урок истории России 7класс "Внутренняя политика Екатерины II"
план-конспект занятия по истории (7 класс) на тему

Смирнова Татьяна Владимировна

урок проводился на школьном методическом объединении "формирование умений работать с историческими источниками"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа село Асмётовка

Петровского района Саратовской области»

 Открытый урок по истории в 7классе

по теме «Внутренняя политика Екатерины 2»

 

 Учитель истории

Смирнова Т.В.

 Март  2013г

Урок по теме: «Внутренняя политика Екатерины II»

Цели урока:

дать учащимся исторический портрет Екатерины II; познакомить с предпосылками, содержанием с общей характеристикой внутренней политики; показать роль дворянских привилегий; продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками.

Оборудование урока:  презентация

"Россия во второй половине XVIII в.", портрет Екатерины II.

Ход урока

I. Оргкомитет

II. Историческая  минутка

 Объясни новые слова:  

1) Кондиции - (условия)

2) Фаворит - (придворный, пользующий благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику).

3) откуп - (передача государством частным лицам за определенную плату права сбора налогов или продажа каких либо товаров).

4) подряд - (договор, по какому одна сторона(подрядчик берется на определенных условиях выполнить работу по заданию другой стороны(заказчика))

5) ассамблея - (собрание- бал с участием женщин в домах российской знати).

Объясни даты: (Дворцовые перевороты)

1725 - 1727 гг. (царствование Екатерины I)

1725-1730 гг. (царствование Петра II)

1730 - 1740 гг. (царствование Анны Иоанновны)

1740 - 1741 гг. (царствование Ивана Антоновича)

1741 - 1761 гг. (царствование Елизаветы Петровны)

 

Учитель: Я вновь рада видеть вас сегодня на уроке веселыми, здоровыми, жизнерадостными, способными приносить счастье себе и своим близким.

И начать наш урок мне хотелось бы с такого вопроса: «Как вы относитесь к своему государству, своей Родине?»

 - ответы учеников.

         

Учитель: Очень приятно слышать от вас такие слова. Да, действительно, каждый гражданин своего государства желает своей стране процветания и  улучшения жизни населения, развития всех сфер жизнедеятельности. И вот уже на протяжении нескольких веков история доносит до нас множество фактов, когда на российский престол восходили люди, желающие изменить жизнь в стране,  улучшить ее положение на международной арене. И  в подтверждение всего вышесказанного, я зачитаю вам слова, произнесенные яркой исторической личностью – Екатериной II:

«Я желаю и хочу лишь блага той стране, в которую привел меня Господь.

Он мне в том свидетель. Слава страны – создает мою славу. Я буду счастлива, если мои мысли могут тому способствовать».

Итак, вы, наверное, догадались, о ком мы будем вести разговор.

Все верно, о Екатерине II.  

А если быть точнее, то тема урока сегодня – внутренняя политика Екатерины II.

А сейчас вы попробуйте самостоятельно сформулировать  цель нашего урока. Помогут вам в этом следующие слова:

Сегодня на уроке я хочу узнать …

                                           выяснить…

                                           понять…

Да, цель урока сегодня – познакомиться с политикой «просвещенного абсолютизма» Екатерины II, охарактеризовать реформы, направленные на изменение положения дворянского, крестьянского сословий, а также меры для укрепления самодержавной власти.

А для того, чтобы достигнуть  поставленной цели,  мы воспользуемся памяткой для характеристики исторического деятеля.

Памятка дли характеристики исторического деятеля

1.Имя  исторического деятеля.  Укажите, где и когда родился исторический деятель.

   Расскажите о его семье, воспитании и образовании.

2. Расскажи о его делах. В чьих интересах он действовал? Каким путем добивался своей цели? Установи по делам, поступкам, какие  сильные и слабые стороны характера проявились в его деятельности.

3. Ответьте на вопрос: как оценивали исторического деятеля современники и ученые.

4. Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, какие - неодобрение?

Учитель: Для того, чтобы приступить к рассмотрению внутренней политики Екатерины II, давайте попробуем выяснить происхождение императрицы, как и каким образом она оказалась на российском престоле.

- Екатерина II, в девичестве Софья Августа Фредерика Ангальт-Цербтская родилась в Германии.

В 1744 г., когда ей было 15 лет, ее сватали наследнику российского императорского престола Петру Федоровичу. В феврале этого же года она прибыла в Россию и, приняв православие, получила новое имя – Екатерина Алексеевна.

 - воспитание и образование.

Учитывая все вышесказанное и то, что характер у Екатерины был  сильный, волевой, она, опираясь на гвардию, в 1762 г. отстранила от власти своего мужа, а себя провозгласила императрицей.

К моменту воцарения Екатерины страна переживала хозяйственный упадок, отсутствовал рынок свободной рабочей силы, казна пустовала. Примером этого служило заседание Сената, на котором присутствовала Екатерина.

      На ее вопрос: «Сколько в стране собирается налогов, каков бюджет страны?» - никто ничего не смог ответить. Доходов в стране вроде бы собиралось 15 млн. рублей в год. Но первая же ревизия выявила, что на деле собирался 31 млн. рублей. Половина государственного бюджета разворовывалась. В стране назревало недовольство.  Все  это делало внутреннюю политику Екатерины противоречивой. Одним из ее направлений были мероприятия в духе усиления репрессивных мер, другим – политика «просвещенного абсолютизма».

В чем же заключалась эта политика? Каковы были первые итоги этой политики?

Обо всем этом вы узнаете, самостоятельно прочитав текст учебника на с. 171-172.  

Итак, что такое «П.А.?»

 - ответы учеников.

(Просвещенный абсолютизм – государственная политика в 18 веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества)

- Каковы были первые мероприятия Екатерины II? (по учебнику зачитать).

Вывод: Т.О., можно сказать, что Екатерина начала реализовывать идеи просвещенного абсолютизма.

Но это была только одна сторона этой политики. Едва ли не самым крупным мероприятием императрицы  в духе политики просвещенного абсолютизма стал созыв Уложенной комиссии для разработки нового свода законов, который должен был заменить Соборное Уложение 1649 года.  К началу работы Комиссии Екатерина подготовила «Наказ», призванный стать основой для создания Уложения.  Каковы же были основные положения и мысли императрицы по поводу будущего юридического акта, вы узнаете, познакомившись с историческим источником «Из наказа Екатерины II Уложенной комиссии».

Читаем вслух На с. 177.

Учитель: Итак, какова основная идея создания Уложения?

(необходимость равенства всех перед законом).

Но Екатерина вовсе не собиралась лишить дворянство, которое было ее опорой, его главного богатства – крепостных крестьян. Она не помышляла о воле для крестьян – были лишь общие рассуждения о гуманном обращении помещиков с крестьянами.

Таким образом, мы видим, что главная опора императрицы – дворянство. И в течение всего правления она осуществляла ряд важных мероприятий, направленных на укрепление их положения в государстве:

 - указом 1765 года было разрешено ссылать крестьян на каторгу;

 - каралась попытка подачи жалоб на своего помещика

 - секуляризация земель и передача их в собственность дворян;

 - 1785 год – издание документа «Жалованная грамота дворянству», в котором были собраны воедино и подтверждены все привилегии дворянства.

Исходя из всего, можно сделать вывод, что в период правления Екатерины II дворянство укрепило свои позиции и положение в государстве. Период правления Екатерины – «Золотой век русского дворянства».

- Вы согласны с этим мнением?

Но не всегда и везде действия Екатерины находили поддержку. Если оценивать результаты деятельности Екатерины II, то в этом помогут нам  мнения историков и современников о царствовании  императрицы.

 Мини-тест.

1. Ведущей отраслью экономики России было:

1) сельское хозяйство;

2) мануфактурное производство;

3) промысловое хозяйство;

4) заводское производство.

2. Эпоха Екатерины II вошла в историю как:

1) эпоха просвещенного абсолютизма;

2) имперская эпоха;

3) "бироновщина";

4) эпоха великих перемен.

3. Основные феодальные повинности крестьян данного периода:

1) десятина и отходничество;

2) барщина и оброк;

3) месячина и отработки;

4) подушная подать и барщина.

Давайте подведем итог нашего урока.

1. В чем вы видите главную причину противоречивого характера внутренней политик Екатерины?

2. Назовите основные мероприятия,  проведенные в духе «П А».

3. Какие из них, на ваш взгляд, были самыми яркими?

- молодцы. Вам удалось достичь цели, которую вы поставили перед собой в начале урока?

Сегодня на уроке я  узнал …

                                   выяснил…

                                   понял…

Домашнее задание: мы с вами не разобрали последний пункт характеристики. И в качестве домашнего задания я предлагаю вам написать сочинение на тему: «Екатерина Великая – видный исторический деятель», в котором вы должны выразить свое отношение к поступкам и делам Екатерины. Какие вызывают одобрение, а какие – неуважение.

Оценки:



Предварительный просмотр:

Сценарий фестиваля патриотической песни

«Пою моё Отечество»

1.     Цели и задачи:

-- создание условий для формирования гражданского самосознания школьников

        Развитие  у обучающихся гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных ценностей;

        Формирование активной жизненной позиции у обучающихся.

2.     Сроки и место проведения: 21.03.13

3.     Руководство конкурса.- учитель  Смирнова Т.В

4.     Участники и условия проведения.

В конкурсе принимают участие обучающиеся с  5 по 8 классы школы.

 

      5 класс – («Мой край…»)

      6класс- («У моей России»)

      7 класс –  (« Солнечный круг  »)

     8 класс – («          Я люблю свою землю »)

5.     Награждение.

Участники-победители за I, II, III места  в группах награждаются грамотами.

 6.     Оформление.

Для оформления зала используется флаг РФ, воздушные шары. Одна стена оформляется названием мероприятия.  Для музыкального оформления – гимн РФ, мелодии с песнями. 

7.     Оборудование.  

Музыкальная аппаратура.

Ход мероприятия

I. Открытие

Ведущая 1: Ты – вечная, моложе век от века!

Тебе, моя великая страна,

Ни позолота лести человека,

Ни пудра фраз красивых не нужна!

И ты, великодушная на диво,

Казни меня забвеньем, коль солгу…

И без меня ты можешь быть счастливой,

Я без тебя, Россия, не смогу!

Ведущая 2: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на фестивале патриотической песни. Сегодня у нас есть ещё одна возможность в  песнях прославить нашу Россию.

 

Звучит песня «Русь» в исполнении  

II. Конкурс песни

Ведущая 1: В большом, огромном мире

Есть уголок родной,

Жемчужиной  России

Зовут его порой.

Ручьи, озера, реки

Прекрасны и чисты,

О нас, о человеке,

Заботятся они!

Водою опоенная, чудесная земля,

Обласканная солнцем,

Ты даришь нам поля,

Просторные равнины,

Зеленые леса.

А горы-великаны

Уходят в небеса.

Ты на земле  родимой ,

Любимый край родной,

Растишь стране великой

Сынов и дочерей.

 

Музыкальный номер 1.

Мы все такие разные!.. Но сегодня, как никогда, мы должны понять, что нас объединяет: мы родились и выросли в одной стране, и у нас одна Родина - Россия…

Ведущая 1 (за кулисами): «Мой край».  5кл

 

1–й: Россия, я твоя росинка, песчинка малая твоя,

 Когда метель – то я снежинка, в ручье – я капелька ручья.

Из этих капелек росинок большие реки потекли,

И если б не было песчинок, тогда бы не было земли.

Музыкальный номер 2.

Ведущая 2 ( за кулисами): « У моей России».  6кл

Музыкальный номер 3.

Учить детей гордиться своим родом, и честь его блюсти и сохранять.

 Быть лучшей частью нашего народа,  которую никто не  смог подмять.

И если это в сердце утвердиться тех, кто за партой нынешней сидит.

Ты – патриот, и можешь ты гордиться – твой век земной не зря тобой прожит.

«Солнечный круг» - исполняет 7 класс.

                     Кому нынче песню, друзья, запеваем?

Что песнь наша славит, кого величает?

Конечно, Россию и русский народ!

Отечество наше сегодня поёт!

Музыкальный номер 4

Ведущая : Посмотри, как красива природа!

Посмотри, как красива она!

Смотрит глазом, сияет луна.

И при этом чарующем свете

Капли прыгают, скачут, как дети,

Улыбается в небе звезда,

В ночь несутся, летят поезда.

Описать невозможно словами!

Присмотритесь – увидите сами.

 

Ведущая 2: Даль великая, даль бескрайняя

За околицей и в судьбе.

Я тебе, земля, низко кланяюсь,

В пояс кланяюсь я тебе.

Мой родимый край, место отчее,

Ты и праздник мой, и броня.

Память общая и песня общая

У земли моей и у меня.

Ведущая 1: Подходит к своему завершению  конкурс  песни «Пою моё Отечество», который подарил массу впечатлений членам жюри, просто зрителям и который, надеемся, запомнился также участникам конкурса.

Ведущая 2: Слово предоставляется ……………………………………………………………

Чтение стихотворения.  .

Откуда начинается Россия?

С лозинки, что сбежала с речки синей.

А может, начинается с крыльца

Иль с поля, где пшеница раскачалась?

Откуда бы она ни начиналась,

Любви к России нет у нас конца.

Россия, где она кончается?

Найди конец, чтоб клином свет.

Россия в сердце начинается,

А в нём конца и края нет.

Ведущая 1: Мы желаем всем участникам фестиваля дальнейших успехов!

Ведущая 2: Всего доброго

 

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Основная общеобразовательная школа села Асмётовка

Петровского района Саратовской области»

 

 

Тема «  МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

(заочное путешествие в историю села)

для 6-9классов

 

                                                       Провела и подготовила

                                                 учитель истории и обществознания

                                      МБОУ ООШ с.Асмётовка(II кв категория)

                                           Смирнова Татьяна Владимировна.

C:\Users\emachines\Desktop\фото\фото 7кл\1348035281003.jpg

C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Мои рисунки\Абелиск.jpgC:\Documents and Settings\Администратор\Application Data\Microsoft\Media Catalog\Копия Памятник.jpg Музей 1.jpg

C:\Documents and Settings\Администратор\Application Data\Microsoft\Media Catalog\Луга и горы.jpgC:\Documents and Settings\Администратор\Application Data\Microsoft\Media Catalog\СЕЛО.jpg

     

Цели и задачи:

-  развивать интерес к истории России, своей малой Родине;

  1. -воспитывать чувство гордости за свою Родину.
  2. -затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”;
  3. -формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству;
  4. -воспитание толерантности по отношению к окружающим людям  
  5. -раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия;

Форма:

Коллективное творческое дело.

Технологии:

-личностно-ориентированная технология,

-информационно-коммуникативные технологии.

Оформление:

  1. Школьная доска с темой ;
  2. Раздаточный материал;
  3. Компьютер;
  4. Приложения №1-3.

Предварительная работа:

1.   Подбор сценария и музыкального оформления.

2. Оказание помощи учащимся .

3. приглашение гостей

Предполагаемые результаты.

1. Понимание учащимися актуальности вопросов нравственности и патриотизма.

2. Сформированность содержательной направленности личности, ее отношения к  истории своей малой Родине

3. Высокий уровень самосознания, способности к сопереживанию, активной жизненной позиции.

 

Учитель: Дорогие ребята  и гости !

Сегодня мы совершим путешествие по нашей малой Родине, которое умножит ваши знания по истории России .

-посвящается истории села Асмётовка.

Звучит песня «С чего начинается родина»

Ведущий1: Среди самого заветного есть у человека Родина , большая и малая, тихая и добрая.

Наше путешествие посвящено людям Асмётовской земли , тем , кого вы хорошо знаете или знали , кто живет рядом с вами , среди вас.

 Ведущий2: Пусть вспомнят старожилы , узнают те, кто приехал к нам , услышит молодежь, запомнят дети  историю своей семьи, своей малой Родины.

Ведущий1: В 2013 году славный город Петровск отметил свой 315 год своего рождения , а наше село тоже близится к юбилею, к 235летию. История города Петровска и села Асмётовка связаны историей, судьбами людей.

 

Звучит песня «Петровск родной» -Е.Четвериков.

Ведущий2:Остановка первая : «18-19век».

Постоянных населенных пунктов в 17веке в Малосердобинском  районе не было.Эта местность относилась к обширнейшему Дикому полю. Село Асмётовка с конца 18 века относилось к Малосердобинскому району и история этого района , по сути , является и нашей историей.

Ведущий1: 1780год. В селах Малосердобинской волости появляются богатые помещики : Юматовы, Внуковы, Ермолаевы .

Стараясь уйти от притеснения помещиков жители образуют ряд выселок: Липовка, Шингал, Асмётовка, Турзовка и др..

Основано наше село в 1780 году  крестьянами переселенцами  из села Малая Сердоба. Сначала появился выселок Ободим. Затем село меняло своё название—Ободим , Абодим, Осьметовка , Асьметовка , Ошметовка , Асметовка.

Ведущий2: Наше село находится на северо-западе Петровского района   в долине реки Абодим. На севере граничит  с Пензенской областью  Малосердобинского района ,

На западе  в 5км от села Турзовка  Екатерининского  района,

На юге с  территорией поселка Тракторный.

На востоке с землями  конного завода «Петровский» ,

            Посмотрите на карту Петровского района

Чтец : стих В Логашева «Пока из всех «Асмётовок» России»

Ведущий1:из воспоминаний старожил: «Село было большим и многолюдным . В нем было 700дворов. Разные промыслы были, крестьяне многое умели: ткать , прясть, шить обувь, пахать , сеять и т.д.  

Звучит мелодия Е. Четвериков «Осенние встречи»

Ведущий2:Остановка вторая «20 век.»

Историю творят люди. Жители села Асмётовка прошли через все испытания , которые выпали на нашу страну в 20 веке:

  • Первая русская революция 1905-1907гг -жители села принимают участие в уничтожении хуторов  помещика Устинова. 10дней в селе находился казачий карательный отряд.
  • Октябрьская революция 1917г- Безверхов Никита Леонтьевич-матрос с крейсера «Аврора» .
  •  Гражданская война 1918-1922гг - Из газеты «Петровская коммуна» 26марта 1921года  «..наш уезд объявлен на военном положении .       26-27 марта   на северной стороне  окраины села  был бой с  отрядом банды Попова , который пришел в село из Малой Сердобы. Ему преградили путь  прибывшие из Петровска курсанты Вольских пулемётных курсов  и бойцы Красной Армии . Бой продолжался около 7часов. Банду в село не пропустили.
  • Коллективизация 1929-1930гг - 14 октября 1929год . Создается колхоз «Ленинский путь» . Председателем колхоза встал присланный в село двадцати пяти тысячник  Друдзе Иван Петрович.
  • Организованный голод 1933год- старожилы помнят эти страшные годы , но к сожалению материалов об этом времени пока мало.
  • Великая Отечественная война 1941-1945гг-   Всеобщая  мобилизация. Мужчины уходят на фронт.В селе создается женская тракторная бригада.
  • Послевоенные годы. Восстановление разрушенного хозяйства – жители села участвовали в подъеме разрушенных хозяйств. Все колхозы села в 1953году объединяются  в один колхоз «Ленинский путь», а вместо  колхозов  организовываются бригады .В 1958году к колхозу «Ленинский путь»  присоединяется колхоз «Знамя коммунизма»  близлежащего села Жуковки .  Председателем  колхоза становится ветеран  Великой Отечественной войны Костик Александр Васильевич .В 1966году  колхоз первым в районе выполнил план задание по продаже зерна государству и награжден переходящим Красным Знаменем. В марте 1966года лучшая доярка колхоза «Ленинский путь» , в прошлом  член женской тракторной бригады , за высокие показатели надоев молока Безверхова Анна Константиновна  награждена  Орденом Ленина .
  • Открытие обелиска «Борцам за Советскую власть»  -в 1967году комсомольцы села на субботниках строили своими силами этот памятник .
  • 1989год- к 100летию школы  построено новое здание. В селе начинается строительство жилых домов для  специалистов.
  • 1990-е годы.  Село газифицировано. Проведена дорога с асфальтовым покрытием. Построен железобетонный мост. Установлен телетранслятор  системы «Орбита». Открыт Фельшерско-акушерский пункт  

 

Звучит песня  «Над колхозным над полем»

Ведущий1:Остановка третья «Люди и судьбы»

У нас в гостях старожилы села. В настоящее время мы читаем в печати , в интернете  и слышим много информации о событиях прошлых лет. А что осталось в вашей памяти , расскажите ребятам.

 Косякина Мария Сергеевна- её семья была раскулачена в 1931г., а в годы войны, в 18лет ,она была членом женской тракторной бригады.

Плотникова Мария Егоровна и Филиппова Тамара Егоровна-  из семьи репрессированных и высланных в Среднюю Азию. Им было по5-6лет.

Загребина  Нина Алексеевна- трудовая династия её семьи 200лет.

Ведущий2:Наша жизнь не стоит на месте . Меняется село ,меняются люди.

О своем нелегком труде расскажет специалист хозяйства ,главный экономист Безверхова Дина Константиновна. Вам слово.

Звучит песня «Край ты мой родимый»

Ведущий1: В ноябре в стране отмечали день работников сельского хозяйства. К нам пришли в гости и передовики производства :

 Куклева Ирина Викторовна – доярка

Харитонова Любовь Викторовна –свинарка

Будович Вячеслав Александрович- тракторист

- Вам люди труда , чей труд безупречен , предоставляется слово.

                              Анкета :

  1. Полное название вашей профессии
  2. Сколько лет трудового стажа?
  3. Каких результатов добились?
  4. Как отмечен ваш труд?
  5. Ваши пожелания учащимся

Чтец :Да здравствуют ваши ладони ,

Которые не устали –

Большие , огнеупорные ,

Под стать самой лучшей стали.

Ваши простые , не в золоте

Багровые , просмоленные

Тяжелые , будто молоты

Рабочие ваши ладони.

И после работы ладони-

Скромные ладони , огромные ,

А их бы поднять , как знамена ,

Чтобы люди их видели, - помнили!

Ведущий2: Наше путешествие подошло к концу , но если вы заметили , что в нашем селе жили и живут люди простые ,скромные, но удивительно интересные.

Есть у нас еще один гость- это Шмелева Любовь Михайловна .

Любовь к своей малой Родине она выразила стихами  , одно из которых она вам прочтет.

  Учитель:   У сёл , как и у людей , свои биографии, свои судьбы. Время , этот самый беспристрастный судья, вносит поправки, расставляя книги на полках истории.

Каждый человек сам решает , что оставить ему в своей памяти, а что нет.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории России "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг."

Презентация к уроку истории России "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг." В презентации показаны основные направления внутренней политики императора Александра I d 1801-1806 гг., его основ...

Презентация к уроку истории России для 10 класса по теме "Внешняя политика Екатерины II"

На этой презентации указаны основные направления внешней политики Екатерины II.  Краткое содержание русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 гг., раздел Речи Посполитой. Даны портреты полкодцев...

урок истории в 7 классе Екатерина II.Внутренняя политика России

урок с применением модульной технологии...

Конспект урока истории России в 8 классе «Внутренняя политика России в годы правления Николая I»

Урок посвящен периоду царствования в России императора Николая I.  В процессе изучения нового материала важно определить особенности внутриполитического курса Николая I, охорокризовать его , как ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. ИСТОРИИ РОССИИ 7 КЛАСС. Тема урока: Внешняя политика Ивана IV

Цель урока: Формирование представлений о внешней политике России во второй половине XVI в....