Урок гражданственности и патриотизма "Сирень 45 года"
классный час (7 класс) на тему

Мамедов Сергей Александрович

Тема урока гражданственности и патриотизма «Сирень 1945 года»

(7 класс, 40 минут)

Цель урока: воспитание у школьников высоких моральных качеств и нравственных устоев.

Задачи урока:

  1. Воспитание уважительного отношения в среде школьников к великому подвигу фронтового поколения.
  2. Раскрыть значимость спортивных побед в годы Великой Отечественной войны на конкретных примерах.
  3. Вызвать у учащихся чувство гордости за земляков-героев, желание быть похожими на них, воспитать активную жизненную позицию.
  4. Активизировать поисковую деятельность учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon siren_45.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока гражданственности и патриотизма «Сирень 1945 года»

(7 класс, 40 минут)

1 сентября 2010 год

Цель урока: воспитание у школьников высоких моральных качеств и нравственных устоев.

Задачи урока:

  1. Воспитание уважительного отношения в среде школьников к великому подвигу фронтового поколения.
  2. Раскрыть значимость спортивных побед в годы Великой Отечественной войны на конкретных примерах.
  3. Вызвать у учащихся чувство гордости за земляков-героев, желание быть похожими на них, воспитать активную жизненную позицию.
  4. Активизировать поисковую деятельность учащихся.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Методы и технологии урока:

- эвристическая беседа,

- информационно-коммуникативные,

- компьютерная презентация,

- работа с документом,

- моделирование.

Оборудование урока:

- ксерокопия документа (1944 года) из архива школьного музея,

- карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.»,

- звезды, вырезанные из красной бумаги, скотч,

- кабинетный стенд «Великая Отечественная война: цифры, факты, события»,

- спортивные награды участницы Олимпийских игр в Сиднее, гостьи урока, Тиссиной Е.П.

- ПК, проектор, экран,

- шаблоны в виде цветков сирени, выполненные на картоне,

- плакат с изображением «голых» ветвей сирени.

Предварительная работа к уроку:

Учащиеся заранее получают задание: опросить старшее поколение своих родных о школьной спортивной жизни  в период войны.

Замысел урока: «Создать» макет собственной ветки сирени – главного символа Великой Победы. Для этого учитель подготовил плакатный вариант рисунка трех ветвей сирени без листьев и цветков («голые» ветви). После краткого подведения итогов каждого блока урока, дети крепят с помощью скотча шаблоны цветков. Каждый ребенок самостоятельно определяет место своего цветка на ветви сирени.

План урока:

I блок

  1. Раскрытие темы урока «Сирень 1945 года».
  2. Что такое победа?
  3. Города-герои.
  4. «Матч смерти».

II блок

  1. Спортивная жизнь родного края в годы войны.

III блок

  1. Спортивные победы жителей Тимашевского района.
  2. «Победа деда – моя победа!»

Эпиграф урока:

«И в стороне от той, большой, войны еще возможно умереть достойно»

В.С.Высоцкий.

Ход урока:

Учитель: 65-летие Великой Победы в Великой Отечественной войне – это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но это и незримая связь поколений, выраженная в отношении к одному из главных символов Победы. Тема нашего урока «Сирень 1945 года» не случайна: пышные букеты сирени дарили девушки воинам-победителям; букетами сирени встречали на станциях поезда с возвращающимися из Берлина войсками. Радостная и яркая, ароматная и нежная, романтическая майская сирень запомнилась воинам-освободителям на долгие годы. Это самый популярный цветок Победного мая. Сирень – растение, наделенное особой душой, хранящее память о событиях 1945 года. Каждый год мы встречаем День Победы цветущими кистями сирени, признанной символом Победы в Великой Отечественной войне.

(На фоне 4 слайдов, где главная тема – сирень, ученики читают стихотворение).

Ученик:

 Деревья раскрыли листочки,

Сирень распустила цветы,

И запах пьянящий, волшебный

Нам голову снова вскружил.

Мы сядем под куст сирени

За стол, что на даче стоит.

И в памятный день – День Победы

Немного мы будем грустить.

Ученица:

Весной сорок пятого года

Сирень также буйно цвела.

Сиреневый куст освежает

Нам память, что в сердце жива.

И пусть каждый год расцветает

Сирени бушующий куст –

Он символ Победы Великой

И нежной влюбленности вкус.

Учитель: Сегодня, 1 сентября, на нашем уроке мы создадим образ собственной сирени – символа Великой Победы.

Учитель: Что означает слово «победа»?

Ответы учащихся:

- Успех в бою;

- Достижение в чем-либо;

- Преодоление.

Слайд 5 «Победа» (демонстрация).

Учитель: Какими качествами обладали люди, которые принесли победу своей Родине?

Ответы учащихся:

- Патриотизм;

- Отвага;

- Мужество;

- Героизм;

- Самопожертвование;

- Гражданственность.

Слайд 6 «Качества победителя» (демонстрация).

Учитель обращает внимание учащихся на стенд «Великая Отечественная война: цифры, факты, события», который находится в классной комнате.

Учитель: Ребята, назовите хронологические рамки Великой Отечественной войны?

Ответ учащихся: С 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года.

Учитель: Перечислите города, получивших звание героев?

Ответы учащихся: Москва, Тула, Ленинград, Сталинград (Волгоград), Новороссийск, Киев и т.д.

Учитель по ходу перечисления детьми городов-героев прикрепляет на карте «Великая Отечественная война 1941-1945» звезды, визуально обозначая данные города.

Учитель: В летние каникулы все внимание миллионов болельщиков было приковано к Африке, где проходил чемпионат мира по футболу. Многие из вас тоже его смотрели. Но мне бы хотелось вам рассказать еще об одном футбольном матче, который был сыгран тоже в июне, 22-го, только в 1942 году, в Киеве. Об этой малоизвестной странице войны – «матче смерти» в оккупированном Киеве – позже напишет Владимир Высоцкий: «И в стороне от той, большой, войны еще возможно умереть достойно». Это была победа, пусть не на поле боя, но все же победа.

Популярность футбола в предвоенном Советском Союзе была исключительна. Были и футбольные легенды. Киевский клуб «Динамо». И их главный соперник – московский ЦСКА. Решающий матч между ними за выход в финал общесоюзного турнира должен был состояться в Киеве в воскресенье, 22 июня 1941 года, на новом, только что построенном стадионе …

Киев был захвачен фашистами в сентябре 1941 года. А к весне 1942-го в Киеве оказалось большинство прежних игроков легендарного «Динамо» - кто-то оставался в городе на строительстве оборонительных сооружений, когда фашисты взяли город, кто-то успел уйти на фронт, а там – окружение, плен, побег …

В городе продолжал работать хлебозавод, сюда один за другим устраивались бывшие футболисты. Рядом с заводом находился разрушенный стадион, где собирались «попинать мяч». Команду назвали «Старт». Верили: война закончится, и тогда снова доведется выйти на поле. А потом они получили неожиданное предложение – сыграть с немцами.

За несколько дней до первой игры Миша Свиридовский (играющий тренер), которого почитали за старшего, принес форму – белые трусы, красные майки и красные гетры.

Игры шли одна за другой – наши побеждали. Киев негромко бурлил. Игроков начали вновь узнавать на улицах. Им улыбались, опасливо, на ходу бросая: «Спасибо, ой, дорогие, спасибо!». Ситуация выходила из-под контроля, и гитлеровцы это отчетливо понимали. Просто взять и прекратить матчи, когда динамовцы оставались непобежденными, они не могли – это было бы равносильно бегству с поля боя. Они сами себя загнали в угол.

Против «Старта» выставили команду «Флакельф». В том, что удастся выиграть, фашисты не сомневались. Перед решающей игрой к нашим в раздевалку вошел офицер в гестаповской форме. По-военному категорично, на внятном русском языке отдал приказ: перед началом приветствовать военных летчиков рейха нацистским «Хайль Гитлер!»; матч не выигрывать, иначе – расстрел. В ответ – тишина.

Понимали ли футболисты «Старта», что ждет их в случае победы? Но решение было единогласным: играть по-настоящему. А там будь что будет. И едва выйдя на поле и выстроившись в центральном круге, вместо ожидаемого «Хайль Гитлер!» по отмашке Миши Свиридовского прокричали «Физкульт-привет!».

Встреча двух команд была организована на небольшом стадионе «Зенит», расположенном далеко от центра города. Но, несмотря на расчеты фашистов, киевские болельщики набили стадион до отказа – стояли в проходах, сидели на деревьях. Эта встреча вызвала всплеск патриотизма у советских людей. На стадионе разгорались вовсе не футбольные страсти. Все выглядело так, будто происходит сражение между командами вермахта и Красной Армии …

Немецкие футболисты играли грязно, жестоко. Потерял сознание наш вратарь. К середине первого тайма пропустили три гола. Правда затем два мяча отыграли. В раздевалке перебросились несколькими фразами. Нельзя проиграть на глазах тысяч зрителей: наша линия фронта здесь, на футбольном поле.

5:3. Это была победа!

… Их арестовали утром. В подвалах гестапо футболисты провели 23 дня, вместивших в себя допросы, обвинения, издевательства, угрозы. В пригороде Киева находился один из самых страшных лагерей смерти «Бабий Яр». Здесь футболистов разделили. Ведущих игроков – Трусевича, Клименко, Коротких и Кузьменко – казнили. Остальных отправили медленно умирать от непосильных работ, голода и избиений.

После войны четверо казненных динамовцев были посмертно награждены медалью «За отвагу», а оставшиеся в живых футболисты – медалью «За боевые заслуги».

Учитель демонстрирует слайд 7 «Памятник казненным футболистам в Киеве, 1971 год».

Учитель: В исторических судьбоносных событиях познается человек, его возможности, его характер, духовные силы. Героизм и самопожертвование фронтового поколения во имя Победы является основой нашей патриотической гордости.

Можно  ли действия киевских футболистов назвать подвигом? Ведь их противостояние немцам не происходило на поле боя?

Участие школьников в дискуссии.

Учитель предлагает ученикам составить первую ветвь бумажной сирени, помещенной на доске. Дети, сидящие в  первом ряду, крепят шаблоны своих цветков.

Учитель заканчивает первый блок урока.

Учитель: А как обстояло дело с физической подготовкой ваших сверстников времен ВОВ

Шел 1944 год, третий год войны. В школах Кубани уделяется большое внимание физическому воспитанию детей. Учителя физической культуры работают по программе, позволяющей укрепить здоровье своих учеников. Ведь спорт имеет большое значение, даже если идет война … «Если бы я не был хорошо тренированным спортсменом, никогда бы не выдержал столько воздушных боев и был бы сражен в первые дни войны. Мое крепкое здоровье, высокая степень тренированности организма помогали мне с утра до вечера летать, драться и побеждать» - так отзывался о спорте прославленный летчик, 3 ГСС Александр Покрышкин.

Учитель напоминает ученикам о поездке в музей, посвященный А.Покрышкину, в станицу Калининскую.

Учитель: Каждый вид спорта имеет свою нормативность, которую должен выполнить любой ученик среднего звена. Я предлагаю вам сделать анализ документа, который хранится в архиве школьного музея (дата документа 1944 г.).

Ученики читают документ, высказывают свои точки зрения, сравнивают с нормативами настоящими.

Текст документа:

« 1. Подтягивание на перекладине: юноши – 8 раз

                                                            девушки – 4 раза

2. Бег 100 метров:                              юноши – 13,6 с.

                                                             девушки – 16,4 с.

3. Прыжок в длину с разбега:           юноши – 4 м.

                                                             девушки – 3,5 м.

4. Прыжок в высоту:                          юноши – 116 см.

                                                              девушки – 110 см.

5. Бег на 1000 метров:                        юноши – 4 мин. 15 сек.

                                                              Девушки – 2 мин. 10 сек.»

Учитель: Примечательно, что за период войны было установлено 180 всесоюзных спортивных рекордов, 39 из которых превышали мировые! В первые дни войны была создана «Бригада отважных» из известных мастеров советского спорта. Воины-спортсмены отважно действовали там, где возникала наибольшая опасность, и особенно ценились выдержка, сила, ловкость, смекалка.

Учитель подводит учащихся к окончанию второго блока урока, посвященного теме спорта во время войны, задав вопрос:

Каким образом увековечили память о годах войны благодарные потомки?

Ответы учащихся:

- В книгах, фильмах, музыке.

- Памятники и мемориальные комплексы, которые есть и в Тимашевске.

- Зажгли «Вечный огонь».

Учитель предлагает ученикам составить вторую ветвь бумажной сирени, помещенной на доске. Дети, сидящие во втором ряду, крепят шаблоны своих цветков.

Учитель заканчивает второй блок урока.

Учитель: Какими качествами должен обладать человек, который хочет стать победителем?

 

Ответы учащихся:

- Человек должен понять и определить, что он считает победой.

-  Важно быть настойчивым в достижении цели.

- Только личность может стать победителем.

Учитель: Важно понять, что победитель это не тот, кто стремится исполнить свои желания любой ценой, а тот, кто служит Родине, людям, когда свои личные победы становятся частицами общей победы Отечества.

Вы сказали, что одним из видов памяти является «Вечный огонь». А какой огонь зажжется на территории нашего края в 2014 году?

Ответ учащихся: В городе Сочи в 2014 году зажжется Олимпийский огонь, так как здесь прошли зимние Олимпийские игры.

Учитель: И мы надеемся, что наша страна одержит новую победу – победу в Олимпийских играх!

На нашем уроке присутствует почетный гость – Елена Петровна Тиссина, выпускница нашей школы. Она настоящий победитель! Окончив университет физической культуры и спорта в г. Краснодаре, Елена Петровна стала чемпионом России, Европы и мира по гребле на байдарке и каноэ. А в 2000 году в составе сборной страны стала участником Олимпийских игр в г. Сиднее в Австралии. А еще Елена Петровна - внучка участника Великой Отечественной войны  Каламбета Николая Григорьевича.

Слово предоставляется почетному гостю урока. Ученики активно участвуют в беседе с титулованной спортсменкой, задают вопросы, рассматривают медали соревнований различных уровней.

Тиссина Е.П. проводит мастер-класс ученикам 7 «В» класса, показывая элементы физической зарядки, дети выполняют упражнения совместно с чемпионкой мира.

Учитель: Очень важным для достижения победы является чувство собственного достоинства. Настоящие победители – всегда личности. А без чувства собственного достоинства личности быть не может. Именно оно позволит вам, ребята, правильно оценить свои поступки, сделать все возможное, чтобы не допустить поругания собственной чести: ни собой, ни другими. Важно помнить, что героями называют не только тех, кто участвовал в боях, но и тех, кто трудился на заводах, на колхозных полях ради Победы, тех, кто, находясь в лагерях, в невыносимых условиях ежедневным трудом совершал подвиги, подвиги труда, подвиги выживания, спортивные подвиги, одерживал победы над собой ради Великой Победы. Помните! Победа ваших дедов и прадедов – это и ваша победа в той большой войне, которая закончилась 65 лет назад.

Учитель предлагает ученикам составить третью ветвь бумажной сирени, помещенной на доске. Дети, сидящие в третьем ряду, крепят шаблоны своих цветков. Свой шаблон цветка крепит и гость урока Тиссина Е.П. Символ Великой Победы «расцветает» на доске, дети чувствуют положительные эмоции от выполненной работы.

Домашнее задание: На следующий классный час принести открытки с изображением сирени для дальнейшего их вручения ветеранам Великой Отечественной войны Тимашевска 9 октября 2015 года в связи с празднованием очередной годовщины освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков.

Список литературы и источников:

  1. Методические рекомендации по проведению урока гражданственности и патриотизма «Сирень 1945 года», ГОУ ККИДППО, август 2010 г.
  2. Общественно-политическая газета Тимашевского района «Знамя труда», № 74, 22.06.2010 г.
  3. Сайт ГОУ Краснодарского края ККИДППО (http: // www.idppo.kubannet.ru).
  4. Материалы из архивного фонда школьного музея.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок гражданственности и патриотизма «Кубань моя – степная дочь России», посвященный 70-летию со дня образования Краснодарского края и 215-летию со дня освоения казаками кубанских земель

Цели урока:дать подробную информацию по проблеме освоения кубанских земель черноморскими казаками, оценить роль отдельных личностей в истории заселения Кубани, закрепить и углубить знания об обр...

Урок гражданственности и патриотизма

Внеклассное мероприятие о традициях казачества + викторина....

Презентация к уроку гражданственности и патриотизма

Презентация к классному часу "Новый закон на защите детства"....

Урок гражданственности и патриотизма "Новый закон на защите детства"

Классный час содержит сведения о законе Краснодарского края № 1539....

Классный час. Урок гражданственности "Славное имя твоё - Екатерина"

7 декабря весь православный мир отмечает день святой великомученицы Екатерины. День покровительницы Екатеринодара -Краснодара -особое событие для нашего края. С именем Екатерины тесно связано имя вели...

урок гражданственности. Кубань - моя малая Родина

1. Привить любовь к Родине, малой Родине, воспитывать патриотическое отношение к символам государства и края. 2. Познакомить учащихся с символикой России, Краснодарского края, 3. Историей заселения ...

Урок гражданственности и патриотизма "Сирень 45-го года"

Урок посвящён событиям Великой Отечественной войны. Рассказ учителя и выступления подготовленных учеников помогают перенестись в те далёкие страшные годы и в полной мере ощутить тяжесть военного време...