Юный физик
элективный курс на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа п. Кострово»
Утверждено Директор школы ___________ Ю.А.Афанасьева приказ №_____от «____»____20___г. | Рассмотрено и утверждено на заседании МО учителей - предметников протокол № _____ от «____»_____20___г. | Рассмотрено и утверждено на заседании педагогического совета протокол № ___от «____»___20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юный физик»
5-6 класс
Количество часов в год – 35
Составитель:
Меркулова У.В, учитель информатики
п. Кострово
Для чего нам нужны Глаза? Чтобы видеть, конечно.
А уши? - Чтобы слышать.
А пальцы? - Трогать, осязать и держать в руке предметы.
А еще мы обладаем органами обоняния и вкуса -
это наши главные органы чувств, они рассказывают нам, что происходит в мире...
Наблюдение как метод исследования дает возможность изучить лишь внешние признаки явлений и предметов. Более глубокие знания могут быть получены с помощью экспериментального и теоретического исследования, в основе которых лежит моделирование явления, измерение тех или иных величин, описывающие сущность явлений или свойств предметов.
В любой области деятельности, будь то наука или техника, космонавтика или медицина, человеку часто приходится сталкиваться с необходимостью измерять ту или иную величину – температуру воздуха или высоту горы, объем тела или возраст археологических находок и так далее. Измерения можно выполнить специально для этого предназначенными приборами или инструментами или вместо непосредственного определения интересующей величины измерять другие, а нужную величину вычислять по формуле.
Стать исследователями на острове эксперимента для ребенка позволит не только окунуться в мир исследователя, но заставит открыть книгу для того чтоб еще раз узнать о сути изучаемого явления, понятия.
Попадая, в нестандартную ситуацию ребенок начинает раскрывать свои скрытые задатки исследователя, которые были в малом возрасте, когда задавалось много вопросов «как?» и «почему?». При проведении эксперимента или опыта, ребенок получает опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений,а с ним и "готовых" знаний и опыта для осуществления известных способов деятельности.
Кружок по физике "Юный физик" позволяет организовать проектную и исследовательскую деятельности учащихся, разработку тематики учебных проектов и исследований по курсу физики, освоение экспериментального метода научного познания, развитие творческих способностей.
Поиск и организация хранения информации
Выпускник научится:
- использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник научится:
- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя
оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме.
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл.
Выпускник получит возможность научиться:
- находить способы проверки противоречивой информации.
Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
✦ непрерывность дополнительного образования,
✦ развития индивидуальности каждого ребенка в системе внеурочной деятельности,
✦ системность организации учебно-воспитательного процесса,
✦ раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
В результате реализации данной программы у учащихся формируются следующие компетенции:
✦ систематизация, закрепление и углубление знаний фундаментальных законов физики,
✦ умение самостоятельно работать со справочной и учебной литературой различных источников информации,
✦ развитие творческих способностей учащихся.
На данном этапе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
По выполнении программы учащиеся должны знать: основные понятия физики
✦ опыт и эксперимент
✦ понятие инерции
✦ плотность тел
✦ условия плавания тел
✦ спектр
✦ преломление света
✦ линзы
✦ атмосферное давление
✦ электризация тел
✦ взаимодействие магнитов
✦ молния
✦ электрический ток
✦ вращательное движение
✦ центр тяжести
✦ равновесие тел
✦ эффект Магнуса
По выполнению программы учащиеся должны уметь производить расчеты:
✦ производить расчеты по физическим формулам
✦ производить расчеты по определению плотности тела
✦ решать качественные задачи
✦ делать выводы
В процессе занятий учащиеся приобретают умения:
- наблюдать и изучать явления; объяснять результаты наблюдений,
✦ проводить эксперимент,
✦ изготавливать физические приборы,
✦ выдвигать гипотезы, делать выводы, участвовать в дискуссиях,
✦ защищать проекты
✦ Учащиеся знакомятся с именами таких учёных, как Галилей, Архимед, Ломоносов М. В., Бернулли И.,и др.
Форма организации: занятия проводятся 1 раза в неделю в учебном кабинете. Краткое содержание курса:
- Введение
- Механика
- Теплота и молекулярная физика
- Электричество и магнетизм
- Оптика
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание обучения | Количество учебных занятий | |
1. | Введение: занимательные опыты 13 часов | ||
2. | Вращательное движение. | 1 | |
3. | Движение газов. | 1 | |
4. | Равновесие жидкости. | 1 | |
5. | Равновесие газов. | 1 | |
6. | Оптика распространение и отражение света. | 1 | |
7. | Электростатика. | 1 | |
8. | Магнетизм. | 1 | |
9. | Равновесие тел. | 2 | |
10. | Движение жидкостей. | 2 | |
11. | Молекулярные силы жидкости. | 2 |
12. | Физический эксперимент 18 часов | |||
13. | Определение плотности тел. | 2 | ||
14. | Изучение равновесия рычага. | 2 | ||
15. | Изготовление модели молниеотвода. | 2 | ||
16. | Сборка электрических цепей. Измерение силы тока в разных участках цепи на лампе накаливания. | 2 | ||
17. | Сборка электрических цепей. Измерение напряжения на лампе накаливания в разных участках цепи. | 2 | ||
18. | Изучение работы электродвигателя. | 2 | ||
19. | Изготовление источника питания и измерение. | 2 | ||
20. | Изучение изображения даваемого собирающей линзы. | 2 | ||
21. | Работа с дополнительной информацией 1 часа | |||
22. | Занимательные опыты 2часа | |||
23. | Резерв 1 часа | |||
24. | Всего 35 часа |
Содержание курса
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Методические рекомендации | Используемый материал | Форма работы | Планируемый итог |
1. | Введение. Движение газов. | 1 | 1.Вводная часть первого занятия посвящена вопросу: Что такое физика? 2. Найти ответ на вопросы: Почему склеиваются два листа бумаги если между ними продувать воздух? Куда река сносит течением? Почему летит и поднимается бумажный самолет в воздухе? | Презентация | Индивидуальная работа по изготовлению самолетов, проведение опыта с листами. Обсуждение. | Изготовление самолетов. Искусственного смерча |
2. | Вращательное движение. | 1 | Рассмотреть полет кленового «самолетика». 1.Вися на голове, или Можно ли висеть на голове? | Видио фрагмент | Индивидуальная работа по изготовлению бумеранга. Обсуждение | «Скорпиончик» (прыгающая пуговица) Изготовление бумеранга и его испытание. |
3. | Равновесие жидкости | 1 | Проведение эксперимента: поведение картофеля в пресной и соленой воде. Рассматриваются понятия: плотность, выталкивающая сила | Интерактивная модель поведения тел в жидкости | Групповая работа по проведению эксперимента. Индивидуальная работа. Обсуждение | Изготовление «картезианского » водолаза |
4. | Равновесие газов | 1 | Проведение занимательных опытов с атмосферным давлением. Рассматривается и разбирается понятие атмосферного давления | Графин, яйцо, газетный лист, линейка, стакан с водой, лист тетрадный | Групповая работа по проведению эксперимента. Индивидуальная работа. Обсуждение | Демонстрация |
5. | Оптические явления | 1 | Найти ответ на вопросы: Почему ломается карандаш в воде? Почему разливается | Презентация оптических явлений | Проведение опыта с монетой и | Изготовление и испытание |
серебро по поверхности воды? Почему предметы окрашены в разные цвета? Рассматриваемые понятия: оптические среды, закон прямолинейного распространения света, отражение света, спектр | жидкостью | диска Ньютона | ||||
6. | Электростатика | 1 | 1.Почему пляшут бумажные человечки 2.Танцующая фольга 3.Сортировка | Демонстрация электрофорная машина, бумажное полотенце, чайная ложка соли, чайная ложка молотого перца, ложка, воздушный шарик, шерстяной свитер | Групповая работа по проведению эксперимента. Индивидуальная работа. Обсуждение | Изготовления электрического султана |
7. | Магнетизм | 1 | 1. Может ли стальная намагниченная полоса иметь более двух полюсов? | Демонстрация Презентация | Групповая работа по проведению эксперимента. Индивидуальная работа. Обсуждение | Изготовление магнитной вертушки |
8. | Равновесие тел | 2 | 1.Обруч который может катиться ввер по наклонной плоскости;
| Болты, ножницы, бумага | Групповая работа по проведению эксперимента. Индивидуальная работа. Обсуждение | Изготовление диска Воробей на ветке |
9. | Движение жидкостей | 2 | Опыты по переливанию жидкости: 1. Как перелить воду из бутылки , не наклоняя ее. 2.гидродинамический парадокс | Пластиковые бутылки, резиновые жгуты, воронки | Групповая работа по проведению эксперимента. Индивидуальная работа. | Изготовление сифонов «водяной таран» |
Обсуждение | ||||||
10. | Молекулярные силы жидкости | 2 | 1.Почему перемещаются по воде водомерки? 2.Может иголка плавать на поверхности воды? | Жидкое мыло, парафин,картон, ножницы, стеклянные трубки | Групповая работа по проведению эксперимента. Индивидуальная работа. | Изготовление плавающей ракеты,и проведение регаты Изучение мыльных пузырей |
11. | Физический эксперимент 18 часов | |||||
12. | Определение плотности тел. | 2 | Лабораторное оборудование | |||
13. | Изучение равновесия рычага. | 2 | Лабораторное оборудование | Общий отчет | ||
14. | Изготовление модели молниеотвода. | 2 | Лабораторное оборудование | Общий отчет | ||
15. | Сборка электрических цепей. Измерение силы тока в разных участках цепи на лампе накаливания. | 2 | Лабораторное оборудование | Общий отчет | ||
16. | Сборка электрических цепей. Измерение напряжения на лампе накаливания в разных участках цепи. | 2 | Лабораторное оборудование | Общий отчет | ||
17. | Изучение работы электродвигателя. | 2 | Лабораторное оборудование | Общий отчет | ||
18. | Изготовление источника питания и измерение. | 2 | Лабораторное оборудование | Общий отчет | ||
19. | Изучение изображения даваемого собирающей | 2 | Лабораторное оборудование | Общий отчет |
линзы. | ||||
20. | Физические явления Работа с дополнительной информацией 1 час (обучающиеся готовят дополнительный материал о природных явления) (Выпадение росы, радуга, северное сияние, мираж и др.) | |||
21. | Занимательные опыты 2час (Обучающиеся сами подготавливают занимательные опыты, эксперименты) | |||
22. | Выступление перед одноклассниками на физическом вечере, классном часе и др.) |
Этапы оформления занимательных опытов по физике:
- Название опыта
- Необходимые для опыта приборы и материалы
- Этапы проведения опыта
- Объяснение опыта
Литература:
- Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. Л.А.Горев. М.: “Просвещение”, 1985.
- Занимательная физика. Я.И. Перельман. М.: “Наука”, 1991.
- Сборник по методике и технике физического эксперимента. Под ред. Н.В. Алексеева. М.: “Учпедгиз”, 1960.
- Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы. Под ред. С.Е.Каменецкого, Н.С.Пурышевой. М.: “Академия”, 2000
- Т.И.Трофимова. “Курс физики”, изд. “Высшая школа”, М., 1999г.
- Методическая литература по курсу физика WWW.METODIST.RU
- Сборник физических законов “закон Бернулли” WWW.ADNET.RU
- Билимович Б. Ф. Физические викторины. М., «Просвещение», 1977
- Горев Л. А. Занимательные опыты по физике. М., «Просвещение», 1985
- Ченцов А. А. Вечера занимательной физики. Белгород, 1964
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по физике 7 класс "Посвящение в юные физики"
Этот сценарий можно использовать как на итоговом уроке повторения, так и для внеклассного мероприятия...
Программа внеурочной деятельности по физике " Юный физик "
Кружок способствует развитию поддержки интересса учащихся к научной технической деятельности, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы и создает условия для в...
Вечер по физики "Клуб юных физиков"
Вечер по физики "Клуб юных физиков"...
презентация по физике "Клуб юных физиков"
презентация по физике "Клуб юных физиков"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/06/picture-1090281-1544088169.jpg)
Кружок по физике "Юный физик"
Программа составлена на основе программы по физике для 7-х классов, используемой в настоящее время. Программа кружка базируется на программе факультативного курса, составленной Н.К. Гладышевой, Ю...
Конспект урока по физике в 7 классе по теме: "Посвящение в юные физики"
Конспект урока по физике в 7 классе по теме: "Посвящение в юные физики"...