Путешествие по средневековой Москве сценарий 2016
материал (5, 6, 7 класс) на тему

Шахова Наталья Павловна


Цель данной работа - в интересной игровой форме познакомить обучающихся с жизнью средневековой Москвы. В сценарии представлены сцены торговли, жизни дворников, обязанности глашатого, сцены из школьной средневековой жизни и прочее. И спользуются выдержки из известных печатных трудов - "Стоглава" и "Домостроя".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_srednevekovoy_moskve_stsenariy_2016.docx46.14 КБ

Предварительный просмотр:

ДОгМ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 31»

111395, Москва, ул. Молдагуловой, д. 6А          Телефон: (499) 374-11-31, (499) 374-13-01

email: sk31@edu.mos.ru                                            Факс: (499) 374-11-31

Сценарий открытого мероприятия

«Путешествие по средневековой Москве»

  Москва X11 – XV11 веков

Разработала

воспитатель Шахова Н.П.

2017-2018г.г

Сценарий

«Путешествие по средневековой Москве»

Звон колоколов, выходит боярыня……На экране виды столицы-красавицы.

Город чудный, город древний,              Исполинскою рукою

Ты вместил в свои концы                      Ты, как хартия, развит

И посады и деревни,                                И над малою рекою

И палаты и дворцы!                                Стал велик и знаменит!

Опоясан лентой пашен,                          На твоих церквах старинных

Весь пестреешь ты в садах;                    Вырастают дерева;

Сколько храмов, сколько башен            Глаз не схватит улиц длинных……

На семи твоих холмах!                           Это матушка Москва!!!        Ф. Глинка

Автор.    А рядом с кремлем в Китай-городе располагался главный торг на нынешней Красной площади, которая стала так называться с середины 17 века. А раннее её название «Пожар», так как часто бывало                                                                            

Раз в засушливое лето

Загорелось что-то где-то,

И пополз огонь бедой….

До Кремля огонь добрался,

По дворцам разбушевался.

Велика Москва была –

Да сгорела вся……дотла!

Автор. (голос за кадром) А в исторических документах 15 века площадь именуют «Торговой». И кто там только ни торговал: и крестьяне с возов, и лотошники, и, конечно,

Понастроили купцы                              Тут ряды с железом, с медью,

Там торговые ряды:                               Там ряды со всякой снедью:

Птичий, прянишный, калачный,           Мясо, рыба, требуха

И суконный, и башмачный,                   И горячая уха.

Коробейный и седельный,                     На углях жаровни с мясом,

Самопальный и котельный.                   Бочки с пивом, жбаны с квасом.            

                                                                  Здесь торгуется народ,

                                                                  На ходу и ест и пьёт.

А вот и на торг зазывают.  На экране картинки с торгов, ярмарок.

СЦЕНА1.    Сидит в углу Егор, рядом с ним гончарные изделия.

Егор.    Кому горшки, миски, плошки; кому горшки, миски, плошки. Дома не сиди, мимо не проходи….

Глядите не моргайте,

Рты не разевайте,

Ворон не считайте,

Подешевле покупайте.        Кому горшки, миски, плошки….

Выходят купцы Фома Гордеич и Аким Иваныч….

Аким.     Будь здоров, Фома Гордеич! Как твой торг нынешний?

Фома.    Здорово, Аким Иваныч! Да неплохо нынче наторговал. Всё намерил на свой аршин. Вот дров сбыл 3 воза, да сена – 5 возов, да мёду 5 бочонков. А для хозяйства прикупил бочку рыбы-солонец, да 6 голов сахару, да масла сливочна фунтов 10. Ребятишкам того-сего. Хозяйка моя довольна будет.

Фома.    А ты как наторговал?

Аким.    Муку то я хорошо расторговал – пудов этак 20 будет. А вот сукна всего с 10 аршин продал, а привез- то 3 штуки материи.

Фома.    Что же! Каждому своя удача. Вона Егор – подешевше - то воз горшков да мисок расторговал….  …………

Уходят. На экране во время диалога демонстрируются старинные единицы мер и весов, а также старинные монеты.

Автор.    Но на площади не только торговали, но и узнавали городские новости. Важные указы, приговоры и прочее глашатай выкрикивал с Лобного места Торговой площади. Так, например, узнавали и о предстоящих праздничных торжествах и гуляньях. А праздников было немало: православные – Рождество, Крещение, Вербное Воскресенье (за неделю до Пасхи), Пасха; языческие – Масленица, Иван Купала; светские – Новолетие, военные победы.

А вот и сам глашатай! Послушаем его….

На экране сцена Вербного Воскресенья на Красной площади.

Глашатай.                Всем, всем, всем !!!

В честь входа Господня в Иерусалим на Вербное Воскресенье объявляти Крестный ход опосля заутрени. Весь православный люд из Кремля через Спасские врата двинется. А зрить ясны очи государя и патриарха Всея Руси можно на Лобном месте, где буде читано Евангелие возле вербного древа. Сам государь поведет коня белого под уздцы. А седоком сего коня буде патриарх, радеющий за народ православный.

 Далее на Москве звон колоколов во всех церквах.

 Автор.    А когда по столице к Кремлю проезжало иностранное посольство, по приказу государя на улицах собирали горожан. Это должно было создать впечатление многолюдности города, который сильно страдал от пожаров, ведущих к гибели москвичей.                                                                                  

На экране встреча Иностранного посольства.  

Глашатай. Всем, всем, всем! Государев указ!

Для лицезрения англицкого посольства боярам, мещанам и прочим зевакам прибытии седьмого дня мая поутру в слободу Мещанскую, что позади вала Земляного, ---на Сретенку, близ святого Сретенского монастыря, ---- на площадь Лубянскую и к стенам Китай-города, также на Никольскую и Ильинку, чтобы проводити посла со свитою до Спасских врат Кремля!

Всем быти в платье чистом и опрятном.

Автор.    А проехать по многим улицам Москвы было зачастую непросто. Даже летом непролазная грязь была обычным явлением. Спасаясь от грязи, улицы мостили, укладывая тонкие бревна вдоль и поперёк. Однако к середине 16 века протяженность мостовых составляла всего 4 километра.                                                                                                                                                                                                           Убирали улицы метельщики – дворники средних веков, но убирали лишь   в центре, да и то праздникам.  Метельщики занимались также ремеслами, торговлей для дополнительного заработка.

    Жили они при дворах, которые убирали, и заодно содействовали охране порядка на своей территории.

СЦЕНА 2.    Входит дворник, (ещё на предыдущих фразах), метёт двор. В это время сзади него крадется воришка с мешком. Дворник оглядывается.

Метельщик.    Никак вор! (вор ускоряет шаг). «На воре и шапка горит.» Ах, ты шельмец окаянный !!! Вот я тебе окаянному затрещин задам да в приказную избу доставлю. Будешь знать, почем фунт лиха! (за шкирку уводит воришку).

Автор.    По застройке, укладу жизни слободы на посадах напоминали большую деревню: На экране виды сельской Москвы.

Был похож наш город древний           И в московских переулках

Не на город на деревню                        Сохранились стой поры

Всюду речки да пруды                          Тупики и закоулки

Огороды да сады…                                И проезжие дворы.

В старину дома бывало,

Люди строят где попало,

Выбирают место сами

Да и строятся рядами  

Но улицы Китай-города, Варварка, Ильинка, Никольская, отличались от других. По Никольской часто проезжал государь, и местами её ширина достигала 16 метров.

    Именно здесь в середине 16 века дьякон Иван Федоров основал типографию, где в 1564 году вышла одна из первых печатных книг «Апостол».

    А после Собора   православной церкви в 1551 году с участием Ивана Грозного был напечатан сборник «Стоглав». Он включал царские вопросы и соборные ответы на них церкви.

Входит Иван Фёдоров.

И.Ф.    «Книгопечатание для человека то же, что вместо житных семян духовные семена по вселенной развевать».

                НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ «СТОГЛАВА»

- Мужам церкви праведно службу во храмах исполнять и паству свою (православных) вразумлять жить по правде, с верой соблюдая волю Божию.  

- Монахам с язычеством и ересями борьбу вести, держаться благочестия в служении  Богу и аскетизма в быту.

                                                                                 

- Тем, кто мужеского чину, бороды не брить и тафьи шапки (тюбетейки) не носить.

- «В граде Москве… у священников, дьяконов и дьячков учинить в домах училища, чтобы они и все православные христиане предавали им своих детей на ученье грамоте и книжного письма».

Автор.    До семи лет житьё-бытьё ребенка было беззаботным. К семи годам мальчиков отдавали учиться грамоте в небольшие школы при церквях, а девочек обучали рукоделию. Главными книгами по чтению были Часослов и Псалтирь. Церковно-славянскую азбуку осваивали по Святцам – все это за две-три зимы.

    Заглянем-ка в средневековую школу Москвы. Правда в ней обучаются и мальчики, и девочки….

СЦЕНА 3.    В классе стол под сукном. На нём все необходимое. У стола – лавки. Икона на стене.

Входят ученики, останавливаются, три раза поклоняются иконе, потом учителю. Садятся

Учитель.  «Красна птица перьем, а человек – уменьем»!  Дети, сколько буквиц в алфавите?

Дети.          43

Учитель.    Нынче повторим зады. (указывает на таблицу с буквами).

 Дети.         АЗ, БУКИ, ВЕДИ, ГЛАГОЛЬ, ДОБРО, ЕСТЬ.

Учитель.    Сперва АЗ да БУКИ, а там и науки.  А теперь учим новые буквицы.

                    (учитель показывает новые буквы, дети повторяют).

                   Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Учитель.     Проверим ваше уменье цифири складывать.

                    2 веди+ 6 зелов=8 иже

                    100 рцы+200слово =300 твердо

                     400 ук+500 ферт= 900 цы

Учитель.    А сейчас – затейные загадки слушайте. Разума набирайтесь.

                    По сеням ходит, а в избу нейдёт (дверь).    Сто один брат, все в один ряд, одним кушаком подпоясаны (изгородь).     Два братца глядятся, а вместе не сойдутся (пол и потолок).    О еде загады.       Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь (репа).   Желта курица, под тыном дуется (тыква).   И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко, а всех милей (хлеб).

А теперь проверим, кто правильно чтиво разумеет? Настена, читай Псалтирь.

Во время чтения мальчишки завозились…………………….

Учитель.    Это кто озорничает? Березовой каши охота пришла отведать или гороху, что в углу рассыпан для нерадивых?

«Розга совсем здоровью не повредит. Розга детям разум в голову вгоняет».

«А неразумного дитяти учить – в бездонную кадку воду лить».

А Гавриле с Васяткой  в субботу берёзовой каши получить придётся.

Все по домам. Трапезничать.

Автор.    За свою работу учитель получал несколько рублей в год. Это были немалые доходы. Помимо этого, родители одаривали учителя, чем Бог пошлет. За одного ученика приносили по полпуда муки (8 кг), Мерку картофеля и воз дров. А по праздникам несли живность и готовую еду: блины, пряники, лепешки, яйца, кашу. Отсюда и пошло слово однокашники, которое употребляется до сих пор.

    Грамоте учиться – вперед пригодится. По окончании школы человека называли грамотеем, что было в большом почёте. Грамота приносила хороший доход, так как неграмотные часто обращались за помощью к грамотеям. Более усердные становились писцами. Книги горожане любили.

Входит Иван Федоров.

И.Ф.    В моей типографии была напечатана полезная книга для воспитания и домашнего устройства. Это – «Домострой».

ПОСЛУШАЙТЕ ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ

из «Домостроя»

- Так возлюби ж Господа Бога всею душою твоею, и стремись всеми делами, обычаями и нравами угодить Господу. А кроме тог, возлюби ближнего твоего, всякого христианина.

- Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, равных почитай за братьев, немощных любовью привечай - ни одному созданию Божьему лиха не делай….злых мужей совета отвращайся…

- Отцу и матери чад своих воспитать в доброй науке, учить страху Божию, вежливости…, а со временем учить их рукоделию, отцу – сыновей, а матери – дочерей…Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей.

- Чада,  по заповеди Господней любите отца своего и мать и слушайтесь их и повинуйтесь им во всем, и старость их чтите…

- Следует господину учиться и всех домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не завидовать, не наушничать, не осуждать, не высмеивать, не помнить зла, не гневаться….

- У случится кому денег занять или хлеба – оплатить хорошо бы все в срок, тогда и впредь добрые люди поверят.

- Все домашнее добро хранить сухим и закрытым от мышей и от сырости.  И все то было бы на счету и записано.

- Всякому хозяину всегда на торгу присматривать всякий припас к домашнему обиходу….А когда покупаешь…сговорись полюбовно, а деньги плати из рук в руки.

- Когда перед кем ставишь еду, ты и питьё и всякие явства или перед тобою поставят их, хулить их не подобает…

Автор.    Создание семьи, обустройство дома, дворового хозяйства было очень важной частью жизни горожанина-москвича. Недаром до нашего времени дошли пословицы на эту тему:

«Семья воюет, а одинокий горюет»

«Добрая женитьба к дому приучает, худая от дома отлучает»

«Добрая жена да жирные щи – другого добра не ищи»

«Красна изба углами, а обед пирогами»

    Трапеза в доме напоминала священнодействие. Повседневный стол кроме щей да каши включал ржаной хлеб и квас. Белый хлеб-калач – был лакомством. Зато каш было в 16 веке около двадцати видов. Праздничный стол был богат блинами, пряниками, порогами. Само слово пирог считают произошло от слова «пир».

    Пищу на стол подавала мать или невестка, которой во время трапезы и присесть к столу было некогда. (Невестка начинает накрывать на стол)

Перед едоком на стол клали ложку деревянную и кусок хлеба. Пищу черпали из общей миски своей ложкой. Право выбрать первый кусок принадлежало главе семьи. За столом громко не разговаривали, не смеялись. При нарушении порядка можно было получить по лбу ложкой от хозяина.

(Выходит семья. Впереди отец, который первым садится за стол).

«В семье и каша гуще». Первым за стол садился отец, потом остальные. Трапезу начинали с благодарственной молитвы.

(Семья не спеша трапезничает, невестка подает квас в кружках, смахивает мусор со стола и так далее. За столом начинается возня между двумя сыновьями, отец цыкает на них раз другой, потом одному бьёт ложкой по лбу).

Автор. В средние века были составлены показания к житейскому обхождению для отроков, прописанные в книге «Юности честное зерцало».

- «Случится тебе за столом с другими сидеть, то приведи себя в порядок: обрежь свои ногти, умой руки, сиди прямо и не хватай первым с блюда. Не жри, как свинья, не сопи, когда ешь, будь воздержан, избегай пьянства. Пей и ешь в меру, с блюда бери последним. Руки твои пусть не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою, но полотенцем. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Ешь, что пред тобой лежит, а остальное не хватай. Над едой не чавкай и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори. Часто чихать, сморкаться и кашлять -  не пригоже.

    Когда перестанешь есть, возблагодари Бога, умой руки и лицо и выполощи рот».

Автор. Вот такие правила, традиции и наказы дошли до нас из далекого средневековья. И вам, живущим в двадцать первом веке, надеюсь, здесь тоже есть над чем задуматься. А если, дорогие отроки, как следует задуматься, то многое можно применить и к нашей современной жизни, несмотря на её  сложность и суетность, уникальность изобретений, информационные технологии и многое другое, о чём в средние века и не помышляли наши предки. Жили они не торопясь, по чести и совести, да божиим заповедям.

Литература:

Аванта плюс т.1 «История» энциклопедия для детей.

Главы из «Домостроя» и «Стоглава», интернет.

«Москвоведение», учебник для 6 класса.

«Средневековая Москва»………

 

                                                           

                                                                                                           

       

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Путешествие по средневековью"

Внеклассное мероприятие для 6 классов...

Путешествие в средневековье.

Историческая игра по истории средних веков. Можно использоваться для обобщения, закрепления материала курса по истории средних веков в 6 классе....

Игра "Путешествие по средневековью"

«Средневековьем" или "Средними веками" называют период в истории европейской культуры, находящийся между Античностью и Возрождением: отсюда - и определение «средние», что означает «срединные», «промеж...

Игра "Путешествие по средневековью"

«Средневековьем" или "Средними веками" называют период в истории европейской культуры, находящийся между Античностью и Возрождением: отсюда - и определение «средние», что означает «срединные», «промеж...

Внеклассное мероприятие по истории "Путешествие в средневековье"

Предлагаю разработку внеклассного мероприятия по истории (6 класс) "Путешествие в средневековье", проводимое в рамках декады истории и обществознания....

По обычаям средневековой Москвы, но...

Презентация к уроку по истории Санкт-Петербурга. Можно использовать в курсе  истории России в 6 классе. В красочной форме рассказывается об обычаях русского народа, традициях, быте, одежде....

Презентация урока по истории и культуре Санкт-Петербурга "По обычаям средневековой Москвы, но..."

Данная презентация является дополнением к технологической карте урока по истории и культуре Санкт_Петербурга...