Мастер-класс «Творчества светлый мир». О творческих способностях одарённых детей
консультация (9 класс)

       Задача учителя - увидеть творческий потенциал ребёнка, помочь раскрыть его способности и талант, а это значит научить школьника правильно пользоваться своим даром, значит стать успешным.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_tvorchestva_svetlyy_mir.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Творчества светлый мир». О творческих способностях одарённых детей.

I. Приветственное слово к участникам мастер-класса.

    Слово учителя.

           Современным  детям  на уроке требуется  «дыхание»,  что-то новое,  нестандартное  и  интересное. Необходимость работать  на  успешный результат заставляет развивать  творческие  способности школьника.  Тема нашей встречи «Творчества светлый мир».

       Творчество  человека  давно  уже  стало  объектом  многих  исследований,  однако  пути  его  познания  столь  же  бесконечны,  сколь  и  само  творчество.  Чтобы сделать  еще  один  шаг  в  этом  направлении, перенесёмся во времени назад.

Много  лет  назад  босоногий  мальчик  сидел  на  стене  в  Риме  и  смотрел  вниз,  на человека,  который  высекал  что-то  резцом  из  глыбы  мрамора.   «Эй,  сеньор, — крикнул  мальчишка  этому  человеку. — Зачем  вы  стучите  по  этому  камню?» Микеланджело  взглянул  вверх  и  крикнул  в  ответ:  «Потому  что  там  внутри  ангел,  и он  хочет  выбраться  наружу».

        Какой  блестящий  пример  необычного  восприятия  процесса  творчества!   Мы  часто думаем  о  творчестве  как  об  осознанном  выражении  идей.  Микеланджело  же относился  к  созданию  скульптуры  иначе.  Он  хотел  освободить  ангела,  который заключен  в  глыбе  камня  и  не  выберется  на  свободу,  пока  процесс  создания скульптуры  не  будет  завершен.  

       Задача учителя - увидеть творческий потенциал ребёнка, помочь раскрыть его способности и талант, а это значит научить школьника правильно пользоваться своим даром, значит стать успешным.  

       Цель учителя: формировать  веру обучаемого  в  осуществимость  задач  обучения.                                                                    Для этого необходимо постоянное  положительное  эмоциональное  подкрепление  чувств за  счет  эстетических  и комфортных  условий,  внушение  мысли  об  огромных  возможностях  интеллекта обучаемых,  демонстрация  продвижения  вперед  в  изучении  дисциплины.        

II. Работа по теме.      

       Каждый  ребенок  имеет  свое  индивидуальное  сочетание  особенностей  нервной системы,  которые  и  определяют  успешность  или  неуспешность  данной  системы обучения.  

       Заговори,  чтобы  я  тебя  увидел!-  сказал Сократ. Чтобы увидеть дар ребёнка, раскрыть его способности, я учу детей мечтать и воображать.                                                                            

       Вот  что  сказано  в  словаре  Даля  по  поводу  воображения:

«ВООБРАЖАТЬ,  вообразить   что…  давать  вид,  образ,  вселять  в  видимый  образ, олицетворять,  представлять  в  образе…  представлять  себе  мысленно,  изображать умственно;  думать,  полагать, мнить…  Воображенiе…  способность  изображать  в  уме чувственные  и  отвлеченные  предметы;  возможность  сочетания  и  мысленного  живописания  умственных  картин».

Уже  даже  из  этого  нефилософского  определения  можно  вычленить три  философских  аспекта  понятия  воображения.

1) Воображение-как – воображение  как  способность  и,  конкретно, как  способность  давать  образ,  вселять  в  образ,  олицетворять.

2) Воображение-что – воображение,  которое  требует  дополнения   «что»:   что принимает  вид,  вселяется  в  образ,  олицетворяется?

Ответ: а)  чувственные  предметы, б)  отвлеченные  предметы.

3) Воображение-где – воображение,  которое  требует  пояснения,  во  что  вселяется  или в  чем  находится  образ,  т.е.  какова  его  природа?

И  здесь  проглядывают  три  варианта  ответов:

а)  видимая  природа  (чувства,  изображения,  представления),

б)  личная  природа  (олицетворение,  субъект,  личность),

в)  умственная  природа  (в уме,  в абстракции, в мыслях).

           Эти  определенности  нельзя  забывать.  Скучно  воображать  то,  чего  не  было, нет или  не  будет.  Скучно  воображать  красный  цвет,  если  я  его  никогда  до  тех  пор  не видела.  А  что  не  скучно?  Не скучно  творить  то,  чего  никогда  не  было,  то,  что становится  благодаря  тебе.  Тот  же  красный  цвет,  к  примеру.  Скучно  воображать  себя  великим  философом,  не  скучно  творить  себя  им.  

     Я учитель русского языка и литературы. Вместе с любовью к языку старюсь привить любовь к понимаю слова, желанию читать, а читая думать и размышлять. На уроках литературы нет места скучающему и равнодушному, каждый из школьников должен приобрести какое-то знание и умение на уроке. Уроки творчества продолжаю на занятиях литературного клуба, факультатива, профильной смены.  Поэтому мне было очень приятно слышать фразу от ученицы, с которой готовились к городской олимпиаде, «я это знаю, вы нам рассказывали».

    На уроках литературы, как правило, предлагаю ученикам написать СИНКВЕЙН, или сочинить рассказ, или дописать строчки из цитат. Например, уже не одно поколение 6-тиклассников пишут свои стишки  по  первой  фразе  «Иду  по  тропинке  я  чащей  лесной..» (на  «мотив»  «Узника»  А. С. Пушкина).  Вот  результаты:

                                                                                                                              

Иду  по  тропинке  я  чащей  лесной

И  вижу: старушка  стоит  под  сосной.

Спросил  я  старушку: «А  где  же  грибы?»

Она  мне  сказала: «А  их  унесли».

Продолжил: «Кому  же  грибочки  нужны?»

Бабуся  в  ответ: «Ребятам,  как  ты».

Потом  оглянулся,  а  бабушки  нет,

Что  это  было?  Кто  даст   мне  ответ?                                                                  

                                            Цветков Сергей  сейчас ученик 8 «Г»  класс (                                                                                                                                                                                                 

                   Иду  по  тропинке  я  чащей  лесной

                   И  вижу:  старушка  стоит  под  сосной.

                  Спросил  у  бабуси: «Что  делаешь  ты?»

                  В  ответ  услыхал: «Собираю  цветы,

              Морошку,  бруснику,  коренья  травы.        

              Ты  знаешь,  что  пользу  приносят  они.

                  Из  смеси  целебной  сготовлю  отвар

              И  хилым  больным  принесу  его  в  дар».                                                                          

                                                       Потоцкий  Кирилл  8 «Г» класс (                                                                                                                                                                                                                                                                              

                           Иду  по  тропинке  я  чащей лесной        

                           И  вижу:  старушка  стоит  под сосной.

                           Смятый платочек,  смеющийся  взгляд,

                           Как будто  неслыханно  путнику  рад.

       - Садись–ка  со  мною  на  пень,  отдохни,

       А – то умираю  одна  я  с тоски.

        Тебе  расскажу,  как  плывут  облака,

        И  синее  небо  совсем  не  река,

        Как  ветер  ласкает  просторы  полей,

        Коснётся  слегка  и  бежит  веселей.

        Скажу  и  о  птице,  что  песни  поёт,

       Поведаю,  какая  тебя  судьбинушка  ждёт».

                  Пока  говорила,  смотрю  ей  в  глаза:

                  И  взгляду  не  верю – лесная  Яга.

                 Вот  тихо  ступа  в  сторонке стоит,

                 А  вот  и  метла,  у  пенёчка  торчит.

         Старушка,  счастливая,  смотрит  в  глаза,

         А  я в  них  читаю: «Не  трусь,  егоза!

         Весёлый  мой  норов  тебя  не убьёт,

         И  ценный  урок  тебе  радость пошлёт.

         А  если  не  веришь,  уйду  вникуда

        И  люди  забудут,  что есть  чудеса».                                                                     (                                                                      

                                                                     Калагова Нина   8 «Г» класс

                      Иду  по  тропинке  я  чащей  лесной,

  И  вижу:  старушка  стоит  под  сосной.

                          - Ты  что  загрустила? – спросил  я  её.

                          -  В  лесу  заблудилась,  вот  ё-моё.

                          Сегодня   с  утра  я  к  внуку  пошла,

                          И  так получилось,  я  вглубь  забрела.

                          - Так  вот  же  дорожка! – крикнул  я  ей.

                          - И  ты  уж,  бабуля,  следуй  по  ней.

                         Она  замерла:

                          - И  правда,  сынок,  уж  старая  стала –

                            Не  видит  глазок.

                            Спасибо,  родной  мой,  за  помощь  твою,

                           Уж  дальше  сама  как – нибудь  добреду.                                                                И                        И  мы  разошлись  под  большою  сосной,                                                                                        Ч                        Чего  не  бывает  в  чаще  лесной!                                                                               (                                                                   Солоницын Егор  ныне ученик 6 «А» класс

    Иду  по  тропинке  я  чащей  лесной

    И  вижу:  старушка стоит  под  сосной.

    Я: «Здравствуй,  бабуля!»  Она  мне: «Привет!»

    Таков  я  услышал  старушкин  ответ.

    Она  посмотрела  вокруг,  чуть  дыша,

    Потом  подошла  ко  мне  не спеша.

    «Стою  пятый  час  я  под  этой  сосной,

    Милок,  проводил  бы  меня  ты  домой?»

    «Конечно,  бабуля,  сейчас  провожу

    И  выход  из  чащи  домой  покажу.

    Давай  твои  сумки  я сам  понесу,

    Недолго  одной  заблудиться  в  лесу».                                                                                    

                                                                      Савинская Валерия  сейчас уч-ца 6 «А» класс ( 

                                                                                           

      Каждое  произведение,  написанное  тем  или  иным  ребёнком,  единично,  по-своему   уникально,  требует  сугубо  частного  подхода  и  вдумчивой  работы  над  ошибками.  Это  и  редактирование,  и  работа  над  рифмой,  и  подбор  синонимов  и  т.д.

Иду по  тропинке  я  чащей  лесной

И  вижу,  старушка  стоит  под  сосной.

Да,  да,  одинокая  старая  баба

Стоит  в  чаще  леса.

Чего  ей  здесь  надо?

Ох,  диво,  так  диво -

Уж  близится  ночь,

Должно  быть,  бабушке  я  должен  помочь.

Возможно,  она  заблудилась,  устала,

Но  старая  леди  спокойно  сказала:

«Дед,  вспомним  былое?

Как  много  лет  встарь  

Под  этой  сосной  встречу  мне  назначал?»  

Но  время прошло,  и наш  бор  уж  зарос,

А  дед  всё  забыл:  у него  ведь  склероз.

                   Митюгов  Леонид  выпускник нашей школы, закончил школу 8 лет назад.

    Каждое  произведение – это  уникальная возможность самовыразиться, применив знания по стихосложению, вообразить единственную в своём роде картинку и создать своё стихотворение.  Сценки,  которые  прописывают  ученики,  взяты  ими  либо  из  жизни,  либо  созданы  по  какому – то  только  им  одним  доступному  сценарию.  Порой  не  ожидаешь,  что  в финальной  сцене  будет  «нечто».  Дети  стараются  и  рассмешить,  порадовать  друг  друга,  а  иногда  фантазия  выливается  в  решение  какой – то  наболевшей  и  выстраданной  только  автором  проблемы.

Чтобы  мир  стал  познаваем,  познавать  и  открывать  его  для  себя  надо  постоянно.

      Ещё пример.

     1 сентября прочитала для школьников строки из стихотворения местного поэта Сергея Ковалёва:

Пожелаю вам всем неба синего даль

            Пожелаю вам всем неба чистого высь,

Пожелаю не знать неурядицы вовек –

Счастлив будь ты всегда и во всём, человек!

А на другой день ученик принёс две брошюры, подаренные поэтом его бабушке. Участники литературного клуба «Вдохновение», которым я руковожу,  проявили интерес к лирике Ковалёва и собрали по крупицам информацию о нём. Мы обработали данный материал и школьник Цветков Сергей  стал победителем городского заочного конкурса сочинений «Мой край, твою историю храню, тебя люблю и воспеваю», призёром научно-практической конференции «Моя малая Родина» и участником областного конкурса литературного творчества.

       Кстати, название клуба «Вдохновение» обрело свою жизнь прошлым летом, до этого в течение 3-х лет был клуб «Друзья». Во время очередной встречи литературной профильной смены «Родничок» с писателями г.Белогорска ребята, словно, получив очередной глоток свежего воздуха, предложили новое название «Вдохновение», мотивируя тем, что уже выросли на новый уровень творческого общения.

Работа клуба и профильной смены помогает школьникам лучше раскрыться, получая удовольствие от первых небольших побед, у них появляется желание быть ещё успешнее.

       Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям. Достижение успеха бывает затруднено недостатком знаний и умений, психологическими и физиологическими особенностями развития, слабой саморегуляцией и т.д. Поэтому необходимо создать для школьника ситуацию успеха, чтобы он пережил удовлетворение от процесса и результата выполненной деятельности. Эта помощь осуществляется в атмосфере радости и одобрения: подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей.

Давайте вместе создадим  условия для ситуации успеха, выстроив алгоритм успешности.

III. Но сначала дадим нашим глазам отдохнуть (рефлексия).

IV. Практическая часть.

  1. Создание алгоритма успешности.

УСЛОВИЯ

НАЗНАЧЕНИЕ

РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА

1. Снятие страха.

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».

«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

2. Авансирование успешного результата.

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои возможности.

«У вас обязательно получится».

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности.

Помогает ребенку избежать поражения.

Достигается путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с… »

«Выполняя работу, не забудьте о… »

4. Внесение мотива.

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

5. Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

«Только ты и мог бы….»

«Только тебе я и могу доверить…»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение.

Побуждает к выполнению конкретных действий.

«Нам уже не терпится начать работу…»

«Так хочется поскорее увидеть…»

7. Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

«Тебе особенно удалось то объяснение».

«Больше всего мне в твоей работе понравилось…»

«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

   

 

Считаю, что ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с этим учитель довольно часто сталкивается с другой проблемой - когда благополучный и, в общем-то, успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом, приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между слоями теста (между двумя ситуациями успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха).

   Ситуация неуспеха - это эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому.

2) Мой опыт работы можно проследить по представленным здесь портфолио – или как сейчас называют «Индивидуальным образовательным маршрутам», в которых находятся грамоты учащихся за работу в конкурсах, олимпиадах, конференциях.

1 ИОМ – Калаговой Нины

Представление портфолио Калаговой Нины.

2 ИОМ – Цветкова Сергея

3 ИОМ – Хованец Надежды

4 ИОМ – работа профильной смены

V. Итак, свою работу я направляю на развитие литературных способностей школьников.  В моей работе есть система работы по развитию одарённости. В данной папке представлена диагностика по выявлению одарённости, есть наработанные формы и методы, поставлены цели и задачи, мои ученики обучаются в 9 классе, это II этап в плане реализации системы работы. Есть успешный результат, показатели эффективные, поэтому в планах – составление собственной программы работы с одарёнными детьми.

   

 

        

         

                                                                               

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей".

В статье я делюсь напопленным пкдагогическим опытом подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии  творческих способностей у одарённых детей. В работе представлены условия вониковения опыта, акт...

Статья "Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей".

В статье я делюсь своим педагогическим опытом работы с олипиадниками и одарёнными детьми. Статья представляет собой несколько  разделов:  условия возникновения опыта, актуальность,теъническа...

Мастер класс для родителей с детьми «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида «Солнышко» Мастер класс для родителей с детьми«Развитие творческих способностейв изобразительной де...

Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей.

В данном материале представлен опыт работы по подготовке учащихся к олимпиале по русскому языку и литературе. Методы работы и приемы посредствам которых достигаются результаты результаты как на ...

Педагогический опыт К.Ш.Танкиной, учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 7 Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей.

В нашей школе уже давно открыты классы углублённого изучения иностранного языка, химии, профильные классы филологического, социально-гуманитарного, информационно-технологического и ...

Доклад по теме самообразования: «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческих способностей у детей»

Доклад предварительной работе по теме самообразования: «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческих способностей у детей»...

Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей.

В нашей школе уже давно открыты классы углублённого изучения иностранного языка, химии, профильные классы филологического, социально-гуманитарного, информационно-технологического и химико-биоло...