Вот мы и почти у финиша. Мне кажется, что вы с лёгкостью справитесь с последним заданием.

  «Фотоэтюды»    

Учитель: Перед вами галерея, состоящая из 14  фотоэтюдов  победителей конкурса «Семь чудес России». За 2 минуты я прошу разделить их на группы и дать объяснение сделанному выбору.

Дети  называют группы и объясняют, как они разделили.

-  Рада, что это задание не составило для вас большого труда.

4. Подведение итогов.

А кто-нибудь   из вас бывал в этих местах?   Где?   Что вам больше всего понравилось и запомнилось?  (Ответы детей).

 -Что нового сегодня узнали на занятии?   С чем познакомились?

5.  Рефлексия.

- Кому из вас сегодня было интересно?  А хотелось ли узнать больше?

-Ребята, у меня к вам есть предложение. Сегодня мы лишь поверхностно познакомились с чудесами России. Чтобы узнать о них больше, я вам предлагаю сделать тему «Семь чудес  России» нашим проектом.

- Над ним мы будем работать весь год. С помощью родителей и учителей, книг и Интернета вам предстоит собрать статистические данные, легенды, исторические материалы, песни, стихи, фотографии, картины  художников  по выбранному вами  «чуду России. Совсем  необязательно, чтобы это был один из победителей конкурса. Вы можете выбрать любой культурный  памятник, который вы считаете, мог  бы быть одним из «семи чудес России» Помимо  этого  вам нужно  представить себя экскурсоводами и составить экскурсионный маршрут  по краю, где находится этот объект, который вы также презентуете во время своего выступления.

- Молодцы ребята!    Все работали активно.  Спасибо за работу.

Результат апробации культурной практики:

Дети с интересом погрузились в изучаемую  тему, но главные результаты

 их деятельности будут видны в ходе  исследования выбранного ими объекта.

  1. Раздел III. Выводы

 Культурные практики нужны для становления универсальных культурных умений ребенка. Они обеспечивают его активную и продуктивную познавательную деятельность. На основе культурных практик ребенка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, а также черты характера и стиль поведения. В рамках культурных практик развивается доминирующая культурная идея ребенка, часто перерастающая в дело всей его последующей жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра Семь чудес России

Презентацию можно использовать как дополнительный материал во время проведения в школе недели истории и обществознания....

Классный час на тему: "Семь чудес России"

Конспект классного часа для учащихся 5 - 7 классов. Интересный для детей материал о природных и архитектурных богатствах России. Можно использовать на уроках географии....

Своя игра "Чудеса России"

Познавательная викторина...

Семь чудес России

Презентация "Семь чудес России"...

7 чудес России!

7 чудес России!Источник: Приложение к журналу «География» № 16/2011, ИД «Первое сентября»...

Чудеса России

12 чудес РоссииИсточник: Приложение к журналу «География» № 16/2011, ИД «Первое сентября». Работу выполнила Монакова Елена, ученица 8б класса БОУ города Омска"СОШ № 107"...

Семь чудес света. Семь чудес России.

Методическая разработка урока истории в 5 классе....