Вокальный кружок "Гармония"
рабочая программа по музыке по теме

Разработала рабочую программу "Вокальный кружок "Гармония" по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_avtonomnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx43.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Новосибирского района Новосибирской области –

лицей №13 п. Краснообск.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

 Вокальный кружок

«Гармония»

5 - 8 классы

Составитель:

учитель изобразительного искусства и музыки

Бурнакова Зинаида Петровна.

2017

Пояснительная записка

 Рабочая программа «Гармония» разработана для учащихся 5 - 8  классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  основного образования.

           Актуальность программы вокального коллектива заключается в том, что она направлена на создание условий для реализации творческих способностей каждого ребенка, дает возможность каждому проявить себя, почувствовать успешным.

            Помимо этого, программа предусматривает развитие музыкальных и творческих способностей детей, певческих данных, общей музыкальной культуры, культуру поведения в обществе.
  Ансамблевое пение – занятие 
коллективное. Выступление – результат творческих усилий коллектива. Занятия в ансамбле могут и должны воспитывать у школьников такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим. Здесь дети начинают учиться самодисциплине.
  Вся организация работы в творческом  коллективе должна помочь школьникам осознать, что занятия искусством – это не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения.

    Программа включает репертуар, необходимый для организации воспитательного процесса школы. Он предназначен для исполнения на общешкольных праздниках, выездных выступлениях.

           Цель программы: создание условия для самореализации личности через музыкально-эстетическое воспитание обучающихся.

           Для достижения этой цели выделяются следующие задачи:

  • создать  условия для приобретения навыков коллективного пения, способов управления своим голосом;
  • формировать у обучающихся культуры общения и поведения в социуме путем подъема и развития хоровой культуры;
  • создать условия для развития голосового аппарата, музыкальных и творческих способностей; деловых качеств: ответственности, социальной активности, аккуратности;

           Результат достигается при помощи использования высокохудожественного репертуара, соответствующего возрасту обучающихся, проведению коллективных занятий, выступлений, которые дисциплинируют, объединяют, помогают раскрыться учащимся.     

          Формы организации вокальной деятельности:

  • музыкальные занятия;
  • занятия – концерт;
  • репетиции;
  • творческие отчеты.  

     Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.  

    Используемые методы и приемы обучения:  

  • наглядно – слуховой (аудиозаписи)
  • наглядно – зрительный (видеозаписи)
  • словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
  • практический (показ приемов исполнения, импровизация)
  • частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ) - методические ошибки - методические игры  

    Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями самореализоваться в творчестве. При наборе детей специального отбора не предполагается.  

Общая характеристика   курса

Основное содержание программы

      Программа предполагает решение воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:

-подготовку голосового аппарата;

-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;

    Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт само презентации.

 

Описание места внеурочных занятий в учебном плане

 

          Программа рассчитана на 1 год обучения, возраст – 11-15 лет. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю. Программа занятий рассчитана на 35 часов в год.

Результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные результаты освоения курса вокального кружка «Гармония»

         Обучение вокалу во внеурочной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др. В результате освоения содержания программы происходит эмоциональное и творческое развитие личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.  

Личностными результатами занятий являются:

  • формирование эстетических потребностей, ценностей;
  • развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
  •  развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
  • бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
  •  реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
  • формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
  • формирование эмоциональное отношение к искусству;
  • формирование духовно-нравственных оснований;

Метапредметными результатами являются:

  •  овладение способами решения поискового и творческого характера;
  •  культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
  •  приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.  

регулятивные УУД:

планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;

выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.

коммуникативные УУД:

участвовать в жизни микро -  и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;

применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;

познавательные УУД:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий с использованием литературы, энциклопедий, справочников и Интернета.

Тематический планирование

№ п/п

Темы

Кол -во часов

Виды деятельности.

1

Вводное занятие

1

Инструктаж по ТБ.

Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста.

2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

2

Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями. Работа над точным звучанием унисона.

3

Охрана голоса

1

Беседа о бережном отношении к своему голосу. Не форсировать звук и т.д.

4

Певческая установка

2

Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата

5

Звукообразование. Музыкальные штрихи

2

Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».

6

Дыхание

2

Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.

7

Дикция и артикуляция

1

Формирование правильного певческого произношения слов.

8

Ансамбль. Унисон

2

Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла.

9

Ансамбль. Элементы двухголосия

3

Воспитание навыков пения в ансамбле

10

Музыкально-исполнительская работа

2

Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов.

11

Ритм

2

Знакомство с простыми ритмами и размерами.

12

Сценодвижение

2

Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение

13

Работа с репертуаром

7

Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Работа над образом исполняемого произведения.

14

Концертная деятельность

5

Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено.

15

Итоговое занятие, творческие отчеты

1

Анализ выступления.

Итого:

35

Тематическое планирование.

1.Вводное занятие. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.

2.Знакомство. Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.

3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.

4.Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.

5.Дикция и артикуляция. Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, упражнения.

6.Ансамбдь. Унисон. Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла.

7.Музыкально – исполнительская работа. Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».

8.Ритм. Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».

9.Сцендвижение. Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.

 10.Репертуар. Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.

11.Концертная деятельность. Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.

12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.

Способы отслеживания результатов освоения программы

       Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.      Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления

 Система оценки достижений планируемых результатов

    Предполагается, что к концу учебного года учащиеся покажут себя как слаженный коллектив, владеющий элементарными вокально-хоровыми навыками:

  • пение в унисон;
  • певческий диапазон в пределах 1,5 октавы;
  • передача простого ритмического рисунка;
  • четкая дикция;
  • свободное владение дыханием;
  • способность передать характер произведения;
  • владение динамикой p – mf.
  • репертуар 6 — 8 песен смогут определять на слух:
  • музыку разного эмоционального содержания;
  • музыкальные жанры (песня, танец, марш);
  • одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
  • средства музыкальной выразительности: темп, динамику, мелодию, ритм;
  • музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
  • знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.

К концу года, учащиеся смогут:

  •    петь легко и свободно
  •    правильно брать дыхание при исполнении песни.
  •    находить звучание голоса, которое соответствовало бы содержанию произведения.
  •    петь выразительно.

Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Для реализации программы используются:

Материально – техническое обеспечение

Методическое обеспечение

1. Оборудованный кабинет. (Компьютер, мультимедиа, проектор, электрическое фортепиано, музыкальный центр, колонки, шумовые инструменты

1. Информационная и справочная литература.

2. Соответствующая росту и возрасту детей мебель.

2. Методическая литература.

3. Записи фонограмм детских песен, народных наигрышей на аудиокассетах и компакт-дисках.

3. Наглядные пособия.

 ( плакаты с изображением музыкальных инструментов, портреты с изображением композиторов)

Заключение

    Данная программа помогает четко организовать работу внеурочной деятельности и способствует развитию творческих способностей учащихся на занятиях в кружке.

Методические рекомендации для учителя


 Программа предполагает следующие
методы:

концентрический метод — начинать вокальную работу целесообразнее с более простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка. Практические упражнения выполняются медленно.
объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем.
фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому воспитаннику добиваться легкости, звонкости звучания, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.

  Занятия начинаются с теоретической части, с рассказа педагога. Вторая часть занятия – практическая: разогрев вокального аппарата (распевка), ознакомление с новым музыкальным материалом (прослушивание музыкального произведения).

Библиография

Законодательные и нормативные документы

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273–ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Примерные программы по учебным предметам. Части 1 и 2. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего    образования.

Литература для педагога:

  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Андрианова  Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно- методическая разработка. – М.: 2012.
  3. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2013.
  4. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2010.
  5. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка,2011.
  6. Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2013.
  7. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. – Л-М.: Музгиз, 2013.
  8. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.-Л. Музыка, 2010.
  9. Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем (методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник научных трудов. – М., МПГУ, 2012.
  10. Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научно- практической конференции 29-31марта 2012. – Екатеринбург, 2012.
  11. Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М.,2014.
  12. .Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина,2012.

Список литературы для учащихся:

  1. Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2013;
  2. Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2012;
  3. Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2011;
  4. Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2012;    
  5. Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2010;
  6. Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри»2012;
  7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под    общ.ред. О.Г. Хинн. – М.,2011

Список полезных интернет – ресурсов для педагога:

 1.    http://www.mp3sort.com/ 

 2.    http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

 3.    http://forums.minus-fanera.com/index.php 

 4.    http://alekseev.numi.ru/

 5.    http://talismanst.narod.ru/

 6.    http://www.rodniki-studio.ru/

 7.    http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm 

 8.    http://www.lastbell.ru/pesni.html 

 9.    http://www.fonogramm.net/songs/14818 

10.   http://www.vstudio.ru/muzik.htm

11.   http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/ 

12.   http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed 

13.   http://www.notomania.ru/view.php?id=207 

14.   http://notes.tarakanov.net/ 

15.   http://irina-music.ucoz.ru/load  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»

В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...

Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»

В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...

Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»

В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...

Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»

В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...

Вокальная импровизация на занятиях вокального ансамбля

Вокальная импровизация как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях вокального ансамбля...