Урок истории "Внутренняя политика Екатерины II" 7 класс
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Кулькова Ирина Васильевна

Урок истории по теме "Внутренняя политика Екатерины II" в 7 классе. Урок построен с использованием приемов  технологии  развития критического мышления: инсерт, кластер, ПОПС - формула и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_7_klass.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  Внутренняя политика Екатерины II

Тип урока: изучение нового материала с использованием приемов технологии развития критического мышления.

Цель урока: Изучение личность Екатерины II, ознакомление учащихся с  ее  преобразованиями.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с  историческим  портретом  Екатерины II; познакомить с предпосылками, содержанием с общей характеристикой внутренней политики; выявить причины противоречивого характера и причины ужесточения  внутренней политики Екатерины II, определить сущность «просвещенного абсолютизма»,  показать роль дворянских привилегий;

2.Продолжить работу по формированию умений работать с учебником, историческими источниками, создать условия для:  развития логического и образного мышления; формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности.

3.Создать условия для: воспитания чувства коллективизма, патриотизма; совершенствование работы в парах и группе.

Межпредметные связи – Всеобщая история   «Французские просветители XVIII века», «Великая французская буржуазная революция»; обществознание «естественное право», «естественный договор», «разделение властей»; литература « А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».

Основные понятия: «просвещенный абсолютизм», секуляризация, монополия, межевание».

Даты: 1762 – 1796 гг. – царствование Екатерины II,  1767 г. – созыв Уложенной комиссии, 1775 г. – губернская реформа, 1785 г. – «Жалованная грамота дворянству», «Жалованная грамота городам».

Средства обучения: компьютерная презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Структура   урока

  1. Стадия  вызова

Мотивация к уроку Учитель задает вопросы к теме урока:  когда закончилась эпоха Дворцовых переворотов?  Кто пришел к власти? Ее называли Великой, она управляла страной 34 года – целая эпоха. Имела ли она законные права на престол?

Как вы думаете,  о чем сегодня на уроке поедет речь? Что мы должны выяснить исходя из темы урока?

          Екатерина II

  1. Стадия осмысления (реализации)

К этому уроку было задано индивидуальное опережающее задание «Происхождение и начало царствования императрицы Екатерины II». Рассказ сопровождается показом слайдов презентации. В ходе прослушивания учащиеся размышляют над проблемным вопросов «Почему немецкой принцессе удалось удержаться на российском троне?» Непродолжительные по времени сообщения учащихся формируют навыки связной выразительной речи, которая находит эмоциональный отклик у слушателей, тренирует навыки публичных выступлений. Работая в парах учащиеся выявляют особенности внутренней политики Екатерины II, заполняя таблицу в рабочей тетради с помощью учебника на странице 170-171. Учащиеся выявляют факторы, определяющие либеральные стороны и факторы, определяющие репрессивное начало  внутренней политики Екатерины II.  В ходе данной работы ребята самостоятельно пытаются сформулировать понятие «просвещенный абсолютизм». Работа в парах предполагает развития умения договариваться, искать компромисс, разъяснение непонятого  материала, устранение пробелов в знаниях. Для непосредственного знакомства реформами Екатерины II,  организуется групповая работа.  В группах используются приемы технологии критического мышления – кластер, инсерт, ПОПС – формула. Класс делится на четыре группы по 5 человек. Первая группа составляет кластер  о политике Просвещенного абсолютизма, вторая – расскажет об Уложенной комиссии с помощью ПОПС – формулы, третья – расскажет о привилегиях дворянства, используя прием кластера, четвертая - губернская реформа (прием инсерт). Группы отчитываются о проделанной  работе, причем, ребята знают, что работа группы будет оценена выше, если выступит каждый член группы. Первичное закрепление изученного, также проходит в группах. Учащиеся отвечают на тестовые задания. Руководители групп оценивают работу каждого члена своей группы. Учитель подводит итог урока, возвращаясь к схеме, ученики отвечают на вопросы, поставленные в начале урока.  

  1. Стадия рефлексии

 Учитель задает вопросы: что вы узнали, что вам было известно, что удивило и появились ли вопросы?

Дифференцированное домашнее задание: учащиеся «5» – написать эссе на тему «Немка на троне или Великая государыня», учащиеся «4» вопросы и задания к документам с.177 учебника, учащиеся «3» - задания в рабочей тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории "Внутренняя политика Николая I"

Раскрыты достижения Сперанского в подготовке единого свода законов, решение крестьянского вопроса по реформе Киселёва, а также реакционная деятельность Бенкендорфа и Уварова....

Урок истории. Внутренняя политика ИВАНА III.

Урок-путешествие для учащихся средней школы....

«Внутренняя политика Екатерины II после Пугачевщины. Екатерина II в Коломне» (История России, 7 класс)

Методическая разработка урока "Внутренняя политика Екатерины II после Пугачевщины. Екатерина II в Коломне". (История России, 7 класс)Знакомит учащихся с основными направлениями внутренней политики Ека...

Урок истории: "Внутренняя политика в 1725 - 1762 гг."

Урок истории: "Внутренняя политика в 1725 - 1762 гг."...

Конспект урока истории 7 класс. Внутренняя политика Екатерины II

Тема. Внутренняя политика Екатерины II Цель. Формирование знаний  о предпосылках  и  содержании внутренней политики Екатерины II.Формирование умения давать общую характеристику вну...

Презентация по истории "Внутренняя политика Екатерины II"

Презентация к уроку по истории "Внутренняя политика Екатерины II"...

Разработка урока по истории "Внутренняя политика Екатерины II"

Разработка урока по истории "Внутренняя политика Екатерины II"...