Единый Всекубанский классный час, посвященный Дню матери, по теме: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать!» (8 класс).
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Мамедов Сергей Александрович

Единый  Всекубанский классный час, посвященный Дню матери, по теме:  «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать!»

 (8 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_o_materi.docx37.36 КБ

Предварительный просмотр:

Единый  Всекубанский классный час, посвященный Дню матери, по теме:  «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать!»

 (8 класс).

Класс необходимо разделить  на 4 группы по 5-6 человек. Для каждой группы  разработан пакет документов, с помощью которого группа составляет в течение классного часа  проект по заданной теме.

Первая группа работает над проектом «Мама XXI века», вторая составляет демонстрационный ряд «Письмо маме», третья разрабатывает макет стенда «Солдатские Матери», четвертая работает над проектом «Матери прекрасные глаза».

Из приглашенных на классный час мам создается пятая Почетная группа, которая составляет свой проект «Мама – защитница».

Время выступления представителей от каждой групп при защите проектов – 2-3 минуты.

Основные требования к представленным проектам:

__четкость и доступность изложения материала;

__соответствие темы работы ее содержанию;

__актуальность работы;

__наличие собственных взглядов и выводов по проблеме;

__оформление проекта;

__культура выступления на защите проекта.

Цель классного часа:

Воспитание у учащихся чувства любви, уважения, благодарности и восхищения к Матери, женщине.

Задачи классного часа:

1. Воспитание гражданско – патриотического восприятия восьмиклассников окружающего мира, формирование уважения к семейным традициям, истории отечественной и истории малой Родины.

2. Научить учащихся самостоятельному достижению намеченной цели.

3. Развитие творческого мышления.

Компетентности классного часа:

  1. Выработать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно получить.
  2. Сформировать умение проводить аналитическое исследование, передавать и презентовать его результаты.
  3. Выработать навыки совместной работы и делового общения в коллективе.

Форма классного часа:

Классный час  проводится в режиме образовательной проектной технологии.

Оборудование:

__ пакеты документов для каждой группы;

__ пять ватманов, фломастеры, ножницы, клей, скотч;

__ ноутбук, компьютерные программы по теме.

Ход классного часа:

  1. Организационный момент. Разбивка класса на рабочие группы.
  2. Учитель организует работу групп с различными источниками, погружая учащихся в проблематику классного часа: восьмиклассники в рамках проведения Дня матери должны подготовить презентационный материал о мамах (своих и чужих). Ребята должны на классном часе исполнить роль дарителей подарков для мам, приглашенных на классный час, выбирая наилучшую информацию о кубанских и российских мамах, в том числе и о своих родных. Позитивизм соблюдается при выполнении проектов.
  3. Работа групп по решению поставленных проблем (создание проектов) (30 минут).
  4. Презентация и защита проектов (по 2-3 минуты).
  5. Подведение итогов классного часа  учителем и учащимися в эвристической беседе, а также дарением проектов приглашенным мамам.

Учитель: В конце ноября  в Краснодарском крае во всех школах  проходит Единый Всекубанский классный час по теме «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать!».

Мама – самое дорогое слово для каждого человека. Воспитывать уважение и любовь к матери надо с самого раннего возраста. На свете есть слова, которые мы называем святыми. И одно из таких святых, теплых, ласковых слов – это слово «Мама». Это слово несет в себе тепло – тепло материнских рук, материнской души, материнского слова. На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.

   Указом Президента РФ Б. Н. Ельцина от 30. 01. 1998 года N 120 учрежден ежегодный российский праздник - День матери. Инициатива учреждения этого праздника принадлежит Комитету Государственной Думы РФ по делам женщин, семьи и молодежи.

 Праздник отмечается в последнее воскресенье ноября.
И хотя этот праздник отмечается недавно, но во все времена мама была и остается самым главным и близким человеком для каждого из нас.
  Российских матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. И сегодня они бережно хранят семейный очаг, учат детей добру, взаимопониманию, нравственности.
  Официальное объяснение этого праздника таково. День матери отвечает лучшим традициям отношения россиян к материнству, объединяет все слои российского общества на идеях добра и почитания женщины-Матери. Кроме того, как считают многие, необходимо повышать статус женщины-матери. Иногда уточняют: существует Женский праздник 8 Марта. Женский вообще, он не подчеркивает почетное звание матери. День матери – праздник особенный, потому что каждый из нас с детства и до своих последних дней несет в своей душе единственный и неповторимый образ – образ своей мамы, которая все поймет, простит, всегда пожалеет и будет беззаветно любить несмотря ни на что.

Цель нашего классного часа –  представить образ матери, которой мы гордимся и любим. Подготовить проекты и подарить их нашим мамам.

Каждый классный час должен иметь свой символ, сегодня это будет солнце. Почему?

- «При солнце тепло, а при матери добро»;

- яркость, как сама любовь наших мам;

- нежность.

Такой подарок вам всем сделала Яна Кравец (девочка раздает одноклассникам нарисованные эмблемы с солнцем, крепят на груди).

 (Идет объяснение, как работать над проектами).

Учитель: В наш современный век человек испытывает небывалые перегрузки. Более напряженной стала работа. Дефицитом становится время. Снижается культура общения. Много пишут о неблагополучии семейных отношений, о разобщенности родителей и детей. Между тем мы должны помнить: когда придет время подвести итоги, когда будут уходить от нас наши близкие, человек останется один на один со своей совестью и памятью. А сейчас вы и ваши мамы – самые счастливые, вы можете пооткровенничать, пожаловаться, побеседовать, доверить свои тайны самому дорогому человеку на земле – маме. Что мы и сейчас сделаем на нашем классном часе.

(Далее учитель дает время ученикам работать над своими проектами (30 минут)).

Учитель: Все чаще перед современной женщиной встает выбор, что сделать своей жизненной целью – семью или карьеру. Восхищение вызывают те представительницы прекрасного пола, которым хватает времени на все: и делать блестящую карьеру, и воспитывать детей, и отдыхать. Современная мама – какая она? Она не домохозяйка, а жена и женщина, она находит время для профессионального и интеллектуального роста и находит время на себя и семью. Какие дела успевает делать ваша мама? Знаете ли вы, чем любит заниматься мама? Интересная ли у мамы работа? На эти и другие вопросы ответит первая группа при презентации своего проекта «Мама XXI века».

Алгоритм работы рабочих групп.

Первая группа.

Работает над составлением рекламного стенда «Мама XXI века».

Учитель может предложить учащимся следующие пункты по содержанию проекта:

  1. Современная мама – какая она?
  2. Современные помощники (гаджеты)  мамы для решения бытовых дел.
  3. Многодетные мамы – хранительницы семейного очага.
  4. Работа моей мамы.

Пакет документов:

  1. Цветные ксерокопии портретов Чулпан Хаматовой (актрисы театра и кино, учредителя благотворительного фонда «Подари жизнь», матери троих детей), Светланы Журовой (Олимпийской чемпионки по конькобежному спорту, депутат Государственной Думы РФ от партии «Единая Россия», матери двоих детей), Натальи Водяновой (основателя благотворительного фонда «Обнаженные сердца», занимающегося строительством детских площадок, матери троих детей), Анны Нетребко (оперной певицы, Народной артистки России, Героя Труда Кубани, мамы ребенка-инвалида).
  2. Цветные иллюстрации с изображением современных бытовых предметов (мультиварок, сотовых телефонов и т. п.).
  3. Фотографии мам класса, заснятых в процессе работы (предварительно подготовленных восьмиклассниками).
  4. Статистический материал о количестве многодетных семей в станице Роговской, о количестве детей из многодетных семей, обучающихся в СОШ № 15, о количестве семей с приемными детьми.
  5. Биографические данные о многодетной семье Потаниных станицы Роговской, дети которой стали чемпионами мира по гребле на байдарке, один из них – кандидат в параолимпийскую сборную России в летних олимпийских играх в Бразилии.

Учитель: Велика и разнообразна русская поэзия, выходят сборники стихов о товариществе и дружбе, любви и природе, солдатском мужестве и Родине. Но есть еще одна святая страница в русской литературе, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, любой непотерявшейся душе, не забывшей и не отказавшейся от своих истоков, - это произведения о матери, письма к матери…

Эти письма эпохи войны,

Что хранятся в семейных архивах, -

На бумаге налет желтизны,

И протерты до дыр на изгибах.

Эти письма эпохи войны,

Как солдаты, когда-то сражались,

Тем же пламенем опалены,

Пахнут дымом горчайших пожарищ,

Эти письма эпохи войны…

Вторая группа.

Составляет демонстрационный ряд «Письмо маме».

Учитель может предложить учащимся следующие пункты по содержанию проекта:

  1. Образ матери в художественной литературе.
  2. Письма с фронта советских бойцов к своим матерям.
  3. Краевая акция «Напиши письмо маме».
  4. Написать коллективное письмо собирательному образу мамы (3 – 5 предложений).

Пакет документов:

  1. Стихотворение С. Есенина «Письмо к матери» (см. Приложение).
  2. Ксерокопии портретов писателей и поэтов, уделявших в своих произведениях теме о матери (В. Шукшин «Материнское сердце», М. Горький «Мать», А. Блок «Моей матери» и др.).
  3. Ксерокопии писем братьев Степановых своей матери Е. Ф. Степановой (см. Приложение).
  4. Копия письма-треугольника бойца Василия Глушко из станицы Роговской, написанного в апреле 1942 года своей матери.
  5. Фотоотчет об участии класса в краевой акции «Напиши письмо маме».

Учитель: А сколько пережили матери в годы Великой Отечественной войны! Они самоотверженно работали у станков, на полях, вместе с воинами ковали победу, кормили и одевали защитников Родины. Женщины сражались и на поле боя наравне с мужчинами.

У писателя А. Фадеева есть волнующие строки, обращенные к матери: « Но если и в дни войны у людей есть кусок хлеба и есть одежда на теле, и если стоят скирды в поле, и если бегут по рельсам поезда, и вишни цветут в саду, и пламя бушует в домне, и чья-то незримая сила подымает воина с земли или с постели, когда он заболел или ранен, - все это сделали руки матери моей – моей, и его, и его».

Третья группа.

Разрабатывает макет стенда «Солдатские матери».

Учитель может предложить учащимся следующие пункты по содержанию проекта:

  1. Матери в годы Великой Отечественной войны.
  2. Е. Ф. Степанова – кубанская мать, отдавшая на алтарь войны жизни девяти своих сыновей.
  3. Краевой конкурс «Жемчужина Кубани» - голосуем за свою «жемчужину» - тимашевский музей семьи Степановых!

Пакет документов:

  1. Информационные буклеты о матерях, получивших похоронки на своих детей: Кущ Ефросиньи Петровне (девять сыновей ушли на фронт, один погиб, шестеро вернулись с войны инвалидами), Мишиной Ксении Михайловне (десять ушли на фронт, двое не вернулись), Горбуновой Евгении Романовне (девять ушли на фронт, шестеро погибли), Шхалаховой Чебахан Умаровне (погибли семь сыновей, внук и невестка).
  2. Фотографии Е. Ф. Степановой и девятерых ее сыновей.
  3. Фотографии монументальных скульптур Е. Ф. Степановой в г. Тимашевске, Скорбящей матери мемориального сквера станицы Роговской.
  4. Фотоматериалы о музее семьи Степановых в г. Тимашевске.
  5. Ксерокопия статьи «Голосуй за нашу жемчужину!» муниципальной газеты «Знамя труда» № 140 от 22.11.2014 года.
  6. Инструкция по голосованию в краевом конкурсе «Жемчужины Кубани» (см. Приложение).

Учитель: Матери. Их миллионы. И каждая несет в сердце подвиг – материнскую любовь. Женщины всех рас, говорящие на разных языках – все они сестры в едином, беспокойном порыве чувства. Одно и то же томящее радостное чувство испытывают они, склоняясь над своим ребенком… Сердце их говорит на едином языке мира, и каждый скажет: «Лучшая мама – моя мама!», ибо нет предела ее нежности, кто бы она ни была, где бы ни жила, ни росла. Если бы столько добра, сколько излучает сердце матери, излучалось бы им на всех окружающих, зло погибло бы, как чахоточная палочка под чистым, могущественным лучом солнца, такого же  солнца, которое мы с вами зажгли в начале нашего классного часа.

Четвертая группа.

Работает над проектом «Матери прекрасные глаза».

Учитель может предложить учащимся следующие пункты по содержанию проекта:

  1. Образ матери с ребенком на руках.
  2. «Я и моя мама» – по страницам семейного альбома.

Пакет документов:

  1. Ксерокопии иллюстраций: икона «Богоматерь Владимирская» (XII век), «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля и др. (по выбору учителя).
  2. Фотографии восьмиклассников со своими мамами (приготовленные заранее).
  3. Стихотворение «Молитва за маму» А. Забавиной (см. Приложение).

Учитель:

 Дивчину пытает казак у плетня:

- Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?

Я саблей добуду для крали своей

И светлых цехинов, и звонких рублей!-

Дивчина в ответ, заплетая косу:

- Про то мне ворожка гадала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердце мне в дар принесет.

Не надо цехинов, не надо рублей,

Дай сердце мне матери старой твоей.

Я пепел его настою на хмелю,

Настоя напьюсь – и тебя полюблю! –

Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь

И с ношей заветной отправился в путь:

Он сердце ее на цветном рушнике

Кохане приносит в косматой руке.

В пути у него помутилось в глазах,

Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

Почетная пятая группа (состоящая из приглашенных на классный час мам).

Работает над проектом «Мама - защитница».

Учитель может предложить мамам  следующие пункты по содержанию проекта:

  1. Молитва матери о детях.

Пакет документов:

  1. Ксерокопия «Молитвенного возношения родителей за детей своих».
  2. Фотография горящей свечи.

Учащиеся представляют свои проекты. Приглашенные мамы прочитывают вслух Молитву матери о детях.

Учитель: «Берегите матерей!» - провозгласил в своей поэме Расул Гамзатов. Можно было бы добавить: берегите матерей так, как они берегут вас. этот призыв был бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. И все же… Благодарное стремление ограждать ее от бед, дарить ей покой и радость должно ни на миг не покидать вас.

Быть сыном или дочерью – это тоже высокое предназначение. Вовремя, при жизни их, мы должны сказать, и сделать для них самое доброе, что можем сделать. Преклонение перед ними – это святое чувство.

Подведение итогов классного часа, фото на память.

Литература:

  1. Журнал «Классный руководитель», № 3, 2009..
  2. Забавина А. «Молитва за маму».
  3. Наделяева И. журнал «Вестник архивиста Кубани», № 8, 2013, стр.176.
  4. Молитвослов. «Молитвенное возношение родителей за детей своих», с. 235 – 237.
  5. Есенин С. «Письмо матери».
  6. Методические рекомендации по проведению единого Всекубанского классного часа «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать!», 2014..
  7. Архивный фонд школьного музея «Светоч» (письма роговчан с фронта).
  8. «Знамя труда» общественно-политическая газета Тимашевского района № 140 от 22.11.2014 статья «Голосуй за нашу жемчужину!».
  9. Кедрин Д. «Сердце матери».

Приложение.

«Письмо матери».

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

С. Есенин.

Декабрь 1941 г.- 1944 г.
ПИСЬМО КОМАНДИРА ПУЛЕМЕТНОГО ВЗВОДА 310-ГО СТРЕЛКОВОГО ПОЛКА МЛАДШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА ИВАНА СТЕПАНОВА МАТЕРИ ЕПИСТИМИИ ФЕДОРОВНЕ
Декабрь 1941 г.
«Знай, маманя, что я до последнего дыхания буду помнить тебя и всю нашу семью. Я о вас никогда не забываю - и в дни, когда смотрим смерти в лицо. Может случиться, что мы больше не увидимся в жизни никогда. Ведь страшная здесь идет война и погибают тысячи людей, а боев впереди еще много и много.
Моя последняя надежда: может, это письмо получишь, и этот кусочек бумаги будет напоминать тебе о сыне Иване и его любви к матери и ко всей нашей семье».

ПИСЬМО ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АЛЕКСАНДРА СТЕПАНОВА МАТЕРИ
Ноябрь 1942 г.
«Мама, почему Вы тоскуете о нас? Наоборот, Вам надо гордиться тем, что у Вас столько сыновей на фронте с оружием в руках защищают любимую Родину.
Скоро, мама, мы возвратимся домой с победой. А если суждено будет нам погибнуть, то знайте, что мы погибли за счастье советских людей, за мир и счастье на земле».

ПИСЬМО КРАСНОАРМЕЙЦА ФИЛИППА СТЕПАНОВА ЖЕНЕ
1944 год.
«Жалей детей. Когда они вырастут, то пусть жалеют тебя и бабушку. Это мое пожелание. Если, может, меня не будет, то письмо береги, покажешь им, когда будут большие».

Письмо с фронта в станицу Роговскую в 1942 году от Василия Глушко.

«Пущено письмо 9 апреля 1942 года. Здравствуйте, дорогая моя маменька. Первым долгом примите от меня красноармейский привет, во-вторых, сообщаю, что я в настоящее время жив, здоров, чего и вам желаю. Я был очень рад, когда получил от вас письмо. Всегда ожидаю почтальона, да и не только я один, как придет, сразу его окружим, когда он раздает письма. Но мне на вас обижаться не приходится, потому что вы меня не забываете, и часто пишите, за что вам большое спасибо. С тем до свидания, ожидаю вестей. Ваш сын, Василий Глушко».

«Молитва за маму».

Помоги, господь, моей маме,

Сохрани ее и спаси.

Утоли все ее печали,

Все тревоги прочь унеси.

Отведи от нее недуги,

Все болезни ее исцели.

Поцелую мамины руки

И Тебе поклонюсь до земли.

Будь к ней милостив, Боже Святый,

Укрепи ее силы и дух.

Бог – Спаситель, за нас распятый,

Не отринь, преклони Свой слух.

Ты к молитве моей тревожной,

Ради Мати Пречистой Твоей,

Все, Господь, для Тебя возможно –

Ты же слышишь молитвы детей.

Не оставь, Господь, мою маму,

Исцели ее, благослови,

Мою милую, добрую самую.

Благодать ей свою яви…

А. Забавина.

Инструкция по голосованию.

Голосовать в краевом конкурсе «Жемчужина Кубани» может каждый пользователь сети Интернет. Для того, чтобы отдать свой голос, необходимо зайти на сайт WWW.S-KUB.RU, нажать кнопку «Голосовать» под фотографией музея семьи Степановых или открыть саму фотографию левой кнопкой мыши и в верхнем левом углу снимка нажать на кнопку «Голосую».

Голосование продлится до 1 февраля 2015 года!

Молитвенное возношение матери за детей своих.

Во имя Отца, и Сына и Святого Духа, Аминь.

Боже Благий, от которого исходит дар и всякое благо, к Тебе прилежно молюсь о детях моих (Олеге, Артеме, Владиславе, Елизавете, Араксии, Михаиле, Дмитрии, Екатерине, Оксане, Анастасии, Яне, Николае, Юлии, Егоре, Романе, Екатерине, Анастасии, Екатерине, Александре, Алене, Александре, Алене, Ольге, Кристине), которых Твоя благодать их даровала.

Просвяти их Твоею премудростью, чтобы любили Тебя всем помышлением своим. Насади в сердца их страх и отвращение от всякого беззакония, укрась их души целомудрием, трудом, любовью, долготерпением и всякой честностью.

Ангел Святый, до сохрани их юность от суетных мыслей, от соблазна мира сего, от всяких лукавых наветов.

Господи, сохрани их от всяких бед и напастей, от смерти, от скорби и болезни, осени их до конца жизни Твоею милостию.

Да вместе с детьми моими прославлю имя Твое Святое Отца, Сына и Святого Духа, Аминь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час на тему: "Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!»

Знакомство учащихся с  историей праздника и особенностями его проведения в России и во всем мире....

Внеклассное мероприятие на тему: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя Мать»

Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 7-8 классов. Можно использовать как час общения, посвященный Дню матери или Международному женскому дню....

Классный час, посвященный Дню матери: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!»

Классный час нравственно-этической направленности.Проводится в преддверии Дня матери России....

Нравственный классный час на тему "Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя - мать"

Нравственный классный час на тему:«Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – мать»Класс: 5Форма проведения:  нравственный классный час.Деятельностная цель:  создать условия  для...

1.Тема:"Мы будем вечно прославлять Ту женщину,чье имя- Мать!", 2.Конкурс-викторина "Информационный калейдоскоп"

1. Показать, что информатика явялется наукой, которая занимается информационных процессов, т.е.сборов,хранения и передачи информации, и что основным инструментом реализации информационных процессов яв...

Обозрение на тему: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя - Мать!»

Цель:формирование у детей потребности в бережном и внимательном отношении к матери.Задачи:-      расширить знания обучающихся об истории праздника и особенностях его проведени...

Сценарий мероприятия, посвященное Дню Матери «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя - Мать»

Сценарий мероприятия, посвященное Дню Матери«Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя - Мать»...