Внутренняя политика Ивана IV
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Чечерина Ирина  Евгеньевна

Разработка урока по политике Ивана Грозного

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_vnutrennyaya_politika_ivana_4.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Внутренняя политика Ивана IV.

Класс: 7

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  1. Ознакомление с составом и значением «Избранной Рады».
  2. Понимание учащимися значения реформ 50-х гг. XVI века.
  3. Выявление значения опричнины, ее цели и последствия.
  4. Формирование отношения к личности Ивана Грозного.

Задачи:

  1. Дать характеристику личности Ивана Васильевича;
  2. Дать оценку 2-м периодам правления Ивана Грозного;
  3. Проанализировать реформы, проводимые Избранной радой;
  4. Выявить последствие опричной политики Ивана Грозного.

В результате занятия учащиеся смогут:

  1. Давать оценку внутренней политики Ивана Грозного;
  2. Давать определения следующим понятиям: рада, реформа, опричнина, сословно-представительная монархия, террор;
  3. Использовать полученные знания в личном опыте;
  4. Характеризовать личность, и формировать личное отношение к Ивану Грозному.

Ход урока:

  1. Вводная часть:
  1. Орг. момент. Приветствие. Настрой на работу.
  2. Опрос д/з.

2 ученика работа по карточкам.

Карточка №1.

  1. Дата правление Василия III.
  2. Дата присоединения Пскова.
  3. Значение принятия Иваном IV титула царя.

Карточка №2.

  1. Год присоединения Смоленска.
  2. Дата правления Ивана IV.
  3. Значение принятия Иваном IV титула царя.

Работа с классом.

1.Рассказать о правлении Василия III. Подтвердите конкретными фактами, что он продолжал политику Ивана III по расширению территорий Российского государства.

2. Регентство Елены Глинской, перечислите реформы.

Верно – неверно («крестики – нолики»).

  1. В 1547 году Иван IV венчался на царство. (0)
  2. Детство Ивана Грозного прошло в положительно влияющей обстановке. (х)
  3. По материнской линии Иван IV принадлежал к роду Сабуровых. (х)
  4. Иван Васильевич был сообразительным, живым, талантливым ребенком. (0)
  5. Первой женой Иван Васильевича стала Анастасия Романова. (0)
  6. Иван Грозный венчался на царство в Успенском соборе в Москве. (0)

3.Мотивация.

«Прозвал народ не зря

Грозным этого царя».

Н. Кончаловская

Запишите в тетради в течении минуты все, что как вы думаете вам известно о Иване Грозном и его политики.

Обмен знаниями.

В российской истории, пожалуй, нет другой личности, которая вызывала бы больше разногласий среди исследователей, чем личность царя Ивана Васильевича, прозванного современниками Грозным. Большинство крупнейших русских историков XIX — ХХ столетий в своих трудах обращались к той эпохе, анализируя и давая оценку, как личности самого царя, так и времени его правления. Несмотря на то, что ученый-историк в исследовании опираться только на источники (документы), оценки деятельности и личности Ивана Грозного в трудах историков очень разные. Одних исследователей ввергают в ужас страшные проявления его беспощадной деспотичной натуры. Другие отдают предпочтение значимости целей, которые ставил перед собой Грозный царь, и признают его одним из величайших деятелей русской истории.

Попробуем и мы на нашем уроке разобраться в личности Ивана Грозного, и проводимой им политики.

  1. Основная часть урока.

Тема урока Внутренняя политика Ивана IV.

План урока:

  1. «Избранная Рада».
  2. Реформы 50-х гг.
  3. Опричнина и ее итоги.

Актуализация знаний: Вспомним события 1547 года в Москве? (пожар, бунты).

Совершенно верно, и именно эти события обусловили необходимость глубоких реформ.

Ребята, а что вы понимаете под термином реформа?

Совместно с учителем формулируют понятие и записывают в тетрадь.

Реформа  -это изменение, преобразование какой – либо стороны общественной жизни, при сохранении основ существующего строя.

1) Состав Избранной рады:

- Митрополит Макарий

- Алексей Федорович Адашев

- Сильвестр

- Андрей Михайлович Курбский

- Иван Михайлович Висковатый

Работа с текстом учебника – познакомиться с краткой характеристикой членов Избранной рады.

1547 – 1560 – «Избранная Рада». (запись в тетради).

2) Работая с учебником, составим таблицу «Реформы 50-х гг».

Таблица:                     «Реформы 50-х ггXVI века»

Год

Содержание реформы

1549г.

Созыв Земского Собора – начало сословного представительства в России, когда монарх правит совместно с представителями сословий.

1550-е

  1. Система приказов
  2. «Судебник» - 1550г.
  3. Военная реформа:

- отмена местничества;

- единый порядок прохождения воинской службы:

  А) «по отечеству» (по происхождению);

  Б) «по прибору» (по набору).

         - формирование регулярного стрелецкого войска.

1551г.

«Стоглавый Собор» - регламентация церковной жизни.

1551-1556 гг.

Отмена кормлений, введение земского самоуправления.

С. 18 «мнение историка» - читаем.

? Какое значение имели реформы «Избранной Рады».

! Усиление центральной государственной власти и ее социальной опоры – дворянства.

Смотрим фрагмент фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».

Коротко рассказ учителя о начале опричнины.

Опричнина («оприч» - кроме) – политика Ивана Грозного, которая привела к разделу земель русского государства на земские, под управлением Боярской Думы и  опричные (государев удел), с «государевым двором» и особым войском. Сопровождалась террором и репрессиями.

1565 – 1572 – опричнина Ивана Грозного.

с. 17, обсуждение таблицы: «Цели и последствия опричнины».

Подведение итогов.

Правление Ивана Грозного

                              «+»                                       «-«

        

  1. Заключительная часть урока
  1. Рефлексия.

Упражнение 7 строк.

  • Я думаю, что _______________________________________________(1)

                          (общая идея)

  • Потому что ________________________________________________(2)

                     ________________________________________________(3)

                     ________________________________________________(4)

                     ________________________________________________(5)

                     (наиболее понравившиеся мысли в 4-х предложениях)

  • Поэтому ___________________________________________________(6)

                ___________________________________________________(7)

                (общий вывод, итог).

  1. Оценочный блок. Выставление отметок. Оценка и самооценка.
  2. Д/з.Параграф 2, с.18 вопрос №5 – письменно; учить записи и даты.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного

Порезентация к урокуц историии для 6 и 10 класса, содержит задания....

Правление Ивана Грозного(внутренняя политика)

Показать завершающую стадию образования русского государства; охарактеризовать государство доставшееся Ивану Грозному; сформировать представление о первом этапе его царствования и о реформах Изб...

Технология развития критического мышления учащихся на уроках истории на примере изучения темы «Внутренняя политика Ивана IV Грозного: реформы и контрреформы».

    Проект урока с использованием методики развития критического мышления.        Получая новую информацию, современные  ученики должны научиться рассма...

Урок истории. Внутренняя политика ИВАНА III.

Урок-путешествие для учащихся средней школы....

Презентация к уроку внутренняя политика Ивана Грозного - характеристика личности царя.

В рамках изучения темы внутренняя политика Ивна Грозного одним из дискуссионных вопросов среди историков является личность самого царя. Презентация освящает и развеивает мифы о правителе. Разрабатывал...