Урок истории. Внутренняя политика ИВАНА III.
статья по истории (6 класс) по теме

Урок-путешествие для учащихся средней школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Внутренняя политика ИВАНА III.

Цель: Сформировать представление об устройстве нового централизованного государства в период правления Ивана III.

Задачи:

1 Познакомить с формированием  системы  центрального управления в условиях  единого централизованного государства в период правления Ивана III.

2. Продолжить формирование умений  по работе с историческими источниками, извлекая из них новые знания; анализировать, составлять схемы,  делать выводы.

3. Воспитание патриотизма, уважения к истории Родины.

№ п/п,

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.

Организационный момент

Приветствие.  Проверка психо-эмоциональной готовности учащихся к уроку (техника кроки)


2.





























































































3.




















4

Изучение новой темы.




























































































Закрепление.




















Домашнее задание.





Слайд 1.

Слайд 2.

План.

  1. Органы государственного управления Московского княжества в к.XV –нач. XVIвв.
  2. Территорриальное деление и местное управление Московского княжества в к.XV –нач. XVIвв.
  3. Вотчина и поместье.
  4. Судебник 1497г.


Сегодня мы с вами будем настоящими исследователями. К нам в руки,  совсем не случайно, попадут важные исторические документы.

Изучая, которые мы с вами должны будем выяснить, как была сформирована система государственного управления в условиях централизованного государства при Иване III, каково было территориальное деление, и что нового было привнесено Иваном III.


Как вы уже поняли, в наше путешествие мы отправимся на 3 суднах по загадочной реке в конце, которой нас ожидает сюрприз. Река должна быть пройдена в    этапов. Каждая команда имеет фишки, которыми после удачного толкования документа, капитан будет отмечать на карте продвижение своей команды. Также у каждой команды есть средства для ведения дневника (листы и ручки).

Выбор капитана.


Все готовы к путешествию? Поднимите карточку (техника кроки), чтобы я тоже увидела вашу готовность к уроку.


Итак, отправляемся в плавание.

Слайд 3.

Задание на урок: Объясните , почему Ивана III считают собирателем русских земель?


Не забывайте, только дружная команда сможет найти верный путь к намеченной целе.

Первый этап нашей экспедиции связан он с изучением государственного управления в  Московском государстве в конце XV- нач. XVI века. Каждая команда получила важный исторический источник, изучая и анализируя, который должна составить схему  органов государственного управления.

Слайд  Задание: Начертить схему государственного управления Московского государства в XVI веке.

Рассматриваем схемы, выполненные командами.

Слайд:  Схема государственного управления Московского государства в XVI веке.


В период правления Ивана III начинает складываться и система управления на местах, появляются новые понятия: кормление, местничество.

Второй  этап вам всем, я уверенна, удастся пройти быстро. Сейчас также на основе документа каждая команда составит по 3 существенных вопроса другим исследователям.

Слайд  Задание: Составьте вопросы к документу.

Вопрос  командам: Что такое кормление? Что такое местничество?


Слайд : Краткие выводы по этому заданию


 Третья  загадка: С помощью данного документа вы должны выяснить изменения в порядке владения землей, а также, почему происходят изменения в войске.

Слайд. Задание: Напишите отличия вотчины и поместья. (Выдаются заранее подготовленные для выполнения этого задания бланки)


В 1497 г. был издан Судебник – первый общегосударственный свод законов  со времен Киевской Руси.

Четвертый документ, который поможет выяснить какими мерами Судебник 1497 г. обеспечивал прикрепление крестьян к земле феодала?

Слайд . Задание: Ответьте устно: какими мерами Судебник 1497 г. обеспечивал прикрепление крестьян к земле феодала?


Слайд. Ответ. Судебник 1497 г.  ограничивал право крестьян уходить от своего феодала на другие земли единым для всей Руси сроком: неделей до Юрьева дня (26 ноября) и неделей позже, с выкупом «за пожилое» - платой за прожитые годы.


Ну вот мы, наконец, добрались до намеченной цели. Прежде чем мы откроем сюрприз. Давайте вспомним основные события государственного правления Ивана III, которые способствовали укреплению Московского государства в к.XV – нач. XVI века.


 Итак, почему же Ивана III считают собирателем русских земель?



При Иване III не только создается  единая система государственного управления, но и появляется один из символов государства – Герб.

Слайд.

Исполнение гимна.


Открываем сюрприз.

 Ребята! Это послание: Уважаемые исследователи! Поздравляем вас с окончанием экспедиции. Та страна,  в которой живете вы, есть результат долгой и упорной борьбы русского народа за свою независимость, результат обдуманной политики государей свободной, могучей страны. Пусть еще не все исследовано вами в курсе истории, но уже сейчас вы можете с гордостью сказать: «Я знаю историю своей страны, я гражданин России».



Выставление оценок.

Домашнее задание. Пар. 21 читать, отвечать на вопрсы.




























Выбирают капитана.


Показывают карточки.











Читают документ, анализируют, составляют схему.



Демонстрация составленных схем.






Изучают документ, составляют вопросы.


Задают вопросы друг другу.



Сравнивают, записывают.



Озвучивают ответы.








Отвечают.
















Делают выводы.






Исполнение гимна.

Открытый урок по истории России

Внутренняя политика Ивана III

(1462-1505)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления учащихся на уроках истории на примере изучения темы «Внутренняя политика Ивана IV Грозного: реформы и контрреформы».

    Проект урока с использованием методики развития критического мышления.        Получая новую информацию, современные  ученики должны научиться рассма...

Презентация к уроку истории "Внутренняя политика Николая I"

Раскрыты достижения Сперанского в подготовке единого свода законов, решение крестьянского вопроса по реформе Киселёва, а также реакционная деятельность Бенкендорфа и Уварова....

Урок истории: "Внутренняя политика в 1725 - 1762 гг."

Урок истории: "Внутренняя политика в 1725 - 1762 гг."...

Разработка урока по истории "Внешняя политика Ивана Грозного".

Урок по истории России в 6 классе.  Взят из Интернета, но вдруг кому-то из учителей-истории пригодится. Разработка хорошая, добротная. и хочется сказать спасибо  учителю, который ...

Урок истории "Внутренняя политика Екатерины II" 7 класс

Урок истории по теме "Внутренняя политика Екатерины II" в 7 классе. Урок построен с использованием приемов  технологии  развития критического мышления: инсерт, кластер, ПОПС - формула и др....

Внутренняя политика Ивана IV

Разработка урока по политике Ивана Грозного...

Презентация к уроку внутренняя политика Ивана Грозного - характеристика личности царя.

В рамках изучения темы внутренняя политика Ивна Грозного одним из дискуссионных вопросов среди историков является личность самого царя. Презентация освящает и развеивает мифы о правителе. Разрабатывал...