Игровые технологии в деятельности классного руководителя
методическая разработка (6 класс) на тему

Раенок Елена Васильевна

Значение игры в ознакомлении с классным коллективом. Предлагается тест "Выражение лица". Возможность выявления взаимоотношений в семье и лидеров в классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии

в деятельности классного руководителя

«Игровое»  направление в образовании нашло быстрое распространение, особенно в младших классах школы. Его основа – упор на чувственную и эмоциональную сферу человека. Игра для детей – прекрасное занятие, способствующее развитию, а для взрослых – облегченный способ приобретения полезных знаний.

Технология организации личностно – ориентированного процесса построена таким образом, что учитывает свойства, присущие любой личности, дает возможность себя реализовать. В такой технологии воспитательного процесса в центре оказывается личность ученика. Личностно – ориентированные ситуации органично связаны с методами организации познавательной деятельности. Это проблемно – поисковые приемы, исследовательские методы и методы диалогического общения.

      Формы классных часов разнообразны: наряду с обычными и нетрадиционными занятиями вводятся психологические тренинги (с участием специалиста – психолога), исследовательская, поисковая работа, деловые игры и т.д.

      Игра облегчает знакомство с учащимися, помогает безошибочно выявить актив группы и лидера, раскрепощает учащихся и облегчает общение с ними.

     При знакомстве с классом можно предложить себя представить по ключевым фразам:

  1. Меня зовут
  2. Самые важные события в моей жизни
  3. Мои увлечения
  4. Мой самый близкий человек (друг)
  5. Мое любимое место
  6. Моя мечта

Пункты с 1 по 4-й раскрывают личностные особенности школьников, диагностируют «открытых» и «закрытых» для взаимодействия учеников.

Можно предложить детям или родителям (на доске нарисовать) 4 типа выражения лица (настроения) и задать вопрос: «С каким выражением лица вы обычно встречаете своего ребенка каждый день? С каким выражением лица встречает вас ребенок каждый день?»

Значение изображений:

  1. Всегда рад(а) видеть сына (дочь) при встречах улыбаемся друг другу, обнимаемся. Здесь нужно сказать, что, как считают психологи, чем чаще обнимаешь своего ребенка, тем успешнее складывается его жизнь. Так ребенок уверен в своих силах, в любви своих родителей.
  2. Равнодушие, никаких эмоций.
  3. Постоянная усталость, расстройство поведением ребенка.
  4. Раздражение, злость, агрессия.

Результаты теста «Выражение лица» в 7Б классе

№ изображения

Значение

Количество родителей

Количество детей

            1

Радостно

         27

           17

            2

Равнодушие

           7

            4

            3

Усталость, расстройство

           0

            0

            4

Злость, агрессия

           2

            2

Этот метод заставляет задуматься над тем, насколько хорошо они знают внутренний мир своего взрослеющего ребенка? Задуматься над тем: достаточно ли внимания они уделяют воспитанию своего ребенка. Это может поменять отношение родителей, подход к воспитанию ребенка.

При формировании коллектива полезны тренинги с участием специалистов-психологов, которые помогают сформировать свою точку зрения, высказать ее, поспорить. В результате чего учатся строить отношения друг с другом.

 Игра является важнейшим элементом в личностно – ориентированном воспитательном процессе и является наиболее привлекательной формой проведения классных часов и внеклассных мероприятий для учащихся. Почему? Причин довольно много:

  1. Возможность проявить свой артистизм
  2. Наличие избытка энергии, которая накапливается после уроков в традиционной форме
  3. Проба сил и способностей в условиях конкуренции
  4. Возможность действовать, не боясь ошибок (оценку не поставят)
  5. Приобретение навыков действия в различных жизненных ситуациях
  6. Любопытство и страсть к исследованию

В игре можно отвлечься от личного, решить болезненный для себя вопрос «отстранения», от имени, выдуманного героя. Самостоятельность действий является ключевым элементом игры, что несомненно привлекает подростков. При этом игра может превращаться в соревнование, процесс решения определенной задачи или самореализацию внутренних потребностей и склонностей человека.

Однако при использовании игр в воспитательном процессе следует опасаться ряда трудностей и проблем. Соревнование и стремление к победе могут вылиться в агрессию и привести к серьезному межличностному или межгрупповому конфликту. Интерес в игре является определяющим моментом ее эффективности, поэтому его следует постоянно поддерживать, иначе игра станет формальным актом.  



Предварительный просмотр:

Игровые технологии

в деятельности классного руководителя

«Игровое»  направление в образовании нашло быстрое распространение, особенно в младших классах школы. Его основа – упор на чувственную и эмоциональную сферу человека. Игра для детей – прекрасное занятие, способствующее развитию, а для взрослых – облегченный способ приобретения полезных знаний.

Технология организации личностно – ориентированного процесса построена таким образом, что учитывает свойства, присущие любой личности, дает возможность себя реализовать. В такой технологии воспитательного процесса в центре оказывается личность ученика. Личностно – ориентированные ситуации органично связаны с методами организации познавательной деятельности. Это проблемно – поисковые приемы, исследовательские методы и методы диалогического общения.

      Формы классных часов разнообразны: наряду с обычными и нетрадиционными занятиями вводятся психологические тренинги (с участием специалиста – психолога), исследовательская, поисковая работа, деловые игры и т.д.

      Игра облегчает знакомство с учащимися, помогает безошибочно выявить актив группы и лидера, раскрепощает учащихся и облегчает общение с ними.

     При знакомстве с классом можно предложить себя представить по ключевым фразам:

  1. Меня зовут
  2. Самые важные события в моей жизни
  3. Мои увлечения
  4. Мой самый близкий человек (друг)
  5. Мое любимое место
  6. Моя мечта

Пункты с 1 по 4-й раскрывают личностные особенности школьников, диагностируют «открытых» и «закрытых» для взаимодействия учеников.

Можно предложить детям или родителям (на доске нарисовать) 4 типа выражения лица (настроения) и задать вопрос: «С каким выражением лица вы обычно встречаете своего ребенка каждый день? С каким выражением лица встречает вас ребенок каждый день?»

Значение изображений:

  1. Всегда рад(а) видеть сына (дочь) при встречах улыбаемся друг другу, обнимаемся. Здесь нужно сказать, что, как считают психологи, чем чаще обнимаешь своего ребенка, тем успешнее складывается его жизнь. Так ребенок уверен в своих силах, в любви своих родителей.
  2. Равнодушие, никаких эмоций.
  3. Постоянная усталость, расстройство поведением ребенка.
  4. Раздражение, злость, агрессия.

Результаты теста «Выражение лица» в 7Б классе

№ изображения

Значение

Количество родителей

Количество детей

            1

Радостно

         27

           17

            2

Равнодушие

           7

            4

            3

Усталость, расстройство

           0

            0

            4

Злость, агрессия

           2

            2

Этот метод заставляет задуматься над тем, насколько хорошо они знают внутренний мир своего взрослеющего ребенка? Задуматься над тем: достаточно ли внимания они уделяют воспитанию своего ребенка. Это может поменять отношение родителей, подход к воспитанию ребенка.

При формировании коллектива полезны тренинги с участием специалистов-психологов, которые помогают сформировать свою точку зрения, высказать ее, поспорить. В результате чего учатся строить отношения друг с другом.

 Игра является важнейшим элементом в личностно – ориентированном воспитательном процессе и является наиболее привлекательной формой проведения классных часов и внеклассных мероприятий для учащихся. Почему? Причин довольно много:

  1. Возможность проявить свой артистизм
  2. Наличие избытка энергии, которая накапливается после уроков в традиционной форме
  3. Проба сил и способностей в условиях конкуренции
  4. Возможность действовать, не боясь ошибок (оценку не поставят)
  5. Приобретение навыков действия в различных жизненных ситуациях
  6. Любопытство и страсть к исследованию

В игре можно отвлечься от личного, решить болезненный для себя вопрос «отстранения», от имени, выдуманного героя. Самостоятельность действий является ключевым элементом игры, что несомненно привлекает подростков. При этом игра может превращаться в соревнование, процесс решения определенной задачи или самореализацию внутренних потребностей и склонностей человека.

Однако при использовании игр в воспитательном процессе следует опасаться ряда трудностей и проблем. Соревнование и стремление к победе могут вылиться в агрессию и привести к серьезному межличностному или межгрупповому конфликту. Интерес в игре является определяющим моментом ее эффективности, поэтому его следует постоянно поддерживать, иначе игра станет формальным актом.  



Предварительный просмотр:

Игровые технологии

в деятельности классного руководителя

«Игровое»  направление в образовании нашло быстрое распространение, особенно в младших классах школы. Его основа – упор на чувственную и эмоциональную сферу человека. Игра для детей – прекрасное занятие, способствующее развитию, а для взрослых – облегченный способ приобретения полезных знаний.

Технология организации личностно – ориентированного процесса построена таким образом, что учитывает свойства, присущие любой личности, дает возможность себя реализовать. В такой технологии воспитательного процесса в центре оказывается личность ученика. Личностно – ориентированные ситуации органично связаны с методами организации познавательной деятельности. Это проблемно – поисковые приемы, исследовательские методы и методы диалогического общения.

      Формы классных часов разнообразны: наряду с обычными и нетрадиционными занятиями вводятся психологические тренинги (с участием специалиста – психолога), исследовательская, поисковая работа, деловые игры и т.д.

      Игра облегчает знакомство с учащимися, помогает безошибочно выявить актив группы и лидера, раскрепощает учащихся и облегчает общение с ними.

     При знакомстве с классом можно предложить себя представить по ключевым фразам:

  1. Меня зовут
  2. Самые важные события в моей жизни
  3. Мои увлечения
  4. Мой самый близкий человек (друг)
  5. Мое любимое место
  6. Моя мечта

Пункты с 1 по 4-й раскрывают личностные особенности школьников, диагностируют «открытых» и «закрытых» для взаимодействия учеников.

Можно предложить детям или родителям (на доске нарисовать) 4 типа выражения лица (настроения) и задать вопрос: «С каким выражением лица вы обычно встречаете своего ребенка каждый день? С каким выражением лица встречает вас ребенок каждый день?»

Значение изображений:

  1. Всегда рад(а) видеть сына (дочь) при встречах улыбаемся друг другу, обнимаемся. Здесь нужно сказать, что, как считают психологи, чем чаще обнимаешь своего ребенка, тем успешнее складывается его жизнь. Так ребенок уверен в своих силах, в любви своих родителей.
  2. Равнодушие, никаких эмоций.
  3. Постоянная усталость, расстройство поведением ребенка.
  4. Раздражение, злость, агрессия.

Результаты теста «Выражение лица» в 7Б классе

№ изображения

Значение

Количество родителей

Количество детей

            1

Радостно

         27

           17

            2

Равнодушие

           7

            4

            3

Усталость, расстройство

           0

            0

            4

Злость, агрессия

           2

            2

Этот метод заставляет задуматься над тем, насколько хорошо они знают внутренний мир своего взрослеющего ребенка? Задуматься над тем: достаточно ли внимания они уделяют воспитанию своего ребенка. Это может поменять отношение родителей, подход к воспитанию ребенка.

При формировании коллектива полезны тренинги с участием специалистов-психологов, которые помогают сформировать свою точку зрения, высказать ее, поспорить. В результате чего учатся строить отношения друг с другом.

 Игра является важнейшим элементом в личностно – ориентированном воспитательном процессе и является наиболее привлекательной формой проведения классных часов и внеклассных мероприятий для учащихся. Почему? Причин довольно много:

  1. Возможность проявить свой артистизм
  2. Наличие избытка энергии, которая накапливается после уроков в традиционной форме
  3. Проба сил и способностей в условиях конкуренции
  4. Возможность действовать, не боясь ошибок (оценку не поставят)
  5. Приобретение навыков действия в различных жизненных ситуациях
  6. Любопытство и страсть к исследованию

В игре можно отвлечься от личного, решить болезненный для себя вопрос «отстранения», от имени, выдуманного героя. Самостоятельность действий является ключевым элементом игры, что несомненно привлекает подростков. При этом игра может превращаться в соревнование, процесс решения определенной задачи или самореализацию внутренних потребностей и склонностей человека.

Однако при использовании игр в воспитательном процессе следует опасаться ряда трудностей и проблем. Соревнование и стремление к победе могут вылиться в агрессию и привести к серьезному межличностному или межгрупповому конфликту. Интерес в игре является определяющим моментом ее эффективности, поэтому его следует постоянно поддерживать, иначе игра станет формальным актом.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

Заседание МО классных руководителей «Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя?»

Заседание методического объединения классных руководителей по теме «Как добиться   успехов   и   избежать   в воспитательной   деятельности...

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...

Выступление на педсовете "Современные воспитательные технологии в деятельности классного руководителя при реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью"

Современные воспитательные технологии в деятельности классного руководителя при реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью...

Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....