Внеклассное мероприятие "Хлеб - всей жизни голова!"
классный час на тему

Лендова Оксана Павловна

Тема классного часа «Хлеб – всей жизни голова!» была выбрана не случайно. На это есть две причины.

      Во-первых, эта тема актуальна всегда, потому, что она связана с жизнью. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется его значимость. Это проявляется в небрежном отношении к хлебу. Поэтому необходимо воспитывать у детей чувства патриотизма, гражданской ответственности, бережное отношение к хлебу.

      Во-вторых, в процессе подготовки был проведен опрос, в результате которого выяснилось, что большинству обучающихся класса хотелось бы узнать что-то новое.

       Понять все трудности военных лет нам, не видевшим войны в жизни, очень сложно, поэтому было принято решение связать то, что близко детям с трудным военным временем.

      Так родилась идея классного часа «Хлеб – всей жизни голова!»

      Данное внеклассное мероприятие входит в систему мероприятий, посвященных празднованию 70 - летию  Победы в ВОВ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Хлеб – всей жизни голова!»

Актуальность проблемы.

      Тема классного часа «Хлеб – всей жизни голова!» была выбрана не случайно. На это есть две причины.

      Во-первых, эта тема актуальна всегда, потому, что она связана с жизнью. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется его значимость. Это проявляется в небрежном отношении к хлебу. Поэтому необходимо воспитывать у детей чувства патриотизма, гражданской ответственности, бережное отношение к хлебу.

      Во-вторых, в процессе подготовки был проведен опрос, в результате которого выяснилось, что большинству обучающихся класса хотелось бы узнать что-то новое.

       Понять все трудности военных лет нам, не видевшим войны в жизни, очень сложно, поэтому было принято решение связать то, что близко детям с трудным военным временем.

      Так родилась идея классного часа «Хлеб – всей жизни голова!»

      Данное внеклассное мероприятие входит в систему мероприятий, посвященных празднованию 70 - летию  Победы в ВОВ.

Хлеб – одно из крупнейших

 открытий в истории человечества.

Он настолько нужен человеку,

 что едва родившись на свете,

уже не можем без него обойтись.

 И так  всю  жизнь. 

В. Н. Ремесло

Цели: 

- показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека; -- воспитание чувства патриотизма, гордости за страну, уважение к ветеранам;

- развитие творческих способностей с учетом индивидуальных и возрастных

особенностей обучающихся;

-совершенствование форм сотрудничества и взаимодействия всех участников

воспитательного процесса.

Задачи:

- формирование любви, уважения и бережного отношения к хлебу.

- воспитание исторической памяти у обучающихся на основе уважительного

отношения к истории своей малой Родины, наших земляков;

- сохранение и совершенствование традиционных и поиск инновационных методов работы по патриотическому воспитанию;

отработать навыки монологической речи и выразительного чтения;

организовать совместный досуг детей, расширить кругозор.

Оформлениеплакат с рисунком каравая хлеба, рисунки колосьев хлеба, стол накрытый белой скатертью, каравай и соль на рушнике, выпечка, приготовленная руками учащихся, иллюстрации о хлебе на экране или стене, пословицы о хлебе, загадки о хлебе, хлеб, самовар с бубликами.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация о хлебе, жетончики в виде калача

Формы и методы реализации: 

внеклассное мероприятие: совместная деятельность педагога и учащихся по подготовке внеклассного мероприятия: работа с литературой, разработка сценария, репетиции, проведение мероприятия.

Возрастная группа: учащиеся 5-8 класса

Ход занятия

Слайд 1Музыкальный проигрыш на гармони (веселый, задорный)

(Выходят девочка и мальчик в русских костюмах,

 у девочки в руках на рушнике хлеб-соль). 

Девочка. 

Слава миру на Земле.

Мальчик.

Слава хлебу на столе. 

Девочка. 

Если мы хотим кого - то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С Уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.

Мальчик. 

С караваем соль подносим
Поклоняясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб - соль из рук.

(вручает хлеб-соль гостям, гости проходят, усаживаются)

Ведущий1. 
     В старину на Руси говорили так: «Есть хлеб – будет и песня». Не зря так говорится. Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наше время, в век великих достижений, хлеб составляет первооснову жизни. Люди вырвались в космос, покоряют реки, моря, океаны, добывают нефть и газ в глубинах земли, а хлеб по-прежнему считается не только богатством, но и силой страны. По давнему обычаю многих народов дорогих гостей встречают хлебом-солью. 
Учитель. 

     Сегодня мы поговорим о хлебе, о его значении в жизни людей и о том, как хлеб попадает на наш стол. Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово, в самом деле - вдумайтесь! Словом «хлеб»  называют не похожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что такое хлеб?

Ведущий 2. 

     Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Для выпечки хлеба там применяли специальные горшки – клибанос. Оно было созвучно со словом «хлеб». Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. А откуда появился этот чудо-продукт?

Ведущий1

     История цивилизации - это история хлеба. Ученые полагают, что впервые хлеб появился свыше 15 000 лет назад. Жизнь наших предков в те далёкие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения.

Ведущий1 

     Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерна. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая  мука, первый хлеб. Хлеб по вкусу был совсем не похож на наш. Он  был  грубоватым.  В11 веке на Руси стали выпекать хлеб из кислого  теста. И  получался он более мягким и вкусным.

Ведущий1

     Самый древний хлеб, дошедший до наших дней - лепешки из гробницы фараона. Хлеб почитался очень высоко, ценился  всеми народами. Пекари имели большой авторитет.

Ведущий1

     Преступника, убившего пекаря, наказывали втрое строже, чем за убийство другого человека. Тех, кто пек плохой хлеб: стригли наголо, привязывали к позорному столбу, отправляли в изгнание. В Риме стоит 13-метровый величественный  памятник древности пекарю - в виде хлебной корзины.

Учитель:

     Трудно, пожалуй, невозможно назвать другую тему, которая затрагивала бы каждого человека столь кровно. Хлеб всегда был в почете у людей…Хлеб, хлеб-батюшка, хлеб-кормилец, - так ласково и уважительно называют его в народе. Это не только продукт питания… Хлеб - мерило достатка, символ благополучия, человеческой доброты. Хлеб - наша гордость, богатство, сила.

Ведущий1

     Хлеб – народное богатство. Каждому гражданину нашей страны надо помнить о настоящей цене хлеба. Его стоимость вовсе не та, что определяется рублями, которые мы платим в магазине, а другая – это цена огромного человеческого труда, затраченного на выращивание и изготовление хлеба. Мы привыкли к тому, что хлеб всегда есть на нашем столе, и не задумываемся, а как он туда попал.

документальное видео о выращивании и производстве хлеба («Производство от зерна до выпечки»)

Ведущий2 На Руси всегда было почтительное отношение к хлебу. Считалось большим преступлением бросить даже его маленький кусочек.

Не бросайте хлеб, обращайтесь с ним бережно!  

Исполняется песня о хлебе «Хлеб – всему голова»

1. Был хлеб всегда в почете на Руси-

Её просторов главное богатство.

Его ты хочешь цену знать? -

Тебе ответить могут ленинградцы.    

Они припомнят город без огней,

Когда враги стояли на пороге,

И долгих девятьсот блокадных дней

Снаряды, свист… Воздушные тревоги.

2.Я помню хлеб, военный, горький.

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой корке, в каждой крошке

Был горький вкус людской беды.

И горе было частым гостем

Им были детства дни полны

Особо помним мы, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

К 70-летию победы. Видео о блокадном хлебе видеоролик - документальное видео о блокадном хлебе.

Учитель: 900 дней жили в условиях блокады сталинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города 125 г. 125 граммов на человека. В нём пищевой целлюлозы 10%,жмыха -10, обойной пыли -2, выбоек из мешков-2,хвои-1,муки ржаной обойной-75-процентов.  (слайд 14).

Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г черного хлеба, а ведущий читает. 

2 ведущий:  (слайд 15 - 24).В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой.

Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.
Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.
Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 г.
Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 г.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла

Ведущий1:  

     Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало «крошечки» хлеба, и они умирали. Сейчас всё это в прошлом: голод, война, голодные послевоенные годы. Но разве и сегодня не должны мы относиться с уважением к хлебу? Каждый человек, знающий свою историю любящий свой народ, не может небрежно отнестись к хлебу. Беречь его должны не только те, кто сеет, убирает, хранит зерно в закромах, выпекает из него хлеб, а каждый из нас ежедневно обязан помнить, что хлеб – бесценное сокровище.

Ведущий: 

     Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы:

«Земля – матушка, а хлеб – батюшка»,

«Без золота проживёшь, а без хлеба – нет».

Сейчас мы вам раздадим разрезанные листки с пословицами, а вы должны их правильно соединить. Победившая команда получает жетон. Оценивать конкурсы будет

 ЖЮРИ_____________________________________________________

(«Худ обед, когда хлеба нет», «Хлеба ни куска, так и в горнице тоска», «Хлебушко – калачу дедушка», «Хлеб да вода – молодецкая еда» « Хлеба нет – и корочка в честь», «Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно», «У кого хлебушко, у того и счастье».)

Ведущий:

Викторина «Мозговой штурм»

Вопросы викторины:

1. В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму)

2. Куда зерно везут после уборки? (На элеватор – хранилище для зерна)

3. Где зерно превращают в муку? (На мельнице)

4. Что такое квашня? (Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто)

5. Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (Опара)

6. Из муки какого растения выпекают белый хлеб?   (Пшеница)

7. Из зёрен какого растения получают пшено?                (Просо)

8. Из зёрен какого растения получают манную крупу?  (Пшеница)

Ведущий: а сейчас - Загадки о хлебе

1.Вырос в поле дом, полон дом зерном,

Стены позолочены, ставни заколочены.     (Колос)

2.Без рук, без ног, а подпоясанный.             (Сноп)

3.Одно бросил – целую горсть нашёл.         (Зёрна)

4.Ходит в поле из края в край, режет чёрный каравай.     (Трактор)

5.Растёрто, раздавлено, у печки поставлено.

По стеночке движется, липнет и лижется –

Не ком и не жижица.                                                                (Тесто)

6.Пышно, мягко, а не вата,

С крышей, с полом, а не хата.

Бугристо, а не сугроб,

Душисто, а не укроп.

Бело, а не берёза,

Румяно, а не роза.                                                   (Буханка белого хлеба)

7.В осеннюю пору растут золотые горы.           (Уборка хлеба)

8.Загадаю загадку – выброшу на грядку.

В год пущу, в другой выпущу. Что это?                       (Озимые хлеба)

9.Не море, а волнуется.                          (Колосья в поле)

10.Меня режут, меня бьют, а я не злюсь – добрей становлюсь.    (Тесто)

Ведущий:

Конкурс для зрителей и болельщиков

Музеи «Хлебобулочных изделий»

1 Ведущий. Первый в России Музей хлеба открылся в 1988 году в Санкт-Петербурге, где хранится более 18 000 экспонатов. 

2 Ведущий. Открылись музеи в Пскове и Елабуге. Некоторым экспонатам более сотни лет и у каждого своя история! Много разных видов хлеба было на Руси. А какие знаете вы хлебобулочные изделия?

Ответы из зала. Раздаются печенья или баранки

Конкурс песен. Спеть строчки из песен, где говорится о хлебе. (Каравай, Конфетки - бараночки, )

Подведение итогов. Поощрение детям, имеющим большее количество жетонов.

Ведущий благодарит участников и произносит заключительное слово.

Ведущий:  Каждому человеку нашей страны надо помнить о настоящей цене хлеба.

Не бросайте хлеб, обращайтесь с ним бережно! Если каждый из нас            

выбросит в день пол-ломтика хлеба, то за год набирается 7 кг или 15  

батонов. Такие, казалось бы, незначительные потери в каждой семье  

вырастают в громадную цифру. Чтобы восполнить их, необходимо

вырастить примерно  два миллиона тонн зерна.

Ведущий: Наше занятие заканчивается, а его итогом будет ваше отношение к хлебу.

Ведущий: Сегодня ребята 7 класса приготовили выставку своих хлебобулочных изделий. Давайте оценим и пригласим всех желающих на наше чаепитие.

Исполняется песня «Россия» (слайд 33 - 34).

Литература:

1.Л.С.Бескоровайная, О.В.Перекатьева, С.А.Шин «Сценарии  школьных  праздников,  конкурсы,  викторины,  игры».

2.М.Ю.Женило «Сценарии  праздников, конкурсы,  викторины,  игры  для  учащихся  4  классов».

Ожидаемый результат

Урок способствует воспитанию патриотизма у учащихся, формированию  чувства сопричастности и уважения к родной истории.

В ходе мероприятия и при его подготовке учащиеся получат дополнительные  знания  о хлебе, цене победы в Великой Отечественной войне, отработают навыки речи и выразительного чтения.

- дети должны более бережно относиться к хлебу.

- учить детей общаться, услышать мнение каждого

- дать каждому возможность реализовать себя

- создать комфортный психологический климат в классе

- понимание ценности хлеба для страны, окружающих, самого себя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хлеб - всей жизни голова

Цель: Формирование бережного отношения к хлебу.Задачи: 1. Углублять знания учащихся о хлебе.2. Воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов.3. Развивать логическое мышление.4. Расширять ...

"Хлеб – всей жизни голова"

Внеклассное мероприятие для учащихся коррекционных классов...

"Дело всей жизни"

Статья в СМИ...

Методическая разработка открытого мероприятия Тема: «Хлеб – всей жизни голова»

       ЦЕЛЬ: Воспитывать патриотизм, бережливость, уважение к чужому труду.Рассказать историю происхождения хлеба, раскрыть его значимость для нашего народа.Развивать интере...

"Хлеб всей жизни - голова!"

Внеклассное мероприятие носит познавательный характер. Знакомит детей с профессиями хлеборобов, значении хлеба в жизни человека. В мероприятии звучат пословицы, загадки, поговорки, стихотворения, прос...