Классный час. Урок гражданственности "Славное имя твоё - Екатерина"
классный час (история) по теме

7 декабря весь православный мир отмечает день святой великомученицы Екатерины. День покровительницы Екатеринодара -Краснодара -особое событие для нашего края. С именем Екатерины тесно связано имя великой правительницы России - Екатерины II и судьба нашей родной Кубани.Значимость её царствования для судьбы Россиии её вкладом в развитие нашего края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slavnoe_imya_tvoyo_-_ekaterina.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья

с. Ковалёвского Краснодарского края

Урок  гражданственности

«Славное  имя  твоё - Екатерина»

(Кубановедение)

Фрей  Татьяна  Георгиевна,

учитель географии

   Цель: ознакомить учащихся с эпохой правления императрицы Екатерины Великой и тем огромным вкладом, который она внесла в развитие Кубани.

Задачи:

Образовательные:  рассказать об истории появления  на русском престоле императрицы Екатерины Великой, связав эти сведения с её днём ангела по православной традиции, о значимости её царствования для судьбы России и нашего края, способствовать пониманию учащимися исторических событий, адекватного отношения к явлениям и событиям современной жизни.

Коррекционно-развивающие:  способствовать развитию внимания, воображения, памяти  в процессе мероприятия; развивать умение выразить своё отношение к событиям,  историческим фактам; устанавливать причинно-следственные зависимости.

Воспитательные:  воспитывать у учащихся  патриотизм, любовь и уважение к историческому прошлому своей Родины, родного края; вызвать чувство восхищения эпохой правления прославленной  императрицы, её вкладом в развитие нашего края.

Оборудование:

  1. Иллюстрации эпохи правления Екатерины и иллюстрации, отражающие  восстановленные исторические  памятники в Краснодаре (Приложение № 1);
  2. Мультимедийная установка;
  3. Музыкальный центр;
  4. Портреты (Приложение № 2);
  5. Жалованная грамота Екатерины II Черноморскому казачьему войску на Кубанские земли (Приложение № 3).
  6. Карта-схема русско-турецкой войны 1787 – 1791 гг. (Приложение № 4).

Предварительная  работа: В течение месяца учащиеся работали с краевой, районной периодической печатью.

Цель:   1. Сбор и систематизация материала по теме урока.

    2. Адаптация данного материала (с помощью учителя) в виде кратких высказываний по разделам темы.

             

         Ведущий. 7 декабря весь православный мир отмечает день святой великомученицы Екатерины. День покровительницы  Екатеринодара – Краснодара – особое событие для нашего края.

На Кубани всегда чтили имя  этой православной святой, как покровительницы многих благих деяний, образец благочестия  и большой духовной красоты. Со времени своего основания наш город был назван Екатеринодаром в честь святой Екатерины, и с тех пор она остаётся небесной заступницей города. До 1920 года День города Екатеринодара  праздновался именно 7 декабря.

        Ученица: (читает  молитву  святой великомученице Екатерине). О  святая великомученица Екатерино, избранный чистоты сосуде, столпе Православия, надёжная предстательница наша! Молим тя чрез особливаю благодать, еюже предвари тя Жених твой, Сладчайший Иисус: якоже посрамившее прелести мучителя, мудростию твоею пятьдесят ветий победила еси и,  напоивши их Небесным учением, к свету истинныя веры наставила еси, тако испроси и нам оную Божию мудрость, да и мы, расторгнувшее вся козни адского мучителя и презрев мира и плоти соблазны, достойны явимся Божественныя славы и к расширению святыя  нашея православныя веры сосуды достойны соделаемся, и с тобою в Небесной скиний Господа и Владыку нашего Иисуса Христа хвалим и прславляем во вся веки. Аминь.

        Ученица: В конце III века в семье правителя Александрии Египетской родилась девочка, которую назвали Екатериной, что в переводе с греческого означает: «всегда чиста». Екатерина, наделенная пытливым умом, изучала труды языческих философов, математику, медицину, знала несколько языков. Умная, знатная, необыкновенной красоты девушка. Многие богатые женихи просили ее руки. Но Екатерина гордо заявила, что отдаст свое сердце лишь тому, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости.

Мать, заботясь о судьбе дочери, упросила побеседовать с ней старца-монаха. Старец сказал Екатерине, что знает Жениха, который превосходит ее во всем, ибо «красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет всем созданием, богатство Его разливает» по всему миру, а высота рода Его неизреченна». Девушке захотелось увидеть необычного Юношу. А монах дал ей икону Божией Матери с Богомладенцем на руках и велел молиться. Екатерина благоговейно молилась всю ночь и удостоилась видеть Матерь Божию, которая просила сына посмотреть на коленопреклонённую пред ними Екатерину. Но младенец отвратил Свой Лик от Екатерины, сказав, что не может смотреть на нее, ибо она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения незапечатленный печатью Духа Святого.

В глубокой печали пришла девушка к старцу-молитвеннику, и он научил ее вере Христовой, Крестил и заповедал хранить целомудрие.

И вновь Екатерине было видение Пресвятой Богородицы с Младенцем, теперь Богомладенец ласково взглянул на нее и дал ей перстень, обручив ее Себе. Когда видение закончилось, и девушка пробудилась, на руке ее светилось кольцо—дар Небесного Жениха. Вскоре в Александрию прибыл император Максимиан, он приказал устроить праздник, на котором перед языческими богами приносились в жертву животные и даже люди: на смерть в огне обрекали исповедников Христа, не отступивших от Него под пытками.

Екатерина, забыв осторожность, стала обличать царя и призвала его уверовать в Единого Истинного Бога. Мудрая убедительная речь девушки поразила императора, и он пригласил 50 философов для опровержения ее веры. Но будущая мученица, осведомленная в языческих науках, обратила философов к вере во Христа, как Господа, Искупителя и Судию. Видя это, Максимиан приказал сжечь ученых, а Екатерину соблазнить богатством и славою. Получив гневный отказ, он подверг юную христианку жестоким пыткам: ее били воловьими жилами, терзали колесами с шипами, однако колесо разрушилось, а Екатерина осталась непреклонной. Видя это, народ, пришедший на казнь, воскликнул: «Велик Бог христианский!». Разъяренный царь приказал отсечь мученице голову. И опять на виду у людей свершилось чудо: Ангелы подняли мощи Святой и перенесли на гору Синай.

         Ведущий: С именем Екатерины тесно связано имя великой правительницы России - Екатерины II и судьба нашей родной Кубани.

Что мы знаем об императрице, даровавшей земли черноморцам, а также имя казачьему граду?

Все началось с того, что российская императрица Елизавета Петровна решила подыскать невесту своему племяннику - будущему императору Петру III.

Екатерина кровями принадлежала королевским домам Швеции, Пруссии и Англии. На Екатерину, девочку из голштинского семейства, маленького немецкого княжества, указали Елизавете Петровне как на возможную невесту наследника престола - мол, другая, крупного династического происхождения невеста, пожалуй, не будет оказывать должного послушания и почитания императрице и своего мужа и русского народа.

Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость. В те годы она была еще не Екатерина Великая, а София Августа Фредерика, принцесса Анхальт - Цербстская.

В 1744 году она была вызвана с матерью в Россию, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и объявлена невестой великого князя Петра Федоровича, с которым обвенчалась в 1745 году шестнадцати лет от роду. После крещения Екатерина никогда не праздновала собственный день рождения - только день ангела по православной традиции.

Петр был на год старше, он оказался инфантильным, слабым, дурно воспитанным. Несмотря на то, что личная жизнь складывалась неудачно, Екатерина, что называется, выезжала на своем характере, поставив цель завоевать расположение императрицы, своего мужа и русского народа.

«Царствовать или умереть» - эту фразу шестнадцатилетняя будущая императрица записала в своем дневнике, только приехав в Россию. Тогда еще никто не слышал в робких шагах - грозную поступь императрицы. В скромном маленьком хрупком теле с голубыми глазами и пушистым нимбом волос таилась колоссальная взрывная сила. Это была главная черта Екатерины Алексеевны.

После смерти Елизаветы Петровны Петр III вступает на престол. Первое его действие - заключение мира с Пруссией - свело на нет результаты побед русских войск в Семилетней войне. В течение шести месяцев его правления (1761-1762) отношения Екатерины с мужем продолжали ухудшаться, став явно враждебными. Возникла угроза ее ареста и возможной высылки...

Екатерина тщательно готовила заговор, опираясь на своих сторонников при дворе. В ночь на 28 июня 1762 года, когда император находился в Ораниенбауме, Екатерина тайно прибыла в Петербург и в казармах Измайловского полка была провозглашена самодержавной императрицей. Вскоре к восставшим присоединились другие полки. Весть о восшествии Екатерины на престол была с восторгом встречена петербуржцами. Для предупреждения действий свергнутого императора были посланы гонцы в армию и в Кронштадт. Сама императрица во главе гвардейских полков выступила в Петербург и по дороге получила письменное отречение Петра от престола.

Что приобрела Россия с приходом на престол Екатерины? Список государственных деяний Екатерины неправдоподобен, столько свершений вместил в себя ее 34-летний «славный век», как назвал его Пушкин.

Россия, которую Екатерина Великая вырвала из рук слабоумного мужа, и Россия, которую она хотела завещать внуку, словно были две разные страны. Упадок и подъем. Разброд и расцвет. Истерика и величественный покой. Беззаконие и жизнь по правилам. Таким видится блестящий век Екатерины с высоты XXI века.

Что приобрела  Россия за 34 года, правления  Екатерины, которые назвали целой эпохой?

           Ученик. Первое. Укрепление державы, Российская империя достигла такого влияния и могущества, что, по меткому выражению современника, «без ее дозволения в Европе ни одна пушечка выпалить не смела».

           Ученица. Второе. Итоги царствования Екатерины поражают даже сегодня. Население страны увеличилось почти вдвое (19 до 36 млн.).

Никогда больше в России такими темпами не строились города. За три десятилетия -144 города! Государственная казна «потяжелела» в четыре раза.

Россия производила чугуна и железа в два раза больше, чем Англия - мировой экономический лидер того времени.

Впервые в России хлеба стало вдоволь настолько, что его стали продавать на экспорт. «Второй хлеб» - картошка - прижился в России благодаря заботам императрицы.

И без того немалая территория государства увеличилась почти на четверть. Екатерина сделала то, чего не смог Петр. Если он прорубил «окно в Европу», то Екатерина настежь распахнула «двери на Юг». Именно тогда Черное море, которое с древности называли Русским, вновь и теперь уже навсегда стало пределом государства Российского.

Причем наше Отечество впервые приросло плодородными южными землями. Так страна приобрела свою главную житницу.

Россия отвоевала Кубань, Крым, все побережье Черного моря. Утвердилась на Балтийском море, на Дальнем Востоке, в Сибири и на Аляске. Под крыло императрицы добровольно попросилась Осетия. А позже - Грузия. И только это спасло ее население от истребления.

Именно Екатерина, наконец, вернула все исконные славянские земли (Белоруссии и Западной Украины) и объединила братские народы.

Сама императрица с гордостью говорила, что все приобретенные территории и победы составляют для России то приданое, которое она не привезла с собой, будучи бедной немецкой принцессой.

          Ученик. Третье. Был создан героический Черноморский флот, легендарный Севастополь - «гордость русских моряков» - и непобедимая армия, которая стала сильнейшей в Европе.

За три десятилетия Россия одержала около 100 крупных побед на суше и на море и не потерпела ни одного серьезного поражения.

При Екатерине боевые действия никогда не велись на территории самой России! Императрица ни разу не объявляла войну первой - всегда только отвечала на агрессию. Но отвечала так, чтобы впредь неповадно было!

Все ее войны с Турцией, главным тогда соперником России, окончились блестящими победами. Даже прусский король Фридрих Второй, которого нельзя упрекнуть в любви к России, так как он не раз был бит русской армией, признавал: «Средиземное море, покрытое русскими кораблями, и Константинополь, трепещущий при виде русского флота, будут вечным памятником величия вашей славы и блеска вашего царствования».

В отличие от многих наших правителей - воинов Екатерина управляла с умом и пользой.

         Ученица. Ее реформы коснулись практически всех сфер жизни русского общества и государства. И всегда были по-немецки педантично выверены и по-русски  широко, масштабно воплощены в жизнь. При этом во главу угла она ставила не женскую прихоть, не частные или сословные интересы, а благо страны и ее народа.

Именно Екатерина положила конец позорной практике захвата и продажи русских в рабство.

К годам екатерининского правления на каждом шагу применимо слово «впервые»! Вот лишь несколько примеров.

         Ученик. Была проведена эффективная финансовая реформа и впервые введены бумажные деньги.

          Ученица. При Екатерине медицина впервые стала делом государственным. В каждом городе были открыты аптека и больница, по всей России императрица заставила принимать меры борьбы с заразными болезнями.

Тоже уникальный факт - именно она положила начало вакцинации. Одной из первых не только в стране, но и в Европе сделала себе и сыну Павлу прививки, от оспы. Ни один другой монарх просвещенных европейских государств на это не решился.

Насколько мудрой была Екатерина, силой насаждая медицину, всего лишь через два года показала другая страшная эпидемия. Прокатившаяся по стране чума только в Москве унесла более 100 тысяч жизней.

        Ученик. Екатерина положила начало заботе государства о сиротах, инвалидах и стариках. Впервые создала органы попечения, бесплатные народные училища и сиротские дома. Доступ в школы впервые получили беднейшие слои населения.

И здесь Екатерина II завершила дело Петра I - создала систему общего образования, которая в своей основе сохранилась до наших дней. Она поставила знак равенства между обучением и воспитанием. Сама императрица говорила: «Корень всему злу и добру - воспитание».

Несмотря на то, что Екатерина II родилась в маленьком немецком княжестве, по делам и стремлениям своим она стала самой русской из российских правителей.

         Ученица. Екатерина II  не просто полюбила новую родину, от души приняла православие и выучила русский язык.

Свой искренний патриотизм она доказывала каждый день. Очень любила носить русские сарафаны и кокошники. Собирала и пела народные песни.

Удивительно, но даже самую русскую традицию пить чай с медом у самовара ввела Екатерина.

Сравнивая правление Петра I и Екатерины II, князь Вяземский заметил: «Как странна наша участь: русский силился сделать из нас немцев, а немка хотела переделать нас в русских». И она этого добилась!

         Ученик. В течение всей жизни императрица ревностно стремилась к тому, чтобы слова «Россия» и «русские» произносились соотечественниками с гордостью, а иностранцами - с уважением.

И сделала для этого как никто много. Даже слово «Родина», с легкой руки поэта Державина впервые появилось именно при ней. Оно стало символом отношения к своему Отечеству.

Именно Екатерина II сделала национальной идеей путь к великому будущему России. А начала с главного - укрепления русского языка и культуры. Основала академию по изучению русского языка, первую публичную библиотеку и первый публичный театр, знаменитый Эрмитаж.         Екатерина II   строила церкви и соборы, их золотые купола украсили российские города.

Мудрая государыня замечала, что крепость государства не в охране границ, а в укреплении семьи. Она подчеркнула это даже в знаменитой Жалованной грамоте  казакам - черноморцам на кубанские земли.

          На экране иллюстрация восстановленного исторического  памятника Екатерине II.

         Ученица.  О памятнике императрице Екатерине II. (скульптор М.О. Микешин). Памятник Екатерине II был открыт в мае 1907 года. Открытие и освящение было приурочено к войсковому кругу и дню рождения императора Николая II.

Впервые вопрос о сооружении памятника был поставлен в 1888 г.  Е. Д. Фелицыным. На запрос войсковой администрации  относительно скульптора первым откликнулся М. О. Микешин, согласившийся удовлетворить «патриотические желания доблестного кубанского казачества». В 1985 году  Микешин изготовил модель памятника, но 19 января 1896 он умер. Сооружение памятника было закончено скульптором Академии художеств Б.В. Эдуардсом под непосредственным наблюдением особой войсковой строительной комиссии. Идея памятника, долженствовавшего, по мысли Микешина, наглядно представлять историю Кубанского казачьего войска, была воплощена в следующих  формах.

На высоком цоколе из прекрасного пятигорского известняка положено большое круглое основание из шести слоев разных пород сердобского гранита. На нем укреплен пьедестал, служащий как бы подножием фигуре императрицы: это трехгранная призма из гангеутского гранита, с кронштейнами, орнаментами и розет ками. На этом постаменте возвышалась фигура Екатерины II в царственной порфире, со скипетром и державой в руках. На выступающем карнизе, из-под золоченой короны, ниспадал длинный папирус, или хартия, из белого никеля - на нём золотым выпуклым шрифтом помещен полный текст Жалованной грамоты Екатерины II от 30 июня 1792 года. У подножия Екатерины II бронзовые фигуры князя Григория Потемкина, первого кошевого атамана Сидора Белого, войскового судьи Антона Головатого, кошевого атамана 3ахара Чепеги. Под грамотой надпись золочеными церковно-славянскими буквами: «Императрице Екатерине II в царствование Николая II"; ниже на медной доске: «От благодарного и верного Кубанского казачьего войска 1896». Справа и слева пьедестала перечень главнейших сражений казачьего войска с датами. С задней стороны пьедестала помещены бронзовые фигуры слепого кобзаря (в нем воплощен образ великого украинского поэта Т. Г. Шевченко) с бандурой в руках и мальчика - поводыря. Под ними - текст песни, сложенной Антоном Головатым ("Ой, годы ж нам журытися, пора перестаты...") По нижнему цоколю вокруг пьедестала были выбиты имена всех атаманов с датами их атаманства, а позади статуи князя Григория Потемкина изображены войсковые регалии.

19 сент. 1920 Кубано-Черноморский ревком на основании декрета Совнаркома "О памятниках республики" от 12 апр. 1918 "боевым приказом" за № 1682 распоря дился убрать памятник к годовщине октябрьской революции. Через четыре дня (23 сент.) приступили к разборке памятника. Учитывалось, что он, как произведение искусства одного из выдающихся скульпторов России и как художественное произведение, должен быть сохранен для музея и "разобран по возможности без всяких повреждений". Однако на практике встретились непредвиденные обстоятельства: рабочие, нанятые для этой цели, "категорически отказались принимать участие в разрушении памятника Екатерине II, несмотря на предложенную хорошую оплату труда". Тем не менее, 4 ноября "боевой приказ" был выполнен и разобранный памятник помещен в Кубанском археологическом музее. Через 11 лет (7 окт. 1931) новая комиссия в составе инспектора РКИ, представителя гороно, заведующий  археологическим музеем и представителя "Металлолома" нашла, что памятник "не представляет ни исторической, ни художественной ценности и должен быть использован как металлолом (бронза)".   24 октября Краснодарский склад Гострестметаллолом дал справку представителю музея в том, что от него принято лома статуйного - 8445 кг и пушка бронзовая - 280 кг.

8 октября 2006г. состоялось торжественное открытие восстановленного памятника императрице Екатерине II.

         Учитель: Сегодня мы  постарались прикоснуться к заветным страницам нашей истории, когда говорили об эпохе правления императрицы Екатерины Великой и о том огромном вкладе, который она внесла в развитие нашей Родины и нашего края. Сейчас нам предстоит ответить на вопросы викторины и ещё раз вспомнить самые главные вехи правления Екатерины.

Викторина проводится в режиме блиц игры,  предполагающей короткие ответы-суждения на  заданный вопрос. Вопросы были заранее озвучены и записаны на электронный носитель.

Викторина к уроку гражданственности «Славное имя твоё – Екатерина».

            Что означает в переводе с греческого языка имя Екатерина?

            Назовите основные черты характера дочери правителя Александрии                       Египетской?

            Почему младенец с иконы Божией Матери отвратил Свой Лик с коленопреклоненной пред ним Екатерины?

            Когда Богомладенец ласково взглянул на Екатерину и дал ей перстень, обручив её себе?

            Каким суровым испытаниям и за что была подвержена Екатерина?

            Имя  какой великой правительницы России тесно связано с именем святой Екатерины?

            Почему Елизавете Петровне указали на Софию Августу Фредерику, принцессу Анхальт-Цербстскую как на возможную невесту  наследника престола?

            Какую фразу записала в своём дневнике  шестнадцатилетняя будущая  императрица, только приехав в Россию?

            Почему Пушкин А.С. назвал её 34-летнее  правление «славным веком?»

            Что  сама императрица с гордостью считает своим приданым?

            Что вы можете сказать о  боевых действиях на территории России во время правления Екатерины II?

            Какое слово применимо на каждом шагу Екатерининского правления?

            Какое дело Петра I в области образования завершила Екатерина II?

            Как Екатерина II доказывала свой искренний патриотизм?

            Что отметил князь Вяземский, сравнивая правление Петра I и Екатерины II?

            Какое слово с лёгкой руки  поэта Державина появилось впервые именно при Екатерине Великой?

            Что Екатерина II  сделала  национальной идеей России?

            В чём мудрая государыня замечала крепость государства?

( Подводится   итог викторины.) 

 Учитель: Перелистывая страницу за страницей исторического прошлого нашей Родины, мы постарались быть сопричастными к тем событиям,  которые происходили несколько веков тому назад. Мы услышали интересную историю  появления на русском престоле императрицы Екатерины Великой,  о непреклонности веры великомученицы  Святой Екатерины,  покровительницы Кубани. Учились быть патриотами,  любить и уважать свою Родину, быть верными сынами и дочерьми своего Отечества. Мы восхищались непреклонным мужеством Святой Екатерины, до конца стоявшей за свою веру. Ощущали себя благодарными потомками, когда узнали о возрождении исторического памятника Екатерине Великой.

Все ученики  проявили интерес при  подготовке и проведении урока гражданственности, и каждый принял  посильное участие. Приятное  впечатление произвели  ваши содержательные и последовательные  высказывания, обоснованные ответы на вопросы викторины. Для награждения приглашаются учащиеся …           (Награждение)

            Литература

  1. Хачатурова Н.А. и др. История Кубани в рассказах и иллюстрациях – Краснодар, 2002.
  2. Мирук  М.В. Введение в историю Кубани. – Краснодар, 2000.
  3. Ратушняк В.Н. Родная Кубань. – Краснодар, 2004.
  4. Трёхбратов Б.А. Новая история Кубани. – Краснодар, 2001.
  5. Кваша В.П. История Кубани – Краснодар, 1997.
  6. Краевая, районная периодическая печать.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Художественная культура при Екатерине

В план- конспект вошел материал о великих портретистах эпохи Екатерины Великой....

Методическая разработка урока истории по теме "Екатерина II. Личность и эпоха"

Екатерина II - одна из самых известных личностей российской истории. Императрица, немка по происхождению, но русская душой, немало сделавшая для усиления Российского государства и наведения в нем поря...

Урок истории "Внутренняя политика Екатерины II" 7 класс

Урок истории по теме "Внутренняя политика Екатерины II" в 7 классе. Урок построен с использованием приемов  технологии  развития критического мышления: инсерт, кластер, ПОПС - формула и др....

Урок православной культуры "Твоё святое имя"

Урок ПК на тему «Твоё святое имя» (посвящен преподобному Сергию Радонежскому)...

Урок мужества «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» посвящённый Дню неизвестного солдата

laquo;Достаточно мгновения, чтобы стать героем,Но необходима целая жизнь,Чтобы стать достойным человеком…» Урок мужества «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен», п...

Классный час "Я славлю имя твоё,мама!"

Цель: Поддержать бережное отношение к женщине – матери, укрепление устоев значимости семьи и роли матери. Воспитание чувства преданности к матери ее значимости в семье. ...


 

Комментарии

Урок воспитывает у учащихся патриотизм, любовь и уважение к историческому прошлому своей Родины, родного края; вызывает чувство восхищения эпохой правления прославленой императрицы.