Что? Где? Когда?
методическая разработка (9, 10, 11 класс) по теме

Марина Огорелкова

Мероприятие направлено на повышение познавательного интереса к предметам естественнонаучного цикла, развитие логического мышления учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_gde_kogda.docx30.97 КБ
Файл chto_gde_kogda.pptx95.18 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия

  1. Тема мероприятия: Что? Где? Когда?
  2.  Целевая аудитория: 15-18 лет (9-11 классы)
  3. В подготовке мероприятия задействовано 4 обучающихся (10% от общего количества участников)
  4. Цель: повышение познавательного интереса к предметам естественнонаучного цикла, развитие логического мышления учащихся.
  5. Задачи:
  • расширить объем естественнонаучных знаний;
  • формировать навыки овладения правилами игры;
  • развивать логическое мышление, сообразительность, память, внимание, интеллект, любознательность, правильную конструктивную речь;
  • формировать умение быстро принимать важные решения, работать в команде;
  •  воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.

  1. Форма проведения мероприятия: Игра

  1. Продолжительность мероприятия: 1час 30 минут

  1. Ход мероприятия:

            Эпиграф:

Владея опытом естественных наук,

                                          Изучим все, что есть в подлунном мире.

     Тогда лишь станет ясным все вокруг.

                                И пониманье человеческое шире.

  1. Приветствие, оглашение правил игры:

Здравствуйте, уважаемые участники! Сегодняшняя интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» проводится в рамках предметной недели естественно-научного цикла. О проведении данной игры сообщилизаранее, и поэтому от каждого класса сформированы команды по шесть человек, которые будут искать правильный ответ на любой заданный им вопрос при помощи мозгового штурма в течение одной минуты.

Для оценки работы команд выбрано жюри, призванное следить за соблюдением правил игры и учетом набранных баллов за правильные ответы на вопросы.

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Регламент чтения вопроса:

Ведущий объявляет номер вопроса, читает текст вопроса и формулировку. Затем ведущий произносит слово «Время», после чего начинается отсчет времени обсуждения, равного 60 секундам. За 10 секунд до окончания времени обсуждения, ведущий дает командам соответствующий сигнал. По истечению минуты обсуждения ведущий произносит контрольное слово: «Время» и сообщает командам о необходимости сдать ответы в течение десяти секунд, для чего произносит «десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один, ноль». По окончании отсчета ответы команд не принимаются. После того, как ответы команд собраны, ведущий объявляет правильный ответ, сопровождая его в случае необходимости комментариями.

Ответы, сданные с опозданием, не рассматриваются. 

Ответы команд сохраняются до подведения окончательных итогов.

В случае правильного ответа команда получает 1 очко. В случае неправильного ответа команда получает 0 очков. Ответ считается неправильным, если имеет место хотя бы одно из следующих условий:

  • ответ не раскрывает суть вопроса с достаточной степенью конкретизации (необходимая степень конкретизации должна быть указана в вопросе или определяется судейской коллегией);
  • форма ответа не соответствует форме вопроса;
  • команда сдала более одного варианта ответа;
  • в ответе допущены грубые ошибки (неправильно названы имена, фамилии, названия, даты и т.д.), искажающие или меняющие суть ответа.
  1. Проведение игры

Реквизиты: черный ящик, яблоко, соль, чеснок, лавровый лист, зеркало, бумага.

Вопросы:

  1. По народным преданиям, на создание японской письменности и выбор существующих ныне иероглифов оказали влияние очень близкие людям существа. Кто они? (Это куры со своим своеобразным отпечатком лапок)
  2. Русский царь Алексей Михайлович на книге, посвященной соколиной охоте, сделал надпись, которая впоследствии стала известной русской пословицей. Воспроизведите эту надпись. ("Делу - время, потехе - час".По словарю В.И.Даля, одно из значений слова "потеха" - соколиная охота)
  3.  С какой целью дамы в 16 в. носили подвешенные на цепочке к поясу шкурки животных? (На этих шкурках должны были собираться блохи, обильно заводившиеся в складках пышных платьев)
  4. Внимание! Черный ящик.
    Это неразрывно связано с морем. Это являлось компонентом панциря воинов в Древней Греции. В Древнем Китае это служило деньгами. Что это? (Соль, которой, например, пропитывали холщовый панцирь древнегреческого воина)
  5.  Для чего дрозды, трясогузки, оляпки, скворцы и другие хитрые птицы садятся на муравейник? (Муравьиная кислота обладает специфическим запахом, который убивает насекомых-паразитов на теле птиц.Принимая муравьиные ванны, умные птицы соблюдают правила птичьей гигиены.)
  6. Что является одним из наиболее опасных загрязнителей морей? (Это - нефть. Она попадает в окружающую среду в результате процесса добычи и всевозможных аварий. Страдают люди и обитатели моря. Но некоторые бактерии находят ее вкусной. Это - бактерии-нефтееды. Но при авариях выливается такое количество нефти, с которым бактерии не могут справиться. Люди научились искусственно выращивать «лечебные» бактерии для моря. Их хранят в сухом виде. При авариях - высевают на нефтяное пятно.)
  7. Каким образом широкие дамские юбки стали причиной массового истребления китов? (Куполообразные юбки 18 века сохраняли свой объем благодаря каркасам, лучшим материалом для изготовления которых служил китовый ус)
  8. Внимание! Черный ящик.
    В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести два часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли в нее клей, заливали водой и все это просеивали через тонкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали. А для чего его использовали? (Полученную бумагу, естественно, использовали для письма.)
  9. Продолжите высказывание канадского поэта Уильяма БлиссКармена, известного своейсоциофобией: «Самое прекрасное в природе – это…» (отсутствие человека)
  10. За что благодарные жители американского города Бостона поставили в своем центральном парке памятник воробью? (Воробей спас посевы от полчища гусениц.)
  11.  Индусское изречение советует учиться у него 4 добродетелям: сражаться, рано вставать, защищать подругу в минуту опасности и пировать с друзьями. Кто же этот рыцарь? (Петух.)
  12.   Внимание! Черный ящик.
    Какое растение сырым не едят, а когда сварят, - выбрасывают? (Лавр.)
  13. Однажды во время беседы о достижениях техники Бернард Шоу сказал: «Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться…» Чему? (Вести себя как люди.)
  14. Девять жителей французского города Шамони изготовили в центре ледника Мерде-Гляс на Монблане статую высотой 6 м и весом в 1 т. Из какого материала? (Из мусора, оставляемого «горевосходителями».)
  15. Ранее в Красной Книге было четыре категории животных: исчезающие виды, редкие виды, сокращающиеся виды и виды, степень опасности исчезновения которых еще не установлена. Потом появилась пятая категория, сведения о которой печатаются на зеленых страницах. Что это за категория? (Виды, опасность исчезновения которых миновала.)
  16. Внимание! Черный ящик.
    В Нью-Йоркском зоопарке находится каменный павильон с бронированными стеклами, на котором красуется надпись: «Здесь находится самое опасное животное на Земле». Угадайте содержимое павильона. (Там установлено зеркало.Неужели вы подумали, что в «самом правовом государстве мира» могли посадить в клетку человека?.)
  17. Один лесник решил вырубить в лесу все старые дуплистые деревья. Почему эта затея не пошла на пользу лесу? (Потому что в дуплах жили насекомоядные птицы и летучие мыши, которые вынуждены были покинуть лес.)
  18. Пустынные еж и лисица, в отличие от своих лесных собратьев, имеют большие уши. В пустыне врагов видно издалека и слух не так важен. Уж не зонтиком ли они им служат? Тогда для чего это им необходимо? (Для большей теплоотдачи. Уши снабжены густой сетью кровеносных сосудов. Аналогичную функцию носят и уши слона.)
  19. Китайским ученым удалось впервые в мире пересадить ген от одной арктической рыбы к сахарной свекле. Разумеется, свекла в результате этой операции плавать не научилась, но одно ценное качество все же приобрела. Какое? (Морозостойкость.)
  20. Привыкшие к молочным продуктам английские колонизаторы стали завозить на пастбища Австралии коров, что едва не привело к очередной экологической катастрофе. Коровий помет стал отравлять местную растительность, в результате чего погибло почти 1 млн. га плодородной почвы. Какое животное вынуждена была закупить Англия в странах Европы и Африки, чтобы исправить положение? (Жуков – навозников или скарабеев.)
  21. Внимание! Черный ящик.
    Известно, что в жизни России большую роль играет картофель, во Франции –виноград, в странах южной Европы – олива. А какой плод, если верить легендам, трижды влиял на судьбы человечества и в каких ситуациях? (Яблоко с древа познания, яблоко раздора и яблоко, подсказавшее Ньютону закон всемирного тяготения.)
  22. Человеку очень трудно собирать кокосовые орехи с высоких пальм. Применение техники не всегда возможно, да и дорого, как быть? (В Таиланде существуют специальные школы для обезьян, где их обучают собирать кокосовые орехи с пальм.Хорошо обученный примат за день собирает до 1400 орехов)
  23. Внимание! Черный ящик

На древних олимпиадах запрещалось использование этого природного допинга. Оказывается, что его регулярное применение вдвое снижает риск заболеть раком желудка и кишечника. Что это за растение? (Чеснок)

  1. Когда в 1926 году в Йеллоустоуне были уничтожены ЭТИ животные , ученым, которые забили тревогу, никто не поверил. Вскоре олени съели побеги ивы, что привело к изменению берегов, уменьшению количества бобров и водоплавающих птиц. Ученым поверили лишь в 1995 году. Назовите животных, которые были уничтожены в Йеллоустоуне. (Волки. Решили уничтожить всех волков, чтобы они не убивали бедных оленей. Олени расплодились и т.д. по тексту вопроса. В итоге экосистема была полностью разрушена.)
  2. За последние 30 лет площадь Японии выросла на 300 квадратных километров за счет возникшего близ Токио острова Грез. Причем тектонические перемещения и вулканическая деятельность здесь не причем. Его создание помогло решить минимальными затратами и экологическую проблему. Какую? (Утилизации мусора.Этот остров целиком состоит из отходов Токио.)

  1. Рефлексия, подведение итогов
  • Пока жюри подводят итоги мероприятия командам предложено вспомнить ответы на экологические вопросы и составить фотоколлаж на тему «Земля – наш дом» на сайте http://www.fotor.com/
  • Написать отзывы о мероприятии.
  • Жюри объявляет результаты, награждает победителей.

  1. Результат мероприятия: коллекция коллажей

Список использованных интернет-источников:

  1. http://kladraz.ru/blogs/elena-nikolaevna-kusakina/intelektualnaja-igra-chto-gde-kogda-dlja-starshih-klasov-scenarii-s-prezentaciei.html
  2. http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/viktoriny/viktoriny-dlja-starsheklasnikov-tema-yekologija.html
  3. http://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/biologija/yekologicheskaja-igra-chto-gde-kogda-dlja-6-11-klasov.html
  4. https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/meropriyatia/intielliektualnyieighrychtogdiekoghdadliauchashchikhsia56i911klassov
  5. http://pandia.ru/text/80/130/28757.php
  6. http://900igr.net/prezentacija/bez_uroka/svoja-igra-175784/do-vtoroj-mirovoj-vojny-letchikov-daltonikov-ne-brali-na-sluzhbu-v-vvs-29.html
  7. http://kzbydocs.com/docs/441/index-37395-3.html
  8. http://xn----htbdalkp7av.xn--d1acj3b/vospitatelyam-uchitelyam-pedagogam/razvlecheniya-dlya-detej-stsenarii/viktoriny/2940-viktorina-igra-obo-vsem-na-svete-versiada.html
  9. http://xn--c1ao1b.xn--p1ai/games/chto-gde-kogda
  10. http://i-game.org.ru/?p=858
  11. http://5klass.net/okruzhajuschij-mir-4-klass/Luna/003-Epigraf-Vladeja-opytom-estestvennykh-nauk-Izuchim-vse-chto-est-v.html

 Картинки:

  1. http://www.hunt-dogs.ru/enting-u-zhivotnyx
  2. http://www.12821-80.ru/news/index.php?id=26
  3. http://placepic.ru/49663-dalyanskij-zaliv-ochishhayut-ot-nefti-38-foto.html
  4. http://ulitka.kharkov.ua/8-prichin-poselit-vorobev-na-dache
  5. http://ru.stockfresh.com/image/4924220/sparrow-eating-an-insect
  6. http://www.life-and-style.ru/en/e-kologiya-na-proizvodstve
  7. http://misanec.ru/2017/01/11/v-ulyanovskoj-oblasti-nachal-rabotat-proektnyj-ofis-po-razvitiyu-ekologii
  8. http://eshopvision.narod.ru/liza/musor-kotoryj-byl-s.html
  9. http://kleinburd.ru/news/musornye-lyudi-9-foto/
  10. http://www.dochkisinochki.ru/icatalog/products/1837625/?utm_source=yandexmarket&utm_medium=price&utm_campaign=geo_omsk&utm_content=1837625&mcpa=price&marketing=yandexmarket&ymclid=908101881236511012800001
  11. http://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskii-proekt-po-stranicam-krasnoi-knigi.html
  12. http://found.com.ua/gallery/waterfront/%D0%B0%D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%20%D1%8F%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F.html
  13. http://ecology.aonb.ru/assets/files/yaponiya-6.jpg
  14. http://www.doctorrouter.ru/uchenie-zhuki-navozniki-orientiruyutsya-po-zvezdam/
  15. http://www.crimea9.ru/obshhestvo/ekologiya/7865_eksperty-vystupili-protiv-otstrela-volkov-v-zapovednoj-zone
  16. http://varganshik.livejournal.com/2304897.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что? Где? Когда? Усть-Ишим 2017 Подготовила учитель химии МБОУ « Усть-Ишимский лицей «Альфа» Огорелкова Марина Витальевна

Слайд 2

Эпиграф : Владея опытом естественных наук, Изучим все, что есть в подлунном мире. Тогда лишь станет ясным все вокруг. И пониманье человеческое шире

Слайд 3

Правила игры Время обсуждения вопроса 60 секунд. Ответы, сданные с опозданием, не рассматриваются. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков .

Слайд 4

Вопросы

Слайд 5

Это куры со своим своеобразным отпечатком лапок 1. По народным преданиям, на создание японской письменности и выбор существующих ныне иероглифов оказали влияние очень близкие людям существа. Кто они?

Слайд 6

("Делу - время, потехе - час". По словарю В.И.Даля , одно из значений слова "потеха" - соколиная охота) 2. Русский царь Алексей Михайлович на книге, посвященной соколиной охоте, сделал надпись, которая впоследствии стала известной русской пословицей. Воспроизведите эту надпись

Слайд 7

На этих шкурках должны были собираться блохи, обильно заводившиеся в складках пышных платьев 3. С какой целью дамы в 16 в. носили подвешенные на цепочке к поясу шкурки животных?

Слайд 8

Соль, которой, например, пропитывали холщовый панцирь древнегреческого воина 4. Внимание! Черный ящик . Это неразрывно связано с морем. Это являлось компонентом панциря воинов в Древней Греции. В Древнем Китае это служило деньгами. Что это?

Слайд 9

Муравьиная кислота обладает специфическим запахом, который убивает насекомых-паразитов на теле птиц. Принимая муравьиные ванны, умные птицы соблюдают правила птичьей гигиены 5. Для чего дрозды, трясогузки, оляпки, скворцы и другие хитрые птицы садятся на муравейник?

Слайд 10

Это - нефть. Она попадает в окружающую среду в результате процесса добычи и всевозможных аварий. Страдают люди и обитатели моря. Но некоторые бактерии находят ее вкусной. Это - бактерии- нефтееды . Но при авариях выливается такое количество нефти, с которым бактерии не могут справиться. Люди научились искусственно выращивать «лечебные» бактерии для моря. Их хранят в сухом виде и при авариях - высевают на нефтяное пятно 6. Что является одним из наиболее опасных загрязнителей морей?

Слайд 11

Куполообразные юбки 18 века сохраняли свой объем благодаря каркасам, лучшим материалом для изготовления которых служил китовый ус 7. Каким образом широкие дамские юбки стали причиной массового истребления китов?

Слайд 12

Полученную бумагу, естественно, использовали для письма. 8. Внимание! Черный ящик . В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести два часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли в нее клей, заливали водой и все это просеивали через тонкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали. А для чего его использовали?

Слайд 13

отсутствие человека 9. Продолжите высказывание канадского поэта Уильяма Блисс Кармена , известного своей социофобией : «Самое прекрасное в природе – это…»

Слайд 14

Воробей спас посевы от полчища гусениц. 10. За что благодарные жители американского города Бостона поставили в своем центральном парке памятник воробью?

Слайд 15

Петух 11. Индусское изречение советует учиться у него 4 добродетелям: сражаться, рано вставать, защищать подругу в минуту опасности и пировать с друзьями. Кто же этот рыцарь?

Слайд 16

Лавр 12. Внимание! Черный ящик . Какое растение сырым не едят, а когда сварят, - выбрасывают?

Слайд 17

Вести себя как люди 13. Однажды во время беседы о достижениях техники Бернард Шоу сказал: «Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться…» Чему?

Слайд 18

Из мусора, оставляемого « горевосходителями ». 14. Девять жителей французского города Шамони изготовили в центре ледника Мерде-Гляс на Монблане статую высотой 6 м и весом в 1 т. Из какого материала?

Слайд 19

Виды, опасность исчезновения которых миновала. 15. Ранее в Красной Книге было четыре категории животных: исчезающие виды, редкие виды, сокращающиеся виды и виды, степень опасности исчезновения которых еще не установлена. Потом появилась пятая категория, сведения о которой печатаются на зеленых страницах. Что это за категория?

Слайд 20

Там установлено зеркало. Неужели вы подумали, что в «самом правовом государстве мира» могли посадить в клетку человека? 16. Внимание! Черный ящик . В Нью-Йоркском зоопарке находится каменный павильон с бронированными стеклами, на котором красуется надпись: «Здесь находится самое опасное животное на Земле». Угадайте содержимое павильона.

Слайд 21

Потому что в дуплах жили насекомоядные птицы и летучие мыши, которые вынуждены были покинуть лес. 17. Один лесник решил вырубить в лесу все старые дуплистые деревья. Почему эта затея не пошла на пользу лесу?

Слайд 22

Для большей теплоотдачи. Уши снабжены густой сетью кровеносных сосудов. Аналогичную функцию носят и уши слона. 18. Пустынные еж и лисица, в отличие от своих лесных собратьев, имеют большие уши. В пустыне врагов видно издалека и слух не так важен. Уж не зонтиком ли они им служат? Тогда для чего это им необходимо?

Слайд 23

Морозостойкость. 19. Китайским ученым удалось впервые в мире пересадить ген от одной арктической рыбы к сахарной свекле. Разумеется, свекла в результате этой операции плавать не научилась, но одно ценное качество все же приобрела. Какое?

Слайд 24

Жуков – навозников или скарабеев 20. Привыкшие к молочным продуктам английские колонизаторы стали завозить на пастбища Австралии коров, что едва не привело к очередной экологической катастрофе. Коровий помет стал отравлять местную растительность, в результате чего погибло почти 1 млн. га плодородной почвы. Какое животное вынуждена была закупить Англия в странах Европы и Африки, чтобы исправить положение?

Слайд 25

Яблоко с древа познания, яблоко раздора и яблоко, подсказавшее Ньютону закон всемирного тяготения 21. Внимание! Черный ящик . Известно, что в жизни России большую роль играет картофель, во Франции – виноград, в странах южной Европы – олива. А какой плод, если верить легендам, трижды влиял на судьбы человечества и в каких ситуациях?

Слайд 26

В Таиланде существуют специальные школы для обезьян, где их обучают собирать кокосовые орехи с пальм. Хорошо обученный примат за день собирает до 1400 орехов 22. Человеку очень трудно собирать кокосовые орехи с высоких пальм. Применение техники не всегда возможно, да и дорого, как быть?

Слайд 27

Чеснок 23. Внимание! Черный ящик На древних олимпиадах запрещалось использование этого природного допинга. Оказывается, что его регулярное применение вдвое снижает риск заболеть раком желудка и кишечника. Что это за растение?

Слайд 28

Волки. Решили уничтожить всех волков, чтобы они не убивали бедных оленей. Олени расплодились и т.д. по тексту вопроса. В итоге экосистема была полностью разрушена 24. Когда в 1926 году в Йеллоустоуне были уничтожены ЭТИ животные , ученым, которые забили тревогу, никто не поверил. Вскоре олени съели побеги ивы, что привело к изменению берегов, уменьшению количества бобров и водоплавающих птиц. Ученым поверили лишь в 1995 году. Назовите животных, которые были уничтожены в Йеллоустоуне .

Слайд 29

Утилизации мусора. Этот остров целиком состоит из отходов Токио 25. За последние 30 лет площадь Японии выросла на 300 квадратных километров за счет возникшего близ Токио острова Грез. Причем тектонические перемещения и вулканическая деятельность здесь не причем. Его создание помогло решить минимальными затратами и экологическую проблему. Какую?

Слайд 30

составьте фотоколлаж на тему «Земля – наш дом» на сайте http://www.fotor.com/ н апишите отзывы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллектуальная игра по физике "Что? Где7 Когда"

Игра для учащихся 8- классов. В ходе игры они используют знания полученные на уроках физики.  игра состоит из трех туров. В начале игры команды отвечают на поставленные вопросы. Вопросы интересны...