Викторина для 5-6 класса
методическая разработка (5, 6 класс) на тему

Коротникова (Тонких) Ирина Анатольевна

Вопросы и задания для викторины по литературе и русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voprosy_k_viktorine_6_klass.docx14.51 КБ
Файл instsenirovka.docx21.37 КБ
Файл poslovitsy.docx12.93 КБ

Предварительный просмотр:

1) Средство выразительности, которое обозначает противопоставление (антитеза)

2) Кто из поэтов провёл детство в имении Тарханы? (Лермонтов)

3) Как называются слова, схожие по значению, но разные по написанию (синонимы)

4) Сколько прожили старик со старухой, прежде чем поймали золотую рыбку? (33 года)

5) Вымышленное имя писателя (псевдоним)

6) НЛО, ТЮЗ, СМИ, СССР – как называются эти термины в русском языке? (аббревиатуры, сложносокращенные слова)

7) Назовите значение фразеологизма «толочь воду в ступе» (напрасно, зря, просто так)

8) Определите часть речи слова десятка? (существительное)

9) Каким способом образовано слово самовар? (сложение)

10) Определите род слова МЕНЮ (средний)

1) Кто написал повесть «Выстрел»? (Пушкин)

2) Назовите средство выразительности, которое обозначает скрытое сравнение (метафора)

3) Назовите родоначальников славянской азбуки (Кирилл и Мефодий – Константин и Мефодий)

4) «Печальная судьба отца и сына: жить розно и в разлуке умереть» Кому принадлежат эти строки? (Лермонтов)

5) Самый знаменитый русский баснописец (Крылов)

6) К какой части речи принадлежит слово второй (числительное)

7) Определите род слова ножницы (его нет)

8) Растение, растительность, растет, росток. Какое слово лишнее? (росток - исключение)

9) Как звали брата Марии Троекуровой в повести «Дубровский»? (Саша)

10) Как называет весь словарный состав языка? (лексика)

1) Какой период в жизни Пушкина был самым плодотворным? (Болдинская осень)

2) Назовите значение фразеологизма «яблоку негде упасть» (тесно)

3) Кто автор строк: «Избави бог и нас от этаких судей»? (Крылов)

4) Назовите имение Ивана Сергеевича Тургенева (Спасское-Лутовиново)

5) Как по-другому называются части слова? (морфемы)

6) Каким способом образовано слово земляника? (суффиксальным)

7) В каком словаре нужно смотреть значения слов? (в толковом)

8) Как называется краткий поучающий итог басни? (мораль)

9) Кто автор сборника «Повести Белкина»? (Пушкин)

10) Основное средство выразительности, которое использует Лермонтов в стихотворениях «Тучи» и «На севере диком»? (олицетворение)



Предварительный просмотр:

Перед вами стихотворение Пушкина «Узник». Инсценируйте его. Подумайте, сколько персонажей вам понадобится, какой вы составите диалог и какие декорации вам потребуются.

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно.

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!...»

Перед вами басня Крылова «Ворона и лисица». Инсценируйте ее. Подумайте, сколько персонажей вам понадобится, какой вы составите диалог и какие декорации вам потребуются.

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду, Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, -

Лисицу сыр пленил,

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

"Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись!

Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!"

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, -

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

Перед вами отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина. Инсценируйте его. Подумайте, сколько персонажей вам понадобится, какой вы составите диалог и какие декорации вам потребуются.

Раз царевна молодая,

Милых братьев поджидая,

Пряла, сидя под окном.

Вдруг сердито под крыльцом

Пес залаял, и девица

Видит: нищая черница

Ходит по двору, клюкой

Отгоняя пса. «Постой,

Бабушка, постой немножко, —

Ей кричит она в окошко, —

Пригрожу сама я псу

И кой-что тебе снесу».

Отвечает ей черница:

«Ох ты, дитятко девица!

Пес проклятый одолел,

Чуть до смерти не заел.

Посмотри, как он хлопочет!

Выдь ко мне». — Царевна хочет

Выдти к ней и хлеб взяла,

Но с крылечка лишь сошла,

Пес ей под ноги — и лает,

И к старухе не пускает;

Лишь пойдет старуха к ней,

Он, лесного зверя злей,

На старуху. «Что за чудо?

Видно, выспался он худо, —

Ей царевна говорит: —

На ж, лови!» — и хлеб летит.

Старушонка хлеб поймала:

«Благодарствую, — сказала. —

Бог тебя благослови;

Вот за то тебе, лови!»

И к царевне наливное,

Молодое, золотое,

Прямо яблочко летит...

Пес как прыгнет, завизжит...

Но царевна в обе руки

Хвать — поймала. «Ради скуки

Кушай яблочко, мой свет.

Благодарствуй за обед».

Старушоночка сказала,

Поклонилась и пропала...

И с царевной на крыльцо

Пес бежит и ей в лицо

Жалко смотрит, грозно воет,

Словно сердце песье ноет,

Словно хочет ей сказать:

Брось! — Она его ласкать,

Треплет нежною рукою;

«Что, Соколко, что с тобою?

Ляг!» — и в комнату вошла,

Дверь тихонько заперла,

Под окно за пряжу села

Ждать хозяев, а глядела

Всё на яблоко. Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь...

Подождать она хотела

До обеда; не стерпела,

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла,

Потихоньку прокусила

И кусочек проглотила...

Вдруг она, моя душа,

Пошатнулась не дыша,

Белы руки опустила,

Плод румяный уронила,

Закатилися глаза,

И она под образа

Головой на лавку пала

И тиха, недвижна стала...

Перед вами отрывок из «Муму» Тургенева . Инсценируйте его. Подумайте, сколько персонажей вам понадобится, какой вы составите диалог и какие декорации вам потребуются.

- А ее Муму зовут, - промолвила барыня, - очень хорошее имя.

- Ах, очень-с! - возразила приживалка. - Скорей, Степан!

Степан, дюжий парень, состоявший в должности лакея, бросился сломя голову в палисадник и хотел было схватить Муму, но та ловко вывернулась из-под его пальцев и, подняв хвост, пустилась во все лопатки к Герасиму, который в то время у кухни выколачивал и вытряхивал бочку, перевертывая ее в руках, как детский барабан. Степан побежал за ней вслед, начал ловить ее у самых ног ее хозяина; но проворная собачка не давалась чужому в руки, прыгала и увертывалась. Герасим смотрел с усмешкой на всю эту возню; наконец Степан с досадой приподнялся и поспешно растолковал ему знаками, что барыня, мол, требует твою собаку к себе. Герасим немного изумился, однако подозвал Муму, поднял ее с земли и передал Степану. Степан принес ее в гостиную и поставил на паркет. Барыня начала ее ласковым голосом подзывать к себе. Муму, отроду еще не бывавшая в таких великолепных покоях, очень испугалась и бросилась было к двери, но оттолкнутая услужливым Степаном, задрожала и прижалась к стене.

- Муму, Муму, подойди же ко мне, подойди к барыне, - говорила госпожа, - подойди, глупенькая... не бойся...

- Подойди, подойди, Муму, к барыне, - твердили приживалки, - подойди.

Но Муму тоскливо оглядывалась кругом и не трогалась с места.

- Принесите ей что-нибудь поесть, - сказала барыня. - Какая она глупая! к барыне не идет. Чего боится?

- Оне не привыкли еще, - произнесла робким и умильным голосом одна из приживалок.

Степан принес блюдечко с молоком, поставил перед Муму, но Муму даже и не понюхала молока и всё дрожала и озиралась по-прежнему.

- Ах, какая же ты! - промолвила барыня, подходя к ней, нагнулась и хотела погладить ее, но Муму судорожно повернула голову и оскалила зубы. Барыня проворно отдернула руку...

Произошло мгновенное молчание. Муму слабо визгнула, как бы жалуясь и извиняясь... Барыня отошла и нахмурилась. Внезапное движение собаки ее испугало.

- Ах! - закричали разом все приживалки, - не укусила ли она вас, сохрани бог! (Муму в жизнь свою никого никогда не укусила.) Ах, ах!

- Отнести ее вон, - проговорила изменившимся голосом старуха. - Скверная собачонка! Какая она злая!

Перед вами отрывок из «Кубка» Жуковского . Инсценируйте его. Подумайте, сколько персонажей вам понадобится, какой вы составите диалог и какие декорации вам потребуются.

Стрелою стремглав полетел я туда...

И вдруг мне навстречу поток;

Из трещины камня лилася вода;

И вихорь ужасный повлек

Меня в глубину с непонятною силой...

И страшно меня там кружило и било.

Но богу молитву тогда я принес,

И он мне спасителем был:

Торчащий из мглы я увидел утес

И крепко его обхватил;

Висел там и кубок на ветви коралла:

В бездонное влага его не умчала.

И смутно все было внизу подо мной

В пурпуровом сумраке там;

Все спало для слуха в той бездне глухой;

Но виделось страшно очам,

Как двигались в ней безобразные груды,

Морской глубины несказанные чуды.

Я видел, как в черной пучине кипят,

В громадный свиваяся клуб,

И млат водяной, и уродливый скат,

И ужас морей однозуб;

И смертью грозил мне, зубами сверкая,

Мокой ненасытный, гиена морская.

И был я один с неизбежной судьбой,

От взора людей далеко;

Одни меж чудовищ с любящей душой,

Во чреве земли, глубоко

Под звуком живым человечьего слова,

Меж страшных жильцов подземелья немова.

И я содрогался... вдруг слышу: ползет

Стоногое грозно из мглы,

И хочет схватить, и разинулся рот...

Я в ужасе прочь от скалы!..

То было спасеньем: я схвачен приливом

И выброшен вверх водомета порывом».

Перед вами отрывок из «Дубровского» Пушкина. Инсценируйте его. Подумайте, сколько персонажей вам понадобится, какой вы составите диалог и какие декорации вам потребуются.

Секретарь умолкнул, заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову, приглашая его подписать предлагаемую бумагу, и торжествующий Троекуров, взяв от него перо, подписал под решением суда совершенное свое удовольствие.

Очередь была за Дубровским. Секретарь поднес ему бумагу. Но Дубровский стал неподвижен, потупя голову.

Секретарь повторил ему свое приглашение подписать свое полное и совершенное удовольствие или явное неудовольствие, если паче чаяния чувствует по совести, что дело его есть правое, и намерен в положенное законами время просить по апелляции куда следует. Дубровский молчал... Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал, и, схватив чернильницу, пустил ею в заседателя. Все пришли в ужас. «Как! не почитать церковь божию! прочь, хамово племя!» Потом, обратясь к Кирилу Петровичу: «Слыхано дело, ваше превосходительство,— продолжал он,— псари вводят собак в божию церковь! собаки бегают по церкви. Я вас ужо проучу...» Сторожа сбежались на шум и насилу им овладели. Его вывели и усадили в сани. Троекуров вышел вслед за ним, сопровождаемый всем судом. Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество.



Предварительный просмотр:

Ушло счастье – закрывай окна.

Петухи весной счёту не поддаются.

Кто поздно ложится, у того чёрт отнимает.

Отдых как овца – с поля прибежит.

Тем ближе к полю, чем меньше травы.

Двое против каждого, а каждый против двух.

Умная нога у рук беспокойство отнимает.

Две попы плохо, а одна хуже.

Ненавидишь стоять, ненавидь и коньки держать.

Не в просторе, но в ссоре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - викторина по географии, 6 класс. "Как человек открывал Землю"

Тип урока: урок обобщения знаний  в форме географической викторины.Цели урока·         Закрепить знания о великих географических открытиях; об известных пу...

Литературная викторина для учащихся 7 класса

Викторина содержит вопросы по УНТ и творчеству великих русских писателей....

презентация-викторина по физике 7 класс "Первоначальные сведения о строении вещества"

Урок проводится после изучения раздела "Первоначальные сведения о строении вещества"...

Викторина для 5-6 класса "Хвостатая викторина"

Викторина позволяет вызвать интерес у учащихся  в области изучения темы" Царства "Животные"...

План-конспект урока-викторины по теме: Starlight of English Викторина среди 6-х классов “BRAIN RING”

Итоговое внеклассное мероприятие по английскому языку среди 6-х классов за I и  II четверть по учебнику Starlight 6 (Звездный английский)., под редакцией : Баранова...

План-конспект урока-викторины по теме: Starlight of English Викторина среди 6-х классов

План-конспект урока-викторины по теме:Starlight of English Викторина среди 6-х классов...

Викторина для учащихся 8 класса по темам «Важнейшие классы веществ. Химические реакции».

Викторина для учащихся 8 класса целями которой является: развить познавательный интерес к предмету, закрепить и обобщить знания по темам "Важнейшие классы веществ. Химические реакции", способствовать ...