ВНЕКЛАСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ: ВИКТОРИНА «ЗАБЫТАЯ СТАРИНА: ТРАДИЦИИ,РЕМЁСЛА, МАСТЕРА»
методическая разработка на тему

Светлана Тимофеевна Пасюченко

Тема:     «Забытая старина: традиции, ремёсла и мастера».           

 Цель:  Помочь лучше узнать прикладное искусство России, ближе познакомиться с историей художественных промыслов и народных ремёсел.

Задачи:

  • Привитие интереса к изучению русской народной культуры.
  • Развитие смекалки.
  • Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.
  • Воспитывать интерес к народному творчеству, чувство прекрасного.
  • Воспитывать  бережное отношение к сохранению традиций и обычаев русского народа.

 

Форма проведения:   Викторина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9._vneklasnoe_zanyatie_viktorina_zabytaya_starina.docx36.73 КБ

Предварительный просмотр:

        

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКИЙ (ПОДРОСТКОВЫЙ) ЦЕНТР»

АДМИНИСТРАЦИИ МО КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН

ВНЕКЛАСНОЕ ЗАНЯТИЕ

ПО ТЕМЕ:

ВИКТОРИНА

«ЗАБЫТАЯ СТАРИНА:

ТРАДИЦИИ,РЕМЁСЛА, МАСТЕРА»

 

Педагог организатор: ПАСЮЧЕНКО С. Т.

г. Киреевск 2012 год

Тема:     «Забытая старина: традиции, ремёсла и мастера».        

 Цель:  Помочь лучше узнать прикладное искусство России, ближе познакомиться с историей художественных промыслов и народных ремёсел.

Задачи:

  • Привитие интереса к изучению русской народной культуры.
  • Развитие смекалки.
  • Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.
  • Воспитывать интерес к народному творчеству, чувство прекрасного.
  • Воспитывать  бережное отношение к сохранению традиций и обычаев русского народа.

Форма проведения:   Викторина.

Время проведения:  16. 03. 2012года.

Место проведения:  Подростковый клуб «Исток» п. Шварцевский

Количество и возраст участников:   Две команды по 8 человек, возраст 12-14 лет, зрители – болельщики 15 человек.

Художественное оформление:  Зал празднично украшен, на центральной стене надпись «Забытая старина», картинки самовара, гармони, тульского пряника, филимоновской игрушки, выставка в народном стиле, книжная выставка по теме, реквизиты к конкурсам.

Музыкальное оформление:   Звучат песни  под фонограмму в исполнении «Фольклорного ансамбля»: «Россия – матушка», «Тула земля моя», «Берёзы».

Информационное оборудование:   ноутбук.

Предварительная подготовка:   Участники предварительно знакомятся с темой игры, с соответствующей литературой.

Литература:

  • Журнал «Читаем, учимся, играем» 4 – 2003г.
  • Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Т. И. Бахметьева, Г. Т. Соколова. Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 224с.: ил. – (Игра, обучение, развитие, развлечение).

Ожидаемые результаты:

  • Привит интерес к изучению русской народной культуры.
  • Будет развита смекалки.
  • Будут развиты эстетическое восприятие, художественный вкус.
  • Воспитан  интерес к народному творчеству, чувство прекрасного.
  • Воспитано   бережное отношение к сохранению традиций и обычаев русского народа.

          Звучит русская народная песня в исполнении «Фольклорного ансамбля»

«Россия – матушка»

Ведущая:  У нас участвуют две команды: команда «Русичи» и команда «Вятичи», поприветствуем их. Оценивать нашу викторину будет жюри в составе:        

Ведущая:      Покатилась вечеринка, заглянула ночь во двор…

                        У зачина есть разминка, как бы нитка, паутинка –

                        Та, что вяжет разговор.

                        Как когда – то в век старинный, в те далёкие года

                        Проводились викторины типа «что, где и когда»

                        Как тогда, друзья, для вас проведём её сейчас.

1 тур:  Разминка.

 Каждой команде задаю по 4 вопроса, на обсуждение 30 сек.  По 1 баллу за ответ.

1 команда:

  • Перечислите разновидности русской матрёшки. (Семёновская, Загорская, Кировская, Полхмайданская.)
  • Назовите самый главный момент в процессе изготовления гончарного изделия. (Обжиг. Только огонь придаёт глине прочность, превращает её в настоящую керамику.)
  •  Назовите виды народной росписи. (Городецкая, жестовская, дымковская, хохломская, филимоновская, гжельская.)
  • Назовите родину промысла дымковской игрушки. (Заречная часть г. Вятки – Дымково / слобода Дымково основана в 15 в./)

2 команда:    

  • Как называется инструмент, используемый для вышивания? (Пяльцы /пялы/, чаще всего рамы, сколоченные из жёрдочек.)
  • Какое дерево чаще других используется резчиками по дереву? (Липа. Древесина липы легко и чисто режется. Выполненные из неё произведения мало подвержены растрескиванию и короблению./
  • Как называется искусство изготовления украшений из мелких бус, бисера и стекляруса?    (Низание.)
  • Кто самый популярный герой богородской игрушки?   (Медведь.)

2 тур

                 Раздаю командам листы с вопросами. Дети отвечают письменно, на ответы 1 минута. За каждый правильный ответ по 1 баллу.

Вопросы:

1. При какой царице на Руси распространилась мода на разноцветныестеклянные пуговицы?  (При Екатерине 2.)

2. Перечислите разновидности русской глиняной игрушки. (Дымковская, абашевская, филимоновская, тульская, скопинская, каргопольская.)

3. Когда и где зародилось искусство декоративной росписи подносов?   (В начале 18 в. В Нижнем Тагиле.)

4.     Какой город считается родиной русской расписной матрёшки? (г. Загорск, Московская область.)

 5.  Как называются тончайшие узорные платки, связанные из белого пуха?   (Оренбургские платки – паутинки.)

3 тур «Не только болеем, но и помогаем» конкурс болельщиков.

Ведущая: Внимание, болельщики. У вас есть шанс принести команде, за которую вы болеете, дополнительные баллы. Каждый правильный ответ на шуточный вопрос может принести вашей команде 1 балл.

       1. Без чего нельзя испечь хлеб?     (без корки)

       2. Какую  посуду нельзя наполнить?  (полную, бездонную)

       3. Почему в старину люди ходили в сандалиях?    (по земле)

       4. Что в избе не видишь?       (тепло)

       5. Без чего дома не построишь?    (без угла)

       6. Зимой всё пожирает, а летом спит, тело тёплое, а крови нет.  (печь)

       7. Когда строят новый дом, во что вбивают первый гвоздь?  (в шляпку)

       8. Как сварить вкусную кашу без масла?      (с великой любовью)

       9. Кто на все руки мастер?   (перчаточник)

      10. Кто от дыма питается?  (трубочист)

4 тур Кроссворд «Забытая старина»

Ведущая:  Командам по очереди задаювопрос (по два четыре вопроса), ответ записываю в кроссворд.  Презентация «Кроссворд».

 По горизонтали:1. Как называются крупные деревянные палочки с выемками для намотки нитей, перебрасывая которые мастерица создаёт кружевной узор? (Коклюшки.)  2.  Гончарное искусство, изделие из неорганического материала – глина  и смесей с минеральными добавками, путём обжига. (Керамика).3.  Тканная, нарядная полоска – окантовка для отделки сарафана.  (Тесьма)

По вертикали:  1.Верхний слой коры берёзы, наружная её часть. (Береста)2. Как называется украшение, узор, построенный на ритмическом чередовании в сочетании геометрических, растительных  элементов. (Орнамент) 3. Долгое время учёные разных стран бились над разгадкой китайского фарфора. В 1746 г. русский учёный самостоятельно разработал технологию изготовления фарфора, и его производство было налажено на императорском заводе под Петербургом. Назовите этого учёного.  (Д. И. Виноградов). 4. Как называется широко распространённая техника декоративно – прикладного искусства, когда разноцветные кусочки бумаги, ткани, кожи, меха, соломки нашивают, или наклеивают на материал другого цвета или выделки?  (Аппликация.)  5. Ажурный орнамент, получаемый техникой переплетения нитей без тканой основы. (Кружева).

В исполнении «Фольклорного ансамбля» звучит песня «Берёзы».

5 тур «Народная мудрость гласит».

 Команды должны по очереди назвать пословицы или поговорки, посвящённые мастерству, орудиям труда, ремёслам. Причём выигрывает та команда, которая назовёт пословицу последней.

6 тур  «Тематическое лото»

На одних карточках написаны термины, а на других – их значения. Задача участников – правильно сгруппировать карточки, чтобы термин соответствовал определению.

  • Мережка -  сквозная узорчатая прошивка из ткани, получавшаяся при   выдёргивании поперечных ниток из ткани.
  • Домотканина – ткань, сотканная вручную на домашнем ткацком  станке.
  • Балахон  -  широкая прямая верхняя одежда крестьян, сшитая из сукна.
  • Чуни  -  лапти, сплетённые из пеньковой верёвки.
  • Тын  -  забор.
  • Колер  -  цвет, окраска.
  • Лапти  -  плетёная обувь из лыка.
  • Квасник  -  глиняный сосуд, в котором подают квас.
  • Подзор  -  полоска ткани с вышивкой или кружевом.  Декоративная

              деталь, украшавшая постель. Её пришивали к одному из длинных краёв  

              простыни. Когда постель застилали, он оставался открытым и свисал с  

              кровати над полом.

  • Писанка  -  амулет, дарующий защиту и плодовитость. Яйцо расписывалосьв полном соответствии с сюжетнымиузорами,  при тщательном соблюдении традиций.
  • Черевички  -  женские башмачки с острым носом из кожи на небольшом каблуке.
  • Коклюшки  -  деревянная палочка для плетения кружева.
  • Плетея  -  кружевница.

Ведущая: А пока команды выполняют задание, мы послушаем «Фольклорный ансамбль» с песней «Тула земля моя».

7 тур «Блиц – турнир»

          Каждая команда исполняет частушки. Частушки написаны на листах.

          1.       Велика Россия наша,                             Наша русская матрёшка

                    И талантлив наш народ.               Не стареет сотни лет.

                    О Руси родной умельцах              В красоте, таланте русском

                    На весь мир молва идёт.              Весь находится секрет.

                    Ты играй, моя гармошка,              Самовар родной наш тульский

                    Ты, подруга, подпевай.                  Как тебя нам не воспеть.

                    Мастеров Руси великой                 Ты умеешь чаем вкусным

                    Во весь голос прославляй!            Душу русскую согреть.

        2.       Я – Матрёшка – сувенир                   Мастер выточил меня

                   В расписных сапожках.                    Из куска берёзы.

                   Прогремела на весь мир                 До чего ж румяна я,

                   Русская матрёшка!                            Щёки, словно розы.

                  Хлебом – солью всех встречаем,           Пряники печатные

                  Самовар на стол несём.                            До того нарядные!

                  Мы за чаем не скучаем,                           Мы не сразу их съедим,

                  Говорим о том, о сём.                               А сначала поглядим.

                                              Ох, Россия, ты Россия

                                              В каждом граде терема

                                              Всей земле на удивленье

                                              Городец и Хохлома.

Завершается турнир подведением итогов, награждением победителей. Помимо подарка команда – победительница получает грамоту, выполненную в виде свитка. Записи в ней делаются стилизованно под старославянский шрифт.

Приложение

ГРАМОТА

       Сия подтверждает, что команда …

Была гостем почётным и в викторине «Знаешь ли ты народные промыслы»» участие приняла, обретая в сердце своём знания великие, и в зело трудной борьбе заняла 1 место.

        Радуйтесь, отроки, ибо как солнце щедро дарит те6пло и свет миру, так и наука дарит тайны свои добрым людям, пытливым натурам.

       А дана сия грамота в лето… месяц… день  …

2 тур.

  1.  При какой царице на Руси распространилась мода на разноцветные стеклянные пуговицы?

 2.     Перечислите  разновидности русской глиняной игрушки.

 3.    Когда и где зародилось искусство декоративной росписи подносов?

 4.    Какой город считается родиной русской расписной матрёшки?

 5.    Как называются тончайшие узорные платки, связанные из белого пуха?

6 тур «Тематическое лото».

  • Мережка –                                       сквозная узорчатая прошивка из ткани,

                                                            получавшаяся при выдёргивании

                               поперечных ниток из ткани.

  • Домотканина -                               ткань, сотканная вручную на домашнем

                                                            ткацком станке.

  • Балахон -                                          широкая прямая верхняя одежда

                                                            крестьян, сшитая из сукна.

  • Чуни -                                                  лапти, сплетённые из пеньковой верёвки.

  • Тын -                                                     забор.

  • Колер -                                                 цвет, окраска.

  • Лапти –                                                 плетёная обувь из лыка.

  • Квасник -                                              глиняный сосуд, в котором подают квас.

  • Подзор -                                               полоса ткани с вышивкой или  кружевом

                                                               Декоративная деталь, украшавшая

                                                               постель. Её пришивали к одному из

                                                               краёв простыни. Когда постель

                                                               застилали, он оставался открытым и

                                                               свисал с кровати над полом.

  • Писанка -                                             амулет, дарующий плодовитость     и

                                                               защиту. Яйцо расписывалось в полном

                                                               соответствии с сюжетными узорами,              

                                                               при тщательном соблюдении традиций.  

  • Черевики -                                          женские башмачки с острым носом из

                                                              кожи на небольшом каблуке.

  • Коклюшка -                                        деревянная палочка для плетения

                                                              кружева.

  • Плетея -                                               кружевница.

7 тур «Блиц – турнир»

  1. Велика Россия наша,                                    Наша русская матрёшка

И талантлив наш народ.                              Не стареет сотни лет.

О Руси родной умельцах                             В красоте, таланте русском

На весь мир молва идёт.                             Весь находится секрет.

Ты играй, моя гармошка                              Самовар родной наш тульский

Ты, подруга, подпевай                                  Как тебя нам не воспеть

Мастеров Руси великой                                Ты умеешь чаем вкусным

Во весь голос прославляй!                           Душу русскую согреть.

     2.  Ох,  Россия, ты Россия                                    Хлебом солью всех встречаем

           В каждом граде терема                                Самовар на стол несём

           Всей земле на удивленье                             Мы за чаем не скучаем,

           Городец и Хохлома.                                       Говорим о том, о сём.

           Я -  Матрёшка – сувенир                              Мастер выточил меня

           В расписных сапожках.                                 Из куска берёзы.

           Прогремела на весь мир                              До чего ж румяна я,

           Русская матрёшка!                                         Щёки,  словно розы.

                                                Пряники печатные

                                                До того  нарядные!

                                                Мы не сразу их съедим,

                                                А сначала поглядим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по теме: "Викторина по ПДД"

Преподавание ОБЖ, Внеклассная работа. Урок-игра по ПДД. img_0366.jpgНашла в интернете интересный материал. Можно проводить с учащимися 3-7 классов. Мы провели в нашем классе, потом организовали ...

Открытый урок-игра по английскому языку во 2 классе на тему: « Викторина «Всезнайка»

Урок-игра по английскому языку во 2 классе по учебнику Биболетовой М.З. Этот урок проводится в целях закрепления умений и знаний учащихся, после того как пройдены темы: алфавит, животные и звери...

Конспект внеклассного занятия по теме:Викторина Русские народные сказки"

Внеклассное занятие разработано для учащихся 1 и 2 класса коррекционной школы 8 вида. к занятию подготовлена презентация....

Коррекционно-развивающее занятие в ГПД класса "Особый ребенок" на тему "Викторина по математике"

В данной методической разработке представлено занятие в группе продленного дня класса "ОР" по закреплению материала  по предмету "Математическое представление и конструирование"....

Презентация кроссворд "Забытая старина"

Цель:  Помочь лучше узнать прикладное искусство России, ближе познакомиться с историей художественных промыслов и народных ремёсел.Задачи:Привитие интереса к изучению русской народной культ...

Конкурсная работа. Этнокультурный проект "Традиции, ремёсла и образы перенесённые через века"

Данный проект разработан в помощь учителям истории, технологии, учителям кабардино-черкесского языка и литературы, а так же всем тем кого интересуют обычаи, традиции и ремёсла кабардино-черкесского на...