Внеклассное мероприятие с метапредметным содержанием "Интеллектуальный марафон"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Корявикова Неля Тариэловна

Внеклассное мероприятие с метапредметным содержанием "Интеллектуальный марафон"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnyy_marafon.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие с метапредметным содержанием

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН»

(план организации и проведения)

Метапредметный марафон – новая форма организации внеурочной деятельности обучающихся, позволяющая реализовать  компетентностный подход в образовании, требования ФГОС о метапредметности в обучении, а объединение школьных предметов между собой, интеграция их со всеми сторонами жизни человека дает возможность гармонично развиваться личности, создает целостное представление об окружающем мире.

Цели марафона: расширение полигранного представления обучающихся об окружающем мире, развитие метапредметных компетенций по разным предметам.

Задачи:

1) развивать познавательный интерес к изучаемым предметам;

2) повышать уровень информационной культуры;

3) развивать умение работать в команде, вести диалог, давать оценку своей деятельности;

4) формировать опыт самостоятельной деятельности;

5) развивать навыки экспериментальной работы.

Основные принципы организации и проведения метапредметного марафона:

1. Все мероприятия марафона организуются и проводятся на основе деятельностного подхода.

2. Учителя курируют, направляют деятельность обучающихся, которые прокладывают свои маршруты и действуют самостоятельно.

3. К организации и проведению марафона привлекаются обучающиеся различных возрастных групп.

«Плюсы» метапредметного марафона:

•марафон способствует развитию познавательного интереса, активизации мышления обучающихся;

•является здоровьесберегающей формой организации внеурочной (внеклассной) деятельности;

•марафон способствует развитию коммуникации между обучающимися старших и младших классов;

•способствует использованию знаний в новой ситуации;

•способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

Основной «минус» марафона – сложность подготовки и отбора вопросов с метапредметным содержанием.

Подготовительный этап:

1.Создание инициативной группы учителей – предметников и старшеклассников (организаторы марафона), курирующих организацию и проведение метапредметного марафона.

2.Классные руководители совместно с обучающимися формируют разновозрастные команды (например, по одному обучающемуся от параллели 5-11 классов), принимающие участие в марафоне.

3.Учителя-предметники определяют дисциплины, которые войдут в состав маршрутных листов в качестве «этапов забега» и готовят вопросы с метапредметным содержанием.

4. Старшеклассники – организаторы марафона разрабатывают содержание маршрутных листов и систему оценивания заданий.

Игровой этап:

1.Вступительное слово ведущего (краткая беседа (информация) о марафоне как общекультурном (спортивном) явлении; объявление порядка проведения марафона).

Комментарий: на каждом «этапе забега» (или станции) команда получает задание, представляющее собой совокупность вопросов – по одному для каждого участника команды. Сложность вопроса соответствует классу (с 5 по 11) каждого члена команды. Если участник самостоятельно отвечает на свой вопрос, то команда получает 2 балла за каждый правильный ответ, если он отвечает с помощью товарищей по команде, то – 1балл.

Помимо этого, на станциях каждая команда получает по одному общему для всех участников заданию, выполнение которых к концу марафона позволит сформировать «коллективный портрет» команды.

2.Формирование команд, выдача маршрутных листов.

Комментарий: команда формируется из обучающихся разный классов, например, один обучающийся из 5 класса, один – из 6 и т.д. В маршрутном листе прописан порядок прохождения «этапов» и отведено место для выставления суммы баллов за каждый пройденный этап и отметка о выполнении общекомандного задания.

3.Прохождение «этапов забега».

4.Подведение результатов, самооценка, представление «коллективного портрета» команд.

Комментарий: каждому участнику предоставляется возможность самостоятельно оценить свою деятельность на марафоне, отметив два (или один) предмета, по которым ему будет выставлена отметка «5» в случае получения первого места его командой, или «4» - за второе место команды.

Заключительный этап:

1.Обсуждение результатов игры.

2.Рефлексия.

3.Подведение итогов, объявление результатов, награждение победителей.

Примерные общекомандные задания:

Выбор:

а) названия,

б) девиза,

в) эмблемы,

г) гимна,

д) капитана команды,

е) любое подобное задание по желанию организаторов.

На каждом этапе марафона команда выполняет только одно из приведенных заданий. «Коллективный портрет» команды формируется только к концу состязания.

Примерные вопросы метапредметного содержания для «Марафона»

Ниже представлены вопросы по химии для обучающихся 5-11 классов, кроме вопросов для 10 класса, обучающиеся которого являются организаторами марафона и «судьями» на «этапах забега» (или станциях); а также приведено по два примеру вопросов из других дисциплин, вместе с которыми можно организовать такой метапредметный марафон.

Станция «Биологическая»

  1. класс.

1.Какой хлебный злак растѐт в воде?

(Рис)

2.Самый простой увеличительный прибор?

(Лупа)

3.Когда температура голубя ниже – зимой или летом?

(Одинаковая)

4.Что ест зимой жаба?

(Ничего, она спит)

5.Самая высокая трава называется…

(Бамбук)

  1. класс.

1.Какой овощ необходим для проверки принцесс на чистоту королевской крови?

(Горох, горошина)

2.Какой злак может расти на человеке?

(Ячмень, воспалённый бугорок у корней ресниц.)

3.Талия какого животного является эталонным образцом тонкой талии для всех женщин?

(Осы - осиная талия).

4.Какое животное и чьё служит образцом для порки детей?

(Сидорова коза.)

5.Какая водоплавающая птица написала известные книги?

(Гоголь)

  1. класс.

1.Почему воздух в хвойных лесах практически не содержит болезнетворных бактерий?

(Хвоя выделяет фитонциды)

2.Как звучит название науки о грибах?

(Микология)

3.Лишайники – индикаторы среды. Как вы понимаете это выражение?

(Они растут только в тех территориях, где экологическое благополучие, например , чистый воздух)

4.Каким веществом образована клеточная стенка грибной клетки?

(Хитин)

5.Главные признаки покрытосеменных растений?

(Наличие цветка и плода)

  1. класс.

1.У какого животного впервые появляется кровеносная система?

(Кольчатые черви - дождевой червь)

2.Назовите единственное домашнее животное – насекомое.

(Бабочка шелкопряд)

3.Название каких частей скелета человека связано с предметами хозяйственного обихода?

(Лопатка, таз, чашечка, сумка….)

4.Сколько ног у паука?

(Восемь)

5.Мышечная перегородка, разделяющая грудную и брюшную полости.

(Диафрагма).

  1. класс.

1.Почему белые медведи не едят пингвинов?

(Пингвины живут в южном полушарии, а белые медведи – в северном).

2.Кого из простейших зоологи считают животным, а ботаники – растением?

(Эвглена зеленая)

3.Какие организмы получили свое название за то, что были обнаружены в настое травы?

(Инфузории)

4.Правда ли что верблюд хранит запас воды в горбах?

(Нет, их горбы хранят запас жира).

5.В какой доле мозга находится зрительная зона?

(В затылочной доле).

  1. ласс.

1.Современные хозяйки обязательно на кухне имеют вытяжку или воздухоочиститель. Что предпочтительней с экологической точки зрения?

Ответ: воздухоочиститель, так как фильтр поглощает вредные вещества. А при вентиляции вредные вещества, образующиеся при сгорании газа и при приготовлении пищи, попадают в атмосферу и загрязняют её.

2.Англичане, любители молочных продуктов, пополнили фауну Австралии коровами. Но случилось непредвиденное. Навоз стал отравлять растительность, почвы подверглись эрозии. Как можно исправить положение?

 Ответ: нужно завезти в Австралию естественных санитаров- навозных жуков.

3.В странах Востока в старину существовала своеобразная казнь: приговорённых к смерти кормили только варёным мясом и они умирали через 28-30 дней. Почему наступала смерть?

Ответ: вареное мясо – это мертвый белок, который не содержит минеральных веществ, витаминов и т. д., необходимых человеку.

4.Какие растения никогда не цветут?

Ответ: мхи, хвощи, папоротники, плауны

5.Какое название получил набор хромосом, содержащийся в клетках того или иного вида организмов?

Ответ: кариотип

Станци «Филологическая»

1. Какое природное явление отражено в отрывке М. В. Ломоносова «Вечернее размышление».

 Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встает заря!

Не Солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мечут огнь моря?

Се хладный пламень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!..

Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рождал пожар?

/Ответ: северное сияние. (7-8 классы)

2. Напишите правильно нижеприведенные термины:

Диф…узия (диффузия),                 импрес...ионизм (импрессионизм),

дик…браз (дикобраз),                 б…рок…о (барокко),

рок...ок...о(рококо),                         ал...юминий (алюминий),

кристал...ик (кристаллик),                кристал...ьный (кристальный),

метал..ический (металлический),         дистил..яция (дистилляция).

Станция «Историческая»

1. Известно, что ещё в эпоху Древней Руси её жителям была известна игра в шахматы. Однако, фигуры в различные эпохи называли по – разному. Предположите, в какие эпохи развития нашей страны появились названия «ладья», «тура», «ферзь»? Ответы аргументируйте. (9 класс)

2. Согласны ли вы с тем, что клич «ура» появился в XV в.? В подтверждение приведите не менее двух аргументов. (10-11 классы)

Станция «Физическая»

1. «Из закоптевшей трубы столбом валил дым и, поднявшись высоко, так, что посмотреть – шапка валилась, рассыпался горячими угольями по всей степи…» Н.В. Гоголь. Почему в безветрие дым из трубы поднимается вертикально? /Ответ: так как теплый воздух легче холодного, то он поднимается вверх и расширяется до тех пор, пока не охладится. Такой вид теплопередачи называется конвекцией.

2. «… разговорились о том, как нужно солить яблоки. Старуха моя начала было говорить, что нужно наперед хорошенько вымыть яблоки, потом намочить в квасу, а потом уже…» На каком явлении основано соление яблок? Что нужно сделать, чтобы яблоки просолились быстрее? /Ответ: это явление называется диффузией. Ионы натрия и хлора беспорядочно движутся в воде,  сквозь поры проникая в яблоки. Чем выше температура раствора, тем больше скорость движения ионов и, следовательно, тем, быстрее они попадут в яблоки.

Станция «Химическая»

5 класс

Назовите самое распространенное вещество на Земле:

Азот / Кислород / Вода / Нефть / Речной песок?

ВОДА

8 класс

Назовите слова-омонимы:

– и политика активного сопротивления общественному прогрессу и физико-химическое взаимодействие между веществами, и ответ организма на внешнее или внутреннее раздражение;

– класс неорганических веществ и музыкальная нота;

– и планета Солнечной системы и бог неба в древнегреческой мифологии, и химический элемент.

РЕАКЦИЯ

СОЛЬ

УРАН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике: "Интеллектуальный марафон"

Внеклассное мероприятие по математике: "Интеллектуальный марафон" для 7 класса.В классе обучаютя дети с нарушением зрения....

Внеклассное мероприятие по ОБЖ "Дорожный марафон", для 3-4 классов

Внеклассное мероприятие представляет собой обучающую игру по правилам дорожного движения для учащихся 3-4 классов, дети не только узнают новое, но и повторяют, то что узнали на прошлых встречах с...

Внеклассное мероприятие по математике "Математический марафон"

Внеклассное мероприятие по математике "Математический марафон", приуроченное к математической неделе, для обучающихся 7-9 классов вечерней школы...

Внеклассное мероприятие по химии «Химический марафон».

Внеклассное мероприятие рассчитано для учеников старших классов, которые уже знают химию за 8-9 классы....

Внеклассное мероприятие по математике "Интеллектуальный марафон"

Внеклассное мероприятие по математике "Интеллектуальный марафон" для 9-11 классов в форме командной игры...

Внеклассное мероприятие по физике "Физический марафон"

Внеклассное мероприятие по физике "Физический марафон" предназначено для студентов первого курса технического профиля, форма проведения - интеллектуально-познавательная игра.Цель: актуализац...