Внеклассное мероприятие для 5-8 классов . Викторина "Все дело в шляпе"
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Аверьянова Наталия Сергеевна

Сегодня мы решили рассказать и показать вам, что, где и когда носили люди на голове. Начнем с того, что первые головные уборы были найдены учеными при изучении стоянок древнего человека. Оказывается, что уже 23000 лет назад люди делали себе головные уборы. Один из них – с оленьими рогами - был обнаружен учеными. Очевидно, он надевался во время охоты, а это значит, что облачаться в специальную одежду для выполнения той или другой работы или обязанностей уходит своими корнями в глубокую древность. Ну, это было давно. Сегодня в гардеробе каждого человека можно увидеть несколько головных уборов. Обычно у женщин это шляпки, а у мужчин шапки. Кстати, как вы думаете, что означает слово ШАПКА?

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                          Викторина «Все дело в шляпе»

для 5- 8классов

 Предварительно  всем объявить, что на мероприятие  вход только в головных уборах.

 

Ход мероприятия.

На сцене 1-й и 2-й ведущие.

1-й ведущий. Дорогие друзья! Начинаем нашу викторину «Все дело в шляпе».

2-й ведущий. Сегодня мы решили рассказать и показать вам, что, где и когда носили люди на голове. Начнем с того, что первые головные уборы были найдены учеными при изучении стоянок древнего человека. Оказывается, что уже 23000 лет назад люди делали себе головные уборы. Один из них – с оленьими рогами - был обнаружен учеными. Очевидно, он надевался во время охоты, а это значит, что облачаться в специальную одежду для выполнения той или другой работы или обязанностей уходит своими корнями в глубокую древность. Ну, это было давно. Сегодня в гардеробе каждого человека можно увидеть несколько головных уборов. Обычно у женщин это шляпки, а у мужчин шапки. Кстати, как вы думаете, что означает слово ШАПКА?

 

1-й ведущий. В переводе с французского оно означает - « покрышка». Вот вы, например, кроме шапки, какую еще «покрышку» носите на голове? ( Обращается к командам)

(ответ-панаму ,кепку, косынку, берет, платок )

Вот видите , сколько существует головных уборов, каждый по своему оригинален и необходим как элемент костюма.

2-й ведущий. Начинаем конкурс для эрудитов, который называется»Умницы и умники»

      если вы будете давать правильный ответ, и первые поднимите карточку, получите баллы, и в конце викторины мы узнаем победителя. Помогать  выявлять победителей будет жюри:

 (представить членов жюри)

И так начинаем: вопросы.

 

  1. Какой сказочный герой носил головной убор, сшитый из носка?     (Буратино).
  2. Как назывался боевой головной убор русских воинов?                    (Шлем).
  3. У одной вредной старушки из мультфильма имя звучит так же, как название одноименной складной шляпы –цилиндра на пружинах. Назовите его .                     (Шапокляк).
  4. Назовите головной убор монарха.                                        (Корона).
  5. Каким волшебным свойством наделили шапку в русских народных сказках?      

(Шапка- невидимка).

  1. Есть такой рассказ «Живая шляпа». А почему она живая?        (Под шляпой был кот).
  2. Какими свойствами обладала волшебная шляпа в сказке про Гарри Поттера?

(Она распределяла учеников школы по факультетам и помогала в битве со злом)

  1. Какой головной убор был у Дюймовочки?                        (Чашечка цветка).
  2. Этот сказочный герой – не человек. Но он носил не только шляпу, но и сапоги.

Кто он?                                                (Кот в сапогах).

  1. Имя этой сказочной девочки, которая очень любила свою бабушку,

мы не знаем. Зато знаем ,какой головной убор она носила. Кто эта девочка?

                                                        (Красная шапочка).

  1. Какой головной убор носили  звездочеты?                (Колпак).

12 Назовите головной убор младенца.                        (Чепчик).

        13.Какая страна носит название головного убора?         (Панама)

         14. В какой сказке  упоминается персонаж «Сумасшедший Шляпник»?

                                        (Алиса в стране чудес).

           15.Кто автор этих строк?

                И веют древними поверьями

                Ее упругие шелка

                И шляпа с траурными перьями,

                И в кольцах узкая рука.

                                                (А.Блок)

         16.Какой персонаж необыкновенных историй часто повторял: «Клянусь своей треуголкой!»

                                                                        (Барон Мюнхгаузен.)

          17.Было время, когда взрослые  люди спали в головных уборах. Назовите эти головные           уборы.                                                                          (Колпак, чепец).

           18.Назовите головной убор Шерлока Холмса.                        (Кепка).

            19.Из какой шляпы фокусник достает кролика?                 (Из цилиндра).

             20. При изготовлении, какого головного убора для бойцов Красной Армии за основу был взят шлем, который носили русские богатыри?                      (Буденовка).

               21.Какая шляпа носит такое же название, как и предмет посуды?        (Котелок).

22. О чем идет речь в этом отрывке?

                Кто-то, где-то и когда-то

                Все моря избороздил,

                С корабля сошел по трапу

                И в свою большую шляпу

                Он кого-то посадил.

                                                (О Гулливере).

23.Какой головной убор носили на Востоке, как мужчины, так и женщины?          (Чалму).

1-й ведущий  (рассказывает об истории головных уборов. Можно комментировать  иллюстрации, появляющиеся на экране.)

        В давние времена дамы надевали на свои высокие прически шляпы, украшенные перьями, бантами и цветами. Были шляпы, на которых размещались целые цветники. В 19 веке мужчины носили цилиндр – высокую твердую шляпу с небольшими твердыми полями, имеющую вид короткой, закрытой сверху трубы. В 20-х годах 19 века в моде были широкополая шляпа, которая называлась «боливар»- по   имени знаменитого борца за независимость испанских колоний в Америке Симона Боливара. Носил «боливар» и А.С. Пушкин.

2-й ведущий. И так наша встреча продолжается. Настало время выяснить смысл выражения «Дело в шляпе.»

        Дело в шляпе означает «кончено», «решено»,»улажено», «все в порядке».Один из вариантов толкования этого выражения связан со старинным способом доставки документов, когда сообщение доставлялось специальными  курьерами- гонцами. Очень важные бумаги-«дела» , как их тогда называли, зашивались под подкладку шапки или шляпы, чтобы не привлекать ничьего внимания.

        Есть и другие толкования этого выражения, например такое: спорные дела решались жеребьевкой, бросая в шляпу монеты или мелкие предметы, из которых один был с меткой. Кому посчастливится, у того «дело в шляпе».

        1-й ведущий. В нашей шляпе тоже есть задания для команд.

Сложить из разрозненных слов два крылатых выражения про головной убор. Например: знакомство чтобы не того носить шапочное для голова шапку.(1-Шапочное знакомство.2-Голова не для того, чтобы шапку носить).

        

Крылатые выражения: На воре шапка горит. К шапочному разбору. Заломить шапку. Мы вас шапками закидаем. Дать по шапке. Я готов съесть свою шляпу. По Сеньке и шапка. Шапку в охапку и бегом. Эх ты, шляпа.

2-й ведущий. Каких только головных уборов не было придумано за прошедшие века! Это и восточные тюрбаны, и шляпы с полями, и чепчики, и длинные колпаки, и береты. Не говоря уже о шалях и платках.

        Объявляю конкурс «Аукцион»: каждый участник команды по очереди называет головной убор. Побеждает тот, кто назовет его последним.

1-й ведущий.Всем известна ковбойская шляпа. А знаете ли вы, что она защищала голову пастуха (ковбоя) от дождя и снега, служила хлыстом, котелком для воды и помогала раздувать костер?

        

2-й ведущий. Мы тоже хотим представить шляпу в необычной для нее роли.

        Объявляю конкурс: забросить в шляпу конфеты с определенного расстояния.

1-й ведущий. В истории шляп немало курьезных случаев.

        В Лондоне в конце 19 века соломенные шляпы надели на лошадей. Выяснилось, что в жаркую погоду конка ежегодно теряла до 12 лошадей. После «нововведения» ни одна лошадь не пала от жары. Шляпы имели широкие поля, отверстия для ушей и ленты, которые завязывались под челюстью животного.

2-й ведущий. Переходим к следующему конкурсу:   Приглашаются по 2 человека  из команды

 (из подручных средств изготовить головной убор.)

      А пока команды готовятся, объявляю конкурс для зрителей: вспомните строки из стихотворений или песен, в которых упоминается головной убор. (Полученные баллы зрители отдают любимой команде)

1 –й ведущий. Шляпная мода зародилась давно, с тех пор она постоянно менялась.

Давайте вернемся на несколько секунд в прошлое.

Скажите, какой головной убор предпочел бы мужчина ,одев кольчугу? (шлем)

2-й ведущий,- зачитывает стихотворение

     

  Всем, всем, всем.

 И в наше время нужен шлем.

И рабочим на дорогах,

Скалолазам на отрогах,

Сталеварам у печей

И строителям, что могут

Дом сложить из кирпичей.

Шлем обязан надеваться,

Тем, кто хочет фектоваться,

И пожарник на пожаре,

Носит шлем шахтер в забое,

И солдат во время боя.

1-й ведущий.Но головные уборы нужны не только для производственных работ, они являются частью национального костюма. Только в нашей стране  живет 126 различных народов и народностей, и у каждого свой головной убор. Чего только они не носят на своих головах! Самые разнообразные шапки, чалмы, тюбетейки, шляпы….

2-й ведущий. Объявляю конкурс «ШЛЯПА НА БЕКРЕНЬ»( приглашаются по 1 участнику от команды)

 Ваша задача- надеть шляпу на голову и сделать движение головой так , чтобы шляпа улетела.

 У кого дальше тот и победил.

1-й ведущий. Сегодня тема нашего разговора – головные уборы. У нас в зале присутствуют юные модельеры ,которые сделали головные уборы своими руками. Приветствуем их, а жюри просим оценить работу  модельеров.

1-й ведущий.Головной убор может многое рассказать о своем хозяине. Считается, что береты  любят творческие люди с богатой фантазией и развитой интуицией.

2-й ведущий. Скрытые девушки предпочитают капюшоны.

1-й ведущий. Вязаные шапочки носят «спортсменки»

.

2-й ведущий. Говорят, что красивая шляпа может изменить жизнь.

1-й ведущий. Если это действительно так, остается только определить, какого именно головного убора не хватает для счастья

2-ведущий. Вот и подошло к концу наше мероприятие. Слово для подведения итогов предоставляется жюри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие с элементами психологического тренинга:«Спешите делать добро».

Внеклассного мероприятие с элементами психологического тренинга: «Спешите делать добро» способствует воспитанию гуманного отношения к людям с ограниченными возможностями. В ходе занятия ре...

Внеклассное мероприятие "Мастерство тому дается, кто весь делу отдается"

Внеклассное мероприятие по столярному делу в коррекционном образовательном учреждении для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей....

Сценарий внеклассного мероприятия в 8-9 классах Внеклассное мероприятие на тему: « Прекрасное - рядом с нами»

Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга воспитанников; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения....

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Защитника отечества "Ратное дело"

Интеллектуальная историческая игра, построенная по принципу телеигры "Своя игра"...

Мастер - класс "Всё дело в шляпе"

Метод "Шести шляп мышления"...

Разработка внеклассного мероприятия в 5 - 9 классах "Мы мастера швейного дела!" (30.05.21)

Разработка внеклассного мероприятия в 5 - 9 классах "Мы мастера швейного дела!"...