Методическая разработка открытого мероприятия Тема: «Хлеб – всей жизни голова»
методическая разработка на тему

Светлана Тимофеевна Пасюченко

         ЦЕЛЬ: Воспитывать патриотизм, бережливость, уважение к чужому труду.

Рассказать историю происхождения хлеба, раскрыть его значимость для нашего народа.

Развивать интерес учащихся к народному   творчеству.

Развивать творческие способности ребят.

Расширять кругозор  обучающихся.

Организация свободного времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_hleb_vsemu_golova.docx89.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Казённое Учреждение Дополнительного Образования «Киреевский Детский подростковый центр»

Муниципального образования Киреевский район

Методическая разработка открытого мероприятия

Тема: «Хлеб – всей жизни голова»

Автор: педагог организатор ПАСЮЧЕНКО С. Т.

Творческое объединение «Мягкая игрушка»

2009 год

ЦЕЛЬ: Воспитывать патриотизм, бережливость, уважение к чужому труду.

Рассказать историю происхождения хлеба, раскрыть его значимость для нашего народа.

Развивать интерес учащихся к народному   творчеству.

Развивать творческие способности ребят.

Расширять кругозор  обучающихся.

Организация свободного времени.

ОФОРМЛЕНИЕ: На центральной стене надпись «Хлеб - всему голова»,

колосья пшеницы, самовар, хлебные изделия: баранки, бублики, рушник.

На противоположной стене надпись «Хлеб драгоценность, им не сори». Ширма с надписью «Будет хлеб, будет и песня», по бокам колосья. Подносы с пирогами и караваем. Мальчик и девочка в русских народных костюмах, кокошники.

Аудиозапись: «Русское поле» и «Священная война»

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущая:   Есть у повести начало - это первая строка.

                    Начинается с причала  путь по морю моряка.

                    У кручины есть причина, у стихов завязка слов.

                    Начинается с зачина  сказка, песня и ... любовь.

                    Собрались, все вместе коли, как там бают: «чином чин»,  

                    Начинаем с хлеба-соли, с доброй песни наш зачин!

Песня «К нам гости пришли». Исполняет ансамбль «Родные напевы». Выходят мальчик и девочка в русских костюмах.

Мальчик: Слава миру на Земле!

Девочка: Слава хлебу на столе!

Мальчик: Если мы хотим кого-то встретить с честью и почетом,

                  Встретить щедро, от души, с уважением большим,

                  То гостей таких встречаем круглым пышным караваем.

                  Он на блюде расписном с белоснежным рушником.

Девочка:  С караваем соль подносим, поклоняясь, отведать просим: -  

                 Дорогой наш гость и друг! Принимай хлеб-соль из рук.

/ В. Бакалдин/

Дети вручают хлеб-соль гостям и уходят. Появляются выступающие.

  1. Пышный, мягкий, пропеченный, подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой шел к тебе издалека.

  1. В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришел,

 В нем здоровье, наша сила, в нем чудесное тепло.

  Сколько рук его растило, сохраняло, берегло.

3. В нем земли родимой соки, солнца свет веселый в нем,

    Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем.

/ С. Погореловский/

Приглушенно звучит мелодия песни  «Русское поле»

  1. Рожь, рожь... дорога полевая ведет неведомо куда. Над полем низко провисая, лениво стонут провода.

Рожь, рожь - до свода голубого. Чуть видишь, где-нибудь - вдали. Ныряет шапка верхового, грузовичок плывет вдали.

Рожь уродилась. Близки сроки. Отяжелела и на край

Всем полем подалась к дороге, нависнула - хоть подпирай.

Знать колос, туго начиненный, четырехгранный, золотой,

Устал держать пуды, вагоны, составы хлеба над землей.

/ А, Твардовский /

  1. Не сама собой природа хлеб  на блюде подает. Сколько требует ухода мать-земля за целый год. Чтоб сошлись, как в океане, в закромах твоей страны Золотой поток с Кубани и далекой целины.

/ В. Бакалдин /

Песня «Красно солнышко» муз. П.Аедоницкого, сл. И. Шаферана.

Ведущая: Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто зеленое поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делай и ты так. Смолоду научись ценить труд других...

  1. Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создает:

Крестьянин, рабочий, нефтяник, строитель,

Шахтер, машинист, металлург - народ.

  1. Запах хлеба

Удивителен запах хлеба! Этот запах нам с детства знаком.

Пахнет хлеб и степью и небом и травой и парным молоком.

Пахнет хлеб раскаленным подом, талым снегом, и внешней грозой,

И мужицким  соленым потом, а порой и мужицкой слезой.

Ах, как вкусен хлеб! До чего же и душист он и пышен, как пух. Лишь насытившийся не может до конца оценить хлебный дух.

/ В. Гиршин /

Ведущая: Святое дело - вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10000 зерен. Сколько же надо, чтобы накормить народ? Разве можно найти профессию более нужную, более почетную, чем хлебороб. Глубоко ошибается тот, кто решил, что в нынешние времена, при современной технике, хлеб дается легко. Нет, он добывается в поте лица, и слово «страда» не утратило своего первоначального смысла.

А сейчас посмотрите белорусскую сказку «Легкий хлеб».

Легкий  хлеб.   Белорусская народная сказка для кукольного театра.

                                                                                                  Оксана Емельянова.

Слева на первом плане несколько деревьев, справа камыши. На втором плане слева лес, справа луг.

Действующие лица: Косарь, Волк, Конь, Гусь, Дед, Баран. Рекомендации по изготовлению кукол. Косарь и Дед — обыкновенные куклы - перчатки со стандартными функциями (подвижной головой и руками). Волка интереснее сделать не с подвижными лапами, а с открывающейся пастью, ведь это иллюстрирует его аппетит (рис, 4а, б). Вся кукла мягкая, тряпичная, с поролоновыми вставками — хвост, лапы, голова с ушами и внутренность пасти. Гусь может быть просто набивной куклой на ручке, но интереснее сделать ему подвижные ножки, чтобы он мог потешно вышагивать по краю сцены. Для этого лапы надо сделать как кармашки для указательного и среднего пальца управляющей руки (рис. 4в). Чтобы конь мог лягнуть волка, необходимо прикрепить управляющую ручку к передним копытам (рис. 4г). Когда конь идет, ритмично опускаем и поднимаем его за ручку, сопровождая цокотом копыт. Когда конь лягается, наклоняем его вперед так, чтобы копыта оказались у волка перед носом. Баран должен,  как следует боднуть волка рогами. Поэтому для большей выразительности эту куклу следует сделать мягконабивной с наклоняющейся головой (рис. 4д, е).

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg

Из-за деревьев выходит Косарь и начинает косить траву.

Забирай-ка ниже — Будет сено ближе!

Ты коси, коси, коси, Перерыва не проси!

Косарь (поет). Ты коси, коси, коса, На траве блестит роса.

                           Докоси до Польши — будет сена больше!

                           Ты коси, коси, коса, траву выше пояса!

                           Аппетит-то будь здоров

                           У  моих пяти коров! (Останавливается}

                           Солнце жарит, как Мамай, хоть рубаху выжимай!

                           Я умаялся, косить и  не прочь перекусить,

                           А коса пусть полежит, в  лес она не убежит!

Кладет косу, садится у камышей и начинает, есть краюшку хлеба. Из-за

     деревьев появляется Волк, принюхивается и подходит к Косарю.

Волк. У меня одна забота — Каждый день мне есть охота!

            Никогда не быть мне сытым с  этим волчьим аппетитом!

           Зайцев нет в лесу совсем, и  сейчас тебя я съем!

Косарь. Ты не ешь меня, не надо, вот за то тебе награда! (Протягивает

Волку кусок хлеба.)

Волк (подозрительно). Это что еще?

Косарь. Краюшка. Хлеба черного горбушка.

Волк. Вкусная?

Косарь. Попробуй сам. На, бери, а то не дам!

Волк  хватает хлеб и съедает.

Волк. Вкусно, что и говорить! Ну, и где его ловить?

Косарь. Хочешь хлебушка?

Волк. Хочу!

Косарь. Ладно, серый, научу! Землю ты сперва вспаши...

Волк. И наемся от души?

Косарь. Нет, как вспашешь, не тяни, Сразу землю взборони.

Волк. И готово? Можно есть?

Косарь. Нет, секрет еще не весь. Рано урожая ждешь!

              Не посеял, а уж жнешь! Рожь взойдет, перезимует,

              А потом весну почует, Вырастет да зацветет...

Волк (со вздохом). Так и целый год  пройдет.

Косарь.... зацветет, заколосится...

Волк. Это ж сколько с ней возиться! Говори, мужик, давай,

           Скоро ль будет каравай? Издевательство, ей богу!

Косарь. Погоди еще немного. рожь пожни, в снопы свяжи...

Волк (тоскливо). О-у-у!

Косарь. Да не тужи! Солнышко снопы прогреет,

             А как ветерок провеет, надо их на ток свезти.

Волк. Вот процесс — с ума сойти!

Косарь. Полно, серый! А потом молоти снопы цепом,

               Да зерно в мешки грузи и  на мельницу вези.

               Все в муку перемели, пересыпь ее в кули,

             Тесто замеси и в печь, чтоб румяный хлеб испечь.

              Вот тогда наешься вволю!

Волк (огорченно). Тяжела работа в поле,

                              Да и долго слишком ждать.

                              Мог бы ты совет мне дать,

                                Как добыть еду попроще?

                              А то стал я слишком тощий.

                              Хлеб тяжел твой для меня!

Косарь. Ты тогда, Волк, съешь Коня! Каждый день он здесь пасется.

Косарь берет косу и уходит за деревья.  Волк поглаживает себя по животу.

Волк: место для него найдётся.

Из-за деревьев выходит Конь.

Волк: У меня одна забота — Каждый день мне есть охота!

            Никогда не быть мне сытым с  этим волчьим аппетитом!

            Хлеба нету у меня, и сейчас я съем Коня!

Конь. Ешь, но вот совет толковый: Ты сперва сними подковы.

Волк подходит к Коню. Конь бьет его копытами. Волк бежит к камышам. Конь убегает обратно в лес. Из-за камышей навстречу Волку выходит Гусь.

Волк. Эка вышла незадача, надо действовать иначе.

            Я подков снимать не буду ни с коровы, ни с верблюда,

            Ни с козла, ни с порося, ни вот с этого Гуся!

            Я оголодал совсем! Гусь, сейчас тебя я съем!

Гусь. Что же, ешь, но мне как другу,

           Окажи одну услугу: есть меня ты, не спеши,

           Спой мне песню от души!

Волк. Песню спеть? Вот это можно, это мне совсем несложно!

Волк поет, а Гусь потихоньку бочком- бочком уходит за камыши.

(Поет.) У меня одна забота — каждый день мне есть охота!

               Никогда не быть мне сытым с  этим волчьим аппетитом!

               Вот и песня вышла вся,

               И сейчас я съем Гуся.' (Оглядывается по сторонам.)

               Ну и дурень я! Зачем сразу никого не ем?

               Ни козе, ни чуду-юду больше песен петь не буду!

Из-за деревьев выходит старый Дед, Волк подбегает к нему.

Ну, вот ты-то мне попался, Страшно я проголодался! Не проймешь меня ничем — Я тебя, Дедуля, съем!

Дед. И куда ты, Волк, спешишь? От тебя не убежишь!

Перед тем, как лезть к те в брюхо —

                           Табачку дозволь понюхать!

Волк. А он вкусный?

Дед. Вот, попробуй.  Вкус-то у него особый!

Дед протягивает Волку мешочек. Волк хватает мешочек, сует в него нос и начинает громко чихать. Дед скрывается за деревьями.

Волк. Боже правый! Вот так номер! Чуть не лопнул, чуть не помер! Попадись теперь, кто хошь, А меня не проведешь!

Из-за деревьев выходит Баран. Волк подбегает к нему.

Баран. Бе! Отбился я от стада!

Волк. Вот тебя-то мне и надо! Не хочу тебя я слушать! Стой! Молчи! Я буду кушать!

Баран. Что ж, раз так, а не иначе, Облегчу тебе задачу. Ты разинь пошире пасть, Чтобы мне в нее попастьJ

Баран отходит к камышам, разбегается, бодает Волка и убегает в

лес. Волк падает. Через некоторое время Волк, пошатываясь, поднимается и ощупывает свой живот.

Волк. Ой, не мил мне белый свет! Съел его я или нет?

Из-за деревьев появляется Косарь.

Косарь (смеясь). Ты, дружок, не пообедал — Хлеба легкого отведал!

Поделом!

Волк. Тебе смешно! Все болит, в глазах темно, Я, наверное, ослеп...

Косарь. Не бывает легким хлеб!

Ведущая: Есть хлеб - будет и песня. Не зря так говорится. Хлеб, всегда был мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений, он составляет первооснову всей жизни. Люди вырвались в космос, покоряют океаны, добывают нефть и газ в глубинах земли, а хлеб остается хлебом.

  1. Хлеб

Издавна на свете повелось так: человек, встающий на заре,

Видя в поле тучные колосья, ко всему становится добрей.

Если будет полно в закромах - значит, будут новые дома,

Значит, будут песни, свадьбы, радость, и не будет никакой беды, Потому что хлеб - всегда награда, лучшая награда за труды.

Хлеб - он дружит с потом и работой, с летом и осенней позолотой.

/ А. Быков /

А сейчас ансамбль «Родные напевы» исполнит хороводную игру «Бай-качи, качи».

Приглушенно звучит музыка «Священная война».

Ведущая: Есть только одно слово, которое равнозначно слову «хлеб».

                  Это слово - «жизнь».

В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей города, осажденного фашистами. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить - назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой - значит победа!

               В дыму ленинградское небо, но горше смертельных ран

               Тяжелого хлеба, блокадного хлеба

               Сто двадцать пять грамм.

А у нас можно увидеть кусок хлеба, валяющийся на земле. Ребятам, пренебрегающим хлебом, следовало бы напомнить, как жилось их сверстникам в блокадном Ленинграде:

  1. Девчонка руки протянула и головой — на край стола.

           Сначала думали - уснула, а оказалось - умерла.

  1. Мне стало страшно. Словно я ослеп. Я вдруг остановился.

           Под ногами лежал в снегу пшеничный серый хлеб

           И на морозе превращался в камень.

          Я на дороге той не увидал того, кто бросил эти полбуханки

          Я рассказал ему бы про Урал, про поезда на темном полустанке.

          Тянулись ленинградцы на восток, у них от голодухи пухли ноги...

          И в детском горле застревал комок от лиц их - цвета пыли на дороге.  

          Я вспомнил очередь в ночи, как замерзал продрогший, полусонный,

    Слова старух: «Терпи, сынок, молчи». Лязг ножниц, отрезающих  

    талоны.

    Четыре предрассветных часа, потом в дверях отчаянную давку

     И сверстников голодные глаза, прикованные к пыльному прилавку.

/М. Головенчица/

Ведущая:    Исполняется сценка:

Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль,  играет с куклой, брат ремонтирует табурет.

Сестра:  Как холодно! И мама не идёт. Быть может, хлебушка она нам принесёт? Ну хоть бы крошечку где отыскать, голодной страшно мне идти в кровать.

Брат:  А разве я есть не хочу? Хочу! Но всё равно молчу. Ведь там, где папа наш сейчас, потяжелее, чем у нас. Не разрываются снаряды здесь и дом у нас с тобою есть. А главное – фашисты далеко. Да и кому в стране легко!

Сестра: А помнишь блинчики с вареньем, чай с маминым печеньем, которое по праздникам пекла она… Сейчас я съела б всё одна!

Брат: Опять ты о еде заговорила! Уж лучше б душу не травила! Чем чаще вспоминаешь ты о ней, тем голод чувствуешь сильней. И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра: А вот и мамины шаги слышны!

Брат (строго): Не вздумай хныкать перед ней, дай отдохнуть сначала ей.

Звучит фонограмма песни А. Пугачёвой «Ленинград». Появляется мама, дети встречают её, она их обнимает, раздаёт им хлеб, смотрит на них, как они едят, отдаёт им свою долю, смахивает слёзы. Достаёт из наплечного мешка письмо с фронта от отца, читает детям неслышно. Дети радуются. Затем немая сцена.

Ведущая: В старину хлеб резать ножом считалось святотатством. Его ломали на куски. А когда стали резать, то резали, прижимая каравай к груди. О хлебе народ сложил много пословиц.

Игра «Закончи пословицу»

У детей карточки с окончаниями пословиц. Ведущая читает начало пословицы, а у кого концовка этой пословицы встаёт и читает её.

  • Горька работа, да …      хлеб сладок.
  • Хочешь, есть калачи, …    не сиди на печи.
  • Пироги не …                 растут на кустах.
  • В землю не положишь …         и с земли не возьмёшь.
  • Не ленись с плужком, …            будешь с пирожком.
  •  На чужой каравай рта не разевай, а …       пораньше вставай да свой затевай.
  • Догулялись мужики, …           нет ни хлеба, ни муки.
  • Пот на спине …                    так и хлеб на столе.
  • Не надо хвалиться…         коли, не знаешь, как хлеб родится.
  • Доплясались, что …                    без хлеба остались.
  •  Каравай хлеба не …                         свалится с неба.  

Ведущая: А вот некоторые приметы связанные с хлебом:

  • разломить с кем-то хлеб - породить дружбу
  • поделиться хлебом - быть бескорыстным
  • быть хлебосольным - значит быть гостеприимным
  • зарабатывать свой хлеб - слыть трудолюбивым
  • осыпать молодых хлебом - желать достатка, здоровья, счастья.

Ведущая:    О, хлеб - круговращенье года, в тебе, обыденном на вид,

                     Все то, что сделано народом и что народу предстоит.

Когда же появился хлеб? По мнению ученых, открытие хлеба состоялось 15-16 тыс. лет назад. Исследователи считают, что человек и хлеб - ровесники. Вначале человек употреблял хлеб в виде сырых зерен, затем в виде похлебки и каши. А печеный хлеб имеет свою историю. Прошло еще несколько тысячелетий, и египтяне овладели секретом разрыхлять тесто путем его брожения. Считается, что способ приготовления хлеба из кислого теста был открыт примерно 5 тысяч лет назад в Древнем Египте. В богатых городах Греции пекари начали появляться в 5 веке до нашей эры. По всей Европе секрет хлебопечения распространился в 9-11 вв., и пекари пользовались большим почетом,

В Риме сохранилось надгробие - монумент высотой 13 м - пекарю Эврисаку. В честь него 2000 лет назад был воздвигнут памятник в виде печи для приготовления хлеба. В музее г. Цюриха хранится хлеб, испеченный 6 тыс. лет назад - в каменном веке, а в музее искусства г. Нью- Йорка хранится круглый хлебец, выпеченный 3400 лет назад.

Ведущая: А теперь я загадаю вам загадки. Слушайте:

  • Зарыли Данилку в сырую могилку, а он полежал, полежал, да на волю сбежал, стоит, красуется, на него люди любуются. / Зерно /
  • Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю - людям добром плачу.

 / Хлеб /

  • Начали братцы из зыбки выбираться, на землю упали - зелеными стали.        / Зерна /
  • Мешано, квашено, валяно, на стол поставлено. / Хлеб /
  • Комовато, ноздревато, и губато, и горбато, кисло и пресно, и вкусно, и всем людям мило.        / Хлеб /
  1. На свете видела я хлеба немало.

Крестьянка его из печи вынимала.

И клала на стол, осеняя крестом.

Он отдыхал, накрытый холстом.

В горнице пахло сильно и сладко, Хлеб грозным казался, как имя отца. За трапезой ели его без остатка,

Ни крошки, ни корки, ломоть до конца.

/ Е. Благинина /

Песня «Как не любить мне эту землю» муз. В.Левашова, сл. В. Лазарева Ведущая: Живи так, чтобы хлеб твой был всегда честным. Запомни и скажи всем, кого знаешь, с кем дружишь: в хлебе - душа народа, твоей родной земли; судьбы многих людей, их неустанный труд. И еще помни: для того, чтобы хлеб у всех был и сегодня, и завтра, и всегда, - трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас.

  1. Так повелось на моей земле: из года в год, из рода в род - веками Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах,

И песней той, что жаворонком спета,

Под синим небом в золотых хлебах

В июльский полдень солнечного лета.

Пройдется пахарь утром по жнивью, и сыну, указав рукой на поле, Негромко молвит: «Поклонись ему,

Как матери, как нашей общей доле!»

Ты вырастешь и через много лет опять сюда вернешься на рассвете

И скажешь: «Ничего дороже нет,

Чем теплый хлеб на этом белом свете!»

/ Н. Аникеева /

  1. За хлеб, что вдоволь есть у нас в домах,

            Что мы здоровы телом и душою,

             За то зерно, что полнит закрома,

             Спасибо, хлебороб, тебе большое.

             Когда встречаешь ты рассвет, рабочий у станка стоит спокоен.    

             Известно, что без хлеба жизни нет –

             Так мир великий, видимо, устроен.

Ансамбль «Родные напевы» исполняет песню «Блины».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хлеб - всей жизни голова

Цель: Формирование бережного отношения к хлебу.Задачи: 1. Углублять знания учащихся о хлебе.2. Воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов.3. Развивать логическое мышление.4. Расширять ...

Методическая разработка открытого мероприятия "В жизни всегда есть место подвигу"

Методическая разработка мероприятия «В жизни всегда есть место подвигу» и конференции, приуроченных к 25-летию аварии на Чернобыльской АЭС. Жанр коллективного творческого дела – конференция. Чередован...

"Хлеб – всей жизни голова"

Внеклассное мероприятие для учащихся коррекционных классов...

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всей жизни голова!"

Тема классного часа «Хлеб – всей жизни голова!» была выбрана не случайно. На это есть две причины.      Во-первых, эта тема актуальна всегда, потому, что она связана с жизнью....

Классный час на тему: "Хлеб всей жизни основа!"

Классный час на тему: "Хлеб всей жизни основа!"...

"Хлеб всей жизни - голова!"

Внеклассное мероприятие носит познавательный характер. Знакомит детей с профессиями хлеборобов, значении хлеба в жизни человека. В мероприятии звучат пословицы, загадки, поговорки, стихотворения, прос...

Методическое пособие к уроку "Хлеб - это жизнь"

laquo;125 блокадных грамм с огнём и кровью пополам» — фраза, которая знакома каждому петербуржцу, поэтому для нас было важно подготовить особенное мероприятие, чтобы донести значимос...