Главные вкладки

    «Внутренняя политика Екатерины II после Пугачевщины. Екатерина II в Коломне» (История России, 7 класс)
    учебно-методический материал по истории (7 класс) по теме

    Шевченко Екатерина Евгеньевна

    Методическая разработка урока "Внутренняя политика Екатерины II после Пугачевщины. Екатерина II в Коломне". (История России, 7 класс)

    Знакомит учащихся с основными направлениями внутренней политики Екатерины II после Пугачевского восстания, а также результатами    ее поездок по стране и посещения, в частности,  Подмосковной Коломны.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_ekaterina_ii.docx34.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока учителя МБОУ СОШ № 14 г. о. Коломна

    Шевченко Екатерины Евгеньевны

    «Внутренняя политика Екатерины II после Пугачевщины.             Екатерина II в Коломне». (История России, 7 класс)

    Цель: познакомить учащихся с основными направлениями внутренней политики Екатерины II, а также результатами    ее посещения нашего города.

    Задачи:

    - научить детей давать оценку внутриполитической деятельности Екатерины II, определять положительные и отрицательные последствия ее правления;

    -средствами исторического краеведения, способствовать патриотическому, гражданскому, нравственному воспитанию школьников.

    Тип урока - комбинированный.

    Оборудование:

    - учебник Черникова Т. В. История России. 17 – 18 века 7 кл.  Дрофа, 2011.

    - компьютер;

    - диск с презентацией;

    - мультимедийный проектор;

    - экран;

    - портреты Екатерины II, М. Ф. Казакова, Г. А. Потемкина, открытки с видами Коломны.

    - карта «Российская империя во 2-й половине 18 века»

    Эпиграф: «Таков неизбежный закон, что ошибка идет всегда следом за истиной» Екатерина II

    План:

    1. Проверка Д/З.

    2. Губернская реформа 1775 г.

    3. Экономическая политика.

    4.Жалованные грамоты:

    а) дворянству (1785);

    б) городам (1785);

    в) самостоятельная работа.

    5. Путешествия Екатерины II по России:

    а) Екатерина II в Коломне (1775 г.), М. Ф. Казаков;

    б) «Потемкинские деревни» (1787 г.).

    6. Домашнее задание.

    7. Итоги урока.

         Здравствуйте, ребята! Сегодня мы знакомимся с внутренней политикой Екатерины II после Пугачевского бунта. Мы узнаем о том, как она укрепляла самодержавную власть уже после того, как расправилась с Пугачевым и его   товарищами, считая его разбойником, а не выразителем чаяний простого народа. Мы узнаем о том, как она способствовала развитию капитализма в России, дала Жалованные грамоты дворянству и городам, провела Губернскую реформу и совершила несколько поездок по стране, в том числе, посетила наш город.

         Итак, сегодня 8-й урок большой темы «Россия в 1725 – 1801 годах». У нас еще 6 уроков до ее окончания, написания итоговой работы и расставания с этим курсом и учебником. Садитесь, пожалуйста. Сидите прямо, следите за осанкой.

    1. Проверка домашнего задания

         Итак, я прошу вас сейчас, выйдя к карте, рассказать о Пугачевском восстании. Вам дома надо было доделать таблицу «Ход Пугачевского бунта» на основе материала п.36. Прошу вас сейчас рассказать о том, что у вас получилось. Вам также необходимо было выучить причины Пугачевского восстания и причины его поражения. После того, как вы ответите на основные вопросы, я бы хотела услышать тех, кто попробовал ответить на дополнительные вопросы, а именно: движение Пугачева – это восстание, бунт или крестьянская война? И второй вопрос: каковы черты сходства и черты различий Пугачевского и других народных движений? Кто готов ответить на основные вопросы, прошу поднять руку. А тех, кто знает ответы и на дополнительные вопросы, я прошу встать.

    (Ответы детей)

         Екатерина II, конечно, была страшно напугана и обижена на то, что в России поднялось такое мощное движение, каким стало Пугачевское. Вообще, Екатерина II была убежденной противницей крепостного права, считая его антигуманным и противным самой природе человека. В ее бумагах сохранилось немало резких высказываний по этому поводу, а также рассуждений о различных вариантах ликвидации крепостничества. Однако сделать что-либо конкретное в этой области она не решалась из-за вполне обоснованной боязни дворянского бунта и очередного переворота. Вместе с тем, Екатерина II была убеждена в духовной неразвитости русских крестьян и потому в опасности предоставления им свободы, считая, что жизнь крестьян у заботливых помещиков достаточно благополучна. Но вы уже знаете, что время не стоит на месте, и, конечно, для развития капитализма, как воздух, был необходим рынок свободной наемной рабочей силы.

    1. Губернская реформа

         Что же Екатерина II посчитала нужным сделать для укрепления своей власти, для сохранения незыблемых основ самодержавного строя? В 1775 году она, желая усилить местную власть, дабы та могла лучше обеспечивать порядок в стране, решила провести Губернскую реформу.

         В учебниках у вас открыта стр. 202, пункт 1 п.37, а в тетради вы выписываете, что изменилось в ходе этой реформы. (3 минуты) Кто уже закончил, прошу встать.

         Что получилось?

    (Ответы детей)

         Запишите себе то, чего у вас не хватает.

    В ходе областной реформы увеличилось число городов, многие села получили статус города и свой уезд. Так в России появилось 216 новых городов.

         Губернская реформа, в целом, значительно укрепила власть на местах и, при этом, расширила привилегии высшего сословия. Данное административно-территориальное деление страны сохранилось, практически в неизменном виде, вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

    1. Экономическая политика

         Следующий вопрос внутренней политики – экономический. В 1775 году была дарована свобода предпринимательства. Был издан Манифест о свободном заведении любых промышленных предприятий. Еще в 1762 году Екатерина II упразднила торговые и заводские монополии. А от иностранных конкурентов купцов и заводчиков защищали протекционистские таможенные тарифы.

         Итак, что же получили торговцы и фабриканты по Манифесту о свободе предпринимательства? Пункт 2, стр. 204, найдите ответы в тексте! Кто уже выписал, поднимайте руки.

    (Ответы детей)

         В результате очень многие предприимчивые люди взялись за дело. Начался подъем российской торговли и промышленности. С середины и до конца 18в. производство чугуна выросло в 5 раз, и Россия вышла на 1 место в мире (центром металлургии становится Урал).        Значительная часть парусов на кораблях, бороздивших все океаны мира, была сделана из русского полотна. У нас, в Коломне, число купцов возросло с 534 в 1769 г. до 1224 в 1775 г. В 1782 г. в Коломне было уже 95 заводов и 5 фабрик. На предприятиях стали все больше использовать труд наемных работников, ими стали так называемые крестьяне – отходники, т.е. те, кто был отпущен своим хозяином на денежный оброк. Запишите, пожалуйста, в тетрадь определение: отходник – крепостной крестьянин, отпущенный своим хозяином на денежный оброк и вынужденный наниматься на фабрику или завод.

    1. Жалованные грамоты

         Период правления Екатерины II часто называют «золотым веком дворянства». Сегодня вы попытаетесь доказать, действительно ли это так. Скажите, пожалуйста, какой документ был издан Петром III в 1762 году, а затем подтвержден Екатериной II в 1764 г.?

    (Ответы детей:

    в 1764 г. Екатериной II был подтвержден Манифест Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»)

         Что получали дворяне по этому документу?

    (Ответы детей:

    -    возможность уйти в отставку в любое время;

    -    уезжать за границу;

    -    вообще не служить, жить в городе или в имении;

    - служить у иностранных правителей, с последующим сохранением полученного звания в   России;

    -    отмена телесных наказаний;

    -    право лично обращаться к императрице c прошениями и жалобами.)

          а) дворянству

         Екатерина II мечтала о том, чтобы в России сложились сословия, наподобие западноевропейских, при этом, государство могло бы, по- прежнему, опираться на дворян, но и купцы, нарождающаяся буржуазия не стали бы революционным классом, как, например, во Франции.

         Для этого в 1785 г. были окончательно оформлены сословные права дворян и купцов, была издана «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» и Жалованная грамота городам. Подтверждалось освобождение дворян от обязательной государственной службы. Дворяне не подлежали телесным наказаниям. Судить их мог только дворянский суд. Уголовное преступление, совершенное дворянином, не влекло за собой конфискации его имущества, оно переходило по наследству. Права дворян распоряжаться своими имениями, не платить податей, владеть крепостными также были закреплены в Жалованной грамоте. Новым шагом на пути подчинения дворянскому контролю всех дел местного управлений явилось введение выборных предводителей дворянства в губерниях и уездах.

         б) городам

         Одновременно была издана Жалованная грамота городам. Купцы получили более широкий доступ к городскому самоуправлению, освобождение от подушной подати и рекрутской повинности. Уступки буржуазным элементам сочетались с сохранением господствующей роли дворянской администрации губерний и уездов.  

         в) самостоятельная работа                                                 

         Сейчас вас ожидает самостоятельная работа с текстом Жалованной грамоты дворянству и учебником (п.3, п. 37, стр. 205). Вам необходимо, прочитав отрывки из текста Жалованной грамоты дворянству ответить на вопрос: Почему время Екатерины II называют «золотым веком» дворянства? Свой ответ обоснуйте, используя отрывки из Жалованной грамоты дворянству.

         Затем, из пункта 3, п. 37(стр. 205) вам необходимо выписать те преимущества, которые получали купцы, банкиры и прочая городская верхушка по Жалованной грамоте городам.

         И наконец, для тех, кто сделает все быстрее других, есть еще один дополнительный вопрос: известно, что Екатерина II размышляла о Жалованной грамоте крестьянам, как вы думаете, почему эта грамота так и не увидела свет?

         У вас 5 минут, кто закончит раньше – встает, кто готов попытаться ответить и на дополнительный вопрос, тот поворачивает голову налево – направо.

         Время вышло, положите ручки. Проверяем вашу работу.

         Итак, мы, в очередной раз, видим, что у Екатерины II было неоднозначное отношение к крепостному праву: с одной стороны, понимание того, что оно, во-первых, антигуманно, во-вторых, тормозит развитие буржуазных отношений в стране; с другой стороны, дворянство категорически не воспринимало даже разговоров об этом. А ведь Екатерина II прекрасно помнила, что именно представители дворян, т. е. гвардия, помогли ей совершить переворот и взойти на трон в 1762 г. А значит, следует править так, чтобы они были довольны, иначе можно получить новый заговор, новый переворот…

         Вот так и получалось, что императрица, заявлявшая о своей приверженности политике «просвещенного абсолютизма», поступала жестко, консервативно. Но так складывалась политическая ситуация, а сама Екатерина II в таких случаях разводила руками и произносила свою знаменитую фразу: «Таков неизбежный закон, что ошибка идет всегда следом за истиной»

    1. Путешествия Екатерины II по России

         Чтобы лучше узнать свою страну, поближе познакомиться с тем, как она развивается, с какими проблемами, трудностями сталкивается, посмотреть новые, только что присоединенные территории, узнать настроения на местах, Екатерина II   совершила несколько поездок по России. Причем, следует отдать честь мужеству этой женщины, когда, уже в немолодом возрасте, она отправлялась в путешествия не на самолете или, хотя    бы, поезде, как современные политики, а на лошадях, да по плохим русским дорогам.

         а) Екатерина II в Коломне (1775 г.) М. Ф. Казаков

          Первая значительная поездка была совершена Екатериной II в 46-летнем возрасте в 1775 г. Как вы помните, в этом году было жестоко подавлено восстание Е. Пугачева, и правительство предприняло ряд мер для укрепления власти дворян на местах. С этой целью – узнать настроения местных дворян, купцов, нарождающейся буржуазии – императрица предприняла поездку по городам России.

          14 октября 1775 г., около полудня, Екатерина II прибыла в Коломну. Встреча была пышной: специально к приезду императрицы на въезде в город, у моста через Коломенку, была построена триумфальная арка, освещенная разноцветными огнями, украшенная цветами и тканями. Здесь купцы поднесли   Екатерине II хлеб-соль. Дальше царский поезд проследовал   к главным Пятницким воротам    кремля, затем к   Успенскому собору. Все именитые люди города и духовенство, во главе с коломенским епископом Феодосием, торжественно    приветствовали    императрицу. Ее торжественно ввели в только что восстановленный, еще пахнущий краской, Успенский собор. Затем императрица пешком проследовала в отведенную ей резиденцию – архиерейские покои. Здесь состоялась беседа гостьи с дворянами, купцами, предпринимателями. В подарок ей подносились шелка и ситцы местного производства.

          Утром 15 октября царица присутствовала на литургии в Успенском соборе, а затем посетила старинную обитель, основанную преподобным Сергием Радонежским – Богоявленский Голутвин монастырь. Осмотрев его, прошла на так называемую «стрелку» - место впадения Москвы-реки в Оку, полюбовалась открывшейся панорамой.

         После этого императрица посетила дом   богатого   купца Ивана Тимофеевича   Мещанинова, которого в народе называли «коломенским богом», а дом был выстроен как миниатюрная копия Зимнего дворца в Петербурге. Здесь Екатерина II принимала      купеческих жен и дочерей.                                

        Поездкой в Коломну, теплым приемом, оказанным ей местными жителями, поддержкой ее политического курса, богатыми подарками Екатерина II оказалась очень довольна. Не случайно, заказывая себе портрет у придворного художника после визита в Коломну, императрица захотела быть изображенной на нем в коломенском кокошнике и ожерелье.        

        Но, проезжая по Коломне, Екатерина II заметила, что город запущен и хаотично застроен. Городским властям было дано указание привести город в порядок. Зная о нехватке хороших    специалистов    на    месте, императрица прислала из Москвы целую группу архитекторов, возглавляемых уже знаменитым зодчим Матвеем   Федоровичем Казаковым.

       Им были сделаны зарисовки улиц, кремля, составлены планы города и Коломенской крепости. По проектам, разработанным зодчим, в Коломне были перестроены архиерейский дом, домовая Покровская церковь на архиерейском подворье, которая приобрела псевдоготические черты, построена Вознесенская церковь в городе - замечательный памятник русского классицизма.  По рисункам Казакова были выполнены иконостас и кованая металлическая решетка церкви. Старо-Голутвин, Ново-Голутвин (бывшее архиерейское подворье) и Брусенский монастыри и сейчас украшены Казаковскими башенками, ставшими еще одной архитектурной изюминкой Коломны.

         С творчеством М. Ф. Казакова мы с вами будем подробно знакомиться на уроках, посвященных развитию русской культуры после 1725 года, но прошу навсегда запомнить, что этот замечательный архитектор оставил свой след и на коломенской земле.

         Кому понравилось наше путешествие, кто узнал в нем улицы родной Коломны, встаньте пожалуйста, похлопайте в ладоши, представьте, что вы приветствуете матушку – императрицу.

         Спасибо! Садитесь, пожалуйста.

         б) «Потемкинские деревни»

         А самое знаменитое путешествие Екатерины II по России состоялось в 1787 г. Императрица захотела поехать на юг, дабы посмотреть, как осваиваются и заселяются только что завоеванные территории, в том числе, присоединенный в 1783 г. Крым. И здесь перед правительницей разыгрывались целые спектакли. Автором их стал любимец царицы Григорий Александрович Потемкин.

         Вдоль дорог посадили красивые деревья, поставили полосатые черно-белые столбы с указанием расстояния до столиц. В городах спешно строили красивые здания для приема императрицы. В деревнях, через которые следовала правительница, срочно строили новенькие избы, крестьян мыли, стригли, наряжали, причесывали. Пока Екатерина II шла от избы к избе, пищу переносили задами. Иностранцы, путешествовавшие вместе с русской императрицей, назвали эти деревни «потемкинскими», и они стали символом       надувательства, очковтирательства.

         Но, все-таки, благодаря Потемкину в России появились новые города – Херсон, Екатеринослав, Севастополь, новые верфи для строительства Черноморского флота, освоены и заселены огромные южные территории.

    1. Домашнее задание

    Итак, мы обсудили с вами все вопросы нашей темы. Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание. Дома вы читаете п. 37, отвечаете на вопросы после параграфа, а также необходимо сделать сообщения о великих русских полководцах и флотоводцах 2–ой половины 18 века: П. А. Румянцеве, Г. А. Потемкине, А. В. Суворове, Ф. Ф. Ушакове, так как на следующем уроке мы будем говорить о внешней политике России этого времени. Итак, кто какую тему возьмет? (Ответы детей)

    1. Итоги урока

    Сегодня на уроке мы с вами познакомились с внутренней политикой Екатерины II после подавления Пугачевского восстания, узнали о тех мерах, которые она проводила для укрепления самодержавия, с одной стороны, и развития капитализма, с другой. Пожалуйста, назовите еще раз, что было сделано Екатериной II. (Ответы детей)

         Оценки за урок следующие…Также все вы получите оценки за самостоятельную работу. Большое всем спасибо, урок окончен, до свидания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок истории России 7класс "Внутренняя политика Екатерины II"

    урок проводился на школьном методическом объединении "формирование умений работать с историческими источниками"...

    Урок истории "Внутренняя политика Екатерины II" 7 класс

    Урок истории по теме "Внутренняя политика Екатерины II" в 7 классе. Урок построен с использованием приемов  технологии  развития критического мышления: инсерт, кластер, ПОПС - формула и др....

    урок истории в 7 классе Екатерина II.Внутренняя политика России

    урок с применением модульной технологии...

    План – конспект урока по истории России. Класс: 8 Тема: «Государственные символы Российской Федерации».

    План – конспект урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Государственные символыРоссийской Федерации».    Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимна...

    Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»

    Технологическая карта урока по истории России  Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...

    Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»

    Технологическая карта урока по истории России  Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»...

    Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904-1905 гг. (История России. 9 класс)

    Тема: Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904-1905 гг.  (История России. 9 класс)Источник: История России, 9 класс (учебник). Часть 2-я. Параграф 36 «Внешняя политика Никола...