Методическая разработка комплексного занятия "Я и мир профессий"
методическая разработка на тему

Голикова Ирина Викторовна

Выбор профессии это сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит ваша будущая судьба, ведь сделав правильный выбор, вы найдёте свое место в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_mir_professiy.docx161.68 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РМ для детей – сирот и детей, оставшихся                                               без попечения родителей                                                                                                     «Ялгинский детский дом – школа»

C:\Users\Admin\Desktop\я мир профессий\20180317_160833.jpg C:\Users\Admin\Desktop\я мир профессий\20180317_160238.jpg                        

                                               Подготовила и провела:

                                                       воспитатель: И.В. Голикова

Саранск 2018

Я И МИР ПРОФЕССИЙ

Цели: расширять знания о профессиональном мире; формировать положительное отношение к осознанному выбору профессии.

Задачи: 

  • расширять знания детей о профессиях;
  • научить воспитанников приёмам самопознания, саморазвития;
  • ознакомить учащихся с ошибками, которые совершают выпускники при выборе профессии, и помочь избежать их в собственной жизни.

Форма проведения: комплексное занятие.

Оборудование: Ноутбук, телевизор, раздаточный материал, бумага и ручки для проведения теста.

Ход занятия.

Воспитатель: Добрый вечер, дорогие ребята и наши гости!

Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о чудесном мире профессий. Ведь пройдёт немного времени и каждый из вас должен будет найти в этом мире свой путь, то есть выбрать для себя какую либо профессию. А выбор профессии это сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит ваша будущая судьба, ведь сделав правильный выбор, вы найдёте свое место в жизни.

Многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой.

- Ребята, а вы знаете, сколько в современном мире профессий?

(Ответы детей).

Воспитатель: В современном мире существует более 40 тысяч различных родов деятельности. Целое море возможностей и вариантов. В современном обществе любой человек может реализовать себя.

- Ребята, по вашему мнению, что необходимо человеку для того, чтобы найти свою профессию?

 (Ответы детей).

 Воспитатель: Чтобы найти любимую работу, нужно, прежде всего:

  • хорошо знать, какие профессии и специальности вообще есть;
  • учитывать свои интересы, склонности, способности, темперамент, характер, здоровье, внимание, память, мышление, воображение;
  • знать требования профессии к личностным особенностям, способностям, здоровью человека.

Сейчас я хочу предложить вам небольшой тест. Для этого вам нужно выбрать понравившийся для вас цвет.

Ребята выбирают определенный цвет (красный, зелёный, жёлтый, синий).

Даётся характеристика каждому участнику в зависимости от выбранного цвета.

- синий цвет – чувствительные и впечатлительные люди, спокойные и уравновешенные, они отличаются утончённостью и хорошим эстетическим развитием;

- зелёный цвет – испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше всех, имеют высокий уровень притязаний, озабочены собственным статусом в коллективе;

- красный – активные, энергичные, деятельные, напористые, шумные.

- жёлтый цвет – мечтательны, с богатым воображением, любят мечтать, фантазировать, но не готовы активно действовать, живут больше в будущем, чем в настоящем;

Видите, какие вы все разные, со своими особенностями, индивидуальными способностями, возможностями и  интересами. Я думаю, что благодаря этому тесту вы немного лучше узнали себя.

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

Игра «Цветик - семицветик».

Каждый выбирает себе лепесток, зачитывает и угадывает профессию.

  • Самая зелёная профессия (садовод, лесник, цветовод).
  • Самая сладкая профессия (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар).
  • Самая волосатая профессия (парикмахер, ветеринар).
  • Самая денежная профессия (банкир, профессиональные спортсмены, модель).
  • Самая детская профессия (воспитатель детского сада, учитель начальных классов, педиатр).
  • Самая смешная профессия (клоун, юморист, пародист).
  • Самая белая профессия (врач).
  • Самая зубастая профессия (стоматолог).
  • Самая начитанная профессия (библиотекарь).
  • Самая опасная профессия (спасатели, пожарные, военные).
  • Самая общительная профессия (журналист, экскурсовод, тренер, учитель).
  • Самая серьёзная профессия (сапёр, хирург, разведчик, полицейский, политик).
  • Самая быстрая профессия (водитель, летчик).
  • Самая яркая профессия (электрик, певец, актёр).

Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей.

В России все профессии объединяют в пять больших групп, типов.

Эту классификацию придумал академик В.Я. Климов, он классифицировал профессии следующим образом:

Первый тип: человек - природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда.

Второй тип: человек - техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.

Третий тип: человек - человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности - воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.

Четвертый тип: человек - знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

Пятый тип: человек - художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.

Воспитатель:  Ребята, сейчас я предлагаю вам пройти тест «Определение типа будущей профессии» автор Е. А. Климов.

Этот тест позволяет установить, в какой области вам лучше всего выбрать специальность, по которой вы будете проходить профессиональное обучение после школы.

Приложение 1 (тест «Определение типа будущей профессии»)

Подведение итогов тестирования.

Воспитатель: Мы живём в информационном и в высокотехнологичном мире, где появляются новые профессии. Сейчас мы с вами проведём конкурс и узнаем, с какими новыми профессиями вы знакомы и что о них знаете.

Конкурс «Что эта за профессия?». Я буду называть профессию, и предлагать три варианта ответов. Вы должны определить, чем данный специалист занимается, т.е.  из трёх предложенных ответов нужно выбрать один правильный.

- Логист

занимается логикой;

специалист по управлению транспортировкой продукции;

организует конференции и научные саммиты.

(Логист – специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает всё больший спрос, для её получения необходимы экономическое образование и курсы специализации).

- Веб – мастер

работает на компьютере;

разрабатывает программы;

разрабатывает проекты сайтов.

(Веб – мастер разрабатывает проекты сайтов. В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадет, но веб – мастер может легко переквалифицироваться в специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь фундаментальное техническое образование.)

- Маркетолог

работает на рынке ценных бумаг;

тот, кто изучает рынок;

тот, кто изучает товарные марки и бренды.

(Маркетолог – тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно – техническое образование.)

- Фандрайзер

ищет деньги и возможности для организации;

фанат, которого занимает звезда;

изучает пути развития предприятий.

(Фандрайзер – ищет деньги и возможности для организации. Спрос на профессию постоянно велик. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Сейчас существует много курсов по фандрайзергу. Часто работают при крупных научных центрах.)

PR – агент

связан с политикой;

специалист по связям с общественностью;

выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.

(PR – агент – специалист по связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование. В России эта профессия часто называется «пресс - секретарь» и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно – политических объединениях.)

Имиджмейкер

философ;

парикмахер;

имидж – консультант.

(Имиджмейкер – специалист по созданию имиджа – образа личности. Человеку, заботящемуся о своём имидже, важно помнить, что эффект приятного впечатления создают не только модная причёска и дорогая одежда, но и внутреннее содержание личности, которое внешне незаметно, но хорошо улавливается другими людьми. Имиджмейкер умеет увидеть в человеке положительные качества и создать вокруг него ауру внимания, научить искусству самопрезентации.)

Воспитатель: Как мы уже говорили, существует много подходов к выбору профессии, но необходимо сказать и об  ошибках, которые совершают выпускники при выборе профессии:

  • Ориентироваться только на такие признаки, как престижность и/или доходность.
  •  Выбирать профессию, не имея о ней достоверной информации.
  • Ставить знак равенства между профессией и учебным предметом.
  • Переносить отношение к человеку, представителю определенной профессии, на профессию как таковую.
  • Выбирать профессию «за компанию».
  • Игнорировать собственные способности и интересы.
  • Прислушиваться к мнению людей, не компетентных в вопросах выбора профессии.

Заключительное слово

Сегодня мы говорили о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышлению, психике. Для этого необходимо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые сторон. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор. 

 Ребята, хочется сказать, что в истории много случаев, когда человеку говорили о том, что из него ничего не выйдет, а он добивался выдающихся результатов. В конечном счете, все решает желание человека, его воля, характер, способность к самовоспитанию и саморазвитию.

Я хочу закончить наше занятие словами:

Профессий много на земле

И каждая важна.

Решай мной друг, кем быть тебе.

Ведь жизнь у нас одна.

Подведение итогов (рефлексия)

Ребята, что интересного вы узнали сегодня? Что осталось в памяти? О чем можно задуматься?

Приложение 1

ТЕСТ

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ»

ОПИСАНИЕ

Методика основана на классификации профессиональных интересов. Позволяет установить в какой области старшекласснику лучше всего выбрать специальность, по которой он будет проходить профессиональное обучение после школы.

ОБРАБОТКА

По каждому столбцу подсчитать алгебраическую, то есть с учетом знаков, сумму. Зачеркнутые цифры не считать. Записать их в строку «Результаты».

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Наибольшая полученная сумма или суммы (по столбцам) указывают на наиболее подходящий для тип профессии. Малые или отрицательные суммы указывают на типы профессий, которых следует избегать при выборе. Максимальное число баллов в каждом столбце – 8

ИНСТРУКЦИЯ: Прочитай данные утверждения. Если ты согласен с ними, то перед цифрой в таблице поставь «+», если нет, поставь перед цифрой «-». Если ты сомневаешься, зачеркни цифру.

1. Легко знакомлюсь с людьми.

 

 

 

 

+1

2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить.

 

+1

 

 

 

3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки.

 

 

 

-1

 

4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными.

-1

 

 

 

 

5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить.

 

 

+1

 

 

6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами.

 

 

 

 

+1

7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными.

-1

 

 

 

 

8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах.

 

 

+1

 

 

9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших.

 

+2

 

 

 

10. Люди считают, что у меня есть художественные способности.

 

 

 

+2

 

11. Охотно читаю о растениях, животных.

-1

 

 

 

 

12. Принимаю участие в спектаклях, концертах.

 

 

 

+1

 

13. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин.

 

-1

 

 

 

14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы.

 

 

+2

 

 

15. Легко улаживаю разногласия между людьми

 

 

 

 

+2

16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой.

 

+2

 

 

 

17. Людям нравится мое художественное творчество

 

 

 

+2

 

18. У меня есть способности к работе с растениями и животными

-2

 

 

 

 

19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме.

 

 

+2

 

 

20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь.

 

 

 

 

-1

21. Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди.

 

-1

 

 

 

22. Без особого труда усваиваю иностранные языки.

 

 

-1

 

 

23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям

 

 

 

 

-2

24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д.

 

 

 

+1

 

25. Могу влиять на ход развития растений и животных.

-2

 

 

 

 

26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов.

 

-1

 

 

 

27. Мне обычно удается убедить людей в своей правоте.

 

 

 

 

+1

28. Охотно наблюдаю за растениями или животными.

-1

 

 

 

 

29.Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику.

 

 

-1

 

 

30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п.

 

 

 

+1

 

РЕЗУЛЬТАТЫ    

-8

                                                                                                       

П

Т

З

Х

 Ч

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка группового занятия «Тренировочный конкурс мастерства по профессии «слесарь» для студентов I курса, обучающихся по профессии «мастер санитарно-технического оборудования»

Профессии «мастер санитарно-технического оборудования» в обособленном структурном подразделении (далее - ОСП) ГБПОУ МО «Шатурский энергетический техникум» обучаются студенты, получившие ранее об...

Методическая разработка открытого занятия по теме "Выбор профессии программиста"

Материал представляет собой  подробный конспект открытого  занятия по теме "Выбор профессии программиста" ....

Методическая разработка воспитательного занятия на тему "Знакомство с профессией. Профессия врач"

Методическая разработка направленна познакомить детей с профессией врача....

Методическая разработка комплексного занятия внеурочной деятельности «ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАСЛЕДНИКИ ПОБЕД»

Военно-патриотическая игра «Наследники побед» имеет тематическую направленность. В данном случае тема игры «По примеру Петра I: труды и победы» с акцентом на осмысление военног...

Методическая разработка практического занятия. Комплексное использование ИТ. Зачетное занятие

Название УД ИнформатикаСпециальность ФармацияКурс II Группа 321Тема занятия Комплексное использование ИТ. Зачетное занятиезанятия Контроль знаний и умений...

Методическая разработка учебного занятия по теме «Профессии в цехах швейной фабрики»

Актуальность методической разработки заключается в том, что, во-первых, обучающиеся  с нарушением интеллекта не могут адекватно подойти к выбору профессии самостоятельно, без психолого-педагогиче...