Внеурочка в 1-10 классах
учебно-методический материал на тему

Огнерубова Татьяна Николаевна

Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности

обучающихся 1-8,10 классов в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

СОШ с.Октябрьское  на 2018-2019 учебный год

 

Учебный план внеурочной деятельности МБОУ СОШ с.Октябрьское для учащихся 1-­8,10 классов разработан на основе следующих нормативных документов:

-Конституции Российской Федерации;

-Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

-Распоряжения Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы»;

-приказа Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

-приказа Минобразования России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»; -приказа Минобразования России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений во ФГОС ООО»;

-приказа Минобразования России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» с изменениями от 29.12.2014г., от 31.12.2015г., 29.06.2017г.;

-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010

 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-изменениями в СанПин от 03.03.2011 года;

-изменениями в СанПин от 24.11.2015 года;

-письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011

 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;

-письма Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

-Устава МБОУ СОШ с.Октябрьское.

 

Внеурочная деятельность является составной частью учебно­-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Программы внеурочной деятельности обучающихся создают условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур; способствуют раскрытию индивидуальных способностей ребенка (прежде всего к разным видам искусства - изобразительного, музыкального), развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Посещая кружки и секции, обучающиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучают материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся организаторские, творческие, художественные, музыкальные способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии школьников.

 

Цель внеурочной деятельности: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

 

Задачи внеурочной деятельности:

  1.  Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, библиотеками, семьями учащихся.
  2.  Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
  3.  Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
  4.  Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
  5.  Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
  6.  Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни.
  7.  Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
  8.  Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в гимназии.
  9.  Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
  10.  Организация информационной поддержки учащихся.
  11.  Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

      Программы, реализующиеся во внеурочной деятельности, имеют следующие 

направления: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное и общекультурное (в объеме 10 часов в неделю в 1 -10 классах).

Внеурочная деятельность обучающихся организована с учётом специфики образовательной деятельности школы.

Направление развития личности

Решаемые задачи

Наименование внеурочного занятия

Спортивно­

оздоровительное

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья

секция «Юный турист»

объединение «Здоровейка»

«Подвижные игры»

Общекультурное

 

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций

 

 

Духовно-нравственное

Привитие любви к Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, религии своего народа, культуре других народов

кружок «Память»

курс «История России» подпрограмма «Путь к себе»

Общеинтеллекту­

альное

Обогащение запаса учащихся языковыми знаниями, способствование формированию мировоззрения, эрудиции, кругозора

Объединения по предметам «Умники и умницы», кружок «Инфознайка»

 

 

Социальное

Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, социально-значимой деятельности. Развитие эмоционально-личностной сферы детей и формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме. Воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности

Азбука безопасности

Я- пешеход и пассажир

 

 

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуются посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения: кружков, секций, клубов, включающих элементы диспутов, викторин, праздничных мероприятий, концертов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых исследований и т.д.

Внеурочная деятельность в МБОУ СОШ с.Октябрьское реализуется учителями школы и педагогами дополнительного образования.

В школе созданы условия для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня. Прослеживается содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы. Создана здоровьесберегающая среда, обеспечивающая соблюдение санитарно - эпидемиологических правил и нормативов, включающая рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. В школе созданы условия для самовыражения, самореализации, самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их родителей в формах, отличных от урочной системы обучения. Направления внеучебной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебной деятельности; основанием для построения соответствующих образовательных программ.

Внеклассные и внешкольные занятия обучающихся организуются и проводятся с целью мотивации школьников, расширения их кругозора и всесторонней ориентации в окружающем их мире. Подобная деятельность в немалой степени способствует гармоничному воспитанию школьников, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-10-х классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

В школе разработана и внедрена оптимизационная модель внеурочной деятельности на основе всех внутренних ресурсов учреждения. В осуществлении внеурочной деятельности принимают участие все педагогические работники школы (учителя - предметники, воспитатель, библиотекарь) координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно­-вспомогательным персоналом школы; организует в классе воспитательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Данную модель характеризует:

-создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня;

-содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;

-создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

-     создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей;

При организации внеурочной деятельности используются программы, разработанные педагогами школы и утвержденные педагогическим советом школы.

Внеурочная деятельность в 1-10-х классах за счет средств ОУ осуществляется после учебных занятий с перерывом в 40 минут по направлениям:

1-4 классы:

  1.  Спортивно - оздоровительное направление.
  2. Духовно-нравственное направление.
  3. Общеинтеллектуальное направление.
  4. Общекультурное направление.
  5. Социальное направление.

                   5 -8 классы:

1.Спортивно - оздоровительное направление.

2. Духовно-нравственное направление.

  1. Общеинтеллектуальное направление.
  2. Общекультурное направление.
  1. Социальное направление.
  1. Класс:
  1.  Спортивно - оздоровительное направление.
  2. Общеинтеллектуальное направление.
  3. Социальное направление.

 

Особенности плана внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС СОО

Внеурочная деятельность осуществляется через такие формы работы, как экскурсии, кружки, секции, конференции, научное общество учащихся, олимпиады, соревнования, конкурсы, фестивали, поисковые  исследования, общественно-полезные практики.

План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности, продолжительность занятий с учётом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.

Внеурочная деятельность осуществляется непосредственно в образовательной организации.

План внеурочной деятельности направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования.

Минимальное количество наполняемости в группе при проведении занятий внеурочной деятельности составляет 5 человек.

Ожидаемые результаты внеурочной деятельности ФГОС среднего общего образования.

В ходе реализации планирования внеурочной деятельности учащиеся 10 классов получают практические навыки, необходимые для жизни, формируют собственное мнение, развивают свою коммуникативную культуру. Обучающиеся 10 классов ориентированы на:

  •  формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  •  приобретение школьниками опыта приобретение учащимися социального опыта;
  •  самостоятельного общественного действия.

В определении содержания планирования внеурочной деятельности школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

В соответствии с образовательной программой, внеурочная деятельность должна иметь следующие результаты:

- достижение обучающимися функциональной грамотности;

  •  формирование познавательной мотивации, определяющей постановку образования;
  •  успешное овладение учебного предмета учебного плана;
  •  предварительное профессиональное самоопределение;
  •  высокие коммуникативные навыки;
  •  сохранность физического здоровья учащихся в условиях школы.

Максимальный результат проектируется согласно описанию компетентностей образа выпускника среднего общего образования.

 

Системные и несистемные занятия внеурочной деятельности.

Формы организации внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет общеобразовательная организация.

При организации внеурочной деятельности используются системные курсы внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя) и несистемные занятия (тематических) курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено общее количество часов в год в соответствии с рабочей программой учителя).

Системные курсы реализуются по всем пяти направлениям, в соответствии с расписанием по внеурочной деятельности.

Несистемные занятия реализуются в рамках плана воспитательной работы классного руководителя и учителей по предметам с применением модульной системы.

В плане внеурочной деятельности заложены часы направлений:

  •  Патриотическое воспитание,
  • Формирование здорового образа жизни,
  • Предупреждение правонарушений,
  • Интеллектуальное развитие;
  • Предупреждение ДДТТ.

 Также, заложены часы на подготовку и проведение спортивных мероприятий, культурно-массовых мероприятий, олимпиадное движение в рамках интеллектуального развития.

Реализация данных направлений отсутствует в расписание занятий внеурочной деятельности, так как проводятся в свободной форме, с учётом основных направлений плана внеурочной деятельности и с учётом скользящего графика проведения мероприятий, конкурсов, олимпиад, спортивных соревнований. Возможно проведение занятий с группой учащихся, с учётом их интересов и индивидуальных особенностей.

 

 

 

Реализация плана внеурочной деятельности среднего общего образования направлена на формирование базовых основ и фундамента последующего обучения, в том числе:

  •  развития индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  •  приобретения социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
  •  формирования позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  •  получения опыта самостоятельного социального действия;
  •  приобщения к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям:
  •  формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности;
  •  формирования социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной и др.;
  •  воспитания толерантности, навыков здорового образа жизни;
  •  формирования чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
  •  достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и • формирования в них принимаемой обществом системы ценностей;
  •  достижения метапредметных результатов;
  •  формирования универсальных учебных действий;
  •  формирования познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности с обществом и окружающими людьми;
  •  увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.

 

 

Мониторинг эффективности реализации                                           плана        внеурочной

деятельности ФГОС СОО

В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением плана внеурочной деятельности ФГОС СОО выступают:

  1.  Особенности развития личностной, социальной, экологической, профессиональной и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
  2.  Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.
  3.  Особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Диагностика воспитания и социализации складывается из общих (системных) показателей и частной диагностики (анализа и самоанализа).

Системная диагностика осуществляется с помощью объединенной карты индикаторов (показателей работы школы).

Критерии выбраны по следующим принципам:

  1.  Критерий результативности (УУД, олимпиады, победы в конкурсах, динамика состоящих на учете, количества учеников в школе, текучесть кадров и т.п.)          - помогает оценить результаты образовательного и воспитательного процесса в своем единстве в общих показателях. При неблагополучии в качестве общения участников ОП, будет ухудшаться мотивация к учению, к участию в урочной так и внеурочной жизни, что, несомненно, приведет к снижению показателей качества обучения и росту показателей дезадаптивной группы. «Слабые места», за счет которых будет происходить дисбаланс показателей и напротив сильные стороны, которые позволят определить ресурсные проекты можно подробнее проанализировать по следующим показателям.
  2. Критерий вовлеченности (сколько людей участвуют в чем либо; все ли категории участников ОП принимают участие в жизни школы как воспитательной системы). Если нет мотивации находиться в школе – всем или каким-то отдельным участникам ОП, значит, не найдена необходимая тональность в предложениях школы- надо искать, может быть от чего-то отказываться. Если есть стабильность или рост вовлеченности, то это говорит о правильном направлении работы школы, соответствии ее предложения спросу (то что предлагается - действительно интересно участникам ОП).
  3.  Критерий возможностей (сколько конкурсов, мероприятий, творческих объединений учителей, родителей; обновление материально-технической базы, и пр.; для всех ли групп достаточно возможностей для участия в жизни школы как воспитательной системы). Может быть, что все предложения школы хороши, но их слишком мало. Или наоборот предложений много, но мала вовлеченность и значит это не адекватные предложения.
  4. Критерий Качественной оценки (удовлетворенность всех участников ОП, мотивация к обучению, СМИ о школе и пр.). Этот показатель нуждается в углубленной разработке. Действительно по-настоящему оценить успешность развития воспитательной системы могут только качественные характеристики. Но они трудно поддаются стандартизации.

В плане внеурочной деятельности школы предусмотрена работа творческих групп педагогов по поиску методов структурированного изучения качественных показателей, которые можно было бы присоединить к общим, количественным индикаторным показателям. Наряду с некоторыми психолого-педагогическими методиками на данный момент как основной нами используется метод структурированного наблюдения и экспертных оценок.

Частная диагностика состояния элементов внеурочной деятельности складывается из методов, позволяющих проанализировать качественные характеристики ее субъектов и параметры воспитывающей среды. Соответственно в структуре частной диагностики мы выделяем инструментарий для анализа и самоанализа работы педагогов (предметников и классных руководителей), воспитанности обучающихся, а так же комфортности пребывания в школе участников образовательного процесса и здоровьесберегающую инфраструктуру школы.

Диагностика воспитанности обучающихся

Выбирая инструментарий оценки воспитанности обучающихся, мы изучили и продолжаем изучать большое разнообразие литературы по этому вопросу. Таким образом, мы понимаем диагностику воспитанности как диагностику степени сформированности необходимых для успешной жизненной адаптации компетенций в соответствии с образом выпускника на каждом уровне обучения. Эта оценка осуществляется на основании:

  •  методов структурированного педагогического наблюдения по схеме образа выпускника;
  •  психологического обследования (тестирования и анкетирования);
  •  результативности в учебной деятельности;
  •  карты активности во внеурочной деятельности.

 

Однако нас интересует и отсроченные результаты своей работы: мы ведем мониторирование социальной успешности наших учеников. Перспективой является разработка минимума диагностического инструментария и его компьютеризация с целью полноценного анализа работы по внеурочной деятельности.

Диагностика комфортности пребывания в ОУ участников

образовательного процесса

Методы:

  1.  Блок анкет для изучения удовлетворенности участников ОП.
  2.  Блок методик для изучения удовлетворенности ОП и анализа образовательного спроса в рамках внеурочной деятельности.

Критериями эффективности реализации гимназией плана внеурочной деятельности является динамика основных показателей обучающихся:

  1.  Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
  2.  Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
  3.  Динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса работы по внеурочной деятельности обучающихся:

  1.  Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
  2.  Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);
  3.  Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно­нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольном этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса работы по внеурочной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности

обучающихся 1-8,10 классов в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

СОШ с.Октябрьское  на 2018-2019 учебный год

Учебный план внеурочной деятельности МБОУ СОШ с.Октябрьское для учащихся 1-8,10 классов разработан на основе следующих нормативных документов:

-Конституции Российской Федерации;

-Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

-Распоряжения Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы»;

-приказа Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

-приказа Минобразования России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»; -приказа Минобразования России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений во ФГОС ООО»;

-приказа Минобразования России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» с изменениями от 29.12.2014г., от 31.12.2015г., 29.06.2017г.;

-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010

 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-изменениями в СанПин от 03.03.2011 года;

-изменениями в СанПин от 24.11.2015 года;

-письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011

 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;

-письма Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

-Устава МБОУ СОШ с.Октябрьское.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Программы внеурочной деятельности обучающихся создают условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур; способствуют раскрытию индивидуальных способностей ребенка (прежде всего к разным видам искусства - изобразительного, музыкального), развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Посещая кружки и секции, обучающиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучают материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся организаторские, творческие, художественные, музыкальные способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии школьников.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи внеурочной деятельности:

  1.  Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, библиотеками, семьями учащихся.
  2.  Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
  3.  Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
  4.  Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
  5.  Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
  6.  Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни.
  7.  Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
  8.  Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в гимназии.
  9.  Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
  10.  Организация информационной поддержки учащихся.
  11.  Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

      Программы, реализующиеся во внеурочной деятельности, имеют следующие        

направления:         духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное и общекультурное (в объеме 10 часов в неделю в 1 -10 классах).

Внеурочная деятельность обучающихся организована с учётом специфики образовательной деятельности школы.

Направление развития личности

Решаемые задачи

Наименование внеурочного занятия

Спортивно

оздоровительное

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья

секция «Юный турист»

объединение «Здоровейка»

«Подвижные игры»

Общекультурное

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций

Духовно-нравственное

Привитие любви к Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, религии своего народа, культуре других народов

кружок «Память»

курс «История России» подпрограмма «Путь к себе»

Общеинтеллекту

альное

Обогащение запаса учащихся языковыми знаниями, способствование формированию мировоззрения, эрудиции, кругозора

Объединения по предметам «Умники и умницы», кружок «Инфознайка»

Социальное

Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, социально-значимой деятельности. Развитие эмоционально-личностной сферы детей и формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме. Воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности

Азбука безопасности

Я- пешеход и пассажир

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуются посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения: кружков, секций, клубов, включающих элементы диспутов, викторин, праздничных мероприятий, концертов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых исследований и т.д.

Внеурочная деятельность в МБОУ СОШ с.Октябрьское реализуется учителями школы и педагогами дополнительного образования.

В школе созданы условия для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня. Прослеживается содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы. Создана здоровьесберегающая среда, обеспечивающая соблюдение санитарно - эпидемиологических правил и нормативов, включающая рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. В школе созданы условия для самовыражения, самореализации, самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их родителей в формах, отличных от урочной системы обучения. Направления внеучебной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебной деятельности; основанием для построения соответствующих образовательных программ.

Внеклассные и внешкольные занятия обучающихся организуются и проводятся с целью мотивации школьников, расширения их кругозора и всесторонней ориентации в окружающем их мире. Подобная деятельность в немалой степени способствует гармоничному воспитанию школьников, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-10-х классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

В школе разработана и внедрена оптимизационная модель внеурочной деятельности на основе всех внутренних ресурсов учреждения. В осуществлении внеурочной деятельности принимают участие все педагогические работники школы (учителя - предметники, воспитатель, библиотекарь) координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом школы; организует в классе воспитательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Данную модель характеризует:

-создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня;

-содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;

-создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

-        создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей;

При организации внеурочной деятельности используются программы, разработанные педагогами школы и утвержденные педагогическим советом школы.

Внеурочная деятельность в 1-10-х классах за счет средств ОУ осуществляется после учебных занятий с перерывом в 40 минут по направлениям:

1-4 классы:

  1.  Спортивно - оздоровительное направление.
  2. Духовно-нравственное направление.
  3. Общеинтеллектуальное направление.
  4. Общекультурное направление.
  5. Социальное направление.

                   5 -8 классы:

1.Спортивно - оздоровительное направление.

2. Духовно-нравственное направление.

  1. Общеинтеллектуальное направление.
  2. Общекультурное направление.
  1. Социальное направление.
  1. Класс:
  1.  Спортивно - оздоровительное направление.
  2. Общеинтеллектуальное направление.
  3. Социальное направление.

Особенности плана внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС СОО

Внеурочная деятельность осуществляется через такие формы работы, как экскурсии, кружки, секции, конференции, научное общество учащихся, олимпиады, соревнования, конкурсы, фестивали, поисковые  исследования, общественно-полезные практики.

План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности, продолжительность занятий с учётом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.

Внеурочная деятельность осуществляется непосредственно в образовательной организации.

План внеурочной деятельности направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования.

Минимальное количество наполняемости в группе при проведении занятий внеурочной деятельности составляет 5 человек.

Ожидаемые результаты внеурочной деятельности ФГОС среднего общего образования.

В ходе реализации планирования внеурочной деятельности учащиеся 10 классов получают практические навыки, необходимые для жизни, формируют собственное мнение, развивают свою коммуникативную культуру. Обучающиеся 10 классов ориентированы на:

  •  формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  •  приобретение школьниками опыта приобретение учащимися социального опыта;
  •  самостоятельного общественного действия.

В определении содержания планирования внеурочной деятельности школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

В соответствии с образовательной программой, внеурочная деятельность должна иметь следующие результаты:

- достижение обучающимися функциональной грамотности;

  •  формирование познавательной мотивации, определяющей постановку образования;
  •  успешное овладение учебного предмета учебного плана;
  •  предварительное профессиональное самоопределение;
  •  высокие коммуникативные навыки;
  •  сохранность физического здоровья учащихся в условиях школы.

Максимальный результат проектируется согласно описанию компетентностей образа выпускника среднего общего образования.

Системные и несистемные занятия внеурочной деятельности.

Формы организации внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет общеобразовательная организация.

При организации внеурочной деятельности используются системные курсы внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя) и несистемные занятия (тематических) курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено общее количество часов в год в соответствии с рабочей программой учителя).

Системные курсы реализуются по всем пяти направлениям, в соответствии с расписанием по внеурочной деятельности.

Несистемные занятия реализуются в рамках плана воспитательной работы классного руководителя и учителей по предметам с применением модульной системы.

В плане внеурочной деятельности заложены часы направлений:

  •  Патриотическое воспитание,
  • Формирование здорового образа жизни,
  • Предупреждение правонарушений,
  • Интеллектуальное развитие;
  • Предупреждение ДДТТ.

 Также, заложены часы на подготовку и проведение спортивных мероприятий, культурно-массовых мероприятий, олимпиадное движение в рамках интеллектуального развития.

Реализация данных направлений отсутствует в расписание занятий внеурочной деятельности, так как проводятся в свободной форме, с учётом основных направлений плана внеурочной деятельности и с учётом скользящего графика проведения мероприятий, конкурсов, олимпиад, спортивных соревнований. Возможно проведение занятий с группой учащихся, с учётом их интересов и индивидуальных особенностей.

Реализация плана внеурочной деятельности среднего общего образования направлена на формирование базовых основ и фундамента последующего обучения, в том числе:

  •  развития индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  •  приобретения социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
  •  формирования позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  •  получения опыта самостоятельного социального действия;
  •  приобщения к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям:
  •  формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности;
  •  формирования социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной и др.;
  •  воспитания толерантности, навыков здорового образа жизни;
  •  формирования чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
  •  достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и  формирования в них принимаемой обществом системы ценностей;
  •  достижения метапредметных результатов;
  •  формирования универсальных учебных действий;
  •  формирования познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности с обществом и окружающими людьми;
  •  увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.

Мониторинг эффективности реализации        плана        внеурочной

деятельности ФГОС СОО

В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением плана внеурочной деятельности ФГОС СОО выступают:

  1.  Особенности развития личностной, социальной, экологической, профессиональной и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
  2.  Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.
  3.  Особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Диагностика воспитания и социализации складывается из общих (системных) показателей и частной диагностики (анализа и самоанализа).

Системная диагностика осуществляется с помощью объединенной карты индикаторов (показателей работы школы).

Критерии выбраны по следующим принципам:

  1.  Критерий результативности (УУД, олимпиады, победы в конкурсах, динамика состоящих на учете, количества учеников в школе, текучесть кадров и т.п.)        - помогает оценить результаты образовательного и воспитательного процесса в своем единстве в общих показателях. При неблагополучии в качестве общения участников ОП, будет ухудшаться мотивация к учению, к участию в урочной так и внеурочной жизни, что, несомненно, приведет к снижению показателей качества обучения и росту показателей дезадаптивной группы. «Слабые места», за счет которых будет происходить дисбаланс показателей и напротив сильные стороны, которые позволят определить ресурсные проекты можно подробнее проанализировать по следующим показателям.
  2. Критерий вовлеченности (сколько людей участвуют в чем либо; все ли категории участников ОП принимают участие в жизни школы как воспитательной системы). Если нет мотивации находиться в школе – всем или каким-то отдельным участникам ОП, значит, не найдена необходимая тональность в предложениях школы- надо искать, может быть от чего-то отказываться. Если есть стабильность или рост вовлеченности, то это говорит о правильном направлении работы школы, соответствии ее предложения спросу (то что предлагается - действительно интересно участникам ОП).
  3.  Критерий возможностей (сколько конкурсов, мероприятий, творческих объединений учителей, родителей; обновление материально-технической базы, и пр.; для всех ли групп достаточно возможностей для участия в жизни школы как воспитательной системы). Может быть, что все предложения школы хороши, но их слишком мало. Или наоборот предложений много, но мала вовлеченность и значит это не адекватные предложения.
  4. Критерий Качественной оценки (удовлетворенность всех участников ОП, мотивация к обучению, СМИ о школе и пр.). Этот показатель нуждается в углубленной разработке. Действительно по-настоящему оценить успешность развития воспитательной системы могут только качественные характеристики. Но они трудно поддаются стандартизации.

В плане внеурочной деятельности школы предусмотрена работа творческих групп педагогов по поиску методов структурированного изучения качественных показателей, которые можно было бы присоединить к общим, количественным индикаторным показателям. Наряду с некоторыми психолого-педагогическими методиками на данный момент как основной нами используется метод структурированного наблюдения и экспертных оценок.

Частная диагностика состояния элементов внеурочной деятельности складывается из методов, позволяющих проанализировать качественные характеристики ее субъектов и параметры воспитывающей среды. Соответственно в структуре частной диагностики мы выделяем инструментарий для анализа и самоанализа работы педагогов (предметников и классных руководителей), воспитанности обучающихся, а так же комфортности пребывания в школе участников образовательного процесса и здоровьесберегающую инфраструктуру школы.

Диагностика воспитанности обучающихся

Выбирая инструментарий оценки воспитанности обучающихся, мы изучили и продолжаем изучать большое разнообразие литературы по этому вопросу. Таким образом, мы понимаем диагностику воспитанности как диагностику степени сформированности необходимых для успешной жизненной адаптации компетенций в соответствии с образом выпускника на каждом уровне обучения. Эта оценка осуществляется на основании:

  •  методов структурированного педагогического наблюдения по схеме образа выпускника;
  •  психологического обследования (тестирования и анкетирования);
  •  результативности в учебной деятельности;
  •  карты активности во внеурочной деятельности.


Однако нас интересует и отсроченные результаты своей работы: мы ведем мониторирование социальной успешности наших учеников. Перспективой является разработка минимума диагностического инструментария и его компьютеризация с целью полноценного анализа работы по внеурочной деятельности.

Диагностика комфортности пребывания в ОУ участников

образовательного процесса

Методы:

  1.  Блок анкет для изучения удовлетворенности участников ОП.
  2.  Блок методик для изучения удовлетворенности ОП и анализа образовательного спроса в рамках внеурочной деятельности.

Критериями эффективности реализации гимназией плана внеурочной деятельности является динамика основных показателей обучающихся:

  1.  Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
  2.  Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
  3.  Динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса работы по внеурочной деятельности обучающихся:

  1.  Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
  2.  Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);
  3.  Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольном этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса работы по внеурочной деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочке 5 класс

рабочая программа по внеурочке 5 класс...

Программа внеурочки по английскому языку " Литературная гостиная" для 8 класса

Программа внеурочной деятельности по английскому языку“Английская литературная гостиная” для 8-х классовНаправление: общеинтеллектуальное                  ...

Внеурочка 6 класс

Данный материал содержит информацию для ознакомления детей с предметом....

Внеурочка по географии 5,6 класс

Внеурочная деятельнось учителя Географии Джатиевой З.В. 5, 6 класс.Программа и КТП...

Внеурочка "Чудесная химия" 8 класс

Внеурочка "Чудесная химия" 8 класс...